Научная статья на тему 'Анализ рынка мясных полуфабрикатов, представленных в торговых сетях г. Красноярска'

Анализ рынка мясных полуфабрикатов, представленных в торговых сетях г. Красноярска Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1901
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯСНЫЕ ПОЛУФАБРИКАТЫ / ВИД МЯСНОГО СЫРЬЯ / ТЕРМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / СТРУКТУРА АССОРТИМЕНТА / РИТЕЙЛ / MEAT SEMI-FINISHED PRODUCTS / RAW MEAT SORT / THERMAL STATE / ASSORTMENT STRUCTURE / RETAIL

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Речкина Е.А., Губаненко Г.А., Машанов А.И.

В статье представлены результаты исследований рынка мясных полуфабрикатов, реализуемых через федеральные и региональные торговые сети г. Красноярска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKET ANALYSIS OF THE MEAT SEMI-FINISHED PRODUCTS PRESENTED IN THE KRASNOYARSK RETAIL CHAINS

The research results of the market on the analysis of the meat semi-finished products sold through federal and regional retail chains of Krasnoyarsk are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка мясных полуфабрикатов, представленных в торговых сетях г. Красноярска»

УДК 339.13.017:637.521.47+637.521.47](571.51) Е.А. Речкина, Г.А. Губаненко, А.И. Машанов

АНАЛИЗ РЫНКА МЯСНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ТОРГОВЫХ СЕТЯХ г. КРАСНОЯРСКА

В статье представлены результаты исследований рынка мясных полуфабрикатов, реализуемых через федеральные и региональные торговые сети г. Красноярска.

Ключевые слова: мясные полуфабрикаты, вид мясного сырья, термическое состояние, структура ассортимента, ритейл.

ЕЛ Rechkina, G.A. Gubanenko, A.I. Mashanov

THE MARKET ANALYSIS OF THE MEAT SEMI-FINISHED PRODUCTS PRESENTED IN THE KRASNOYARSK RETAIL CHAINS

The research results of the market on the analysis of the meat semi-finished products sold through federal and regional retail chains of Krasnoyarsk are presented in the article.

Key words: meat semi-finished products, raw meat sort, thermal state, assortment structure, retail.

Введение. Динамичному росту производства мясных полуфабрикатов на территории Красноярского края способствует реализация региональных программ по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции. Определяющим фактором ежегодного увеличения объема продаж мясных полуфабрикатов через торгово-розничные предприятия г. Красноярска можно считать повышенную популярность у населения продуктов быстрого приготовления. Эти формирующиеся предпочтения потребителей связаны с быстро меняющимися ритмом и тенденциями современной жизни.

Специалисты «Маркет Аналитик» отмечают, что в отличие от европейского рынка, где преобладает сегмент замороженных овощей и ягод, потребитель на российском рынке предпочитает мясную замороженную продукцию. По оценке экспертов, отечественных рынок замороженных полуфабрикатов в 2014 г. составил более 2 млн тонн. Доля наиболее емкого сегмента рынка замороженных полуфабрикатов составляет 27-28 % и представлена пельменями, блинчиками, варениками. На втором месте полуфабрикаты из птицы, которые сохраняют высокие тенденции к росту, темпы которого достигают 4-8 %. Мясные замороженные полуфабрикаты занимают третью позицию рынка. К ним относятся котлеты, отбивные, шницели, бифштексы, ромштексы, фрикадельки, тефтели, ежики, колбаски и мясной фарш. В ближайшие годы спрос на замороженные полуфабрикаты будет только увеличиваться, при этом отдаются предпочтения продукции высокого качества, класса премиум [1].

По данным статистики, объем потребления мясных полуфабрикатов в России на человека в год составляет 10-12 кг, тогда как в европейских странах - 35-40 кг в год, что свидетельствует о перспективе роста и увеличении емкости рынка мясных полуфабрикатов [2]. Несмотря на общие тенденции российского рынка мясных полуфабрикатов, для каждого региона характерны свои индивидуальные особенности, обусловленные уровнем развития производства и ритейла.

