Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СПРОСА ПОКУПАТЕЛЕЙ МЯСНЫХ ФАРШЕВЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ'

АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СПРОСА ПОКУПАТЕЛЕЙ МЯСНЫХ ФАРШЕВЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
159
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
мясные фаршевые полуфабрикаты в тесте / удовлетворение спроса / minced meat semi-finished products in the dough / meeting demand

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Березина Валентина Викторовна

В статье представлены данные анкетного опроса в торговой сети «Магнит» города Энгельса. Изучены и выявлены лидеры продаж по видам мясных фаршевых полуфабрикатов, факторы выбора пельменей и степень удовлетворённости спроса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CUSTOMER SATISFACTION WITH MINCED MEAT SEMI-FINISHED PRODUCTS

The article presents the data of a questionnaire survey in the trade network «Magnet» of the city of Engels. The leaders of sales by types of minced meat semi-finished products, the factors of choice of dumplings and the degree of satisfaction of demand have been studied and identified

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СПРОСА ПОКУПАТЕЛЕЙ МЯСНЫХ ФАРШЕВЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ»

SIS**'

УДК 339.133

АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СПРОСА ПОКУПАТЕЛЕЙ МЯСНЫХ ФАРШЕВЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ

ANALYSIS OF CUSTOMER SATISFACTION WITH MINCED MEAT SEMI-FINISHED PRODUCTS

© Березина Валентина Викторовна

Valentina V. Berezina кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики и товароведения, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (г. Энгельс).

PhD (Technical), associate Professor, Department of Economics and commodity research, Volga Region Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation (Engels).

И berez55@inbox.ru

Аннотация. В статье представлены данные анкетного опроса в торговой сети «Магнит» города Энгельса. Изучены и выявлены лидеры продаж по видам мясных фаршевых полуфабрикатов, факторы выбора пельменей и степень удовлетворённости спроса

Ключевые слова: мясные фаршевые полуфабрикаты в тесте, удовлетворение спроса.

Abstract The article presents the data of a questionnaire survey in the trade network «Magnet» of the city of Engels. The leaders of sales by types of minced meat semi-finished products, the factors of choice of dumplings and the degree of satisfaction of demand have been studied and identified.

Key words: minced meat semi-finished products in the dough, meeting demand.

В связи с высокой занятостью взрослого населения в общественном труде, повышением материального благополучия и нежеланием тратить много времени на приготовление пищи возрастает спрос на готовые изделия или полуфабрикаты.

С целью выявления, каким изделиям покупатели отдают предпочтение, и, как удовлетворяется на них спрос, нами было изучено наличие ассортимента в продаже и проведён социологический опрос посетителей торговой сети «Магнит» по разработанной анкете.

Исследование проводили по наиболее представленным в торговле видам мясных полуфабрикатов: пельмени, котлеты, бифштексы, шницели и др., объединённых в источнике [1] в группу фаршевых мясных полуфабрикатов. «В связи с тем, что полуфабрикаты в тесте и рубленые готовят из фарша, предлагаем их объединить в группу фаршевых» [1,с. 128].

В процессе исследования изучали наличие ассортимента и выявляли видового лидера продаж среди замороженных мясных фаршевых полуфабрикатов, изучали предпочтения потребителей тех или иных видов полуфабрикатов, фирм - производителей или торговых марок, изучали влияние факторов на выбор мясных полуфабрикатов.

Ассортимент мясных фаршевых полуфабрикатов изучался на основе анализа документов (товарно-транспортных накладных, объёмов реализации и товарных остатков), прайс-листов, а так же в торговом зале по этикеткам, ярлыкам

и ценникам в гипермаркете «Магнит» «АО «Тандер». В результате обработки данных были выявлены основные виды замороженных мясных фаршевых полуфабрикатов, находящихся в продаже и установлен их рейтинг, таблица 1.

Таблица 1

Видовой рейтинг замороженных мясных фаршевых полуфабрикатов, реализуемых в гипермаркете «Магнит» АО «Тандер»

Вид полуфабрикатов Количество наименований в продаже Рейтинг

Пельмени 88 1

Блины с мясом 19 4

Бифштекс 23 3

Люля-Кебаб 9 6

Котлеты 86 2

Шницель 17 5

Фарш 5 8

Голубцы, перец фарш. 8 7

Фрикадельки, тефтели 6 7

Палочки мясные 10 6

Зразы 6 7

Ромштекс 2 9

Всего: 12 279

Анализ видового ассортимента показал, что преобладающую его часть представляют

пельмени и котлеты, соответственно занимающие 1 и 2 место в рейтинге.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о наличии широкого ассортимента реализуемых в ги-пермаркете «Магнит» фаршевых мясных и мя-сосодержащих полуфабрикатов. Представлено 12 видов 279 разновидностей и наименований. Ведущее место в рейтинге занимают пельмени, котлеты и бифштексы, что отражено на рисунке 1.

