Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полунина Л.И., Баудер Г.А., Манякина П.В.

Современное образование считает главнейшей задачей общества развитие у подрастающего поколения чувства патриотизма, нравственности, национальной гордости, уважительного отношения к языкам, традициям и культуре народов, национальной терпимости. Эти требования содержатся в Национальной доктрине образования Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF SPIRITUAL VALUES FOR YOUNGER STUDENTS

Modern education considers the main task of society to develop among the younger generation a sense of patriotism, morality, national pride, respect for languages, traditions and culture of peoples, national tolerance. These requirements are contained in the National Doctrine of Education of the Russian Federation. The changes appearing in the educational environment are reflected in the normative documents of Russia, which legislatively state that modern concepts and programs of educational activity are obliged to include in their content the values of socio-cultural life, personal and national dignity, general cultural and professional competence, culture of citizenship, family, responsibility to oneself and others.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.99

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Людмила Игоревна Полунина

кандидат филологических наук, доцент

tatmila2@yandex.ru Галина Анатольевна Баудер кандидат филологических наук, доцент

tatmila@yandex.ru Полина Валерьевна Манякина

студент manikina@mail .ги

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Современное образование считает главнейшей задачей общества развитие у подрастающего поколения чувства патриотизма, нравственности, национальной гордости, уважительного отношения к языкам, традициям и культуре народов, национальной терпимости. Эти требования содержатся в Национальной доктрине образования Российской Федерации.

Ключевые слова: воспитание, духовные ценности, компетентность, патриотизм, нравственность.

Современное образование считает главнейшей задачей общества развитие у подрастающего поколения чувства патриотизма, нравственности, национальной гордости, уважительного отношения к языкам, традициям и культуре народов, национальной терпимости. Эти требования содержатся в Национальной доктрине образования Российской Федерации. Изменения, появляющиеся в образовательной среде, находят отражение в нормативных документах России, которые законодательно утверждают, что современные концепции и программы воспитательной деятельности обязаны включать в свое содержание ценности социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими [5].

Ученые всегда интересовались вопросами духовных ценностей и на их основе воспитания. В.П. Вахтерев [2], К.Д. Ушинский [9] и другие считали необходимым развивать в детях патриотизм, честность, человечность. Педагоги видели в этих человеческих качествах основу нравственного воспитания индивида.

На наш взгляд в педагогических трудах достаточно скромно представлены проблемы системы нравственного воспитательного процесса начальной школы; ориентиров (критериев оценки) на духовные ценности; взаимодействия семьи, школ и учреждений дополнительного образования детей и т.д. Считаем, что данные проблемы объясняются наличием в нашем обществе кризиса нравственного воспитания, который демонстрирует отсутствие приоритетов развития личности. Наблюдаем отсутствие возможности имеющихся концепции и воспитательных программ на создание условий для развития духовности детей на основе мировых и отечественных ценностей; слабым вниманием учителей к проблеме воспитания у детей духовных ценностей современности [1,4].

В первой четверти XX века на российскую семью оказали негативное воздействие социально-экономические и политические реформы, что существенно изменило её существование. Выявлена различная численность

семей, численность нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Беспрецедентно заявление психологов о нарастании конфликтности отношений между членами семьи в результате законодательства, морали и экономической незащищённости, что ослабляет воспитательный потенциал семьи, роль социализации детей. Слабое материальное обеспечение, загруженность родителей бытовыми проблемами и работой, тяжёлая психологическая атмосфера отражаются негативно на воспитании и нравственном развитии детей.

Данные социологов подтверждают, что основной признана проблема материального достатка. В обществе процветают установки на хитрость, способность хитрить, иметь хватку, желание возвыситься над окружающими людьми, добиться успеха за счёт других. Затрудняет воспитательный процесс криминализация общества, урбанизация и экологический кризис. Жизнь современных детей проходит в постоянно меняющейся социально-культурной среде. Трудовое воспитание сведено до минимума, являющегося абстракцией. Школьные занятия становятся более насыщенными, напряженными, перегруженными терминологически. Дети чаще всего одиноки, замкнуты, внутренне неустойчивы. Наблюдается отсутствие жизненных идеалов, рост бездуховности, системы ценностей.