У современных торговых предприятий возникает необходимость ежедневного мониторинга и оперативного реагирования на изменения рыночной ситуации, что, в свою очередь, влияет на формирование ассортиментной политики предприятия, которая является одним из ключевых объектов управления его деятельностью. Востребованность предлагаемых товаров и предпочтения потребителей определяют возможности и перспективы развития предприятия. В связи с этим детальный и продуманный подход к формированию ассортиментной политики служит основой его стабильности, индивидуальности и конкурентоспособности.

Цель исследований. Проанализировать рынок мясных полуфабрикатов, представленных в торговых сетях г. Красноярска.

Задачи исследований: провести анализ рынка мясных полуфабрикатов в зависимости от термического состояния, от вида используемого мясного сырья; установить структуру ассортимента мясных полуфабрикатов и сформировать предложения по новым видам изделий.

Методы исследований. Исследования проводились с помощью метода наблюдений в период с октября по ноябрь 2014 г. в федеральных и региональных торговых сетях г. Красноярска:

- гипермаркет «Наш», адрес: Белинского, 8;

- гипермаркет «Лента», адрес: 9 Мая, 62;

- гипермаркет «О'Кей», адрес: 9 Мая, 77; пр-т Ульяновский 14; Партизана Железняка, 23;

- супермаркет «Командор», адрес: Дубровинского, 52, Комсомола 4;

- супермаркет «Красный яр», адрес: Карла Маркса, 133, Ленина, 128, пр-т Мира, 52, Дубровинского 62. Результаты исследований и их обсуждение. Нами изучена структура ассортимента мясных полуфабрикатов, представленных в гипермаркете «Наш», в зависимости от термического состояния, вида используемого сырья (рис. 1-4).

Олажденные мясные полуфабрикаты

25%

75%

Свинина,свинина и говядина Курица

Рис. 1. Ассортимент охлажденных мясных полуфабрикатов по видам сырья гипермаркета «Наш»

16%

Замороженные мясные полуфабрикаты

■ Свинина,говядина, свинина и говядина

■ Курица

■ Индейка

Рис. 2.. Ассортимент замороженных мясных полуфабрикатов по видам сырья гипермаркета «Наш»

Рис. 3. Структура ассортимента охлажденных мясных полуфабрикатов гипермаркета «Наш»

■ Котлеты ■ Фрикадельки Ромште кс ■ Тефтел и

■ Наггетсы ■ Голубцы

Рис. 4. Структура ассортимента замороженных мясных полуфабрикатов гипермаркета «Наш»

В ходе проведения исследований выявлено, что в гипермаркете «Наш» представлено 12 наименований замороженных полуфабрикатов и 4 охлажденных. По видам используемого сырья традиционно преобладают говядина и свинина, доля полуфабрикатов из них составляет от 62 до 75 % в зависимости от термического состояния. Четвертая часть от всех реализуемых изделий производится из птицы, и лишь 16 % из индейки в замороженном виде.

Анализ структуры ассортимента показал, что на долю котлет приходится от 56 до 75 % в зависимости от термического состояния. Одинаковые объемы (в среднем 25 %) в охлажденном и замороженном состоянии принадлежат ромштексу. В равной степени по одному наименованию предложены тефтели, фрикадельки, наггетсы и голубцы.

В ходе изучения товарного предложения в гипермаркете «Лента» установлено, что предпочтение отдается полуфабрикатам из говядины и свинины - их доля от 66 до 80 % в зависимости от термического состояния (рис. 5-8). Из всех исследуемых торгово-розничных предприятий только в гипермаркете «Лента» продаются полуфабрикаты из баранины. Незначительное количество рубленых изделий из птицы (от 10 до 29 %) и еще меньше из индейки (от 5 до 10 %).