т

31%

спешили а: »Котлеты л □Блины с МАМЛ т С5.1С итек 8 ■11нп|цг л> 4 с<Хтагь«ы; №

Рис. 1. Структура ассортимента замороженных мясных полуфабрикатов в гипермаркете «Магнит»

С учётом рецептуры, производителей (торговых марок), способа упаковки из 279 наименования 12 видов этих полуфабрикатов было зафиксировано 88 наименований пельменей и 86 - котлет. Пельмени и котлеты занимают 63% всего ассортимента фаршевых полуфабрикатов в тесте и рубленых полуфабрикатов.

Значительную долю в ассортименте полуфабрикатов из фарша занимают бифштексы, блины с мясом, шницели, соответственно: 8%, 7% и 6% (рис. 1). На оставшиеся 9 видов рубленых полуфабрикатов и полуфабрикатов в тесте приходится 16% всего ассортимента мясных полуфабрикатов из фарша.

Производством замороженных мясных полуфабрикатов одних и тех же видов занимаются различные предприятия, реализуя их под разными торговыми марками. Продукция местного производителя ИП «Миронов» под торговой маркой пельмени «Хвалынские» в гипермаркете представлена достаточно широко. По известности она выступает на уровне продукции таких известных и рекламируемых торговых марок как «Бульмени», «Ложкарёвъ».

Доли основных торговых марок мясных полуфабрикатов в тесте отражены на рисунке 2.

Из рисунка 2 следует, что наиболее представительный сегмент пельменей и других полуфабрикатов в тесте занимают торговые марки «Мириталь» - 14% и «Мираторг» - 13%. Затем позиционируют «Хвалынские» - 8%, «Бульмени» - 7%, «Ложкарёвъ» - 7%. На долю

□ Миритель

□ Ми|ши|ч □Лоамраъ

□ Ev.ni,мен и

■ Хвалынские

остальных 19 торговых марок мясных полуфабрикатов в тесте приходится 51% .

В гипермаркете «Магнит» АО «Тандер» представлены все виды замороженных полуфабрикатов в тесте, и, широту ассортимента по этой группе можно принять за 1, хотя представительство по отдельным видам не равнозначно. Полнота ассортимента по этой группе снижена из-за редко встречающихся (не более двух наименований) хинкалей и мант.

Наряду с замороженными мясными полуфабрикатами в тесте в гипермаркете представлен широкий ассортимент рубленых мясных полуфабрикатов.

Исследование ассортимента замороженных рубленых мясных полуфабрикатов показало, что в гипермаркете «Магнит» он ещё в большей степени, чем ассортимент полуфабрикатов в тесте занят продукцией торговых марок не регионального значения. Значительная часть известных торговых марок на рынке полуфабрикатов в тесте («Мириталь», «Мираторг», «От бабули», «Морозко», «Сделай АМ» и др.) повторяется на рынке рубленых полуфабрикатов. Но есть и другие, представляющие на рынке только рубленые мясные полуфабрикаты и имеющие достаточное продвижение на рынке. Так, продукция торговой марки «По-домашнему» в рейтинге занимает 4 место.

В исследовании спроса приняли участие 300 респондентов разных социальных слоёв, возрастов, разного рода деятельности и материального достатка. Распределение респондентов по возрасту и полу отражено в таблице 2.

Таблица 2 Распределение потребителей мясных фаршевых полуфабрикатов

Пол Возраст

До 30 лет 30-50 лет Старше 50 лет

Мужчины 35,3% 27,2% 5%

Женщины 64,7% 72,8% 95%

Рис. 2. Доля торговых марок мясных полуфабрикатов в тесте

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что основными приобретателями мясных фар-шевых полуфабрикатов являются женщины во всех возрастных группах. Молодые мужчины более склонны к приобретению полуфабрикатов, чем мужчины более старшего возраста. В эту группу в основном входят неженатые мужчины, мужчины-студенты. Покупают они предпочтительно пельмени.

Данные покупательских предпочтений по видам мясных фаршевых полуфабрикатов отражены на рисунке 3.

Из рисунка 3 следует, что наибольшим спросом у покупателей гипермаркета «Магнит» пользуются пельмени и котлеты.

