Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ОТНОШЕНИЙ'

АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ / ОЦЕНКА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обносов В.Н., Чурилова Н.Д.

В статье анализируется влияние негативных отношений ученика с педагогами и родителями на характер его учебной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF LEARNING MOTIVATION FROM THE POSITION OF THE THEORY OF RELATIONSHIPS

The article analyzes the influence of a student's negative relationships with teachers and parents on the nature of his educational motivation.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ОТНОШЕНИЙ»

УДК 159.99

АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ

ОТНОШЕНИЙ

Владимир Николаевич Обносов

кандидат психологических наук, доцент vladimirobnosov@yandex.ru Надежда Дмитриевна Чурилова

студент

nadezhda4870@gmai//com Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия.

Аннотация. В статье анализируется влияние негативных отношений ученика с педагогами и родителями на характер его учебной мотивации.

Ключевые слова: отношения, оценка, учебная деятельность, мотивация.

Одним из важнейших структурных звеньев любой деятельности является мотивация - система мотивов человека, побуждающих его к действию. Выделяют различные виды мотивов: общественно-значимые и эгоистичные, внешние и внутренние, сильные и слабые, только осознаваемые и реально действующие и т.д. Несмотря на то, что в психологии и педагогике немало исследований посвящено вопросам изучения, формирования и коррекции учебной мотивации, мотив часто рассматривается как некое обособленное психическое образование, заключенное в нашем внутреннем мире, хотя, по сути своей, мотивация - это проявление определенной многосторонней связи человека с какими-то объектами, с другими людьми. Мотивация складывается только на основе взаимодействия внешних и внутренних факторов, через создание тех или иных отношений с миром - положительных или отрицательных, прочных или неустойчивых, пристрастных или нейтральных, постоянных или ситуативных.

В отечественной психологии разработка теории отношений во многом связана с именем В.Н. Мясищева. Он развивал идеи своего учителя, известного русского психолога А.Ф. Лазурского, представлявшего структуру психического через отношение двух взаимосвязанных образований: эндопсихики и экзопсихики. Эндопсихика базируется на анатомо-физиологических, врожденных особенностях организма, в частности, таких как темперамент и задатки способностей. Экзопсихику составляют социальные связи человека, приобретенные знания, навыки и умения. Способность к социальной адаптации Лазурский связывает, прежде всего, с эндопсихикой - наличием у человека врожденных, природных сил, совокупность которых он называет одаренностью. Именно эндопсихика во многом определяет социальное развитие индивида и дает ему шансы для жизненного успеха, порождая низший, средний и высший тип социальной адаптации. Надо обратить внимание на некоторый оттенок фатальности и пессимизма во взглядах Лазурского на «малоодаренных» людей со «слабой и разрозненной» психикой, которые мало что могут дать обществу [2, с.186]. Если абсолютизировать такой

подход, то вполне можно оправдать социальное неравенство, а педагогам это позволяет не тратить лишних усилий на детей, которым хорошо учиться «от природы не дано».

В.Н. Мясищев высоко оценивал попытку Лазурского изучить типы социальной адаптации, способы взаимодействия со средой людей с разными психическими возможностями, с разным уровнем одаренности. В тоже время он обращал внимание на недооценку Лазурским личностного фактора, благодаря которому психические качества человека, восприятие и оценка им окружающей социальной среды, продуктивность деятельности могут самым существенным образом, качественно изменяться. Не сами по себе условия жизни, не отдельные природные качества человека, а их индивидуально своеобразный синтез в структуре личности определяет поведение человека и степень его успешности. Применительно к учебной деятельности это означает, что успех ребенка напрямую не зависит от наличия у него тех или иных способностей, от условий, в которых протекает учеба, и не определяется усилиями учителя как таковыми. Важно то, как все это воспринимается, оценивается и принимается самим ребенком, какие отношения к учебным предметам, к педагогу, к одноклассникам и к самому себе у него формируются.

В начальных классах учебная мотивация ученика как никогда зависит от тех отношений, которые у него сложились с учителем. Благодаря высокому авторитету педагога ребенок беспрекословно принимает его требования, охотно, без возражений выполняет даже те учебные задания, отдаленный смысл которых ему в данный момент совершенно непонятен. Ориентируясь на указания педагога, первоклассник часто не позволяет родителям внести даже малейшие коррективы в его работу, потому что это будет не так, как сказал учитель. Внимание ребенка на уроке также определяется характером его отношений с педагогом: чем более авторитетен учитель, тем лучше, устойчивее внимание ученика.

К сожалению, на характер отношения педагога к детям не может не влиять степень их успешности в учебе. Отличники, которые могут хорошо себя

показать при внешней проверке, обычно пользуются симпатиями педагога. Они легко усваивают учебный материал, и учителю не приходится с ними дополнительно заниматься. Обучение неуспевающих, напротив, требует больших усилий, они отрывают время педагога от работы с остальным классом, не позволяют вовремя, в соответствии с календарным планом, пройти учебную программу, заставляют учителя тратить на них свое личное время. Отстающих школьников учителя критикует чаще и более в резкой форме, чем их хорошо успевающих одноклассников Общение с родителями этих учащихся также не является источником положительных эмоций педагога.

