Научная статья на тему 'Нервно-эмоциональное напряжение и повышение устойчивости студентов к его воздействию'

Нервно-эмоциональное напряжение и повышение устойчивости студентов к его воздействию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1422
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / СТРЕСС / STRESS / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ (ПФТ) / PSYCHOPHYSICAL TRAINING (РFT) / NERVOUS AND EMOTIONAL TENSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяков Андрей Александрович, Горелов Александр Александрович

В работе дается характеристика учебной деятельности студентов вузов. О том, как современный учебный процесс способствует развитию и дальнейшему прогрессированию заболеваний, снижению умственной и физической работоспособности, повышению нервно-эмоционального напряжения, перерастающего в стресс. Описываются результаты включения технологии повышения устойчивости к нервно-эмоциональному напряжению студентов с помощью средств физической культуры в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьяков Андрей Александрович, Горелов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEURO-EMOTIONAL STRESS AND INCREASED RESISTANCE TO ITS EFFECTS STUDENTS

This paper describes the study of the university students. How modern educational process contributes to the development and further progression of the disease, reduce mental and physical performance, increase neuro-emotional stress develops into stress. Describes the result of the inclusion of technology to increase resistance to neuro-emotional stress students by means of physical culture in the educational process.

Текст научной работы на тему «Нервно-эмоциональное напряжение и повышение устойчивости студентов к его воздействию»

УДК 378:796.01 ББК 74.580.54

НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ

СТУДЕНТОВ К ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЮ

Третьяков Андрей Александрович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

Горелов Александр Александрович, доктор педагогических наук, профессор Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)

Статья подготовлена по результатам работы по проекту № 6.2093.2011 «Кинезиотерапия в системе оздоровления студентов вузов», выполняемому в рамках Государственного задания Минобрнауки России подведомственным вузам на выполнение НИОКР

Аннотация. В работе дается характеристика учебной деятельности студентов вузов. О том, как современный учебный процесс способствует развитию и дальнейшему прогрессированию заболеваний, снижению умственной и физической работоспособности, повышению нервно-эмоционального напряжения, перерастающего в стресс. Описываются результаты включения технологии повышения устойчивости к нервно-эмоциональному напряжению студентов с помощью средств физической культуры в образовательный процесс.

Ключевые слова: студенты, нервно-эмоциональное напряжение, стресс, технология, образовательный процесс, психофизические тренинги (ПФТ).

NEURO-EMOTIONAL STRESS AND INCREASED RESISTANCE TO ITS EFFECTS

STUDENTS

TretyakovA.A. Ph.D., senior teacher, Gorelov A.A. doctor of pedagogy, professor Belgorod State National Research University

Abstract. This paper describes the study of the university students. How modern educational process contributes to the development andfurther progression of the disease, reduce mental and physical performance, increase neuro-emotional stress develops into stress. Describes the result of the inclusion of technology to increase resistance to neuro-emotional stress students by means of physical culture in the educational process.

Keywords: students, nervous and emotional tension, stress, technology, educational process, psychophysical training (PFT).

Научно-технический прогресс всё больше и больше проникает в быт современного человека, делая труд комфортным, а деятельность малоподвижной и заполненной огромным потоком различного рода информации. При этом неизменно растёт число факторов, характеризующихся стрессорными нервно-эмоциональными нагрузками, которые, кумулируясь в организме человека, не только снижают умственную и физическую работоспособность, но и приводят к нарушению регуляции основных физиологических процессов и в конечном итоге к развитию всевозможных патологических явлений. Современный социум характеризуется широким распространением ишеми-ческой болезни сердца, гипертонической болезни, психических и онкологических заболеваний. При этом приходится констатировать тот факт, что все эти негативные явления проявляются уже в молодом возрасте. Известный кардиолог академик Е.И. Чазов, приводит данные о возрастании в нашей стране в последние годы смертности среди лиц до 25 летнего возраста [4].

Причиной начавшегося в конце прошлого века резкого снижения здоровья студенческой молодёжи является, прежде всего, интенсивная образовательная деятельность, изобилующая высокими умственными нагрузками и нервно-эмоциональным напряжением. Причём напряжение это имеет прогрессирующую направленность в силу увеличивающегося потока информации и компьютеризации обучения. Не редким является тот факт, когда расписание занятий содержит дни с пятью и даже шестью парами учебных занятий. Многочасовые сидения в учебных аудиториях при явном недостатке двигательной активности создают условия для нарушений в опорно-двигательном аппарате, а непрерывная интеллектуальная работа -для усиления состояния напряженности основных функциональных систем организма. При этом свободное время студентов заполнено либо выполнением домашних заданий, либо пассивным отдыхом. При этом очевидный недостаток двигательной активности, без которой человеческий организм не может полноценно развиваться, невозможно компенсировать только лишь двумя занятиями физической культурой в неделю [4, 5, 8].

Важнейшим фактором для обеспечения высокого качества профессиональной подготовки будущих специалистов является активная учебно-образовательная и познавательная деятельность в вузе. Эта деятельность представляет собой достаточно трудоёмкий процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся: несоответствие между большим объемом учебной и научной информации и дефицитом времени на ее освоение; между объективно текущим многолетним процессом становления социальной зрелости студента и его желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя; между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ [5, 6].

Следует отметить, что в студенческом возрасте идёт интенсивная работа над формированием личностных качеств, выработка стиля и этики поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нрав-

ственные, эстетические, социальные, научные, общекультурные, политические и другие вопросы, что также более насыщенно окрашивает нервно-эмоциональное состояние индивидуума.

