УДК 796.011.1; ББК 74.48
DOI 10.24412/2658-638Х-2021-1-103-106
© Вершинин М.А., Ваняшин И.С. 2021
ANALYSIS OF THE STABILITY OF THE PSYCHOPHYSICAL STATE OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO THE TRAINING LOAD
АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
К УЧЕБНОЙ НАГРУЗКЕ
Mikhail A. Vershinin,
Professor of the Department of Physical Training of the Volgograd Academy of the MIA of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor 130 ul. Istoricheskaya, 400089, Volgograd E-mail: [email protected]
Ilya S. Vanyashin,
Teacher of the Department of Fire and Physical Training of the Volgodonsk Bbranch of the Rostov Law Institute of the MIA of Russia
130 ul. Istoricheskaya, 400089, Volgograd E-mail: [email protected]
Михаил Александрович Вершинин,
профессор кафедры физической подготовки Волгоградской академии МВД России, доктор педагогических наук, профессор 400089, г. Волгоград, ул. Историческая, 130 Е-таП: [email protected]
Илья Сергеевич Ваняшин,
преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России 400089, г. Волгоград, ул. Историческая, 130 Е-таП: [email protected]
Для цитирования: Вершинин М.А., Ваняшин И.С. Анализ устойчивости психофизического состояния курсантов образовательных организаций МВД России к учебной нагрузке. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 103-106.
Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.
Abstract. The modern educational process is accompanied by significant mental stress. They are accompanied by additional physical restrictions. In constantly changing conditions, which are associated with a change in the situation, an increase in the amount of information, the formation of nervous and emotional tension, inactivity, students need to make the right decisions. Having traced the dynamics of motor activity and changes in psychophysical indicators, we can say that the nature and content of training sessions have a significant impact on the physical and mental performance of students. With a competent organization of educational activities of students, the educational process should bring benefits and pleasure. Educational activities should be accompanied by stressful and stressful situations for the development of future specialists. These situations should not exceed a certain threshold, thereby forming pathological processes.
Аннотация. Современный образовательный процесс сопровождается значительными психическими нагрузками. Они сопровождаются дополнительными физическими ограничениями. В непрерывно меняющихся условиях, которые связанны со сменой обстановки, ростом объема информации, формированием нервно-эмоционального напряжения, гиподинамией, обучающимся необходимо принимать правильные решения. Проследив динамику двигательной активности и изменение психофизических показателей можно сказать, что значительное влияние на физическую и умственную работоспособность обучающихся оказывает характер и содержание учебных занятий. При грамотной организации образовательной деятельности обучающихся учебный процесс должен приносить пользу и удовольствие. Образовательная деятельность должна сопровождаться напряженными и стрессовыми ситуациями для развития будущих специалистов. Данные ситуации не должны превышать определенный порог, тем самым формирую патологические процессы.
Keywords: motor activity, cadets, nervous and emotional tension, physical culture, educational process.
Ключевые слова: двигательная активность, курсанты, нервно-эмоциональное напряжение, физическая культура, учебный процесс.
Введение. Образовательный процесс в современных высших учебных заведениях сопровождается значительными умственными нагрузками. Обучению, как определенному виду умственного труда, можно отнести ряд характерных особенностей. К ним можно отнести постоянно меняющийся объем задаваемых заданий, регулярным обновлением получаемой информации, которая важна для обучения, ограниченными временными рамками для овладения знаниями, а также гиподинамией [1, 2]. При этом важно отметить, что обучение в ведомственном вузе сопровождается соблюдением дисциплины и выполнением служебных обязанностей [3]. Как следствие обучающиеся должны быстро находить решение конкретным проблемным ситуациям, а в будущем потенциальным практическим обстоятельствам в служебной деятельности [4]. Находясь в постоянно меняющихся условиях, которые определяют смену ситуаций, обрабатывая большой объем информации, а также находясь преимущественно в малоподвижном состояние возникает нервно-эмоциональное напряжение, которое значительно
увеличивает требования к качествам курсантов [5]. Данные обстоятельства определили цель исследования - проанализировать изменение уровня нервно-эмоционального напряжения у курсантов в течение учебной недели.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось с курсантами 4 курса Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина (Бел ЮИ МВД РФ имени И.Д. Пути-лина). В общей сложности приняло участие в исследовании 50 курсантов (30 юношей и 20 девушек).На протяжении учебной недели проводилось тестирование с помощью «Биомыши» (КПФ-01Ь/с) для оценки психофизического состояния. Также проводилось измерение кожно-гальванической реакции (КГР). Дополнительно анализировалось содержание учебных занятий и двигательная активность, с помощью шагомеров OmronWalkmgStyleШ.