■ Говядина, свинина и говядина, свинина и баранина

■ Курица

■ Индейка

Рис. 5. Ассортимент охлажденных мясных полуфабрикатов по виду сырья гипермаркета «Лента»

■ Говядина, свинина и говядина, свинина и баранина Курица Индейка

Рис. 6. Ассортимент замороженных мясных полуфабрикатов по виду сырья гипермаркета «Лента»

■ Колбаски Котлеты

■ Бифштекс

■ Биточки Люля-кебаб Голубцы

Перец фаршированный

Рис. 7. Структура ассортимента охлажденных мясных полуфабрикатов гипермаркета «Лента»

Котлеты

■ Бифштекс

■ Биточки Люля-кебаб Голубцы

Перец фаршированный

Рис. 8. Структура ассортимента замороженных мясных полуфабрикатов гипермаркета «Лента»

Структура ассортимента полуфабрикатов гипермаркета «Лента» по сравнению с остальными торговыми сетями, участвующими в исследовании, представлена наиболее широко. Охлажденные полуфабрикаты составляют 10 наименований, замороженные - 21. Спецификой этого торгового предприятия можно считать реализацию в числе охлажденных полуфабрикатов различных видов колбасок, их доля преобладает и занимает 30 % от общего объема. Рассматриваемые замороженные мясные полуфабрикаты включают: котлеты (66 %) - 14 наименований, наггетсы - 3 вида, оставшиеся изделия - тефтели, голубцы, ежики, перец фаршированный - по одному наименованию.

Результаты оценки товарных предложений по группе мясных полуфабрикатов гипермаркетов «О'Кей» отражены на рисунках 9-12. Установлено, что в данном торговом предприятии наибольшая доля (40 %) мясных полуфабрикатов, выработанных из мяса птицы, по сравнению с объемом (25-29 %) других федеральных участников проводимого исследования.

Ассортимент по видам изделий из птицы можно охарактеризовать как однообразный для всех торговых сетей - наггетсы классические, с сыром, с ветчиной, котлеты по-киевски и куриные. Однако стоит заметить, что производство полуфабрикатов из птицы на российском рынке остается одним из наиболее успешных направлений. Потребление продукции из мяса птицы растет в два раза быстрее, чем продуктов из говядины и свинины. Сейчас в рационе питания жителя России на долю мяса птицы приходится около трети от всего объема мяса, потребляемого в стране [1]. По данным зарубежных экспертов, мясо птицы займет первой рейтинговое место в мире в 2022 г., потребление вырастет почти вдвое (с нынешних 4,4 до 7,2 млн т) и составит более половины от всего объема потребляемого мяса [3].

Рис. 9. Ассортимент охлажденных мясных полуфабрикатов по виду сырья гипермаркета «О'Кей»

Рис. 10. Ассортимент замороженных мясных полуфабрикатов по виду сырья гипермаркета «О'Кей»

■ Свинина и говядина ■ Курица

■ Свинина и говядина

■ Курица

■ Индейка

■ Оленина

20% 20% 20% 20% 20%

20%

15%

10%

■ Колбаски ■ Котлеты ■ Купаты

■ Ежики ■ Голубцы

Рис. 11. Структура ассортимента охлажденных мясных полуфабрикатов гипермаркета «О'Кей»

Рис. 12. Структура ассортимента замороженных мясных полуфабрикатов гипермаркета «ОКей»

Гипермаркет «О'Кей» предлагает 5 наименований охлажденных и 14 замороженных мясных полуфабрикатов. Все виды охлажденных изделий имеют равную долю в ассортименте. В замороженной продукции по объему превалируют котлеты, доля бифштексов, фрикаделек в 3 раза меньше, чем котлет, в пределах 7 % остальные виды полуфабрикатов. Товарные предложения сети магазинов «О'Кей» индивидуальны и отличаются от всех исследуемых торговых предприятий в части предложений: полуфабрикаты купаты и изделия из мяса оленины.

В исследовании участвовали два региональных представителя ритейла «Командор» и «Красный яр». Результаты по изучению ассортимента мясных полуфабрикатов по термическому состоянию и видам используемого мясного сырья представлены на рисунках 13-20.

Как видно из рисунков 13-14 и 17-18, региональные торговые сети предлагают покупателям полуфабрикаты, наибольшая часть которых изготовлена из свинины и говядины, их доля от 58 до 100 % от общего количества. Необходимо отметить, что в супермаркете «Красный яр» самый высокий объем (42 %) полуфабрикатов, изготовленных из птицы, по сравнению с другими торговыми предприятиями, что отвечает современным тенденциям развития российского рынка мяса.