Неблагоприятным и сложным периодом образовательной деятельности, в процессе которого в максимальной степени создаются условия для перенапряжения студентов, является экзаменационная сессия, которая содержит многообразные формы стрессовых ситуаций, протекающих в большинстве случаев в условиях дефицита времени. Причём студент постоянно испытывает повышенную ответственность с элементом напряженности. Отрицательное воздействие на организм усиливается суммарным влиянием нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.

Накопленный до настоящего времени в рамках данной проблемы экспериментальный материал свидетельствует, что с помощью средств физической культуры можно избирательно и направленно воздействовать на организм человека с целью нивелирования отрицательных факторов, приводящих к нервно-психическому напряжению человека, сохранению на нормальном уровне эмоционального состояния, восстановления умственной и физической работоспособности. В то же время исследования, касающиеся данной проблемы, в основном касаются так называемых экстремальных профессий, таких как труд лётчика, космонавта, моряка и др., в то время, как для студенческой среды они носят в основном фрагментарный характер, а их рекомендации достаточно сложно применять в образовательном процессе современного вуза.

Теоретический анализ и обобщение литературных данных, характеризующих уровень психофизиологического состояния современной студенческой молодежи, прогрессивные тенденции его ухудшения, а также результаты научных исследований, направленных на разработку средств и методов борьбы с данным отрицательным фактором образовательной деятельности в вузе, указывает на наличие проблемной ситуации. Острая же необходимость её скорейшей реализации свидетельствует об актуальности проблемы повышения устойчивости студентов к нервно-эмоциональному напряжению в процессе повседневной и образовательной деятельности с помощью системного использования средств и методов физической культуры.

В ходе обобщения литературных данных, касающихся проблемы исследования, были сделаны следующие обобщающие заключения.

Студенчество представляет особую социальную группу, для которой характерно снижение двигательной активности, вследствие увеличения затрат времени на учебную деятельность, что в свою очередь негативно сказывается на состоянии здоровья студентов. Повседневная деятельность студентов вузов характеризуется неупорядочением её организации и хаотичностью содержания. Это выражается в несвоевременном приёме пищи, систематическом недосыпании, малом пребывании на свежем воздухе,

недостаточной двигательной активности, нарушении су-

155

точного стереотипа и сопровождающееся, как правило, различными вредными привычками. Кумуляция неблагоприятных воздействий ведёт к раннему износу молодого организма, увеличению числа болеющих студентов и в конечном итоге к снижению эффективности образовательной деятельности [2, 3, 7].

Экспериментальными исследованиями, проведенными в последние годы в нашей стране и за рубежом, выявлено, что учебная нагрузка студентов и особенно первокурсников имеет определенную специфику. Рабочая нагрузка в обычные дни составляет 12-14 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии - 16-18 часов. При этом высокая интенсивность образовательного процесса сопровождается стрессовыми ситуациями, которые особенно превалируют у студентов, проживающих в общежитии [13, 14].

Эффективность использования средств физической культуры для укрепления здоровья и закаливания организма человека, повышения его умственной и физической работоспособности, повышения устойчивости к различного рода стрессорным воздействиям доказывается многими исследованиями. Однако многие рекомендации не вписываются в современное образовательное пространство вуза. Для реализации одних требуется большие временные затраты, не предусмотренные алгоритмом учебного процесса, других - серьёзные мероприятия по формированию мотивационных механизмов студенческой

молодёжи к самостоятельной двигательной активности, третьих - наличия определённых знаний и умений в планировании физических нагрузок, способности оценивать свое физическое состояние.

С помощью исследования показателей физического развития, физической подготовленности, функционального состояния с помощью методики Г.Л. Апанасенко [1] было оценено состояние соматического здоровья студентов НИУ «БелГУ». Анализ результатов этих исследований показал, что его уровень как у девушек, так и у юношей находится на достаточно низком уровне. По исследуемым параметрам студенты, относящиеся к основному учебному отделению, в реальности мало чем отличаются от студентов, относящихся к специальным медицинским группам. Состояние их здоровья находится в преддверии развития заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что требует принятия экстренных мер по нормализации функционирования основных физиологических систем организма.

Сравнение показателей соматического здоровья студентов основного отделения (нефизкультурных специальностей) с подобными показателями студентов факультета физической культуры позволили констатировать опреде-ляюшую роль регулярной двигательной активности в поддержании высокого уровня функциональной тренированности в процессе интенсивной образовательной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Соматическое здоровье студентов НИУ «БелГУ», относящихся к основному учебному отделению, специальному

учебному отделению и факультету физической культуры

ДЕВУШКИ

Показатели ОУО ФФК Р ОУО СУО Р СУО ФФК Р

М ± т М ± т М ± т М ± т М ± т М ± т

Индекс массы тела Кетле (усл.ед.) 17,1 ± 0,13 33,93 ± 0,84 * 17,1 ± 0,13 17,44 ± 0,15 17,44 ± 0,15 33,93 ± 0,84 *

баллы -1,37 ± 0,06 0,5 ± 0,25 * -1,37 ± 0,06 -1,23 ± 0,03 * -1,23 ± 0,03 0,5 ± 0,25 *

Жизненный индекс (усл.ед.) 52,01 ± 0,6 58,7 ± 0,95 * 52,01 ± 0,6 50,83 ± 0,6 50,83 ± 0,6 58,7 ± 0,95 *

