ОБ ИЗУЧЕНИИ НАСЛЕДИЯ РАХМАНИНОВА В РОССИИ XXI ВЕКА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Т. В. Паршина,
Правление Рахманиновского общества России (Москва)
Аннотация. Статья посвящена давно назревшей проблеме создания единого центра для изучения наследия С. В. Рахманинова - музея, института, специализированного издательства. Необходимо создать единую энциклопедическую базу сведений, генеральный свод информации, сделать доступными источники и провести их опись, исправить многочисленные ошибки в опубликованных материалах, распространить научный метод освещения исторических материалов на все имеющиеся в настоящее время описанные факты. Жизнь и творчество Рахманинова, необъятный социальный круг его общения, разносторонний характер его деятельности, неординарные исторические корни обоих родов - по мужской и по женской линии - всё это и многое другое даёт работу исследователям разных специальностей - от музыкантов, педагогов и поэтов до инженеров, языковедов и специалистов в области сельского хозяйства. Вывод: в России необходимо создать Рахмани-новский музей и научно-исследовательский центр.
Ключевые слова: Рахманинов, образование, Новгород, С. А. Сатина, Тамбов, исследование, аристократический род, свод информации, музыкальное издательство, источники, научный метод, мемуары, благотворительность, единый исследовательский центр.
Summary. the main topic of the article is the necessity of establishing in Moscow museum and the united center of research of the legacy of the great Russian composer, pianist and conductor Sergei Rachmaninov. Still we don't have the united encyclopedic code of information about Rachmaninov's life and art, his time and his surroundings, the list of the world performers of his music, and many other pages of his creative works. There a lot of mistakes in the published materials about Rachmaninov, we still don't have possibility to reach many sources to get information. Rachmaninov's life and art, enormous circle of his contacts, varied way of his activities, his historical roots both from his father and his mother lines could give endless themes for the scientific researchers in different fields of the science - from musical historians, teachers and literature to engineers, linguists, and agricultural specialists.
161
Keywords: Rachmaninov, education, Novgorod,, S. A. Satina, Tambov, research, aristocracy, code of information, musical publishing house, source of information, scientific method, memoirs, philanthropic, united center of research.
162
Величие имени С. В. Рахманинова не нужно доказывать и не имеет смысла его оспаривать. Оно стоит в одном ряду с именами Шекспира, Баха, Гёте, Ломоносова, Пушкина, Чайковского. Это великое достояние русской нации, что хорошо понимает движущая часть российского общества, его интеллектуальная элита.
Европейцы чтят великих представителей своих наций, создают их музеи, исследовательские институты. В Бонне есть Дом Бетховена, в Лейпциге - музей Баха, в Будапеште - музей Листа, в Варшаве - музей Шопена, в Вене - музей Иоганна Штрауса, в Зальцбурге - Моцартеум, в Берга-мо - музей Доницетти... А в Москве до сих пор нет музея московского музыканта Рахманинова. Повезло Скрябину: победившая революция позиционировала его как бунтаря и потому, из соображений скорее чисто политических, а не художественных, учредила Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина. Особенно важно для новой власти было то обстоятельство, что он уже не мог согласиться или не согласиться с новой идеологией и новым порядком, так как умер в 1915 году.
Чтобы открыть в нашей стране музей великого человека, необходимы три составляющие: желание граждан страны, инициативная группа и финансовая поддержка государства или меценатов. Для создания музея Рахманинова в Москве не хватает последнего фактора.
