Научная статья на тему 'Экономическая безопасность России во взаимодействии с современными миграционными процессами'

Экономическая безопасность России во взаимодействии с современными миграционными процессами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЫНОК ТРУДА / ECONOMIC SECURITY / MIGRATION PROCESSES / MIGRATION / MIGRATION POLICY / ECONOMIC DEVELOPMENT / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Купрещенко Николай Пиманович, Кушхова Ася Аслановна

Исследуется сложный и актуальный вопрос понимания миграционных процессов и их влияния на экономическую безопасность стран-доноров и стран-реципиентов. Миграция порождает как возможности для обеспечения экономической безопасности, так и угрозы. Также раскрывается вопрос о том, как миграционная политика позволяет снизить угрозы экономической безопасности и использовать возможности, создаваемые миграционными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA IN CONJUNCTION WITH MODERN MIGRATION PROCESSES

The complex and topical issue of understanding migration processes and their impact on the economic security of donor countries and recipient countries is investigated. Migration creates both opportunities for economic security and threats. It also raises the question of how migration policy can reduce threats to economic security and take advantage of the opportunities created by migration processes.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность России во взаимодействии с современными миграционными процессами»

УДК 33 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10179

ББК 65 © Н.П. Купрещенко, А.А. Кушхова, 2020

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Николай Пиманович Купрещенко, профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: kuper52@mail.ru

Ася Аслановна Кушхова, адъюнкт ФПНПиНК кафедры экономики и бухгалтерского учета Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: kushkhova_mvd@mail.ru

Аннотация. Исследуется сложный и актуальный вопрос понимания миграционных процессов и их влияния на экономическую безопасность стран-доноров и стран-реципиентов. Миграция порождает как возможности для обеспечения экономической безопасности, так и угрозы. Также раскрывается вопрос о том, как миграционная политика позволяет снизить угрозы экономической безопасности и использовать возможности, создаваемые миграционными процессами.

Ключевые слова: экономическая безопасность, миграционные процессы, миграция, миграционная политика, экономическое развитие, рынок труда.

THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA IN CONJUNCTION WITH MODERN MIGRATION PROCESSES

Nikolay P. Kupreschenko, Professor of Economics and Accounting Department, Doctor of Economic Sciences, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: kuper52@mail.ru

Asya A. Kushhova, Adjunct FPNPiNK of Economics and Accounting Department

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: kushkhova_mvd@mail.ru

Abstract. The complex and topical issue of understanding migration processes and their impact on the economic security of donor countries and recipient countries is investigated. Migration creates both opportunities for economic security and threats. It also raises the question of how migration policy can reduce threats to economic security and take advantage of the opportunities created by migration processes.

Keywords: economic security, migration processes, migration, migration policy, economic development, labor market.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Купрещенко Н.П., Кушхова А.А. Экономическая безопасность России во взаимодействии с современными миграционными процессами. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(3):242-245.

Миграционные процессы — это сложное явление, затрагивающее базовые составляющие экономической безопасности как стран-доноров, так и стран-реципиентов. Данное явление сопровождало всю историю человечества, однако в современную эпоху углубляющейся глобализации ее масштабы нарастают. Миграция оказывает существенное влияние на экономическую безопасность и отправляющей, и принимающей страны, причем влияние это может быть как положительным, так и отрицательным. Именно поэтому важно рассмотреть миграционные процессы как вопрос государственной

политики в сфере управления экономической безопасностью, поскольку такой ракурс рассмотрения проблемы позволяет увидеть ряд возможностей и угроз.

Однако, прежде, чем перейти непосредственно к раскрытию вопроса связи состояния экономики конкретной страны или региона и миграционных потоков, соответствующих конкретной территории, дадим определение базовым понятиям.

Чаще всего в научной литературе под миграционными процессами подразумевается плановое или стихийное переселение людей из одной геогра-

фической зоны (населенного пункта, региона, страны) в другую с целью постоянного или временного проживания. Движущей силой миграционных процессов, определяющих их характер, а также отдельные черты, является группа факторов, формирующих притягивающее или выталкивающее воздействие [4].

При формулировании понятия «экономическая безопасность» в научной среде нет такого единства мнений, как при трактовке термина «миграционные процессы». Однако, в контексте темы работы интересной представляется формулировка М. Чекко-рули, которая под экономической безопасностью понимает такой набор свойств макроэкономической системы (например, экономики государства), который позволяет ей сохранять динамическое равновесие при постоянном стремлении воспроизводить новые модели экономических отношений. При этом ключевую роль в обеспечении экономической безопасности данный исследователь отводит человеку, объясняя это тем, что, несмотря на то, что любая экономическая система характеризуется множеством параметров, свойств и внутренних связей, но единственный элемент, который в данной системе обладает способностью целенаправленной деятельности по ее видоизменению и управлению всеми остальными составляющими процессами — это человек [2].