баллы 1,56 ± 0,06 4,3 ± 0,36 * 1,56 ± 0,06 1,43 ± 0,09 1,43 ± 0,09 4,3 ± 0,36 *

Силовой индекс (усл.ед.) 37,79 ± 0,29 44,27 ± 3,54 37,79 ± 0,29 38,55 ± 0,88 38,55 ± 0,88 44,27 ± 3,54

баллы -0,71 ± 0,07 0,83 ± 0,12 * -0,71 ± 0,07 -0,45 ± 0,09 * -0,45 ± 0,09 0,83 ± 0,12 *

Время восстановления ЧСС после 20-ти приседаний за 30 с (сек) 94,52 ± 3,27 80,0 ± 2,1 * 94,52 ± 3,27 99,88 ± 2,98 99,88 ± 2,98 80,0 ± 2,1 *

баллы 2,37 ± 0,21 4,2 ± 0,23 * 2,37 ± 0,21 2,65 ± 0,36 2,65 ± 0,36 4,20 ± 0,23 *

Индекс Робинсона (усл.ед.) 84,88 ± 3,8 98,8 ± 4,16 84,88 ± 3,8 100,49 ± 1,23 100,49 ± 1,23 98,8 ± 4,16

баллы -0,31 ± 0,15 2,27 ± 1,18 -0,31 ± 0,15 -0,61 ± 0,14 -0,61 ± 0,14 2,27 ± 1,18 *

Общая оценка уровня здоровья 1,12 ± 0,18 11,97 ± 2,16 * 1,12 ± 0,18 1,78 ± 0,61 1,78 ± 0,61 11,97 ± 2,16 *

ЮНОШИ

Показатели ОУО ФФК Р ОУО СУО Р СУО ФФК Р

М ± т М ± т М ± т М ± т М ± т М ± т

Индекс массы тела Кетле (усл.ед.) 20,33 ± 0,41 40,77 ± 0,57 * 20,33 ± 0,41 21,08 ± 0,39 21,08 ± 0,39 40,77 ± 0,57 *

баллы -0,40 ± 0,35 0,50 ± 0,10 -0,40 ± 0,35 -1,07 ± 0,12 -1,07 ± 0,12 0,50 ± 0,10 *

Жизненный индекс (усл.ед.) 61,69 ± 0,43 64,20 ± 0,55 * 61,69 ± 0,43 56,87 ± 0,75 * 56,87 ± 0,75 64,20 ± 0,55 *

баллы 2,27 ± 0,37 3,13 ± 0,59 * 2,27 ± 0,37 0,67 ± 0,33 * 0,67 ± 0,33 3,13 ± 0,59 *

Силовой индекс (усл.ед.) 56,04 ± 0,17 61,40 ± 3,15 56,04 ± 0,17 53,00 ± 1,38 53,00 ± 1,38 61,40 ± 3,15

баллы 0,82 ± 0,63 1,57 ± 0,69 0,82 ± 0,63 -0,42 ±0,17 -0,42 ± 0,17 1,57 ± 0,69 *

Время восстановления ЧСС после 20-ти приседаний за 30 с (сек) 83,97 ± 7,24 107,00 ± 0,07 * 83,97 ± 7,24 102,37 ± 3,24 102,37 ± 3,24 107,00 ± 0,07

баллы 2,86 ± 0,40 3,73 ± 0,15 2,86 ± 0,40 2,62 ± 0,08 2,62 ± 0,08 3,73 ± 0,15 *

Индекс Робинсона (усл.ед.) 99,76 ± 6,58 100,43 ± 2,03 99,76 ± 6,58 115,45 ± 4,38 * 115,45 ± 4,38 100,43 ± 2,03 *

баллы -0,90 ± 0,06 2,90 ± 0,75 * -0,90 ± 0,06 -1,33 ± 0,21 * -1,33 ± 0,21 2,90 ± 0,75 *

Общая оценка уровня здоровья 4,50 ± 1,53 9,67 ± 0,44 * 4,50 ± 1,53 0,76 ± 0,32 0,76 ± 0,32 9,67 ± 0,44 *

* - Р ^0,05 по 1 - критерию Стьюдента

Исследование состояния нервно-эмоционального напряжения у студентов в учебном процессе проводилось с помощью компьютерного комплекса «КПФК-99 - Пси-

156

хомат», в ходе которых изучалась динамика показателей: простой (ПСР) и сложной (ССР) сенсомоторной реакции, критической частоты слияния мельканий (КЧСМ), реакции

на движущийся объект (РДО), статической и динамической координация. Кроме этого, проводились корректурная проба, тест Люшера и ритмотест.

Результаты обследования студенток 1-3 курсов основного отделения и студенток факультета физической куль-

туры (ФФК) приведены в таблице 2, которая хорошо иллюстрирует тот факт, что скорость умственных операций у представительниц гипердинамической деятельности достоверно выше (р<0,01).