Граждане нашей страны, создавшие тридцать четыре года назад Рах-маниновское общество, на деле доказали своё отношение к личности и творчеству композитора. С 1981 года Общество собственными силами про-
водит международные конкурсы имени С. В. Рахманинова, собирает музейную коллекцию, поставило на частные средства три памятника Сергею Васильевичу - в Москве, Тамбове и в Великом Новгороде. Музей-усадьба С. В. Рахманинова в Ивановке был создан и получил государственный статус благодаря титаническим усилиям группы энтузиастов во главе с профессором Московской консерватории В. К. Мержановым. Дом Сатиных в Ивановке отстроен и обставлен внучатым племянником композитора Ю. П. Рахманиновым. Ивановка расположена в 150 километрах от Тамбова и по русскому бездорожью труднодоступна. На родине Рахманинова, в Старорусском районе Новгородской области, деревень больше нет, земля обезлюдела: зимой 1941-1942 года эсэсовцы выжгли несколько десятков деревень, включая поместье Рахманиновых Смёново (именно Смёново [1], а не Семёново, как это можно увидеть в целом ряде публикаций о Рахманинове, ибо такого географического названия нет ни на картах XIX века, ни на современных картах!). В 1980-х годах всё население этих мест вывезли, чтобы не проводить дороги и электричество, и теперь на карте можно найти название «урочище Смёново» (место рождения композитора), «урочище Дегтяри» (место, где стояла церковь, в которой его крестили), а на земле - густой молодой лес и медвежьи следы. Также обезлюдела и земля Онега, откуда семья Рахманиновых уехала в Петербург.
Полное собрание сочинений Рахманинова выпускает частное издательство - «Русское музыкальное издательство». Государственной поддержки для создания редколлегии академи-
ческого издания сочинений Рахманинова нет. Коллекцию для музея Рахманинова в Москве собирает Рахмани-новское общество, коренные москвичи приносят в дар музею антикварное имущество своих предков, которое они могли бы выгодно продать. Рояль Рахманинова, стоявший в его квартире на Страстном бульваре с 1913 по 1916 год, Обществу подарили профессора Московской консерватории Е. Г. Сорокина и А. Г. Бахчиев.
В СССР 1950-х годов к творчеству и имени Рахманинова государство относилось сдержанно, рахманиновские проекты не поощрялись. Музыканты, историки, поклонники творчества композитора писали статьи, книги, музыканты включали рахманиновские программы в свой репертуар, но всё это делалось «против течения». Известно, например, что выдающегося дирижёра Евгения Светланова в его студенческие годы едва не исключили из комсомола «.за пропаганду позднего творчества СВР». В последующие десятилетия положение стало понемногу меняться: удалось вернуть к жизни Первую симфонию Рахманинова, но инерция пассивного отношения государственных чиновников к этому имени сохранилась и по сие время.
За семьдесят три года, прошедшие со дня смерти Рахманинова, ни в России, ни где-либо в мире нет необходимой энциклопедической базы; не все источники доступны, нет их полной описи. Многие источники утрачены безвозвратно. В использовании и описании существующих источников встречаются искажения, ошибки, поскольку далеко не всегда услышанная в кулуарах информация обрабатывается научным методом. Часто подлинная информация подменяется скан-
дальными историями - плодом воображения их авторов, не подтверждённым проверенными фактами, и это приняло характер эпидемии, стало серьёзной проблемой. Приведу лишь один пример.
В последние несколько лет в биографической литературе о Рахманинове стал появляться рассказ о том, что Любовь Петровна Рахманинова страдала нервно-психическим заболеванием, чего Василий Аркадьевич не мог вынести и потому ушёл из семьи. Авторы, выпустившие со двора эту «птицу», не потрудились проверить, кто был первым рассказчиком и почему он это сделал, а также имел ли он возможность находиться рядом с Любовью Петровной на протяжении по крайней мере двух недель, поскольку именно такое время продолжения её приступов указывается в рассказе. Сын Сергей ничего не упоминает о болезни матери, для новгородцев и петербуржцев эта история стала сюрпризом, значит, её корни надо искать не здесь, а в Тамбовской губернии. Её могли бы рассказывать сёстры Василия Аркадьевича, но они не гостили в поместьях Рахманинова дольше нескольких дней и в их воспоминаниях нет никаких намёков на нездоровье Любови Петровны. Остаётся единственный источник - Василий Аркадьевич, обладавший даром сочинительства, или, по выражению Софьи Сатиной, - фантазии.
