Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.10.2019
УДК 796.011
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И САМОКОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Дмитрий Александрович Раевский, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Борисович Качалов, кандидат экономических наук, доцент, Валерий Павлович
Румянцев, доцент, Евгений Васильевич Мамышев, старший преподаватель, Государственный университет управления, Москва
Аннотация
В статье представлены данные педагогического эксперимента, характеризующие двигательную активность студентов, для определения которой были выявлены следующие показатели: частота сердечных сокращений, температура тела, тест Руфье-Диксона. Количество шагов в суточном и недельном цикле определялось с помощью метода шагометрии. Результаты проведенных исследований подчеркивают значимость самоконтроля и отслеживания динамики двигательного потенциала в качестве наглядного определения которых предлагается диаграмма двигательной активности. Визуальное воздействие полученных данных помогает осмыслить и при необходимости пересмотреть свое отношение к регулярной мышечной деятельности, и осознать, что ее недостаток может привести к нежелательным последствиям.
Ключевые слова: двигательная активность, физическая подготовленность, двигательная деятельность, работоспособность.
MOTOR ACTIVITY AND SELF-CONTROL IN LIFE ACTIVITY OF STUDENTS
Dmitry Aleksandrovich Raevsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Borisovich Kachalov, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Valery Pavlo-vich Rumyantsev, the senior lecturer, Evgeny Vasilyevich Mamyshev, the senior teacher, State
University of Management, Moscow
Annotation
This article presents the results of the pedagogical experiment, characterizing the motor activity of the students, for determination of which the following indices were identified: heart rate, body temperature, Ruffier - Dickson test. A number of steps in the daily and weekly cycle have been determined by using the step measuring method. Results of the research highlight the significance of self-control and tracking of dynamics of the motor potential for descriptive definition of which a motor activity diagram is proposed. A visual impact of the findings helps to understand and, if necessary, to revise the attitude to regular muscle activity, and to realize that its deficiency can lead to undesirable consequences.
Keywords: motor performance, physical preparedness, motor activity, performance capability.
ВВЕДЕНИЕ
На занятиях по физической культуре в высшем учебном заведении, согласно учебному плану, предусматривается 4 академических часа в неделю, что составляет лишь 3035% оптимального суточного объёма движений [3]. При этом оптимальный объём двигательной активности для студенческого возраста составляет 10-14 час. в неделю, что в современных условиях, при наличии фактора ограничения подвижности ставит вопрос о необходимости самоподготовки и самоконтроля в процессе двигательной деятельности [1]. Однако, предлагаемая специалистами методика, как правило, включает в себя общепринятые, традиционные методы и средства для самостоятельных занятий физическими упражнениями с последующим заполнением дневника самоконтроля [1-3].
Чтобы улучшить физическую подготовленность студентов нужны новые приемы и подходы в учебно-методическом процессе, а также практические рекомендации для
самоподготовки. При этом следует отметить, что с одной стороны роль физического воспитания в вузе в настоящее время привлекает внимание многих специалистов, а с другой стороны возможности обучаемых, дифференцировка изучаемого материала на практике в соответствии с возрастом, полом, уровнем развития физических качеств и двигательных способностей еще не достаточно изучены и не применяются должным образом. В связи с этим рациональная организация физического воспитания, использование различных средств физического воспитания и спорта в целях укрепления здоровья, и улучшение физических кондиций является актуальной задачей, как для теории, так и для практики физического воспитания [4].
Для определения двигательной активности студентов на занятиях по физической культуре, в течение дня, и недели в целом - актуально применять метод шагометрии. Вместе с тем, наряду с использованием таких общепринятых методов как определение показателей развития функциональной и вегетативной системы, использование шагомера позволит нам подтвердить, или опровергнуть гипотезу исследования по выявлению особенностей двигательной активности студенческой молодежи.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
На занятиях по физической культуре для контроля и отслеживания динамики прироста двигательного потенциала использовался шагомер Отгоп Ш-321-Е. В период освоения дисциплин других направлений, во внеучебное и свободное время студенты экспериментальной группы выбирали самостоятельно шагомер с помощью бесплатного приложения в интернет-магазине на мобильном телефоне.
