Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
УДК: 338.2
Куц Т.В.
магистрант, направление подготовки «Менеджмент», гуманитарно-педагогическая академия ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта
Научный руководитель: ОдаренкоТ.Е.
К.э.н., доцент, кафедра менеджмента и туристского бизнеса гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ САНАТОРНОГО КОМПЛЕКСА
«ДЮЛЬБЕР»
В статье сделан анализ управленческих решений на одном из предприятий в Республике Крым «Санатории «Дюльбер» (ГУП РК «Санаторий «Дюльбер»). Определено, что в системе управления санаторным комплексом существует авторитарный стиль управления. Анализ и оценка существующих технологий разработки и принятия управленческих решений осуществляется в рамках классического системного подхода. Выявлены проблемы в управлении экономической стратегии комплекса для достижения целей деятельности в организационном, кадровом и финансово-хозяйственном аспектах с учетом мониторинга внешней среды. Предложены рекомендации по корректировке стратегии управления санаторным комплексом.
Ключевые слова: анализ управленческих решений, управление персоналом, санаторный комплекс, авторитарный стиль управления, организационная структура, рекомендации, внешняя среда.
Современный отечественный санаторно-курортный комплекс является уникальным явлением, специфичным для ряда стран постсоветского пространства.
В рыночной экономике санаторно-курортные организации постоянно вынуждены приспосабливаться к усиливающейся нестабильности внешней среды и в первую очередь, бороться с конкурентами, оказывающими аналогичные услуги. Такая ситуация требует, чтобы каждая организация вырабатывала и искала свой путь развития в соответствии с требованиями рынка для достижения финансовой устойчивости и экономического роста.
В этой связи очевидна необходимость разработки и реализации стратегии развития санаторно-курортных организаций. В общем смысле стратегия представляет собой совокупность перспективных планов и задач, которые необходимо выполнить, чтобы достичь поставленных перед организацией целей развития. Стратегию можно рассматривать как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям [3].
В целях разработки общих требований управленческих решений было проведено исследование отечественной и международной практики их определения. Следует отметить большую вариативность имеющихся как отечественных, так и зарубежных методик, анализ которых важен для совершенствования механизма управления санаторным комплексом.
Данная проблематика рассматривается такими отечественными учеными как: Аникин И.Б. [1], Балабанов И.Т., Балабанов А.И., Ветитнев А.М. [4], Винокуров Б.Л.[6], Вырубов Б.С. [5], Исмаев Б.К. [7], зарубежными учёными: Бреддик У.,Ланкар Р., Оллье Р., Райсс М., Питер Ф. Друкер [9], Ричард Л. Дафт [10].
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
Приведём высказывания научных деятелей по стратегии управления санаторными комплексами (см. табл. 1).
Таблица 1
Научные деятели Высказывания научных деятелей
Абчик В.А. Риск — не прихоть и не «красивый жест» руководителя. Во многих случаях решение, сопряженное с риском, оказывается неизбежным, уклониться от рискованных действий, обойтись без них просто нельзя [2].
Аникин И.Б. Организационная философия, базирующаяся на понимании работниками компании своих целей и предназначения всего предприятия, - их постоянная готовность разделить с администрацией всю полноту ответственности за результаты хозяйственной деятельности; - организационная структура управления, обеспечивающая рядовым рабочим и служащим реальные права по участию в управлении; - новый подход к разработке рабочих мест и роли исполнителя в процессе принятия решений [1].
Ветитнев A.M., Журавлева Л.Б. Курортный маркетинг как концепция управления рекреационным предприятием в отличие от его использования как вспомогательной функции по обеспечению производства и сбыта санаторно-курортных услуг делает упор на ориентацию всей совокупности хозяйственных функций курортного предприятия (производственной, снабженческой, сбытовой, кадровой, финансовой и т.п.) на удовлетворение конкретного рыночного спроса различных социальных групп рекреантов, а следовательно, и на учет рыночной конъюнктуры, изучение потребностей покупателей санаторно-курортныхуслуг. Курортный маркетинг в этом случае является основополагающей, целевой функцией, которая определяет все аспекты деятельности конкретной здравницы [4].
Питер Ф. Друкер Нет такой работы, которая требовала бы столь же четкой организации и систематизации, как работа руководителя высшего ранга [9].
Ричард Л. Дафт Менеджеров часто называют лицами, принимающими решения. Важные решения отнюдь не обязательно носят стратегический характер [10].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что руководство являет собой организационную структуру управления. Руководитель, операционные отделы и обслуживающие отделы должны взаимодействовать.
Рассмотрим планирование управленческих решений на примере санаторного комплекса «Дюльбер».
Государственное унитарное предприятие «Санаторий «Дюльбер» (ГУП РК «Санаторий «Дюльбер») расположено в РФ, Республике Крым, п.г.т. Кореиз. Это предприятие называют здравницей Крыма, которая объединяет сегодня санатории «Дюльбер», «Морской прибой» и дачное отделение «Мисхор». Главной целью предприятия является извлечение прибыли и организация санаторно-курортного, оздоровительного и культурного обслуживания.
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.Баепсе
Для системы управления санаторным комплексом характерна высокая степень централизации, иерархическая лестница подчинения, авторитарный стиль управления.