Василий Аркадьевич, по воспоминаниям С. В. Рахманинова, пересказанным О. Риземаном (видимо, не всегда в приемлемой для композитора стилистической редакции), редко бывал дома. Он, как пишут все мемуаристы, вёл рассеянный образ жизни, то есть не работал, чтобы прокормить семью,
163
164
поместьями жены не управлял и все своё время проводил между игорным столом и столом обеденным. Хозяйство вела Любовь Петровна. Муж наезжал к семье лишь затем, чтобы взять денег и занять жену очередной беременностью (за пятнадцать лет брака она родила шестерых детей).
Проиграв в карты и бильярд все пять поместий жены, Василий Аркадьевич вывез её и пятерых детей (одна дочь умерла в деревне) в Петербург - без гроша и крыши над головой, тотчас же бросил семью и ушёл к другой женщине, где у него вскоре родился сын. Две дочери Рахманиновых умерли в первые годы петербургской жизни, а мальчиков, кроме младшего, двухлетнего малыша, отдали жить в чужие дома.
Поступок Василия Аркадьевича многие осуждали, ему же хотелось оправдаться перед друзьями и знакомыми, и он не видел иного способа, кроме как обвинить жену. Он был очень талантлив - и в музыкальных, и в устных импровизациях. С. А. Сатина писала: «Он часто фантазировал и рассказывал необыкновенные истории, под конец сам начинал верить в эти необыкновенные вещи. Мать его не любила этого и называла это "бахметьевщиной"» [2, с. 14]. Тамбовские родственники, гордившиеся своим аристократическим происхождением, презирали Бутаковых - новгородских дворян во втором поколении - по сословным причинам, а потому с лёгкостью приняли доводы младшего сына и брата. Василий Аркадьевич был настолько обаятелен, настолько любим окружающими, что ему всё прощали.
Авторов сообщения, опубликованного в научном издании, не насторо-
жил тот факт, что психически больная женщина не могла бы управлять пятью имениями, воспитывать шестерых детей и, преодолев амбиции мужа, настоять на музыкальном образовании Сергея. Возможно, они не знали, что Любовь Петровну похоронили в Новгороде с такими почестями, каких не был удостоен даже её великий сын: два километра священники и граждане Новгорода несли её гроб на плечах от дома до кладбища. И не за заслуги её сына, а за её собственные заслуги. Научные исследования должны учесть подобные обстоятельства и дать всему соответствующую оценку.
В современном рахманиноведе-нии нет пока генерального свода информации, нет иконографии, летописи жизни и творчества композитора. Имя Рахманинова окружают многочисленные мифы, и, что самое главное, нет координационного центра, который бы имел материальные возможности для организации в единую систему ещё доступных сведений, а также мог бы нести научную ответственность за точность опубликованной информации.
Страдает не только рахманинове-дение, но все мы как граждане России, которые не могут ни собрать, ни передать новым поколениям всю полноту знаний о нашем великом соотечественнике без поддержки, прежде всего со стороны государства.
Цель настоящей статьи - показать те необозримые задачи, что стоят перед исследователями творческого наследия С. В. Рахманинова, и назвать энтузиастов, учёных, профессионалов академического уровня, которые продолжают исследовать доступные нам рахманиновские материалы, как пра-
вило, не требуя вознаграждения за свой труд. Этот факт следует отметить как рудименты классического русского воспитания, поскольку и в России новые поколения уже воспринимают имеющий место западный обычай -ни шагу без оплаты.
