Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА С.В. РАХМАНИНОВА'

РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА С.В. РАХМАНИНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОМПОЗИТОР / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баудер Г. А., Полунина Л. И.

В 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения С.В. Рахманинова. Великий русский композитор, пианист, дирижёр оставил неоценимый вклад в развитии отечественной музыки. Творчество Рахманинова индивидуально и многогранно. Оно берет начало от позднего Бетховена и Листа. В начале 19 века отечественная музыкальная практика имела в своем составе высокие духовные стремления, тесную связь с народным фольклором, способность воспринимать человеческие чувства, знакомство с искусством Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A TEACHER IN REVEALING THE CREATIVE POTENTIAL OF S.V. RACHMANINOV

In 2023, the 150th anniversary of the birth of S.V. Rachmaninov will be celebrated. The great Russian composer, pianist, conductor left an invaluable contribution to the development of Russian music. Rachmaninov's work is individual and multifaceted. It originates from the late Beethoven and Liszt. At the beginning of the 19th century, the Russian musical practice had in its composition high spiritual aspirations, a close connection with folk folklore, the ability to perceive human feelings, familiarity with the art of the East.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА С.В. РАХМАНИНОВА»

УДК 159.99

РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА С.В. РАХМАНИНОВА

Галина Анатольевна Баудер

кандидат филологических наук, доцент

[email protected] Людмила Игоревна Полунина

кандидат филологических наук, доцент

[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения С.В. Рахманинова. Великий русский композитор, пианист, дирижёр оставил неоценимый вклад в развитии отечественной музыки. Творчество Рахманинова индивидуально и многогранно. Оно берет начало от позднего Бетховена и Листа. В начале 19 века отечественная музыкальная практика имела в своем составе высокие духовные стремления, тесную связь с народным фольклором, способность воспринимать человеческие чувства, знакомство с искусством Востока.

Ключевые слова: педагог, творческий потенциал, композитор, искусство.

В 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения С.В. Рахманинова. Великий русский композитор, пианист, дирижёр оставил неоценимый вклад в развитии отечественной музыки.

Творчество Рахманинова индивидуально и многогранно. Оно берет начало от позднего Бетховена и Листа. В начале 19 века отечественная музыкальная практика имела в своем составе высокие духовные стремления, тесную связь с народным фольклором, способность воспринимать человеческие чувства, знакомство с искусством Востока.

С.В. Рахманинов считал себя во многом обязанным своим педагогам -С.И. Танееву и А. С. Аренскому. Они помогли состояться ему как композитору. Творчество Рахманинова созвучно во многом с творчеством Чайковского, с которым он познакомился во время обучения у Н.С. Зверева. В их творчестве наблюдается драматизм, тонкость лирики, мелодичность и индивидуальность изображаемых образов.

С.В. Рахманинов - личность талантливая, человек неординарный, музыкальный гений и виртуоз, способный масштабно самовыражаться. Индивидуальность и талант способствовали тому, что его творчество признано началом нового этапа в истории мирового музыкального искусства. Ему, как личности неординарной и чувственной, свойственно конфликтное начало художественных замыслов, масштабная индивидуальность, убедительная категоричность высказывания и достоверность изображения. Его музыкальные творения отличались глубиной мыслей, эстетически и нравственно способствуя очищению человека. Его творчество в мировом масштабе признано образцом, которому следовали композиторы и исполнители многие десятилетия. Безусловно, учёба в Московской консерватории в пансионе К.С. Зверева, лучшего педагога того времени, высоко ценилась Рахманиновым на протяжении всей жизни. Он был благодарен учителю за свою сложившуюся творческую судьбу, так как именно в пансионе смог не только получить музыкальное образование, но и научиться правильному отношению к жизни. Немаловажно, что Рахманинов, обучаясь в пансионе, находился под

круглосуточным контролем, имел возможность получить совет педагога и наставника.