Результаты исследования и их обсуждение. В содержание учебной недели у курсантов, представленное в табл. 1, в основном теоретические занятия и два практических занятия по физической подготовке (ФП).
Таблица 1
Содержание учебной недели и динамика изменения двигательной активности у девушек и юношей
Время/пара Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Д Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д Ю
1 пара 08.30-10.00 Семинар Лекция Семинар Лекция Семинар
Двигательная активность 424 ±79 531 ±61 121 ±19 153 ±25 384 ±99 501 ±81 172 ±24 213 ±31 301 ±48 422 ±62
8 10.15-11.45 Семинар Семинар Лекция Лекция Семинар
с <N Двигательная активность 631 ±62 703 ±59 301 ±56 412 ±28 150 ±39 212 ±21 185 ±28 240 ±25 534 ±82 651 ±91
а 12.00-13.30 Практическое занятие (ФП) Семинар Семинар Лекция Практическое занятие (ФП)
а1 с Двигательная активность 5330 ±342 6860 ±658 340 ±24 391 ±35 404 ±59 546 ±41 151 ±23 232 ±28 4260 ±251 6460 ±364
Общая двигательная активность 6385 ±284 8094 ±375 762 ±98 956 ±85 938 ±92 1259 ±1 03 508 ±56 685 ±64 5095 ±319 7533 ±401
За время проведения теоретических занятий уровень двигательной активности у курсантов не превышает 1500 шагов. Это еще раз указывает на гиподинамические условия, которые дополнительно создают напряженную обстановку. Проведение практических занятий по физической подготовке у курсантов восполняет объем двигательной активности. Так девушки за одно занятие выполнили 5330±342 шагов, а юноши 6860±658 шагов. Казалось бы, что это довольно хорошо восполняет дефицит активности. Но, к сожалению, двигатель-
ная активность у курсантов не равномерно распределяется в течение учебного дня, что тоже негативно сказывается на психофизическом состояние молодых людей.
Изменение психофизических показателей представлено в таблице 2. Тестирование с помощью «Биомыши» (КПФ-01Ь/с) позволило объективно их оценить. Первым был тест с измерением простой реакции. У девушек латентное время менялось волнообразно. Лучший результат отмечен в среду - 218 мс. В понедельник и пятницу этот по-
казатель был больше. Оценивая среднее моторное время, прослеживается та же тенденция. У юношей латентное время снижается от понедельника к пятнице. Лучшие результаты моторного времени отмечены в понедельник и пятницу. Физическая активность по-разному влияет на данные показатели у девушек и юношей.
В тесте для оценки сложной сенсомотор-ной реакции оценивались такие же показатели и дополнительно ошибки. Ошибки в таблице, допущенные в тесте, не отражены. Ни один из испытуемых не допустил ошибок. Анализи-
руя результаты в тесте, прослеживается такая же тенденция, что и в предыдущем. Следующий показатель, который отражен в таблице, критическая частота слияния мельканий. Она зависит от функциональной подвижности нервных процессов, что в свою очередь чувствительно к изменению нервно-эмоционального состояния. Полученные данные указывают на напряженность курсантов в середине недели. Занятия по физической подготовке позволили в конце и начале недели нивелировать негативные последствия учебных занятий.