Сейчас модно выражение «человеческий фактор». У Рахманиновского общества человеческий фактор есть -это специалисты-энтузиасты, работающие во всех направлениях науки о жизни и творчестве Рахманинова. Два года назад молодая исследовательница из Санкт-Петербургской консерватории Марина Михеева опубликовала книгу о своих находках в архивах Санкт-Петербурга, и в частности об обнаруженных ею правках в голосах Первой симфонии Рахманинова, о чём прежде никто не писал. Всем известна история провала симфонии: дескать, Глазунов, дирижировавший в концерте, был пьян, оркестранты не выучили своих партий и читали с листа. Партитуру Рахманинов тотчас же забрал, а голоса остались на пультах оркестрантов и были сданы в архив. М. Михеева увидела в листах всех партий обильные правки, сделанные разными почерками, вставки на отдельных листах, соскобленные части оригинального текста [3, с. 50-53]. В книге О. Ризема-на [4, с. 16] сообщается, что Рахманинов, услышав свою симфонию на концерте, с первых же тактов не узнал её. Можно предположить, что находка М. Михеевой - «бомба» в рахманинове-дении, материал для дальнейшего углублённого исследования. Правки лиловыми чернилами в рукописи голосов должны быть тщательно исследованы и описаны.
Рахманиновское общество, его отделения в России, его друзья за рубе-
жом, государственные музыкальные учреждения собирают почитателей С. В. Рахманинова на рахманиновские конференции, симпозиумы и форумы, и диву даёшься, какую колоссальную работу выполняют исследователи! Жаль, что работы эти не доходят до широкой публики, в том числе до молодёжи.
Сформирован Учёный совет Рах-маниновского общества, куда вошли многие известные музыканты, учёные-музыковеды и композиторы. Одними из первых следует назвать имена выдающегося пианиста Владимира Ашкена-зи, митрополита Илариона (Алфеева), чья Литургия с успехом исполняется в концертных залах уже не первый год, а также ряд профессоров Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, в том числе - заслуженного деятеля искусств РФ В. М. Троппа, заслуженного деятеля искусств РФ Л. А. Скаф-тымову. В Совет вошли такие специалисты в области рахманиноведения, как И. А. Медведева, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России, действительный член Международной академии информати- '65 зации; А. А. Наумов, специалист по биографии и архиву СВР в Музее музыкальной культуры; английский рахма-ниновед Джеффри Норрис; немецкий исследователь Йохан Хойслер. Существует большой круг специалистов, которых можно назвать «рахманинов-ские люди», и среди них: В. Б. Валько-ва, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки РАМ имени Гнесиных, сейчас занимается составлением летописи жизни и творчества С. В. Рахманинова; Н. Ю. Тар-таковская, главный эксперт по фондам Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры име-
166
ни М. И. Глинки, которая, в частности, изучив архив З. А. Апетян, подготовила к публикации интересную переписку Е. Ф. Светланова с Б. П. Мендельсоном о проведении в СССР 100-летнего юбилея Рахманинова в 1973 году; Г. П. Сахарова, специалист по иконографии Рахманинова. Остались неопубликованными интереснейшие работы ушедшей от нас Н. С. Востоковой и много других.
Поколение, которое было знакомо с друзьями и близкими родственниками Рахманинова, с выдающимися исследователями его наследия, уходит. Осталось краткое мгновение в нашей истории, когда мы ещё можем услышать правдивую информацию и закрепить её на основе традиционного принципа научного исследования: правду, и только правду, и ничего, кроме проверенной и перепроверенной правды. Сегодня, а не в туманном будущем следует объединить усилия многих людей разных специальностей и разного общественного положения, чтобы собрать и сконцентрировать на родине композитора доступный исторический материал, пусть в копиях, обработать его и сделать публичным достоянием. В настоящее время широкой публике известны (и, к сожалению, закрепились в сознании) мифы, слухи, большей частью бытового, низкопробного уровня, - и о происхождении его рода от ордынских завоевателей, и о безудержной неразборчивости в личных отношениях, и даже об истеричности его темперамента. Рахманинов был очень замкнутым человеком, «застёгнутым на все пуговицы», о его личной жизни не проскальзывало наружу ни макового зёрнышка информации. Но люди иногда любят посудачить, особенно тогда, когда уже
некому подать в суд по закону о защите чести и достоинства.