Чтобы преодолеть невольно возникающее недовольство по отношению к неуспевающим учащимся, свои спонтанные антипатии, педагогу необходим строгий самоконтроль, максимальная корректность, искренняя доброжелательность и полное эмоциональное принятие ребенка, который «тянет класс назад», «позорит свою семью», «подводит учителя». Именно такими эпитетами могут награждать ученика взрослые, которые по-настоящему не понимают, что отставание в учебе это не его вина, а его беда. Больше того, взрослые порой считают, что критика и различные наказания, выставление низких оценок и высмеивание ребенка перед классом заставят его лучше учиться - критикуя хромого, пытаются заставить его не хромать. Следует помнить и о том, что в начальных классах отставание в учебе снижает статус ребенка в классе и служит источником дополнительных отрицательных эмоций, там более, если это постоянно подчеркивает учитель [3, с.360].

Какое отношение к педагогу и к учебе возникает у ученика при подобном подходе? Страх, неприязнь, обида, замкнутость, агрессия нежелание идти в школу. Взрослые при этом еще и удивляются, почему ребенок ведет себя подобным образом, но у него просто срабатывает механизм соответствующей ответной реакции. Вместо того, чтобы признать свои просчеты при подготовке ребенка к школе, методические ошибки в преподавании учебного материала, обратить повышенное внимание на состояние здоровья ученика, родители и педагоги нередко ссылаются на его лень, нежелание учиться, плохую

наследственность, гороскопы и т.п. Низкая учебная мотивация, ведущая к отставанию в учебе, зачастую есть следствие несложившихся, неправильно выстроенных отношений в сфере учебной деятельности. Для предотвращения и коррекции таких непродуктивных отношений учитель должен уметь налаживать диалогическое общение с учениками [1, с. 93], реализовать принципы педагогики сотрудничества [6, с.12].

Следует обратить внимание на то, что дети, особенно на начальных этапах обучения, могут считать, что заслуживают высокой оценки, если они старательно трудились в течение целого урока, с полным напряжением сил выполняли сложную контрольную работу, писали диктант, изложение, сочинение. Но педагог оценивает не сам по себе труд, а полученный результат, обращая внимание на характер и количество допущенных ошибок. Отчасти это понимая, ребенок все равно может испытывать обиду по отношению к учителю, который никак не оценил его большие старания. Даже вполне объективная, но отрицательная отметка отнюдь не усиливает учебную мотивацию, а чаще всего значительно снижает ее. Зная об этом, педагог должен хвалить каждого ученика, даже допустившего много ошибок в своей работе, обязательно замечать все его старания. Учителю надо отмечать малейшие успехи ребенка, показывать ему, какими знаниями он уже овладел, от каких ошибок уже избавился. Даже в рамках неудачно выполненной контрольной работы можно поставить ученику положительную отметку за хорошо усвоенный материал.

Особое внимание надо обратить внимание на связь учебной мотивации с отношениями в семье. Школьное обучение может существенно изменить эти отношения: если в дошкольном возрасте родители безусловно принимали ребенка, то теперь характер их отношений к нему начинает зависеть от его учебных успехов. Тот, кто раньше в их глазах был хорошим, теперь может стать «плохим», «ленивым», «неспособным» и т.д. Родители думают, что с помощью подобной критики можно заставить ученика учиться лучше и тем самым заслужить их поощрения, уважение, любовь. Но часто наблюдается

обратная реакция - у ребенка возникает ненависть к школе, из-за которой отношения с родителями испортились.

Немногие родители могут разумно, педагогически и психологически грамотно помогать неуспевающему ученику. Выполнение домашних заданий, с которыми сам он не справляется, может вызывать у родителей массу отрицательных эмоций. Эти эмоции выливаются и на ученика, и на педагога, который не смог его научить. Тем самым негативное отношение к учебе у ребенка все более и более закрепляется.

Учителям, школьным психологам надо обязательно вести работу с родителями, разъяснять, как можно помочь ребенку в учебе, не снижая его самооценку, не разрушая семейный мир, развивая интерес к знаниям. Необходимо обеспечить научно обоснованное психолого-педагогическое сопровождение неуспевающих детей [4, с.42]. Выстраивание правильных, гармоничных отношений между учителем и учеником, между учеником и его родителями, между учеником и одноклассниками является важнейшим условием формирования устойчивой, содержательной учебной мотивации.

Список литературы:

1. Корепанова Е.В., Кирпичева Е.В. Диалогического общение в психологическом сопровождении учебной деятельности обучающихся // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 4 (78). С. 91-99.

2. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК" 1995. 356 с.

3. Обносов В.Н., Свиридова Л.В. Причины популярности и отверженности в детском коллективе. // Наука и Образование. 2020. Т.3. № 4. С. 360.

4. Перышкова С.А. Шипилина А.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории практики: сборник

материалов Национальной контент-платформы (12 декабря 2019 г.). Под общ. ред. Г.В. Коротковой. Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ. 2019. С. 42 - 43.

5. Попова Т.И. Попов А.С. Педагогика сотрудничества как условие психологически безопасной среды // Наука и Образование. 2018. Т.2. № 3 - 4. С. 12.

UDC 159.99

ANALYSIS OF LEARNING MOTIVATION FROM THE POSITION OF THE THEORY OF RELATIONSHIPS

Vladimir N. Obnosov

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

vladimirobnosov@yandex.ru Nadezhda D. Churilova student

nadezhda4870@gmail.com Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article analyzes the influence of a student's negative relationships with teachers and parents on the nature of his educational motivation.

Keywords: relationships, assessment, educational activity, motivation.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.