Следствием сказанного выше является вывод о том, что миграционные процессы, влияя на кадровый потенциал той или иной территориальной зоны, оказывают определяющее воздействие на ее экономическую безопасность. Причем миграционные процессы, вне зависимости от направления миграционных потоков (входящие и/или исходящие), могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на экономическую безопасность. Входящий миграционный поток оказывает положительное влияние на экономическую безопасность конкретной территориальной зоны лишь в случае, если имеет место приток мигрантов с определенными трудовыми навыками, в которых локальная экономическая система испытывает дефицит. Например, если «узким» местом кадровой составляющей экономической безопасности выступают специалисты в области Data Science, то приток мигрантов, обладающих данной квалификацией, создает основу для перехода экономической системы в качественно новое состояние, т.е. возникает абсолют-

но иной уровень экономической безопасности. Если же трудовые навыки, которыми обладают уже прибывшие мигранты, не находят применения в экономической среде, то возникает избыточное давление на социальную систему и инфраструктуру принявшей их территориальной зоны, т.е. с точки зрения экономической безопасности имеет место реакционный фактор [3].

В силу описанных выше зависимостей, управление миграционными процессами должно быть согласовано с базовыми составляющими экономической безопасности. Возникает новая отрасль управления в макроэкономике, которая связана с устранением «узких» мест в системе экономической безопасности территориальных зон через управление миграционными процессами. Такая система управления подразумевает реализацию интегрированного подхода к планированию и управлению всем потоком информации о фактических параметрах системы экономической безопасности и ее потребностях в кадрах, обладающих определенной квалификацией, которые возникают в экономических процессах территориальной зоны с последующим устранением возникших диспропорций через реализацию эффективной миграционной политики [5].

Планирование и реализация миграционной политики происходит как связующий элемент по всем этапам цепи управления экономической безопасностью. Основная задача государственной политики в данном случае заключается в том, чтобы организовать миграционные потоки так, чтобы сохранить баланс между оптимальным уровнем экономической безопасности и соблюдением локальных и международных законодательных актов (это важный ограничивающий фактор). В долгосрочной перспективе те страны, которые рассматривают оптимизацию своих миграционных потоков как стратегический актив в управлении экономической безопасностью, могут развиваться в среднем на 5070% быстрее [6].

По мнению Ф. Адамсона, под экономической безопасностью понимается общая способность государства, связанная с многообразием ресурсов в его распоряжении и уровнем развития человеческого потенциала, которые проявляются в способности государственной политики адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, а также достигать преследуемые стратегические цели [1]. Как

видно из приведенного определения, из совокупности ресурсов, определяющих экономическую безопасность, исследователи особенно выделяют человеческую составляющую.

В современном мире претерпела трансформацию природа хозяйственного базиса экономического потенциала; «интеллектуальные технологии» планомерно заменяют «машинные технологии» эпохи индустриального уклада, формируются новые подходы к организации бизнес-процессов. В данной ситуации значительную роль в формировании экономической безопасности той или иной территориальной зоны играет качество его населения. Люди обладают определенным потенциалом, они способны вести целенаправленную работу по видоизменению окружающей их экономической среды. Именно поэтому передовые страны ведут целенаправленную работу по управлению миграционными процессами, работают над оптимизацией условий для привлечения высококвалифицированных специалистов и накопления критической массы людей, способных осуществлять качественные изменения экономической безопасности [8].

Безусловно, управление миграционными процессами не всегда определяется целями обеспечения экономической безопасности. Как показывает современная практика Европейского Союза, миграционные процессы могут быть обусловлены также политическими и гуманитарными причинами. Результатом смещения фокуса внимания при управлении миграционными процессами с критериев экономической безопасности в пользу иных целей становится то обстоятельство, что прибывающие кадры зачастую остаются не востребованы в экономике стран-реципиентов. Такой характер миграционных процессов находится в антагонистических отношениях с экономической безопасностью, поскольку, с одной стороны, усиливается нагрузка на бюджеты стран Европейского Союза (требуются расходы на социальное обеспечение и компенсацию роста нагрузки на инфраструктуру), с другой стороны, внутри стран-реципиентов возникает феномен выталкивающего миграционного давления, когда культурно инородные элементы набирают некую критическую массу [7].

Но не только миграционные процессы влияют на экономическую безопасность; существует и обратное воздействие. В ситуации, когда состояние

экономики в той или иной территориальной зоне не позволяет реализовать человеческий потенциал отдельных слоев населения, то люди не видят иных вариантов кроме как мигрировать в другой регион или другую страну. Существует и худшая вариация выталкивающего воздействия экономической среды!, когда люди не видят иных вариантов, кроме миграции, чтобы избежать голода или даже смерти. В таком случае для страны-донора возрастает энтропия экономического потенциала вследствие того, что выталкивающая миграция провоцирует возникновение ряда необратимых процессов (так называемая «миграционная петля») [2].

