Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПЕРВОКЛАССНИК / УЧЕБНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полунина Л.И., Баудер Г.А.

Одним из важнейших моментов в жизни детей является период школьной адаптации. Учёба ребёнка является обязательной, общественно значимой деятельностью, за которую он отвечает перед учителем, школой, семьёй. Учитель - официальный представитель общественных требований к ребёнку, объективно оценивающий его знания и выполнение им учебных обязанностей. Основной учебной целью для ребёнка является освоение знаний и изменение привычного образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CHILD'S ADAPTATION TO SCHOOL

One of the most important moments in the life of children is the period of school adaptation. The child's studies are mandatory, socially significant activities for which he is responsible to the teacher, school, family. The teacher is the official representative of the public requirements for the child, objectively assessing his knowledge and the performance of his educational duties. The main educational goal for a child is to master knowledge and change the usual way of life.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Людмила Игоревна Полунина

кандидат филологических наук, доцент

tatmila2@yandex.ru Галина Анатольевна Баудер

кандидат филологических наук, доцент

tatmila@yandex.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Одним из важнейших моментов в жизни детей является период школьной адаптации. Учёба ребёнка является обязательной, общественно значимой деятельностью, за которую он отвечает перед учителем, школой, семьёй. Учитель - официальный представитель общественных требований к ребёнку, объективно оценивающий его знания и выполнение им учебных обязанностей. Основной учебной целью для ребёнка является освоение знаний и изменение привычного образа жизни.

Ключевые слова: адаптация, первоклассник, учебная познавательная деятельность, учитель.

Одним из важнейших моментов в жизни детей является период школьной адаптации. Учёба ребёнка является обязательной, общественно значимой деятельностью, за которую он отвечает перед учителем, школой, семьёй. Учитель - официальный представитель общественных требований к ребёнку, объективно оценивающий его знания и выполнение им учебных обязанностей. Основной учебной целью для ребёнка является освоение знаний и изменение привычного образа жизни.

Под влиянием травмирующих ситуаций у детей могут развиваться неврозы. В школе такими ситуациями могут быть неудачные ответы на уроках, конфликтная ситуация с учителями и одноклассниками, а у некоторых учеников просто регулярное нахождение в школе. Психиатрия, описывая подобные случаи, употребляет термин «школьные неврозы». Причиной неврозов принято считать неразрешимые для учащихся ситуации, возникающие в процессе школьного обучения [3].

Не каждый ребёнок способен адаптироваться к существующим условиям школьной жизни. Для многих годы обучения являются безрадостными, неинтересными и тяжёлыми: грязно-бежевый цвет стен, чёрная доска, затхлый запах тряпки, серый мел, единственное желание: вон, вон, вон отсюда...

Некоторые дети не способны справиться с психологической атмосферой школы. Например, известный художник Марк Шагал, вспоминая собственное обучение в начальной школе, отмечает, что он стал заикаться (возможно из-за чувства протеста). Причём, он не мог отвечать на уроке, отлично зная материал. Он испытывал состояние ужаса, когда видел головы одноклассников, склонившиеся над партами. Ответ у доски приводил его в ступор: краснел, чернел, глупо улыбался и заикался. Мы наблюдаем в поведении этого ребёнка проявление различных невротических реакций и отрицательных эмоций.

В психологии определены различные невротические реакции: заикание, тики, ночные страхи, энурез... Невротические страхи часто развиваются в

школе у детей «домашних», боящихся разлуку с близкими (чаще всего с мамой).

Учитель должен правильно выстраивать эмоциональные отношения с ребёнком, чтобы не вызывать страха в отношениях: ребёнок - учитель.

Чаще всего дети боятся получить плохую отметку, не выполнить задание, назидательных разговоров с родителями, насмешек одноклассников... В связи с этим у детей пропадает аппетит, появляется слабость, раздражительность, плаксивость, пропадает сон, снижается работоспособность, ухудшается память... На данные симптомы необходимо обращать внимание в школе и дома, так как в дальнейшем может развиваться робость, застенчивость, постоянное чувство усталости, осознание собственной неполноценности... В младшем школьном возрасте встречаются (достаточно часто) истерические состояния, в дальнейшем переходящие в «школьные неврозы».

Истерический невроз связан с соматическими реакциями: тошнота, рвота, кашель, икота, повышенная температура, головная боль, нарушение сердечной деятельности, боль в животе, затрудненное дыхание и так далее. Беспрецедентно мнение специалистов, что такое состояние у детей может наблюдаться перед школой, во время уроков, накануне контрольных работ, при выходе к доске... Существует термин «бегство в болезнь», который необходимо исключить из поведения, определяющего поступки школьника. Опека родителей должна быть правильно организована, так как многие дети начинают избыточно заботиться о собственном здоровье. За данной заботой скрывается простейший защитный механизм - бегство от трудностей, в результате чего у ребёнка развивается пассивное отношение к обязанностям.

Ребёнку приятно участвовать в ситуациях, демонстрирующих его высокую самооценку, где он чувствует свое превосходство над другими. Появляющиеся недуги воспринимаются болезненно. Психологической защитой для ребёнка является отрицание (уход в мечты, грёзы, фантазии), вытеснение из памяти мучительных событий, рационализация (приписывание себе

приемлемых мотивов, оправдывающих поведение ребёнка, чаще всего перемещающих вину на других людей и обстоятельства).

Психологической защитой ребёнка служит агрессия, появляющаяся чаще не от злости, а от страха. Нельзя допустить, чтобы чувство страха переросло в привычное состояние, так как в дальнейшем может развиться тревожный невроз. В данном случае потребуется помощь специалиста-психолога. Если данную помощь ребёнку не оказать, то у него могут развиться соматические заболевания (проблемы с пищеварительной системой, эндокринные расстройства и т.д.). Вспышки гнева могут сменяться приступами апатии [2].

Педагоги, родители и психологи должны держать под контролем поведение детей, проявляющих повышенный уровень тревожности. В процессе школьной адаптации родители являются главными помощниками для своего ребёнка. Они обязаны контактировать со школьным психологом, способным диагностировать уровень школьной тревожности, давать рекомендации и следить за их выполнением.

Ребёнок должен понимать, что в любой ситуации родители его поддержат, разберутся в проблемах, выслушают. Психолог в процессе корректировки школьной тревожности должен использовать психодраму, песочную терапию, игровую психотерапию, детский психоанализ и другие специальные методики и приёмы [1].

В ходе наших рассуждений приходим к выводу, что в период школьной адаптации ребёнка необходим родительско-психолого-педагогический тандем, способный создать для него логическую социальную нишу.

Список литературы:

1. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / М.: Московский центр качества образования. 2010. 120 с.

2. Зеленова М. Е. Особенности самовосприятия и восприятия своих учеников учителями начальных классов с разным типом педагогического взаимодействия // Психологическая наука и образование. 1999. № 1.

3. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Москва: Просвещение. 1988. 190 с.

UDC 159.99

FEATURES OF THE CHILD'S ADAPTATION TO SCHOOL

Lyudmila I. Polunina

candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila2@yandex.ru Galina A. Bauder candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. One of the most important moments in the life of children is the period of school adaptation. The child's studies are mandatory, socially significant activities for which he is responsible to the teacher, school, family. The teacher is the official representative of the public requirements for the child, objectively assessing his knowledge and the performance of his educational duties. The main educational goal for a child is to master knowledge and change the usual way of life.

Key words: adaptation, first grader, educational cognitive activity, teacher.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.