Однако, при анализе удовлетворённости спроса отмечаем, что спрос на пельмени (доля в структуре равна 34%) на 2% выше предложения - 32% (рис. 1), тогда как по котлетам - предложе-

10

Базис. 2022. № 1(11). wmv.engels.ruc.su/science/basis/

КП^мтн ■

ШI lllnl.L1' Iii 3 OfimhMi

Рис. 3. Предпочтения потребителей по видам мясных фаршевых полуфабрикатов

ние превышает спрос на 1%. Спрос на бифштекс, шницель удовлетворён представленным ассортиментом, а вот ассортимент блинчиков и зраз следует пополнить.

Во время опроса изучались предпочтения потребителей по производителям (торговым маркам). Для выявления рейтинга производителей респондентам был предложен вопрос: «Какой торговой марке отдаёте предпочтение при покупке пельменей?». Для ответа были предложены пельмени наиболее известных торговых марок. Результаты анкетирования занесены в таблицу 3.

Таблица 3 Предпочтения потребителей при покупке пельменей

Возраст потребителей, лет Предпочтения потребителей по торговым маркам, %;

Ложкарёвъ Мираторг «Пельняшки в тельняшке»

до - 30 14 18 10

30-50 10 17 8

Старше - 50 10 8 5

Итого 34 43 23

Как видно из таблицы 3 покупательские предпочтения почти во всех возрастных категориях отданы продукции «Мираторг». Из чего можно сделать вывод о хорошем соотношении цены и качества, что, безусловно, влияет на потребительский спрос и конкурентоспособность продукции. Хорошим спросом пользуются пельмени торговой марки «Лошкарёвъ», чаще, чем широко представленные в гипермаркете пельмени «Мириталь» покупатели с положительной стороны отзывались о пельменях «Пельняшки в тельняшке».

При анализе структуры факторов, влияющих на выбор мясных фаршевых полуфабрикатов покупателями, выявили, что на потребительские предпочтения основное влияние оказывает хорошее сочетание качества и цены, а так же известность и авторитет изготовителя. Структура факторов отражена на рисунке 4.

Из рисунка 4 следует, что большинство покупателей (43%) в первую очередь интересуют мясные фаршевые полуфабрикаты с доступной ценой и хорошим качеством, что определяется во многом известностью торговой марки и надёжностью производителя.

■ II 1h

Рис. 4. Структура факторов влияющих на выбор мясных фаршевых полуфабрикатов потребителями

В связи с тем, что «Недостаток мясного сырья компенсируется широким применением при изготовлении фаршевых изделий не мясного сырья, сырья растительного и микробиологического происхождения» [2, с. 18], качество и потребительские свойства их изменяются. Цена в этом случае должна быть ниже. Производитель в этой ситуации должен правдиво указывать состав, снижая цену и вызывая лояльность потребителя хорошим сочетанием цена+качество.

Принятие решения о приобретении полуфабрикатов потребителями при близости и доступности расположения торговой точки напрямую связано с платёжеспособностью и видом деятельности населения, сочетанием суммы потребительских свойств и ценой, имиджем фирмы-производителя.

Повышению удовлетворённости спроса покупателей гипермаркета «Магнит» в мясных полуфабрикатах способствует продукция собственного производства.

Ассортимент продукции собственного производства из мяса животных и мяса птицы гипермаркета «Магнит» представлен в таблице 4.

Из данных таблицы 4 следует, что ассортимент мясных изделий представлен охлаждёнными мясными полуфабрикатами и готовой продукцией. Наиболее полно представлены изделия из мяса птицы - 24 наименования, которые включают в том числе рубленые полуфабрикаты: охлаждённые и готовые продукты. Натуральные охлаждённые полуфабрикаты представляют собой разделанные тушки кур (голень, бедро, крылья, грудки), а также - мясо индейки.

Рубленые полуфабрикаты из мяса птицы тоже представлены достаточно полным ассортиментом, который включает котлеты, зразы, рулетики, люля-кебаб, фарш, купаты и оладьи - 11 наименований продукции. Также, готовая продукция из мяса птицы представлена в виде гриль (цыплята гриль).

Полуфабрикаты из мяса свинины представлены более скромно и включают всего 14 наименований продукции (буженина, шашлык, печень охлаждённая, плов из свинины).

Изделия из мяса говядины представлены очень ограниченным ассортиментом - всего 6 наименований. Сюда входят как готовые изделия, так и рубленные полуфабрикаты.