Демографическая обстановка в более, чем 50% странах мира (как правило, это экономически развитые страны) на сегодняшний день характеризуется естественной убылью населения. Власти этих стран за счет миграционной политики пытаются стабилизировать численность населения в трудоспособном возрасте, тем самым, управляя процессами обеспечения экономической безопасности.

В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за счет мигрантов на современном этапе развития (по итогам 2018 г.) сформировано от 10 до 30% экономически активного населения. Для сравнения в 1960 г. в структуре занятого в экономике стран-членов ОЭСР населения лишь 5% составляли мигранты в первом поколении [2]. Специально акцент сделан на экономически развитых странах1, многие из которых, во-первых, преуспели в вопросах обеспечения экономической безопасности, во-вторых, являются центрами притяжения миграционных потоков со всего мира.

Интенсификация миграционных процессов в мире наблюдается с 2000-х гг. Например, за период с 2001 по 2014 гг. общая численность мигрантов, официально проживающий в странах-членах ОЭСР, увеличилась на 20%, в то время как количество мигрантов с высоким уровнем квалификации выросло на 70%. С одной стороны, имеет место опережающая динамика роста интеллектуальной миграции по сравнению с ее суммарными характеристиками. С другой стороны, наблюдается изменение структуры миграционного потока. Для того, чтобы пояснить,

1 Организация экономического сотрудничества и развития объединяет 36 наиболее экономически развитых стран мира, на долю которых приходится более 60% мирового ВВП, в то время как проживает на их территории около 18% населения.

что имеется ввиду приведем статистику для сравнения. В период с 1991 по 1999 гг. при общей динамике роста числа мигрантов в странах-членах ОЭСР менее 10%, прирост тех из них, кто обладает высокой квалификацией составил 130%.

М. Натан, комментируя слом тренда, говорит о том, что развивающие страны как источник миграционных потоков высококвалифицированных кадров, исчерпали свой потенциал воспроизводства, прямо указывая на их экономическую деградацию [5]. Из данного утверждения следует прямая связь между миграционными процессами и экономической безопасностью, когда входящие потоки высококвалифицированного человеческого ресурса привели к экономическому процветанию отдельных территорий и деградации других стран.

Дополнить картину влияния миграционных процессов на экономический потенциал тех или иных территориальных зон позволяют следующие аспекты.

Целостный взгляд на проблему влияния миграционных процессов на экономическую безопасность позволят сформировать следующие аспекты, выверенные М.А. Клеменсом [3]:

♦ влияние миграционных процессов на базовые характеристики экономической безопасности инерционно по своей сущности, поэтому важно разделять краткосрочный и долгосрочный эффекты;

♦ при обеспечении экономической безопасности через управление миграционными процессами очень важно учитывать фактор дифференциации квалификационного уровня мигрантов, а также возможность их быстрой культурной адаптации. Необходимо отметить, что без минимального уровня культурной ассимиляции мигранту практически невозможно встроиться в экономические процессы страны-реципиента, а период адаптации тем быстрее проходит, чем ближе культурные среды страны-донора и стра-ны-р еципиента.

В заключение, необходимо сделать вывод, что между экономической безопасностью и миграционными процессами существует прямая связь. Причем эта корреляция для экономической безопасности может быть как положительной, так и отрицатель-

ной, поскольку миграционные процессы в данной абстрактной двухфакторной модели представляют собой образ сил, которые обеспечивают достижение определенных экономических результатов страны-реципиента за счет ухудшения кадрового потенциала страны-донора. Поэтому миграционные процессы дуальны по своей природе, поскольку в результате их возникновения неизбежно возникают два исхода, несводимых друг к другу и даже противоположных друг другу. Дуализм природы миграционных процессов порождает возможности для одних территориальных зон и угрозы экономической безопасности для других.

Литература/References

1. Adamson F. Crossing Borders: International Migration and National Security // International Security № 31 (1), 2006, pp. 165-199.

2. Ceccorulli M. Migration as a security threat: internal and external dynamics in the European Union // Forum on the Problems of Peace and War in Florence, № 65/09, 2009, pp. 214-243.

3. Clemens M.A. Migration is a Form of Development: The Need for Innovation to Regulate Migration for Mutual Benefit, UN Population Division, Technical Paper № 2017/8. New York: United Nations, 2018.

4. Massey D.S. Economic Development and International Migration in Comparative Perspective // Population and Development Review, Vol. 14, № 3, 1988, pp. 383-413.

5. Nathan M. The Wider Economic Impacts Of High-Skilled Migrants: A Survey Of The Literature For Receiving Countries // IZA Journal Of Migration № 3(1), 2014, p. 4.

6. Niebuhr A. Migration And Innovation: Does Cultural Diversity Matter For Regional R&D Activity?: Migration And Innovation // Papers In Regional Science, № 89(3), 2010, pp. 563-585.

7. The Linkages between Migration, Agriculture, Food Security and Rural Development. Rome: United Nations, 2018.

8. World Migration Report 2018 by International Organization for Migration. Dublin, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.