После заполнения дневника самоконтроля определялась двигательная активность в недельном цикле (кол-во шагов). Данные точки (с понедельника по воскресенье) в конце недели нужно было между собой соединить линией. При этом каждая точка означала количество пройденных шагов за прошедший день. Таким образом, прямые соединительные линии между этими точками отображали диаграмму двигательной активности каждого студента.
Частота пульса (уд/мин) замерялась утром и вечером на запястье, температура тела традиционным способом, с помощью термометра.
Проба Руфье-Диксона представляла собой нагрузочный комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке. Оценка работоспособности сердца производилась по формуле: Индекс Руфье = (4 х (Р1 + Р2 +Р3) - 200/10. Результаты оценивались по величине индекса от 0 до 15.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты педагогического эксперимента изложены в виде сравнительного анализа исследуемых показателей, сгруппированных по данным функциональной и двигательной подготовленности юношей и девушек. Сопоставление показателей тестов в дни физкультурных занятий и в их отсутствие показало, что с одной стороны кроме количественного соотношения шагов и энергозатрат нет достоверных различий, с другой стороны — это соответствует возрастным данным студентов.
Сопоставление показателей выборочных тестов здоровья у юношей утром и вечером, показало, что ЧСС в состоянии покоя достоверно различается: 72,96 и 77,56, р <0,05. В показателях 1 тела нет достоверных различий 36,58 и 36,68, р <0,05. Субъективная оценка самочувствия представляет собой психофизиологический метод контроля внутреннего состояния организма и дееспособности студентов по пятибалльной шкале, среднее арифметическое которой составило 4,39. Рассчитанный уровень пробы Руфье-Диксона был меньше критического и оказался в пределах 7,44 (рисунок 1).
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
72,96
77,56
36,58
36,68
Частота пульса. Частота пульса. Утро Вечер
1 тела, утро
_4,39 7,44
I-1 I I
1 тела, вечер Субъект. оценка Проба Руфье самочувствия
Рисунок 1 - Физиолого-функциональная оценка самочувствия юношей
Показатели, применяемых в педагогическом эксперименте тестов у девушек утром и вечером, показали, что ЧСС в состоянии покоя имеет достоверные различия утром и вечером: 69,23 и 76,14, р <0,05; 1 тела не имеет достоверных различий, соответственно как и юношей, р>0,05. Субъективная оценка самочувствия составила 4,34. Среднеарифметическое пробы Руфье-Диксона было в пределах удовлетворительной шкалы оценивания (рисунок 2).
80 70 60 50 40 30 20 10 0
76,14
69,23
36,55
36,67
8,95
Частота пульса. Частота пульса. Утро Вечер
1 тела, утро
4,34
1 тела, вечер Субъект. оценка Проба Руфье самочувствия
Рисунок 2 - Физиолого-функциональная оценка самочувствия девушек
Как видно на рисунке 3 кол-во шагов увеличивалось у юношей в начале и в середине недели, с незначительным спадом в понедельник, среду, пятницу и достоверным уменьшением в воскресенье, р <0,05.
12000
10000
8000
10018
8982
9858
8992
9381
л о
И
6000
4000
2000
6679
ПН
ВТ
СР
ЧТ Дни недели
ПТ
СБ
ВС
Рисунок 3 - Показатели двигательной активности, зарегистрированные шагомером у студентов
0
Очевидно, после отдыха в воскресенье у студентов проявляется период врабатываемости перед началом периода оптимальной работоспособности, с незначительным спадом к середине и концу учебной недели, что с точки зрения психофизиологии подтверждается регуляцией внутреннего состояния под воздействием внешних факторов.
В возрасте 18-20 лет у девушек прослеживается положительная динамика двигательной активности во вторник и четверг, показатели практически идентичны, достигли более высоких точек диаграммы, по сравнению с другими днями. Это обусловлено посещением занятий по физической культуре, согласно расписанию учебных занятий в вузе. В понедельник, среду, субботу кол-во шагов достоверно не различается, но в среднем имеет тенденцию незначительного прироста к концу недели. Недостоверно различается с тремя вышеуказанными днями недели средний показатель шагометрии в воскресенье. Некоторая часть студенток объясняет это наличием подработки, связанной с передвижением, а большая часть аргументирует желанием использовать свободное время по возможности в динамике, что обусловлено выбором активных видов деятельности и энергичным времяпрепровождением (рисунок 4). Хотя они же еще отмечают, что не плохо было бы двигаться больше, но этого не получается из-за недостатка свободного времени.