Директор и руководство высшего уровня определяют общие направления финансово-хозяйственной деятельности, финансовую, учетную, налоговую, инвестиционную, маркетинговую политики предприятия. Директор, в рамках поставленных целей и задач, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет оперативно-тактическое и стратегическое руководство. Права и обязанности директора регламентируются должностной инструкцией, он действует от имени предприятия, представляя его интересы, несет ответственность в соответствии с законодательством за организацию и состояние всех сторон деятельности культурно-оздоровительного комплекса. В его подчинении находятся заместители по материально-техническому обеспечению, эксплуатации и строительству, экономике, медицинской части, приему и размещению гостей.
Анализ и оценка существующих технологий разработки и принятия управленческих решений в ГУП РК «Санаторий «Дюльбер» показывает, что их содержание в значительной степени определяется целями, задачами, миссией, ресурсным потенциалом, организационной структурой санаторного комплекса, осуществляется в рамках классического системного подхода, что благотворно влияет на деятельность предприятия [8].
В технологиях разработки управленческих решений по перечисленным выше проблемам хочется отметить взвешенность и обоснованность, риск и ответственность разработчиков (высшее руководство, руководители среднего звена и других) из-за высокой цены возможных ошибок. Технология может дать «сбой», когда нет четкого распределения должностных обязанностей, а руководитель санаторного комплекса, наряду с ключевыми вопросами, занят улаживанием незначительных частных проблем, когда разработка решений не формализована и каждый раз процедура согласований и утверждений выстраивается по-новому, когда налицо слабое информационное подкрепление, когда нет понимания взаимосвязи текущих, среднесрочных и стратегических решений (почему намеченные ориентиры и не достигались, а текущие решения противоречили друг другу), когда информационное обеспечение решения было минимальным и не предлагалась альтернативы, когда контроль и корректировка исполнения уже принятых решений не были обязательной процедурой.
Так, например, разработка решений о распределении ресурсов в ГУП РК «Санаторий «Дюльбер» условно было разделено на следующие подзадачи анализа:
1. разделения полномочий по принятию решений (с точки зрения их логичности) между уровнями системы управления ГУП РК «Санаторий «Дюльбер» (например, разделение полномочий между заместителями директора по техническим вопросам, по приему и размещению гостей, по кадрам и общим вопросам и так далее);
2. системы распределения полномочий по принятию и подготовке конкретных решений (с точки зрения их соответствия общим принципам и функциям служб, задачам оперативности принятия решений) между уровнями системы управления (нормативно-правовые акты, распоряжения муниципальных властей г. Ялта, документы бухгалтерского и управленческого учета и др.);
3. достаточности информационного обеспечения принимаемых решений;
4. согласованности принимаемых решений с планами и решениями более высокого уровня (стратегическими и тактическими планами);
5. сложившейся системы распределения полномочий с точки зрения наличия соответствующих регламентов, инструкций, других внутренних документов, традиций и т.д.
Данное рассредоточение благоприятно влияет на слаженность работы данной системы, но необходима слаженность системы в целом.
В качестве рекомендаций хотелось бы предложить коррекцию экономической стратегии санаторного комплекса «Дюльбер» в виде регионального маркетинга для
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
достижения целей деятельности в организационном, кадровом и финансово-хозяйственном аспектах с учетом мониторинга внешней среды.
Таким образом, можно сделать вывод, что управление повсюду сопровождает деятельность человека. И всякая деятельность человека нуждается в управлении. Благодаря управлению оказывается возможной санаторно-курортная деятельность. Чем лучше осуществляется управление, тем выше вероятность успеха. От управления зависит реальность предвидения результата, четкость и согласованность действий людей, а также заинтересованность человека — участника совместного труда в общем результате.
Литература
1. Аникин И.Б. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. / И.Б. Аникин. — М: Пресс-сервис, 2007. — 420 с.
2. Абчик В.А. Лекции по менеджменту. / В.А. Абчик. — Союз. СПб., 1999. — 335 с.
3. Берлин С.И. Экономический потенциал управленческих решений: социально-экономическое состояние и прогноз развития. / С.И. Берлин. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. — 375 с.
4. Ветитнев A.M., Журавлева Л.Б. Курортное дело. / А.М. Ветитнев, Л.Б. Журавлева. — М.: КНОРУС, 2006. — Глава 15.
5. Вырубов Б.С. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. — 130 с.
6. Винокуров Б.Л., Георгиади-Авдиенко К.А., Скляренко В.Г., Яковенко Г.В. Технология управления санаторно-курортными организациями. — М.: Бюллетень НИИ им. Н А. Семашко, 2003. — Выпуск 3. — С.59-65.
7. Исмаев Д.К. Управленческие решения в туризме. / Д.К. Исмаев. — М.: Луч, 2004. — 108 с.
8. Карпова Г.А. Экономика и управление в сфере туризма. Часть 1. / Г.А. Карпова. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 300 с.
9. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента. / ПитерФ.Друкер. — Вильямс. — М.: СПб.,2002 — 166с.
10. Ричард Л. Дафт. Менеджмент. / Л. Дафт.- СПб., 2000. — 270 с.
11. Одаренко Т. Е. Определение факторов, влияющих на снижение качества работы персонала и пути сохранения его работоспособности // Таврический научный обозреватель. — 2015. — №2. — Часть 1. — С. 39-41. — Режим доступа: http://tavr.science/stat/2015/09/TNO-2-ch- 1.pdf#page=41
- Марузенко Н.А., Одаренко Т.Е. Антикризисное управление человеческими ресурсами в современных организациях // Таврический научный обозреватель. — 2015. — №3. — Часть 1. — С. 7-10. — Режим доступа: http://tavr.science/stat/2015/11/TNO-3-ch-1-n.pdf