Таблица 2

Динамика некоторых психофизиологических показателей у студенток с различным уровнем

двигательной активности

Название теста Показатели Ед. 1 курс 2 курс 3 курс ФФК

М ± т М ± т М ± т М ± т

Простая сенсоматорная реакция Среднее латентное время мс 263,98 ± 5,04 271,83 ± 5,76 263,82 ± 11,84 235,88 ± 6,73

Среднее моторное время мс 186,41 ± 8,72 146,83 ± 4,66 198,77 ± 14,40 89,50 ± 5,86

Сложная сенсоматорная реакция Среднее латентное время мс 303,00 ± 8,94 329,66 ± 12,22 282,18 ± 8,14 292,75 ± 12,19

Среднее моторное время мс 185,78 ± 5,94 162,77 ± 4,78 196,50 ± 9,65 126,63 ± 9,40

Критическая частота слияния мелькании Критический период мс 22,52 ± 0,58 22,85 ± 1,35 21,31 ± 0,68 22,97 ± 0,99

Критическая частота Гц 46,89 ± 2,33 73,67 ± 29,23 47,91 ± 1,53 44,14 ± 1,98

Реакция на движущийся объект Опережающих реакций % 5,98 ± 2,34 3,43 ± 2,90 0,91 ± 0,91 0,00 ± 0,00

Отстающих реакций % 0,78 ± 0,55 1,14 ± 1,14 51,18 ± 1,68 0,00 ± 0,00

Точных реакций % 93,24 ± 2,37 95,43 ± 3,08 95,45 ± 1,83 100,00 ± 0,00

Число ошибочных реакций шт 0,35 ± 0,13 0,14 ± 0,12 0,32 ± 0,14 0,00 ± 0,00

Статическая координация Частота касаний Гц 0,41 ± 0,08 0,54 ± 0,11 0,34 ± 0,10 0,16 ± 0,07

Среднее время касаний мс 74,37 ± 8,81 71,31 ± 12,00 125,77 ± 58,80 61,38 ± 22,37

Интегральное значение % 3,93 ± 0,93 5,33 ± 1,34 7,56 ± 3,58 1,74 ± 0,99

Динамическая координация Время выполнения мс 8656 ± 500 9749 ± 677 9609 ± 756 4930 ± 668

Частота касаний Гц 3,09 ± 0,12 2,87 ± 0,11 2,96 ± 0,15 3,45 ± 0,22

Среднее время касаний мс 147,14 ± 6,31 141,37 ± 5,66 144,50 ± 5,32 132,13 ± 12,22

Интегральное значение % 43,87 ± 1,74 39,89 ± 1,84 42,20 ± 2,17 45,08 ± 3,96

Корректурная проба Успешность ответов % 97,45 ± 0,82 96,31 ± 1,24 95,09 ± 1,29 94,13 ± 3,11

Количество ошибок шт 0,22 ± 0,07 0,31 ± 0,11 0,41 ± 0,11 0,50 ± 0,27

Средний темп ответов мс 3551 ± 116 3361 ± 123 3659 ± 179 3111 ± 155

Тест Люшера Сумма тревог и компен-й 2,59 ± 0,24 2,94 ± 0,48 3,77 ± 0,60 1,50 ± 0,42

Вегетативный коэф-т 1,41 ± 0,11 1,13 ± 0,08 0,92 ± 0,12 1,13 ± 0,15

Отклонение от аутогенной нормы 16,67 ± 0,80 17,03 ± 1,06 20,64 ± 1,89 13,25 ± 1,36

У студенток факультета физической культуры отмечается и более высокая способность противостояния нервно-эмоциональному напряжению, характерному для учебного процесса.

Показатели, характеризующие сумму тревог и компенсаций, вегетативный коэффициент (ВК) и отклонение от аутогенной нормы (тест Люшера), свидетельствуют о повышенном уровне тревожности у студенток 3 курса основного отделения (3,77±0,60), по сравнению с их сокурсница-

ми, имеющими высокий двигательный потенциал (1,50±0,42) (р<0,01). По-нашему мнению, это может свидетельствовать о том, что гипердинамическая деятельность способствует нивелированию отрицательных эффектов образовательной деятельности и способствует снижению нервно-эмоционального напряжения. Кроме этого, нами было отмечено постепенное возрастание этого показателя от курса к курсу. Так, для студенток первого курса он составлял 2,59±0,24, второго - 2,94±0,48, третьего - 3,77±0,60.

157

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Динамика некоторых психофизиологических показателей у студентов с различным уровнем

двигательной активности

Название теста Показатели Ед. 1 курс 2 курс 3 курс ФФК

M ± m M ± m M ± m M ± m

Простая сенсоматорная реакция Среднее латентное время мс 265,12 ± 6,98 255,38 ± 11,1 253,90 ± 14,3 242,41 ± 8,45

Среднее моторное время мс 127,06 ± 3,56 130,54 ± 6,70 123,15 ± 6,09 98,59 ± 4,44

Сложная сенсоматорная реакция Среднее латентное время мс 290,84 ± 5,87 280,73 ±6,11 276,50 ± 8,60 279,33 ± 6,80

Среднее моторное время мс 149,70 ± 4,26 153,23 ± 6,43 147,60 ± 5,55 138,52 ± 5,34

Критическая шстота слияния мельканий Критический период мс 21,08 ± 0,91 21,06 ± 0,62 19,59 ± 0,74 22,84 ± 0,92

Критическая частота Гц 49,76 ± 1,29 48,54 ± 1,46 53,44 ± 3,58 45,71 ± 1,96

Реакция на движущийся объект Опережающих реакций % 0,4 ± 0,01 0,77 ± 0,07 1,00 ± 0,1 1,19 ± 0,82

Отстающих реакций % 2,50 ± 0,97 0,77 ± 0,07 0,00 ± 0,00 0,00 ± 0,00

Точных реакций % 97,10 ± 1,03 98,46 ± 1,07 99,00 ± 1,00 98,74 ± 0,87

Число ошибочных реакций шт 0,08 ± 0,04 0,04 ± 0,04 0,00 ± 0,00 0,41 ± 0,16

Статическая координация Частота касаний Гц 0,78 ± 0,08 0,41 ± 0,07 0,36 ± 0,13 0,31 ± 0,07