Проблема ценностей отражена в педагогических исследованиях В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля и других, которые трактовали индивидуальность ребёнка через развитие творчества, формирование духовных ценностей и нравственных идеалов. Н.И. Пирогов пропагандировал воспитание гуманного человека. Его духовно-нравственная педагогика базируется на общечеловеческих моральных ценностях.

Русский менталитет считает одним из основных духовных основ «патриархальную нравственность».

Н.Д. Никандров утверждает, что ценности отражают то, что существует в жизни, в менталитете народа, считаясь нормой. Л.Н. Толстой, был автором учения об онтологии. Это духовная наука, направленная на смысловое и

ценностное восприятие человеком жизни, имея в виду понятия «любовь», «вера», «совесть», «Бог». Полностью развитым считался человек, способный трудиться и реализовывать ценности (духовные и материальные) [7]. К.Д.Ушинский видел развитие нравственного воспитания на основе патриотизма, человечности, любви к труду, воле, честности, правдивости. Н.И. Пирогов большое значение уделял воспитанию в человеке гуманизма, а свою педагогику называл духовно-нравственной [9]. Какие из перечисленных ценностей, аргументировано доказанных великими учёными, могут быть отменены как ценности, нормы. Какие цели воспитания можно изменить? Думаем, что ответ: «Никакие».

Философия рассматривает духовность как «человеческое в человеке», «то, что отличает человека, что присуще только ему и ему одному». Мы не можем отказаться от причастности к человеческой общности, приобщения к родовой сущности человека и поддерживаем точку зрения Н.Г. Дмитриевой: «...духовность личности - это система её ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся и отчего грустим. Это наш духовный мир» [6]. Учитывая возрастные особенности младших школьников, считаем данное определение особенно удачным.

Список литературы:

1. Бозоева Я. М., Трубицина Д.В., Манаенкова М.П. Методы нравственного воспитания младших школьников // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1. - EDN GJCGOZ.

2. Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. М.,

1917.

3. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М. 1916.

4. Гончарова Н. А., Кретинина Г.В., Власенко А.В. Роль иностранного языка в духовно-нравственном воспитании личности обучающихся // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2. - EDN ACTNLR.

5. Гусева М. Н. Формирование духовно-нравственной составляющей имиджа будущего управленца в образовательном процессе вуза // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2022. № 2(34). С. 10-13. - EDN PDEMUO.

6. Дмитриева Н.М. Влияние литературы на развитие духовного мира человека // Искусство образования во втором тысячелетии (Теория. Практика. Педагогические позиции): материалы конф. Оренбург. 2001.

7. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека /Н.Д. Никандров // Педагогика. 1998. №4.

8. Пирогов Н.И. Образование и воспитание // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1985.

9. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: В 6 т. М. 1988.

UDC 159.99

EDUCATION OF SPIRITUAL VALUES FOR YOUNGER STUDENTS

Lyudmila I. Polunina

candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila2@yandex.ru Galina A. Bauder candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila@yandex.ru Polina V. Manyakina

student

manikina@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. Modern education considers the main task of society to develop among the younger generation a sense of patriotism, morality, national pride, respect for languages, traditions and culture of peoples, national tolerance. These requirements are contained in the National Doctrine of Education of the Russian Federation. The changes appearing in the educational environment are reflected in the normative documents of Russia, which legislatively state that modern concepts and programs of educational activity are obliged to include in their content the values of socio-cultural life, personal and national dignity, general cultural and professional competence, culture of citizenship, family, responsibility to oneself and others.

Key words: education, spiritual values, competence, patriotism, morality.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.