Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баудер Галина Анатольевна, Полунина Людмила Игоревна, Попова Виктория Романовна

В начале ХХI века основной резерв страны составляют дети, поэтому состояние социально-экономического благополучия общества определяется через их интеллектуальное развитие. Уровень экономического и духовного развития, состояние науки и культуры определяет подрастающее поколение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баудер Галина Анатольевна, Полунина Людмила Игоревна, Попова Виктория Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ABILITIES TOWARDS INTELLECTUAL CREATIVITY IN THE FIELD OF EDUCATION BY MEANS OF COGNITIVE ACTIVITY

At the beginning of the XXI century, the main reserve of the country is children, so the state of socio-economic well-being of society is determined through their intellectual development. The level of economic and spiritual development, the state of science and culture determines the younger generation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 159.99

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ В СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Галина Анатольевна Баудер

кандидат филологических наук, доцент

tatmila@yandex.ru Людмила Игоревна Полунина кандидат филологических наук, доцент

tatmila2@yandex.ru Виктория Романовна Попова

студент

popova0804@icloud.com Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В начале ХХ! века основной резерв страны составляют дети, поэтому состояние социально-экономического благополучия общества определяется через их интеллектуальное развитие. Уровень экономического и духовного развития, состояние науки и культуры определяет подрастающее поколение.

Ключевые слова: интеллектуальное творчество, познавательная деятельность, учитель, педагог.

В начале XXI века приходим к выводу, что основной резерв страны составляют дети, поэтому состояние социально-экономического благополучия общества определяется через их интеллектуальное развитие. Уровень экономического и духовного развития, состояние науки и культуры определяет подрастающее поколение.

Аргументировано доказано, что развитие занимает особое место в психологической науке. Обратим вниманием и убедимся в том, что с каждым годом жизнь предъявляет более высокие требования к детям: растёт объем знаний, которые им нужно передать. Наблюдаем желание педагогов в усвоении этих знаний. Они стараются, чтобы оно было не механическим, а осмысленным. Перед дошкольным учреждением ставятся задачи, где место занимает подготовка детей к школе. Развитие интеллектуально-познавательных способностей является показателем готовности ребенка к обучению. Иногда читающий, считающий и пишущий ребёнок, начиная учиться, затрудняется при выполнении заданий на логическое мышление. Необходимо уделять внимание работе по формированию у детей умения рассуждать, анализировать, обобщать, сравнивать, выделять характерные признаки. Каждый ребёнок проявляет интерес, знакомясь с окружающим миром. Любознательность малыша должна удовлетворяться. Он должен находиться в постоянном умственном и интеллектуальном развитии. Естественно, в этом должен быть заинтересован каждый учитель и родитель. Основными задачами в воспитании ребёнка считаем развитие умственных способностей, мыслительных возможностей, позволяющих воспринимать и анализировать новое.

Интеллект (от латинского слова i еИесш - разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида».

Жизненная среда оказывает огромное влияние на формирование интеллектуального развития ребенка. Интеллектуальное развитие проявляется

через существующий у ребенка кругозор и запас знаний. Интеллектуально развитый ребенок владеет восприятием, общественными формами мышления, логическими операциями, смысловым запоминанием и, конечно же, теоретическим материалом. Интеллектуальному развитию способствует дифференцированное восприятие, возможность воспроизвести образ, реальное восприятие действительности и ее рациональное использование, приложение дополнительных усилий к вызывающим интерес знаниям, хорошее владение разговорной речью, понимание и использование символов.

Важно, чтобы развитие и обучение ребенка были непринужденными, формировались через свойственный этому возрасту вид деятельности - игру. Бесспорно, знания, представленные в занимательной форме, в форме игры, воспринимаются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопровождаются скучными упражнениями.

Детскую потребность в игре и желание играть необходимо использовать, направлять, решая определённые учебные воспитательные и развивающие задачи. Игра имеет серьёзные значение для интеллектуального развития. Она помогает педагогам формировать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление знаний, развитие логического мышления, развивает интеллект.

Познавательная и проектная деятельность, игровые и информационно-коммуникативные технологии являются основами познавательной деятельности [1,7].

Творчески активная деятельность в процессе обучения способствует формированию у младших школьников ряда качеств, которые оказывают положительное влияние на характер ученика. Способности к интеллектуальному творчеству в начальной школе рассматриваются как залог успеха в познавательной деятельности младшего школьника.

Заметим, что именно в младшем школьном возрасте происходит наиболее активное интеллектуальное и творческое развитие обучающихся.

Интеллект ребёнка в период младшего школьного возраста активно развивается, а познание окружающего мира происходит через творческие аспекты.

Знаменитый психолог Иван Александрович Домашенко указывает, что интеллект - это общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях. Определяющую роль играют способности ребёнка. Николай Алексеевич Умов говорил: «Всякое знание остаётся мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

Академик, специалист по младшему школьному возрасту, Шалва Александрович Амонашвили утверждал: «Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властителями».

Интеллектуальное творчество является важнейшим компонентом любой деятельности человека. Творческие способности учащихся зависят от эффективности применяемых учителем методов и приемов того, на сколько творчески он решает данную проблему.

Немецкий психолог Г. Эббингауз интересовался вопросами интеллектуального развития и формирования способности к интеллектуальному творчеству в конце XIX века.