Среднее время касаний мс 117,44 ± 24,1 63,46 ± 9,57 60,15 ± 11,1 60,56 ± 10,3

Интегральное значение % 8,72 ± 1,47 3,65 ± 0,75 3,20 ± 1,13 2,79 ± 0,68

Динамическая координация Время выполнения мс 6532 ± 620 12418 ± 1555 10444 ± 2119 10129 ± 791

Частота касаний Гц 3,52 ± 0,19 2,80 ± 0,16 2,90 ± 0,20 2,68 ± 0,13

Среднее время касаний мс 163,12 ± 13,5 144,50 ± 5,2 138,45 ± 8,05 137,37 ± 6,48

Интегральное значение % 49,85 ± 1,86 39,70 ± 2,23 39,13 ± 2,83 35,81 ± 1,69

Корректурная проба Успешность ответов % 94,78 ± 1,02 95,42 ± 1,32 97,60 ± 1,10 96,89 ± 1,03

Количество ошибок шт 0,44 ± 0,09 0,38 ±0,11 0,20 ± 0,09 0,26 ± 0,09

Средний темп ответов мс 2768 ± 69 2874 ± 77 2875 ± 84 3216 ± 123

Тест Люшера Сумма тревог и компен-й 2,62 ± 0,35 2,73 ± 0,4 1,55 ± 0,35 4,63 ±0,58

Вегетативный коэф-т 1,41 ± 0,08 1,68 ± 0,12 1,53 ± 0,11 0,92 ±0,11

Отклон. от аутогенной нормы 14,08 ± 1,01 13,00 ± 1,28 12,10 ± 1,17 21,33 ± 1,51

Ритмотест Средний интервал реакций этапа 'ритм' мс 428,64 ± 8,40 433,73 ± 8,28 448,35 ± 7,12 448,63 ± 18,1

Тренд этапа 'ритм' мс -0,37 ± 0,25 0,03 ± 0,48 -1,33 ± 1,02 0,59 ± 2,02

Количество реакций этапа 'ритм' шт 46,62 ± 1,00 45,81 ± 0,92 44,10 ± 0,71 45,48 ± 1,70

Средний интервал реакций этапа 'теппинг' мс 409,26 ± 8,04 413,38 ± 8,82 427,95 ± 8,37 407,78 ± 15,5

Тренд этапа 'теппинг' мс -0,36 ± 0,32 -0,37 ± 0,25 -2,70 ± 1,46 -1,47 ± 0,99

Подобные исследования были проведены и на студентах мужского пола. Из табл. 3 видно, что динамика показателей, характеризующих скорость умственных операций у студентов полярных, с точки зрения уровня двигательной активности, групп достоверно различается, что свидетельствует о преимуществах гипердинамического режима деятельности. О возрастании степени напряженности образовательной деятельности свидетельствуют и другие исследуемые параметры. Они, как и в случае со студентками, свидетельствуют о роли двигательной активности в нивелировании неблагоприятного воздействия отрицательных факторов учебно-образовательной деятельности современного вуза.

В основу теоретического обоснования технологии повышения устойчивости к нервно-эмоциональному напряжению студентов в процессе образовательной деятель-

ности были положены исследования, проведенные И.М. Сеченовым [11], В.В. Розенблатом [10] и К. Изардом [9].

В основу технологии легли следующие положения:

• организация самостоятельных психофизических тренингов (ПФТ) по методу «активного отдыха» [11];

• микро-ПФТ должны проводится в конце первого часа занятия, а макро-ПФТ по окончанию учебной пары. Продолжительность микро-ПФТ должна быть не менее 1 мин., макро-ПФТ - не менее 3 мин;

• в содержание учебных занятий по физической культуре должны включаться виды двигательной активности, соответствующие интересам занимающихся и решающие задачи программного курса по физическому воспитанию;

• в начале семестра в ходе теоретических и практических занятий по физическому воспитанию студенты дол-

158

жны овладеть необходимыми знаниями и практическими умениями в самостоятельном выполнении физических упражнений, дозировании физических нагрузок, навыками самоконтроля за своим физическим состоянием, самочувствием и настроением;

• в начале семестра необходимо проводить тестирование уровня развития физических качеств, развитие и совершенствование которых предусмотрено учебной программой, а также уровень физической работоспособности и функциональной тренированности организма студентов;

• учёт времени и продолжительности ПФТ в учебных журналах;

• индивидуальное регулирование физических нагрузок студентов должно осуществляться на основе учёта физического состояния занимающихся и путём коррекции содержания самостоятельных физических тренировок;

• самостоятельные физические тренировки (СФТ) должны организовываться с учётом места проживания студентов, времени приема пищи, возможности соблюдения санитарно-гигиенических правил;

• организация и проведение в местах коллективного пользования спортивными сооружениями воскресных физкультурно-массовых мероприятий, включающих соревнования по различным упражнениям, имеющим высокую эмоциональную окраску и способствующим снятию психологического напряжения.

Таковы общие предпосылки содержательной части предложенной нами технологии повышения устойчивости студентов к нервно-эмоциональному напряжению в образовательном пространстве вуза. К частным предпосылкам были отнесены следующие:

• структура, содержание и направленность плановых занятий по физической культуре должны соответствовать общепринятым требованиям. В их содержание вводится один новый фактор. На первом занятии недели студенты обучаются упражнениям, которые будут использованы в процессе СФТ. На втором занятии студенты проходят экспресс-тестирование уровня развития определенных физических качеств, общей физической и умственной работоспособности;

• содержание ПФТ должно размещаться на последней странице учебного журнала. Там же должны быть рекомендации о способах снижения нервно-эмоционального напряжения в зависимости от дня недели, напряжённости интеллектуальной деятельности студентов;

• создание мотивационных механизмов в потребности двигательной активности студентов на протяжении всей образовательной деятельности.