10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
8613
8614
7220
7888
7368
ПН
ВТ
СР
ПТ
СБ
ВС
Рисунок 4 -
ЧТ Дни недели
Показатели двигательной активности, зарегистрированные шагомером у студенток
Желание больше двигаться, сменить обстановку в выходной день можно объяснить возрастным фактором предрасположенности юношей и девушек к различным видам двигательной деятельности. Объем двигательной деятельности зависит от планирования своего свободного времени и уровнем развития выносливости, определяющим динамику работоспособности студенческой молодежи.
ВЫВОДЫ
1. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов соответствовали возрастным нормам. Использование методики определения двигательной активности с помощью шагометрии позволило выявить количественные показатели и сравнить их с официально признанными стандартами (10000 шагов в день).
2. Недостаток двигательной активности современной молодежи можно объяснить достаточно большим объемом информации, которую необходимо усваивать и обрабатывать, как правило, с помощью компьютерных технологий, а также неправильным планированием свободного времени или отсутствие желания заниматься спортом, и недостаточная мотивация для регулярных прогулок на свежем воздухе.
3. Выявленные показатели двигательной активности позволяют обратить внимание и пересмотреть свой режим дня, внести в него коррективы относительно увеличения количества шагов с помощью избранного вида движений, что, безусловно, будет иметь благоприятное воздействие, которое содержит в себе ряд положительных эффектов для отдельных психофизиологических реакций и организма в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Физическая культура : учебник / под ред. М.Я. Виленского. - Москва : КНОРУС, 2018. -
424 с.
2. Физическая культура : учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. - М. : Изд-во АСВ, 2000. - 432 с.
3. Физическая культура : учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко [и др.]. - М. : Издательство «Юрайт», 2018. - 424 с.
4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студ. учреждений высш. образования / Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Издательский центр «Академия», 2016. - 447 с.
REFERENCES
1. Vilensky, M.Ya., Volkov, V.Yu., Volkova, L.M., Davidenko, D.N., Masalova, O.Yu., Fili-monova, S.I. and Sherbakov, V.G. (2018), Physical culture, Knorus, Moscow.
2. Gulko, Ya.N., Zuev, S.N., Karavashkina, O.V., Kovalenko, V.A., Krilova, L.M., Maslyakov, V.A., Nikishkin, V.A., Polyanski, V.P. and Savkiv, T.G. (2000), Physical culture, Publishing House "АСВ", Moscow.
3. Muller, А.В., Dyadichkina, N.S., Bogaschenko, YuA., Bliznevski, A.Yu. and Ryabinina, S.K. (2018), Physical culture: textbook and practical course for intermediate vocational education students, Ju-right Publishing House, Moscow.
4. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2016), Theory and method of physical culture and sport: textbook for students of high education institutions, Publishing Center "Academy", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.10.2019
УДК 796.011
ДИНАМИКА БЫСТРОТЫ У КУРСАНТОВ - ЖЕНЩИН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Виталий Александрович Разницын, доцент, Московский университет Министерства внутренних дел России имени В.Я. Кикотя; Андрей Николаевич Таланцев, кандидат педагогических наук, профессор, проректор, Московская государственная академия
физической культуры, Малаховка
Аннотация
В статье рассматривается изменение быстроты у курсантов женского пола образовательных организаций МВД России в течение учебного года. Установлено, что результаты контрольного упражнения «бег на 100 метров» у курсантов-женщин зависят как от года обучения, так и от периода обучения в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка».
Ключевые слова: курсанты женского пола, образовательная организация, год обучения, учебный процесс, быстрота, контрольное задание, тест, измерение, тестовое упражнение, статистические показатели.
DYNAMICS OF SPEED AMONG CADETS - WOMEN OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Vitaliy Aleksandrovich Raznitsyn, the senior lecturer, Moscow University of the Ministry ofInternal Affairs of the Russian Federation named after V.Y. Kikot; Andrey Nikolayevich Ta-lantsev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Vice-rector, Moscow State Academy
of Physical Culture, Малаховка
Annotation
The article considers the change in speed among the female students of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during the school year. It was established that the results of the