Создание в России координационного центра рахманиноведения предполагает тесную связь исторических исследований с современностью. Такова, например, тема воспитания и образования детей, как общего, так и специального, и не только на примере системы учителя Серёжи Рахманинова - Николая Сергеевича Зверева.
Ещё одна важная тема - благотворительная деятельность С. В. Рахманинова, который за двадцать лет пожертвовал (в пересчёте на современную стоимость денег) около двенадцати миллионов долларов, и не как спонсор, а как добрый человек, любящий свою Родину. Известно, что своими регулярными продовольственными посылками он спас в буквальном смысле этого слова от голодной смерти не одну московскую семью, совершенно незнакомых ему людей. Рахманинову платили большие гонорары, но его наследники не получили в наследство ни изумрудных ожерелий, ни средневековых замков, ни акций процветающих предприятий - только рукописи его великих произведений.
Темы исследований в области рах-манистики неисчерпаемы. Они исходят от далёкой истории конца XV века - от господаря Молдавии Стефана III Великого, времён правления Екатерины II, когда отличились два предка Рахманинова по отцовской линии, получив от царицы новый герб рода со словами «За верность и ревность», и когда первому из Бутаковых за верную воинскую службу царю и отечеству было даровано дворянство и один двор крепостных крестьян, до истории наследия Рахманинова в современном мире. В этих исследованиях найдётся
место учёным многих специальностей - филологам, историкам, искусствоведам, музыковедам, архитекторам, историкам в области русской промышленности, в области межнациональных отношений и многим, многим другим. Они могут быть объединены в Рахманиновском институте, или центре, или музее, или доме - название не важно! - на работе по гранту или стипендии, по одной теме, утверждённой учёным советом, или по нескольким, с командировками или без них, в России или за рубежом.
Нам не перенести в Россию скалы, на которой стоит Сенар, и могилы с крестом, на котором выбито по-английски «Сергей Рахманинов 2 апреля 1873 - 28 марта 1943». Но мы можем и должны скопировать и доставить в Россию все возможные документы. Многие документы, но далеко не все, уже копировались ещё в прошлом веке, во время поездок в США директора Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки Е. Н. Алексеевой и советского музыковеда, кандидата искусствоведения З. А. Апетян, позже - «Русским музыкальным издательством». В 2012 году копиями музыкальных рукописей обменялись Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки и Библиотека Конгресса США, но этого
далеко не достаточно. В частности, лишь малая часть документации об отправке Рахманиновым благотворительной помощи России скопирована, лишь малая часть этого материала была зафиксирована и привезена в Москву В. М. Троппом.
Наша прямая обязанность как граждан России - создание общего, глобального Свода информации о Великом русском гражданине и Музыканте Рахманинове.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Исторический атлас Новгородской губернии [Карты] : репринтное издание военно-топографической карты 1863 г. -СПб. : Эндис, 2011. - 174 с.
2. Сатина, С. А. Записка о С. В. Рахманинове [Текст] / С. А. Сатина // Воспоминания о Рахманинове : в 2 т. Т. 1. / сост., ред., коммент. и предисл. З. А. Апетян. -4-е изд., доп. - М. : Музыка, 1974. - 479 с.
3. Михеева, М. В. Архив С. В. Рахманинова в Петербурге как источник изучения творчества и биографии композитора [Текст] : монография / М. В. Михеева ; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». -Тамбов ; Ивановка : Изд. дом «Мичу- 167 ринск», 2012. - 238 с. : ил., нот.
4. Сергей Рахманинов. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном [Текст] / Оскар фон Риземан ; ред. О. А. Сахарова ; послесл., пер. с англ. и коммент. В. Н. Чемберджи. - М. : Радуга, 1992. -256 с.