Функционирование разработанной нами технологии предполагало следующую этапность (табл. 4):

Таблица 4

Структура технологических этапов повышения устойчивости студентов к нервно-эмоциональному

напряжению в процессе учебы

Этапы Вид деятельности

Подготовительный Диагностический

Проектировочный

Технологический Организационный

Контролирующий

Заключительный Аналитический

Корректировочный

Кроме этого, технология повышения устойчивости студентов к нервно-эмоциональному напряжению в процессе образовательной деятельности с использованием средств физической культуры представляла собой систему совместной деятельности студентов и преподавателя по диагностированию, проектированию, организации, контролю и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата.

Содержание психофизических тренингов, используемых в качестве средства снижения нервно-эмоционального напряжения студентов обосновывалось нами на основе научных разработок И.М. Сеченова и К. Изарда. ПФТ включали в себя сложно координированные упражнения (разнонаправленные вращения, одновременное выполнение упражнения разными частями тела, упражнения фалангами кистей и стоп) и упражнения на статическую выносливость. Подбор упражнений был обусловлен небольшими временными рамками, вписываемыми в перерывы между парами и полупарами, и ограниченным простран-

ством аудитории. ПФТ были представлены в виде макро-и микротренингов. При этом мы базировались на предположении о том, что комплексы упражнений, включенные в образовательный процесс, будут осуществлять когнитивную регуляцию и моторную регуляцию, которые способствуют приобретению положительного заряда эмоций и снижению нервно-эмоционального напряжения.

Для оценки эффективности разработанной нами технологии на базе НИУ «БелГУ» был организован и проведен педагогический эксперимент с привлечением 40 студентов мужского и 50 - женского пола. Длительность эксперимента определялась временными рамками учебного семестра. В качестве индикаторов эффективности технологии было использовано 88 показателей, характеризующих умственную и физическую работоспособность, функциональную тренированность, нервно-эмоциональную напряженность.

Результаты педагогического эксперимента, касающиеся динамики показателей умственной работоспособнос-

159

ти и нервно-эмоционального напряжения, представлены в табл. 5.

Данные таблицы свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии. Её внедрение в образовательное пространство вуза и повседневную деятельность студента позволило решить задачи снятия нервно-эмоционального напряжения у обучаемых, повышению уровня умственной работоспособности в период больших интеллектуальных и нервно-эмоциональных нагрузок.

В диссертации также представлен фактический материал, свидетельствующий о положительном влиянии технологии на динамику физической подготовленности, функциональной тренированности и физической работоспособности испытуемых. Основные позиции этих исследований раскрыты в выводах и практических рекомендациях диссертационного исследования.

Теоретический анализ и обобщение литературных источников в рамках разрабатываемой проблемы показал, что студенческая молодежь составляет особую соци-

альную группу населения, характеризующуюся не только возрастными параметрами, специфическими условиями труда, быта и отдыха, но и деятельностью, включающей высокие и длительные нервно-эмоциональные напряжения. Адаптация к комплексу новых требований, специфичных для высшей школы, протекает на фоне быстрого взросления и становления личности, т.е. на фоне очередного критического периода в развитии человека. От детства и отрочества этот период отличается остротой, психосоциальной зависимостью и требует значительного напряжения компенсаторно-приспособительных механизмов. Приходящиеся на это время интеллектуальные и функциональные нагрузки в сочетании с нервно-эмоциональным напряжением и зачастую неблагоприятными социально-бытовыми условиями жизни сопровождаются постоянным нарушением режимов труда, отдыха и питания. Этот период необходимо рассматривать как фазу острой адаптации, и поэтому студентов первых двух курсов нужно отнести к группе риска по развитию невротических расстройств.

Таблица 5

Динамика показателей умственной работоспособности и нервно-эмоционального напряжения в группе студентов, применявших технологию снижения нервно-эмоционального напряжения средствами физической культуры

Показатели девушки юноши

до эксп. после эксп. Р до эксп. после эксп. Р

М±т М±т М±т М±т

Простая сенсомоторная реакция (ПСР) Ср. латентное время (мс) 234,0±8,0 238,0±2,7 ** 206,0±9,8 253,0±29,5

Ср. моторное время (мс) 126,0±12,7 115,8±11,1 97,0±10,2 103,2±14,1

Сложная сенсомоторная реакция (ССР) Ср. латентное время (мс) 296,40±25,43 273,17±17,00 * 251,50±17,44 250,00±25,23 *

Ср. моторное время (мс) 125,20±9,88 128,17±10,97 147,25±31,49 160,60±33,75

количество ошибок (шт) 0,00±0,00 0,00±0,00 0,00±0,00 0,00±0,00

Реакция на движущийся объект (РДО) опережающих реакций (%) 0,0±0,0 0,0±0,0 0,0±0,0 0,0±0,0