50% 44%

30

20

1

■ Котлеты ■ Бифштекс

■ Наггетсы ■ Голубцы

■ Палочки ■ Фрикадельки

■ Тефтели

Рис. 13. Ассортимент охлажденных мясных полуфабрикатов по видам сырья в супермаркете «Командор»

Рис. 14. Ассортимент замороженных мясных полуфабрикатов по видам сырья в супермаркете «Командор»

60% 40% 20% 0%

50°% 50°%

С

Котлеты ■ Голубцы

Рис. 15. Структура ассортимента охлажденных мясных полуфабрикатов супермаркета «Командор»

■ Котлеты

■ Наггетсы

■ Бифштекс

■ Тефтели

■ Голубцы

■ Колбаски

■ Фрикадельки

■ Зразы

■ Ромштекс

■ Перец фаршированный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 16. Структура ассортимента замороженных мясных полуфабрикатов супермаркета «Командор»

Рис. 17. Ассортимент охлажденных мясных полуфабрикатов по видам сырья в супермаркете «Красный яр»

Свинина и говядина ■ Курица

Рис. 18. Ассортимент замороженных мясных полуфабрикатов по видам сырья в супермаркете «Красный яр»

20%

10%

20% 20% 20% 20% 20%

0%

I Котлеты ■ Голубцы ■ Бифштекс I Тефтели ■ Зразы

Рис. 19. Структура ассортимента охлажденных мясных полуфабрикатов супермаркета «Красный яр»

■ Котлеты ■ Голубцы ■ Наггетсы

■ Бифштекс ■ Тефтели ■ Колбаски

■ Фрикадельки

Рис. 20. Структура ассортимента замороженных мясных полуфабрикатов супермаркета «Красный яр»

Самым узким ассортиментом охлажденных мясных полуфабрикатов отличаются гипермаркет «Наш» и супермаркет «Командор»: лишь 2 наименования. В магазине «Красный яр» - 5 видов, имеющих равные доли по объему. Среди замороженных изделий доминируют традиционно котлеты - от 28 до 32 % от общего количества. Структура ассортимента замороженных полуфабрикатов, предлагаемых региональными торговыми предприятиями, практически идентична, за исключением наличия в «Командоре» зраз, перца фаршированного и ромштекса.

Выводы. Проведенное исследование по анализу рынка мясных полуфабрикатов, реализуемых в торговых сетях г. Красноярска, позволяет сделать выводы, что наибольшая доля полуфабрикатов изготавливается из свинины и говядины. Кроме того, в товарных предложениях федеральных торговых сетей представлены изделия из птицы и индейки, отдельные гипермаркеты - «Лента» и «О'Кей» - имеют в ассортименте продукцию из баранины и оленины. Региональные представители ритейла ограничиваются только говядиной, свининой и птицей.

В ходе изучения структуры ассортимента выяснилось, что на прилавках магазинов в большей степени встречаются различные виды котлет - от 28 до 75 % от общего объема.

При рассмотрении ассортимента по количеству предлагаемых наименований выяснилось, что максимум от 14 до 21 видов изделий в замороженном состоянии продают гипермаркеты «Лента», «Наш» и «О'Кей».

Можно отметить, что в каталоге ассортимента мясных полуфабрикатов изучаемых торговых предприятий отсутствуют предложения по заполнению ниши «продукты здорового питания». Например, мясные полуфабрикаты с использованием продуктов переработки регионального растительного сырья или с функциональными ингредиентами (пищевыми волокнами, ю3 жирными кислотами и т.д.). Введение в товарные предложения магазинов новинок, отвечающих требованиям здорового питания, позволит удовлетворить запросы покупателей, приобрести индивидуальность, успешно конкурировать в условиях современного рынка.

Литература

1. Сычев М. Обзор российского рынка мясных полуфабрикатов // Мир мороженого и быстрозамороженных продуктов. - 2014. - № 5. - С. 35-36.

2. Молчанова Е.Н., Удалова Л.П., Пономарева В.Е. Особенности регионального рынка мясных полуфабрикатов // Пищевая промышленность. - 2013. - № 11. - С. 72-74.

3. Мясо птицы станет самым потребляемым в мире // Пищевая промышленность. - 2014. - № 7. - С. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.