УДК 159.99
КОНЦЕПТ «РУССКИЙ» В ЖИЗНЕННОЙ ПАРАДИГМЕ С.В. РАХМАНИНОВА
Галина Анатольевна Баудер
кандидат филологических наук, доцент
[email protected] Людмила Игоревна Полунина
кандидат филологических наук, доцент
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В России глубоко чтят память о великом русском музыканте С.В. Рахманинове: огромными тиражами печатают сочинения композитора, книги о его жизни и творчестве, собран и выставлен архив музыканта. В селе Ивановка Тамбовской области открыт музей Рахманинова; Тамбовское музыкальное училище носит его имя; в Новгородской области установлен памятный обелиск.
Ключевые слова: С.В. Рахманинов, концепт «русский», музыкант, жизненная парадигма.
В России глубоко чтят память о великом русском музыканте С.В. Рахманинове: огромными тиражами печатают сочинения композитора, книги о его жизни и творчестве, собран и выставлен архив музыканта. В селе Ивановка Тамбовской области открыт музей Рахманинова; тамбовское музыкальное училище носит его имя; в Новгородской области установлен памятный обелиск.
Вечным памятником композитору является народная любовь к его музыке, которая сопровождает театральные и телевизионные постановки, радиопередачи, кинофильмы, спортивные и цирковые представления. Произведения великого музыканта входят в фонд мировой музыкальной культуры, стали достижением многих народов мира.
Слово «русский» прошло через всю жизнь и творчество этого человека. Практически во всех его музыкальных творениях наблюдаем исконно русские корни. Используя традиции русской музыки, Рахманинов отражал в них особенности народного искусства. В ее древние пласты, озвученные в современности, вложен музыкантом новый смысл.
Композитор говорил: «Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка» [2].
Уехав из России, Рахманинов был уверен в том, что его покинуло творческое вдохновение: «Лишившись Родины, я потерял самого себя». Вся его жизнь была связана с родиной. Живя в Америке, он создавал произведения, посвященные (русской) культуре («Три русские песни для хора и оркестра» (1926) и др. Основной темой творчества Рахманинова была тема Родины, которую он в последний раз отразил в своем величайшем произведении -Третьей симфонии.
Жизнь музыканта сложилась так, что жить пришлось в Америке, но он всегда был в курсе происходящего в нашей стране. Когда в его родной стране была Великая Отечественная война, он ежедневно следил за информацией, много помогал материально: посылал деньги, организовал и оплатил покупку рентгеновского кабинета для госпиталя. Он сопровождал свой поступок
словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!» [3].
Бабушка композитора, Софья Александровна, была близка Рахманинову по духу и взглядам. Она была человеком требовательным, обязательным, глубоко чувствующим, отзывчивым, внимательным, верным долгу... Эти черты были унаследованы музыкантом.
Софья Александровна хорошо знала старинную (русскую) музыку и проникновенно пела. Её дом посещали многие талантливые люди: мастера колокольного звона, распева и т.д. Безусловно, это сформировало в нем любовь к русским песням, колокольному звону, к России и ко всему русскому народу.
От мамы, Любови Петровны, музыкант унаследовал дисциплину, порядок, любовь к музыке и талант пианиста. Мать композитора неплохо играла на фортепиано, брала уроки у А.Г. Рубинштейна.
В 1941 году композитор призывал американцев и русских эмигрантов, публично выступая перед ними, забыть все обиды и поддержать Россию. Гонорары за свои концерты он неоднократно передавал на Родину: „Это единственный путь, каким я могу выразить моё сочувствие страданиям народа моей родной земли." [3].
В семье композитора был специальный сундук, куда он складывал различные материалы для отправки на Родину.
Русские песни были дороги музыканту, он считал, что в них „подлинная Россия, которую мы все любим и которой нам, живущим в Америке, так не хватает."
Последним местом жительства композитора был небольшой домик в Беверли- Хилл. Рахманинов, покупая его, больше всего был рад двум берёзам и лиственнице, росшим во дворе дома. Его лечил русский врач А.В. Голицын, ухаживала за ним русская сестра О.Г.Мордовская.
Живя в Америке, Рахманинов нашел общий язык с русскими эмигрантами, нанял русскую прислугу.
Умер Рахманинов 28 марта 1943 года. Его отпевали в церкви на окраине Лос- Анджелеса.
Наталья Александровна, жена композитора, сообщила, что музыканта хоронили в цинковом гробу, чтобы позже была возможность транспортизации на Родину.
Ситуация сложилась так, что он был перевезён в Нью-Йорк и 1 июня похоронен на русском кладбище в Консико недалеко от Нью-Йорка.
М.А. Чехов рассказывал: „Я поблагодарил его мысленно, когда целовал его холодную красивую руку на панихиде в маленькой русской церкви".
Музыка Рахманинова близка своей душевной открытостью, благородством, любовью к природе и родной земле [1].
С.В. Рахманинов - самородок русской культуры Серебряного века. Его имя - одно из знаковых имен русского искусства.
Список литературы:
1. Парфенов Л. «В СССР запрещен Рахманинов» // Намедни. Наша Эра. М. Том «2011-2015».
2. Рахманинов С. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном / М. «Радуга». 1992. 256 с.
3. Федякин С. «Рахманинов» / М.: Изд. «Молодая гвардия». 2014.
UDC 159.99
THE CONCEPT OF «RUSSIAN» IN THE LIFE PARADIGM OF S.V. RACHMANINOV
Galina A. Bauder
candidate of philological Sciences, associate Professor
[email protected] Lyudmila I. Polunina
candidate of philological Sciences, associate Professor
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. In Russia, the memory of the great Russian musician S.V. Rachmaninov is deeply honored: the composer's works, books about his life and work are printed in huge editions, the musician's archive has been collected and exhibited. A Rachmaninov Museum has been opened in the village of Ivanovka, Tambov Region; the Tambov Music School bears his name; a memorial obelisk has been installed in the Novgorod Region.
Key words: S.V. Rachmaninov, the concept of «Russian», musician, life paradigm.
Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.
The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.