отстающих реакций (%) 0,0±0,0 0,0±0,0 0,0±0,0 0,0±0,0

точных реакций (%) 100,0±0,0 100,0±0,0 100,0±0,0 100,0±0,0

ошибочных реакций (шт.) 0,0±0,0 0,0±0,0 0,0±0,0 0,0±0,0

Корректурная проба успешность ответов (%) 97,6±3,1 98,0±2,8 97,0±3,4 100,0±0,0

количество ошибок (шт.) 0,2±0,2 0,1±0,2 0,2±0,2 0,0±0,0

Ср. темп ответов (мс) 2797,4±91,7 2584,3±141,4 2792,5±357,7 2669,6±304,3 **

Память на числа полное кол-во ответов (шт.) 3,2±0,2 3,0±0,0 3,0±0,0 3,0±0,0

ошибки (шт.) 0,2±0,2 0,0±0,0 0,0±0,0 0,0±0,0

среднее время ответа (мс) 3285,6±531,6 2835,0±198,1 ** 2839,5±272,5 3275,6±383,8

Арифметическ ий тест среднее время (мс) 2532,0±214,5 1874,0±302,1 * 2144,7±330,0 2260,8±304,4

правильные ответы (%) 74,0±13,9 85,0±11,9 ** 47,5±8,6 58,0±21,7

суммарное время (мс) 25325,8±2145,1 18744,8±3021,9 * 21451,2±3300,5 22611,8±3046,2

Тест Люшера сумма тревог и компенсаций 1,2±0,1 1,1±0,2 3,7±0,8 3,4±0,6 **

вегетативный коэффициент 8,0±2,0 10,6±4,7 1,2±0,5 1,3±0,5

отклонение от аутогенной нормы 8,2±0,6 9,3±1,8 21,0±2,2 18,0±3,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*- различия достоверны по критерию Стьюдента (р^ 0,05) ** - различия достоверны по критерию Фишера (р< 0,05) *** - различия достоверны по критериям Стьюдента и Фишера (р< 0,05)

160

Современный учебный процесс характеризуется значительными нервно-эмоциональными и умственными нагрузками. При этом подготовка студента характеризуется целым рядом неблагоприятных факторов, усиливающих напряжённость образовательной деятельности студента. К ним относятся: большой объём информационного материала, которым необходимо овладеть будущему специалисту; постоянная корректировка содержания учебных программ, обусловленное появлением новых научных данных и возрастающими в этой связи информационными потоками, затрагивающих сферу научных знаний той или иной учебной дисциплины; ограниченность временных параметров процесса самостоятельной подготовки к овладению программным материалом; значительное количество учебных дисциплин, входящих в федеральный компонент образовательного процесса вуза и дисциплин, обусловливающих профессиональное становление будущего специалиста; усиление требований со стороны профессорско-преподавательского состава к качеству выполнения разного рода лабораторных практикумов и заданий на стажировку. Это в свою очередь декларирует необходимость поиска эффективных средств, нивелирования негативных последствий образовательной деятельности и создания благоприятных условий для успешного профессионального становления современного студента.

Данные лабораторных исследований показали, что использование специальных физических упражнений в рамках психофизических тренингов (макро- ПФТ и мик-ро-ПФТ) для поддержания умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения как в учебном процессе, так и в процессе подготовки к экзаменам показало их высокую эффективность. Проведение со студентами - микро-ПФТ (в конце каждого часа аудиторных занятий) и макро-ПФТ (через 2 часа напряженной умственной деятельности) способствует восполнению дефицита двигательной активности, поддержанию на высоком уровне продуктивности психических функций, сохраняя тем самым устойчивую работоспособность.

Исследование в рамках педагогического эксперимента эффективности самостоятельных занятий физическими упражнениями, содержание которых составляется с учётом интересов студентов и увязывается с семестровой программой физического воспитания, показало их высокую значимость. Так, сопоставление исходных и конечных данных, характеризующих объём двигательной активности, уровень умственной и физической работоспособности, нервно-эмоциональную напряжённость, самочувствие, активность и настроение свидетельствуют о положительных достоверных сдвигах. При этом отмечается, что в дальнейшем, когда образовательными программами вуза не предусмотрены плановые занятия физической культурой, студенты, используя накопленные

знания в конструировании содержания отдельных индивидуальных тренировок, дозировании физических нагрузок, успешно восполняют дефицит двигательной активности.

Результаты исследования позволяют констатировать, что одним из важнейших средств снижения нервно-эмоционального напряжения в учебном процессе является оптимальная двигательная активность и физическая нагрузка. Студенты, находящиеся на расширенном двигательном режиме имеют более совершенные адаптационные возможности, высокую работоспособность. У них улучшается функционирование тех систем организма, которые обычно подвергаются наибольшему напряжению при воздействии напряжения (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, а также центральной нервной системы). Как следствие, повышается тонус центральной нервной системы и прежде всего головного мозга, что приводит к повышению умственной работоспособности и нормализации нейродинамики, а также снижению напряжения адаптивных механизмов, способствующих быстрейшей адаптации студентов к образовательному процессу в вузе.

Результаты естественного педагогического эксперимента, организованного с целью изучения эффективности разработанной авторской технологии повышения устойчивости студентов к нервно-эмоциональному напряжению, показали, что взаимосвязь, взаимодействие и взаимосодействие её компонентов (психофизические тренинги, самостоятельная физическая тренировка, плановые занятия по физической культуре позволяют решать задачи не только снижения нервно-эмоционального напряжения, но поддерживать на требуемом уровне умственную и физическую работоспособность. Об этом свидетельствует сравнительный анализ таких исследуемых параметров, как: простая и сложная сенсомоторные реакции, статическая и динамическая координации, критическая частота слияния мельканий, реакция на движущийся объект, память на числа, корректурная проба, арифметические вычисления, теппинг тест, тест Люшера.