Н.С. Зверев был педагогом талантливым, строгим и очень требовательным. Он привил своим ученикам способность чувствовать красоту музыки, понимать законы развития музыкальной мысли, не допускал возможность пропуска любых занятий. Особенно любил Зверев присутствовать на экзаменах (по всем дисциплинам). Все музыкальные произведения его ученики должны были знать наизусть. Было развито обсуждение исполнения музыкальных произведений, взаимовыручка, что помогало формированию музыкального кругозора. Большой помощью для воспитанников Зверева было то, что он полностью брал их на материальное содержание. Благодаря ему одаренные дети (2 - 3 самых талантливых) посещали спектакли и концерты, отдыхали на юге и даче под Москвой. На протяжении обучения эти ученики бывали дома у Н.С. Зверева, где слушали выдающихся музыкантов, артистов и художников.

Часто в гости к Н.С. Звереву приходил П.И Чайковский. Воспитанники Зверева дважды прослушали знаменитые концерты А. Рубинштейна, что стало одним из значимых моментов профессиональной школы обучения исполнительскому искусству. Доброй традицией у Зверева было в обязательном порядке анализировать услышанные произведения, что помогало развитию и формированию у них музыкальной критики и правильного восприятия музыкальных явлений.

Рахманинов был благодарным учеником и на протяжении всей жизни считал, что Зверев заложил в нем фундамент профессии музыканта, который в его дальнейшей жизни помогал решать любые технические, художественные и жизненные проблемы.

Композитор многому научился у профессора А.И Зилоти, кузену по отцу, который также учился у Зверева (на десять лет раньше), а потом у Н.Г. Рубинштейна. Рахманинов и Зилоти дружили всю жизнь, что положительно влияло на талантливого музыканта. В России они вместе с семьями отдыхали

летом в имении Ивановка Тамбовской губернии. В американский период оба материально помогали приехавшему в Америку на гастроли театру К.С. Станиславского и коллективу МХАТа [2].

Оба музыканта горячо любили родную землю, скучали по России, и это находило отражение в их настроении, произведениях и поступках. Будучи патриотами своей страны, они оказывали ей материальную помощь во время Великой Отечественной войны.

Однако, заметим, что уже к моменту обучения Рахманинов имел значительный багаж ярких впечатлений, знаний, учений, и, можно сказать, был велик по своему прирожденному таланту, необыкновенному восприятию действительности, великой жажде знания, страстному стремлению воспринять устройство окружающего мира.

Вероятно, С.В. Рахманинов имел художественный и мыслительный типы нервной системы (определяемые в трудах И.П. Павлова), иллюстрирующие развитое образное мышление, способствующее яркому и красочному восприятию мира в его множественных связях и отношениях.

Невозможно не отметить влияния на его творчество русского языка, особенно устного народного творчества, где ярко отражена душа народа, являющаяся мощным средством воспитания, средством формирования личности.

Беспрецедентно мнение ученых, современников музыкантов и их поклонников, что достижениями в своем творчестве С.В. Рахманинов обязан своим учителям Н.С. Звереву и А.К. Зилоти [4].

Список литературы:

1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: в 3-х ч. / М.: Музыка. 1982. Ч. 3. 286 с.

2. Зилоти А.И. Мои воспоминания о Ф. Листе // Воспоминания и письма. Л.: Музгиз. 1963. 466 с. С. 43-74.

3. Прибыткова А. Мои воспоминания об А.И. Зилоти // Воспоминания и письма. Л.: Музгиз. 1963. 466 с. С. 403-443.

4. Раабен Л.Н. А.И. Зилоти - пианист, дирижер, музыкальный деятель / Воспоминания и письма. Л.: Музгиз. 1963. 466 с. С. 11-43.

UDC 159.99

THE ROLE OF A TEACHER IN REVEALING THE CREATIVE POTENTIAL OF S.V. RACHMANINOV

Galina A. Bauder

candidate of philological Sciences, associate Professor

[email protected] Lyudmila I. Polunina

candidate of philological Sciences, associate Professor

[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. In 2023, the 150th anniversary of the birth of S.V. Rachmaninov will be celebrated. The great Russian composer, pianist, conductor left an invaluable contribution to the development of Russian music. Rachmaninov's work is individual and multifaceted. It originates from the late Beethoven and Liszt. At the beginning of the 19th century, the Russian musical practice had in its composition high spiritual aspirations, a close connection with folk folklore, the ability to perceive human feelings, familiarity with the art of the East.

Key words: teacher, creative potential, composer, art.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.