Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полунина Л.И., Баудер Г.А., Топильская М.С.

Самостоятельность младших школьников в педагогике занимает одно из важных мест. Самостоятельность выступает как волевое качество, которому при развитии стоит уделять огромное внимание. Изучив психолого-педагогическую литературу, можно прийти к заключению, что единого мнения по вопросам понимания «самостоятельности» до сих пор нет. В обществе понятие «самостоятельность» чаще используется в значении независимости, стремление к совершению каких-либо действий, без обращения за помощью к другим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF INDEPENDENCE PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

The independence of younger schoolchildren in pedagogy occupies one of the important places. Independence acts as a strong-willed quality, which should be given great attention during development. Having studied the psychological and pedagogical literature, one can come to the conclusion that there is still no consensus on the understanding of "independence". In society, the concept of "independence" is more often used in the meaning of independence, the desire to commit any actions, without seeking help from others.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 159.99

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Людмила Игоревна Полунина

кандидат филологических наук, доцент

tatmila2@yandex.ru Галина Анатольевна Баудер кандидат филологических наук, доцент

tatmila@yandex.ru Марина Сергеевна Топильская

студент topilskai@mail.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Самостоятельность младших школьников в педагогике занимает одно из важных мест. Самостоятельность выступает как волевое качество, которому при развитии стоит уделять огромное внимание. Изучив психолого-педагогическую литературу, можно прийти к заключению, что единого мнения по вопросам понимания «самостоятельности» до сих пор нет. В обществе понятие «самостоятельность» чаще используется в значении независимости, стремление к совершению каких-либо действий, без обращения за помощью к другим.

Ключевые слова: младший школьник, психолого-педагогические условия, самостоятельность, учебная деятельность.

Самостоятельность младших школьников в педагогике занимает одно из важных мест. Самостоятельность выступает как волевое качество, которому при развитии стоит уделять огромное внимание. Изучив психолого-педагогическую литературу, можно прийти к заключению, что единого мнения по вопросам понимания «самостоятельности» до сих пор нет. В обществе понятие «самостоятельность» чаще используется в значении независимости, стремление к совершению каких-либо действий, без обращения за помощью к другим [1].

Несмотря на то, что понятие «самостоятельность» подразумевает не обращаться за помощью, роль взрослых и педагогов в формировании этого качества имеет большое значение. Роль родителей огромна, т.к. не имея азов самостоятельности, дальнейшая деятельность ребёнка будет казаться непосильным трудом. В зависимости от того, как проявляется самостоятельность в раннем возрасте, можно отследить уровень развития ребёнка [4].

В педагогическом энциклопедическом словаре «самостоятельность» раскрывается как самое ведущее качество личности, которое выражается в умении ставить перед собой цели и идти к ним, добиваясь при этом определенных результатов. Наряду с этим, стоит отметить, что самостоятельность идёт рядом с ответственностью, так как каждое принятое решение влечёт за собой последствия [5].

В период младшего школьного возраста ведущая игровая деятельность сменяется учебной. Перед детьми встают необходимые правила поведения, которые значительно отличаются от тех, что были в детском саду. Ребёнку необходимо самостоятельно ориентироваться в новой обстановке, решать поставленные перед ним задачи. Но тем не менее, игра по-прежнему способствует лучшему запоминанию. При ролевой деятельности происходит контакт с одноклассниками, появляются азы общения в социуме [3].

Формирование самостоятельности происходит не только в игровой и учебной деятельности, но и в процессе трудовой. Ребёнок заинтересован

больше не результатом, а самим процессом. Развиваются личностные качества, свойственные именно этой деятельности: ответственность, проявление инициативы, упорство. При постановке цели ребёнку необходимо спланировать процесс выполнения трудовой деятельности, выбрать пути и инструменты успешного выполнения задач.