Таблица 2
Динамика изменения психофизических показателей и кожно-гальванической реакции у девушек и юношей
Название теста Простая сенсома-торная реакция Сложная сенсома-торная реакция Критическая частота слияния мельканий Корректурная проба Тест Люшера Кожное напряжение
Показатели Латентное время Моторное время Латентное время Моторное время Критический период Критическая частота Успешность Ошибки Темп ответов Сумма тревог Вегетативный коэффициент Аутогенная норма
Ед. мс мс мс мс мс Гц % шт мс кОм
Девушки
Понедельник 250 95,6 289,6 145,6 23,44 43,2 92 0,6 3162 1,33 1,04 13,3 25
Вторник 221 71 255 113 19,69 50,7 100 0 3876 1 1,1 12 25
Среда 218 76 257 110 19,69 50,7 100 0 2425 3 0,82 12 14
Четверг 231 85 335 103 25,31 39,5 77 2 2854 2 1,86 12 16
Пятница 233 98,5 313 125 24,38 41,0 100 0 3125 1 1,09 15 30
Юноши
Понедельник 261,4 80,2 281,6 132,8 21,56 46,5 92,8 0,6 3306 4 0,96 19,2 24,8
Вторник 254 126,6 288,3 169,3 28,13 36,5 96 0,3 3843 6,33 1,26 22,6 8,67
Среда 253,1 107,4 290,8 133,4 21,25 48,8 98,2 0,1 3168 2,57 0,78 18,8 13,86
Четверг 222,3 96,83 265,6 132,8 24,19 42,3 100 0 3427 5,17 1,01 23 13,33
Пятница 228,3 91,33 273,1 139,5 22,31 48,2 96 0,3 2673 6,17 0,81 23,6 15,17
Корректурная проба позволила проанализировать изменения распределения и концентрации внимания у курсантов. Данный тест регистрировал ошибки. Наибольшее количество ошибок допустили в понедельник и четверг. В эти же дни
у девушек самая низкая успешность ответов. Хотя средний темп ответов относительно результатов недели средний. У юношей успешность ответов на протяжении недели менялась. Безошибочно выполнен тест только в четверг. При этом средний
темп ответов достаточно высок. Данные результаты указывают на оказываемое влияние учебной деятельности на психофизическое состояние обучаемых.
Дополнительно курсантам был предложен Тест Люшера для определения субъективного состояния (сумма тревог, вегетативный коэффициент, отклонение от аутогенной нормы). Данные теста указывают на выделение курсантами начала недели (врабатывание) и окончания (накопление усталости).Оценка кожно-гальванической реакции девушек и юношей показала высокие результаты в начале и конце недели. Данное обстоятельство связанно с практическими занятиями по физической подготовке. Снижение показателя отмечено в середине недели. Что свидетельствует о снижение а активности и росте усталости, напряженности.
Заключение. Проследив динамику двигательной активности и изменение психофизических показателей можно сказать, что значительное влияние на физическую и умственную работоспособность обучающихся оказывает характер и содержание учебных занятий. При грамотной организации образовательной деятельности обучающихся учебный процесс должен приносить пользу и удовольствие. Образовательная деятельность должна сопровождаться напряженными и стрессовыми ситуациями для развития будущих специалистов. Данные ситуации не должны превышать определенный порог, тем самым формирую патологические процессы.
Библиографический список
1. Аракелов, Г.Г. Стресс и его механизмы / Г.Г. Аракелов // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 1995. № 4. С. 45-54.
2. Бачурина, Ю.В. Двигательная активность как один из способов сохранения здоровья студенческой молодежи / Ю.В. Бачурина, А.Г. Тихая // Педагогические и социологические аспекты об-
разования : материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 247-249.
3. Маслянюк, В.И. Исследование функциональных показателей курсантов в условиях нервно-эмоционального напряжения / В.И. Маслянюк, А.А. Воробьев, И.М. Алекперов // Известия Российской Военно-медицинской академии, 2020. Т. 2. № S1. С. 111-112..
4. Панченко, Г.А. Психофизические особенности интеллектуальной деятельности студентов в период зачетно-экзаменационной сессии / Г.А. Панченко, А.М. Куашев, А.А. Татарканов // Теория и практика современной науки. 2017. № 4 (22). С. 674-678.
5. Судаков, К.В. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса / К.В. Судаков // Физиология человека. 1996. Т. 22. № 4. С.73-78.
References
1. Arakelov, G. G. Stress and its mechanisms / G.G. Arakelov / / Vestn. Mosk.un-ta. Ser. 14, Psychol-ogy.1995. №. 4. P. 45-54.
2. Bachurina, Yu. V. Motor activity as one of the ways to preserve the health of student youth / Yu.V. Bachurina, A. G. Tikhaya // Pedagogical and sociological aspects of education. materials of the International Scientific and Practical Conference. 2018. P. 247-249.
3. Maslanik, V. I. Investigation of the functional indicators of students in terms of neuro-emotional stress / V.I. Maslanik, A.A. Vorobyov, I.M. Alak-barov // Bulletin of the Russian Military medical Academy, 2020. T. 2. № S1. P. 111-112..
4. Panchenko, G.A. Psychophysical features of the intellectual activity of students during examination period / G.A. Panchenko, A.M. covering the region, A.A. Tatarinov // Theory and practice of modern science, 2017. № 4 (22). P. 674-678.
5. Sudakov, K.V. Stress as an ecological problem of scientific and technological progress / K.V. Sudakov // Human Physiology, 1996. - Vol. 22. - №. 4. - P. 73-78.