В гипермаркете «Магнит» мясной цех находится рядом с торговым залом, за мясным

А л Л<

Ассортимент изделий собственного производства гипермаркета «Магнит» из мяса животных и мяса птицы

Таблица 4

№ Наименование продукции № Наименование продукции

1 Цыплёнок гриль охлаждённый 24 Свинина «Фиеста»

2 Отбивная «По-креольски» 25 Бедро цыплят гриль

3 Плов с мясом (свинина) 26 Корейка свиная гриль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Желудки куриные охлаждённые 27 Свинина по-французски готовая

5 Котлета куриная «Лакомка» охлаждённая 28 Шашлык из свинины в маринаде «Французский сад»

6 Фарш говяжий охлаждённый 29 Фарш говяжий натуральный охлаждённый

7 Голень куриная охлаждённая 30 Котлеты рубленные «Домашние» охлаждённые

8 Шашлык из свинины в кефире 31 Котлета «Московская» из говядины охлаждённая

9 Буженина с морковью и чесноком 32 ПФ Котлета «По-киевски» охлаждённая

10 Цыплёнок гриль готовый 33 Крылья куриные гриль

11 Окорочка гриль 34 Шашлык «Торрес»

12 ПФ Шашлык говяжий в майонезном соусе 35 Оладьи куриные

13 ПФ Котлета куриная «Лакомка» охлаждённая 36 ПФ Фарш «Домашний» натуральный

14 к/к Печень свиная охлаждённая 37 Фарш куриный охлаждённый

15 ПФ Шашлык свиной натуральный охлаждённый 38 Грудка цыплят гриль

16 Рулетики куриные с пикантной начинкой 39 ПФ Люля-кебаб из говядины охлаждённые

17 ПФ Сердце говяжье отварное 40 ПФ Гуляш из свинины охлаждённый

18 ПФ Филе куриное для Цезаря 41 Купаты куриные (с грибами и сыром)

19 Куры гриль (полутушки) 42 Голень цыплят гриль

20 ПФ Люля-кебаб из мяса птицы охлаждённое 43 Зразы «Рублёвские» (с луком, грибами)

21 Фарш свиной натуральный охлаждённый 44 Голень индейки в панировке

22 ПФ к/к Корейка свиная охлаждённая 45 Свинина под сырной корочкой

23 Шашлык из свинины классический 46 Говядина отварная

отделом, а это значит, что можно без временных затрат контролировать объём производимой продукции - не «затоваривать» и не допускать отсутствия самых востребованных каких-либо позиций.

Особенностью продукции собственного производства является наличие постоянного устойчивого на неё спроса. Поэтому, правильно организованное производство обеспечивает около 20% оборота супермаркета, а его рентабельность может достигать до 70%.

Из выше изложенного следует, что удовлетворённость спроса покупателей фаршевых мясных полуфабрикатов гипермаркета «Магнит»

Библиографический

1. Березина, В. В. Новые подходы к классификации ассортимента мясных полуфабрикатов / В. В. Березина. - Текст : непосредственный // Торговля в XXI веке: тенденции развития, инновации : сб. науч. трудов международной науч.-практ. конф. - Гомель, 2007. - С. 124-128.

2. Березина, В. В. Подходы к формированию ассортимента мясной продукции и проблемы её идентификации / В. В. Березина. - Текст : непосредственный // Базис. - 2020. - №2 (8).

- С. 14-19. - ISSN 2587-8042.

высокая. Она обеспечивается за счёт широкого ассортимента замороженной продукции, поступающей от различных производителей, а так же охлаждённой и готовой продукции собственного производства.

Небольшая часть (2%) неудовлетворённого спроса по замороженным пельменям может компенсироваться наличием в продаже охлаждённого фарша и других фаршевых мясных полуфабрикатов (зразы, Люля-кебаб и др.) собственного производства.

Материалы поступили в редакцию 21.04.2022 г. список (References)

1. Berezina, V. V. (2007). Novye podhody k klassifikacii assortimenta mjasnyh polufabrikatov [New approaches to the classification of the assortment of meat semi-finished products]. Torgovlja v XXI veke: tendencii razvitija, innovacii. Gomel. P 124-128.

2. Berezina, V. V. (2020). Podhody kformirovaniju assortimenta mjasnoj produkcii i problemy ejo identifikacii [Approaches to the formation of the assortment of meat products and problems of its identification]. Bazis. No.2 (8). P. 14-19.

12

Базис. 2022. № 1(11). www.engels.ruc.su/science/basis/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.