В исследованиях по обоснованию содержания, направленности и методики различных подходов, касающихся технологии повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения человека очень часто рассматриваются достаточно узкие характеристики личностных свойств испытуемых. Особенно это касается такой сферы человеческой деятельности, как физическая культура и спорт. Нам представляется, что при конструировании технологии комплексного воздействия на интеллектуальную и двигательную сферы индивидуума, необходимы, прежде всего, сведения о достаточно широком спектре его личностных качеств, уровень развития которых необходимо учитывать при закладке содержания и направленности этой технологии.

161

Литература:

1. Апанасенко, Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. На-уменко // Теория и практика физической культуры. -1988. - №4. - С. 29-31.

2. Бодров, В.А. Информационный стресс в операторской деятельности / В.А. Бодров, А.А. Обознов, П.С. Турзин // Психол. журн. Т. 19. - 1998. - № 5. - С. 38-53.

3. Васильев, В.Н. Утомление и восстановление сил / В.Н. Васильев. - М.: Знание, 1991. - 159 с.

4. Горелов, А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодёжи: Монография / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород: ИПЦ «Политер-ра», 2011. - 101 с.

5. Давиденко, Д.Н. Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие / Д.Н. Давиденко,

A.И. Зорин, В.Е. Борилкевич / отв. ред. Д.Н. Давиденко. -СПб: СПбГУ, 2001. - 208 с.

6. Данилин, Д.А. Изучение индивидуальных особенностей студентов и их социально-психофизиологической адаптации / Д.А. Данилин // Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 17-19 ноября 2003 г. - Белгород, 2003. - С. 217-220.

7. Долженко, Л. Анализ физического здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи / Л. Долженко // Стратегия развития спорта для всех и законодательных основ физической культуры и спорта в странах СНГ: Матер. Междунар. науч. конгресса, 24-25 сентября 2008 г. / ГУФВС. - Кишинёв: ГУФВС, 2008. - С. 143-146.

8. Кондаков, В.Л. О необходимости повышения двигательной активности студентов вузов / В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов,

B.Н. Усатов, Е.В. Говердовская // Культура физическая и здоровье. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008, вып. 5 (19). -

C. 55-60.

9. Кэррол, Э. Изард. Психология эмоций / Кэррол Э. Изард. -СПб.: Изд-во Питер, 2007. - 240 с.

10. Розенблат, В.В. Проблема утомления / В.В. Розенблат. - М.: Медицина, 1975. - 240 с.

11. Сеченов, И.М. Избранные труды / И.М. Сеченов. - М.: Изд. АН СССР, 1935. - 162 с.

12. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979. - 124 с.

13. Такман, Б.В. Педагогическая психология / Б.В. Такман. -М.: Прогресс, 2004. - 602 с.

14. Трещева, О.Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания:

Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.Л. Трещева. - Омск, 2003. - 51 с.

Bibliography:

1. Apanasenko, G.L. Physical health and maximal aerobic capacity of the individual / G.L. Apanasenko, R.G. Naumenko // Theory and Practice of Physical Culture. - 1988. - № 4. - P. 29-31.

2. Bodrov, V.A. The information in the control of the stress / V.A. Bodrov, A.A. Oboznov, P.S. Turzin // Psycho. journal. T. 19. -1998. - № 5. - P. 38-53.

3. Vasiliev, V.N. Fatigue and recovery of strength / V.N. Vasiliev. -M.: Knowledge, 1991. - 159 p.

4. Gorelov, A.A. Intellectual activity, physical performance, physical activity and health of students: Monograph / A.A. Gorelov, V.L. Kondakov, A.N. Mustache. - Belgorod: CPI "Politerra", 2011. - 101 p.

5. Davydenko, D.N. Social and biological foundations of physical education: Textbook / D.N. Davydenko, A.I. Zorin, V.E. Borilkevich / Ed. D.N. Davidenko. - St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2001. - 208 p.

6. Danilin, D.A. The study of the individual characteristics of the students and their social and coping / D.A. Danilin // Medical-Biological Problems of Physical Education and Sport in modern conditions: Proceedings of International. Scientific-practical conference. Conf., Belgorod, 17-19 November 2003 - Belgorod, 2003. - P. 217-220.

7. Dolzhenko, L. Analysis of the physical health and physical fitness of students / L. Dolzhenko // Strategy for the development of sport for all, and legal bases of physical culture and sports in the CIS: Mater. Intern. scientific. Congress, 24-25 September 2008 / GUFVS. - Chisinau: GUFVS, 2008. - P. 143-146.

8. Kondakov, V.L. The need to increase the physical activity of university students / V.L. Kondakov, A.N. Usatov, V.N. Usatov, E.V. Goverdovskaya // Culture and physical health. - Voronezh: Izd VSPU, 2008, vol. 5 (19). - P. 55-60.

9. Carroll E. Izard. Psychology of emotion / Carroll E. Izard. -St.: Publishing House, Peter, 2007. - 240 p.

10. Rosenblatt, V. The problem of fatigue / V.V. Rosenblatt. - M.: Medicine, 1975. - 240 p.

11. Sechenov, I.M. Selected Works / I.M. Sechenov. - M.:. USSR Academy of Sciences, 1935. - 162 p.

12. Selye, H. Stress without distress / Hans Selye. - Moscow: Progress Publishers, 1979. - 124 p.

13. Tuchman, B. Educational psychology / B.V. Tuchman. -Moscow: Progress Publishers, 2004. - 602 p.

14. Treshcheva, O.L. Building a culture of health of individuals in the educational system of physical education: Author. dis. dr. ... ped. Science / O. Treshcheva. - Omsk, 2003. - 51 p.

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.