С того момента, как только ребёнок переступает порог школы, он сталкивается с учебной деятельностью. При произвольном внимании учебная деятельность даётся с лёгкостью, но со временем это перерастает в потребность и становится больше привычкой. Следует дать понять ребёнку, что школа - это не игра, и только контролируя себя и своё поведение, можно добиться определенных успехов.

Активность ребёнка в познании является неотъемлемым элементом правильного психического развития. Дети проявляют заинтересованность в познании окружающего мира, что влечёт за собой самореализацию. Играя и обучаясь, ребёнок проходит практику жизни.

По мере взросления ребёнка постепенно формируется его самостоятельность. Следует помнить, что каждому возрасту свойственны свои особенности. Не стоит забывать о поощрении самостоятельных действий и необходимости их усовершенствования, ведь обратные деяния могут повлечь за собой подавление личности и вызвать отрицательную реакцию. Самостоятельность нельзя представить без такого психологического элемента, как воля, где ребёнку необходимо контролировать своё поведение и деятельность.

Отличительной чертой младшего школьника является интерес к окружающему миру, его целостное восприятие. Учителю необходимо направить детей на самостоятельное получение и овладение новыми навыками и умениями. Детям лучше запоминается не то, что необходимо и нужно, а то, что произвело на них наибольшее впечатление, поэтому рекомендуется как можно больше разговаривать с ребенком, давать ему возможность высказывать свою точку зрения, предлагать задания для самостоятельного выполнения.

Вопрос формирования психолого-педагогических условий самостоятельности младших школьников в учебной деятельности является актуальным в настоящее время. Анализ изученной литературы показывает, что на развитие самостоятельности младших школьников влияют различные виды деятельности: учебная, игровая и трудовая [2].

Такие качества младшего школьника как впечатлительность, подвижность и эмоциональность выступают спутниками активной деятельности и самостоятельности. Для стимулирования самостоятельности важно учитывать эти качества. Допустимо создание определенных трудностей и стрессовых ситуаций, которые будут стимулировать детей на их преодоление.

Изучая особенности формирования самостоятельности у младших школьников, мы пришли к следующим выводам: глубина и прочность знаний в любом предмете значительно зависит от самостоятельной работы; необходимо соблюдение систематического использования игровых элементов; в учебной деятельности эффективно влияет на развитие самостоятельности учёт возрастных и психологических особенностей, подбор заданий для самостоятельного выполнения.

Список литературы:

1. Бозоева Я. М., Манаенкова М.П. Проблемы психологической поддержки младшего школьника в образовательной среде школы // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2. - EDN FKGMAD.

2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя // М.: Просвещение. 1993. С. 23-35.

3. Истомина В.А., Литовченко Г.В. Этическое воспитание.2002. № 4. С.

25-27.

4. Кон И.С. Психология самостоятельность // Педагогика здоровья. 2009. №7. С. 96-100.

5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / М.: Юрайт. 2012. 460 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энцикл. 2009. 527 с.

7. Перышкова С. А., Шипилина А.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: Материалы Национальной контент-платформы, Мичуринск, 12 декабря 2019 года / Под общей редакцией Г.В. Коротковой. Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет. 2019. С. 153-156. - EDN JBMCHD.

8. Тимохина Е. А., Перышкова С.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения младших школьников // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 354. - EDN AFFTYL.

UDC 159.99

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF INDEPENDENCE PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN

EDUCATIONAL ACTIVITIES

Lyudmila I. Polunina

candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila2@yandex.ru Galina A. Bauder candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila@yandex.ru Marina S. Topilskaya student topilskai@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The independence of younger schoolchildren in pedagogy occupies one of the important places. Independence acts as a strong-willed quality, which should be given great attention during development. Having studied the psychological and pedagogical literature, one can come to the conclusion that there is still no consensus on the understanding of "independence". In society, the concept of "independence" is more often used in the meaning of independence, the desire to commit any actions, without seeking help from others.

Key words: junior student, psychological and pedagogical conditions, independence, educational activity.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.