В.Л. Бажевич пишет, что «творческая деятельность младших школьников представляет собой продуктивную форму деятельности, которая направлена на овладение творческим опытом познания, конструирования, преобразования, с активным использованием объектов материальной и духовной культуры в процессе познавательной деятельности, организованной в тесном сотрудничестве с педагогом».

Для того, чтобы развить у ребёнка интеллектуальные и творческие способности, нужна организация проектной и исследовательской деятельности, которая используется с помощью информационных технологий.

В школах используют и разрабатывают эти направления, что приводит к усилению способностей учеников. К познавательным способностям детей относится мыслительная деятельность. В основном акцент делается на игровую форму. Необходимо применять следующие этапы работы:

- диагностика;

- создание благоприятных условий;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- поощрение [2,8].

Познавательный интерес - это направленность личности на процесс познания предметной области, в которой человек стремится изучить её ценности и овладеть ими.

Для формирования творческих способностей младших школьников необходимы следующие условия:

- доверие и уважение к учителям;

- свободная атмосфера в классе;

- атмосфера общей культуры в классе;

- высокая нравственность учащихся и учителя.

XXI век убеждает нас в том, что человеку приходится решать острые, неотложные, серьезные проблемы, поэтому надо хорошо разбираться в мировых отношениях, взаимоотношениях людей, новых веяниях, обусловленных требованиями времени. Заметим, что владение вышеназванными проблемами не освобождает обучающихся от формирования культуры их интеллектуальной деятельности, являющейся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

Успех интеллектуального развития школьника зависит от умения учителя «и наполнить сосуд, и зажечь факел». От умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.

Бесспорно, что в начале XXI века учителя должны уделять внимание формированию способностей к интеллектуальному творчеству средствами познавательной деятельности. В образовании с течением времени происходят различные изменения, которые требуют непрерывного духовного и культурного саморазвития педагога.

Педагогическая деятельность будущего педагога может быть успешно реализована не только приобретением определенных знаний, умений и навыков, но и формированием системы профессиональных ценностей.

Профессор В.Я. Синенко утверждает, что профессиональная ценность педагога заключается в использовании его психолого-педагогических, научно-предметных и культурно-нравственных знаний и умений.

В социально-педагогичном институте Мичуринского ГАУ большое значение отводится формированию способностей к интеллектуальному творчеству средствами познавательной деятельности у студентов. Это находит подтверждение в подготовке и проведении ряда мероприятий, отражающих актуальность данной проблематики. Ценностными ориентациями считаем любовь к стране, родному краю, русскому языку, литературе, истории, своим традициям, обрядам и обычаям.

Популярностью в институте пользуется творческое объединение «Веретье». Члены данного объединения ценят и берегут русскую культуру. В 2022 году они приняли участие во встрече с писателями и поэтами Мичуринска и Тамбова в Доме-музее Голицыных, обсуждении книги В.С. Аршанского «Тополиный шлях». В ходе изучения психолого-педагогических дисциплин «Психолого-

педагогические аспекты вожатой деятельности», «Основы вожатской деятельности» и других будущие учителя с увлечением занимаются изготовлением русских обрядовых кукол, оберегов, готовят презентации, посвящённые русским праздникам, обычаям, обрядам, одежде, питанию и так далее. Налажено и успешно продолжается сотрудничество со слушателями курсов довузовской подготовки иностранных студентов и обучающихся коллежа прикладных квалификаций Мичуринского ГАУ.

Данным составом организованы и проводятся мероприятия, посвящённые изучению родной литературы, родословной земляков и собственных родословных. В 2021-2022 учебном году проведены мероприятия «Осень. Пушкин. Россия», «Помни имя своё», «Державин и Тамбовский край», «П.М. Захарьин - писатель земли Тамбовской», «В.М. Зельдин - актёр театра и кино, уроженец Тамбовского края» и др.

Обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности, поэтому решение вопросов, связанных с интеллектуально-творческим развитием, является актуальным в настоящее время и перспективным в будущем.

Список литературы:

1. Баудер Г.А., Рыжанова Е.А.Организация нравственного воспитания в процессе учебной деятельности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 197.

2. Баудер Г.А., Полунина Л.И.Воспитательный потенциал творческого объединения "Веретье" // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М. 1985. 45 с.

4. Дубовицкая, Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С.82-86.

5. Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5. С.3-18.

6. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. Пособие. М.: Академия. 2002. 208 с.

7. Корепанова Е.В. О подготовке студентов для работы в системе дополнительного образования детей // Наука и образование. 2019. № 2. С. 139.

8. Полунина Л.И., Баудер Г.А. Дуальный аспект формирования мотивационного пространства современного вуза // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

UDC 159.99

FORMATION OF ABILITIES TOWARDS INTELLECTUAL CREATIVITY IN THE FIELD OF EDUCATION BY MEANS OF COGNITIVE ACTIVITY

Galina A. Bauder

Candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila@yandex.ru Lyudmila I. Polunina Candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila2@yandex.ru Victoria R. Popova Student

popova0804@icloud. com Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. At the beginning of the XXI century, the main reserve of the country is children, so the state of socio-economic well-being of society is determined through

their intellectual development. The level of economic and spiritual development, the state of science and culture determines the younger generation.

Key words: intellectual creativity, cognitive activity, teacher, teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.