УДК 159.99
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКОЙ АРТ-
ТЕРАПИИ
Галина Анатольевна Баудер
кандидат филологических наук, доцент
[email protected] Людмила Игоревна Полунина кандидат филологических наук, доцент
[email protected] Алена Сергеевна Трунина
студент
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В первой четверти ХХ! века дети имеют возможность заниматься многими развлекательными видами деятельности, которые по мнению специалистов способствуют выявлению и искоренению проблем ребенка. Творческая деятельность любима и популярна среди детей, но она не должна восприниматься как развлечения и забавы. Данный вид деятельности осуществляется с помощью аппликаций, работы с сыпучими материалами, красками, пластилином и т.д.
Ключевые слова: арт-терапия, интеллектуальное творчество, познавательная деятельность, ребенок, педагог.
В первой четверти ХХ! века дети имеют возможность заниматься многими развлекательными видами деятельности, которые, по мнению специалистов, способствуют выявлению и искоренению проблем ребенка. Творческая деятельность любима и популярна среди детей, но она не должна восприниматься как развлечения и забавы. Данный вид деятельности осуществляется с помощью аппликаций, работы с сыпучими материалами, красками, пластилином и т.д. Наше время популярным влечение психологических заболеваний считается метод арт-терапии, который успешно применяют на практике. Первоначально использования изобразительного искусства. Учение это литературное и изобразительное творчество, танцы, фототерапия, скульптура и т.д. В основе детской творческой терапии заложена игра, способствующая раскрытию творческих способностей, формированию личности, даёт возможность ребёнку развиваться.
Арт-терапия успешно применяется на уровне различных возрастных состояний здоровья. Существует аргументированное мнение специалистов, что арт-терапией могут заниматься все люди без исключения, однако творческую терапию желательно подбирать для каждого ребенка, индивидуально ориентируясь на его физическое и психологическое состояние. Данная методика способствует сосредоточению детей на их чувствах и впечатлениях, способности развивать самоконтроль. Работа с детьми в данном направлении безопасна и доступна. Например, успешно используются следующие упражнения:
1. Каракули.
Дети с помощью различных кружочков чёрточек, линий, волн, точек и т.д. на бумаге что-то изображают, а педагог в дальнейшем пытается понять, что изображено ребенком; можно продолжить работу, совместно дорисовывая изображение, и пофантазировать.
2. Рисование песком
Работа с использованием мокрого песка, что способствует развитию у детей тактильных ощущений, делают их более раскованными, учат самовыражаться.
3. Монотипия
Работа с помощью различных красок - акварели, туши, чернила, гуаши; вначале произвольное изображение накрывается листом бумаги, делается оттиск, который в дальнейшем рассматривается и анализируется; допустимо дорисовать детали, фантазировать, рассуждать в ходе объяснения.
4. Рисование сыпучими продуктами, сухими листьями, природными материалами.
Возможно создание аппликаций, комментирование использованного материала с эстетической и художественно-деловой точек зрения: шишки, кора, листья, травки, веточки и т.д.)
5. Рисование пальцами
Краска на бумагу наносится ладонями и пальцами; для данного вида рисования не существует никаких стандартов, что способствует развитию индивидуальности ребенка.
6. Рисование предметами
Бумага, губки, четки, палочка, соломинки и т.д.
7. Рисование на мокрой бумаге
Ребенок в ходе работы получает положительные эмоции, фантазирует, творчески развивается.
С помощью арт-терапии можно помочь ребёнку выражать собственные чувства через создания какого-то обращая создания его творчества. С помощью игровых ситуаций высвобождаются переживания, негативные эмоции детей, преодолевается рассеянность.
В процессе творческой арт-терапии внимание уделяется выбору цветов, которые использует ребенок в работе. Позитивными считаются зелёный, жёлтый, оранжевый и синий. Негативными - серый , чёрный, коричневый.
Общепризнано, что позитивные цвета указывают на положительные эмоции. По тому, какой цвет использует в работе ребенок, можно определить передаваемые им чувства и эмоции.
Оказывается, цвет фона рисунка тоже имеет определенное значение: синий - покой и уверенность; зелёный - тоску и надёжность; красный -настороженнее, нервозность; жёлтый - позитив, доброжелательность; розовый - чувственность; серый - волнение; чёрный - переживание. Доказано, что доскональное штриховка фона демонстрирует переживание и тревогу. Если рисунок выходит за границы листа, это свидетельство того, что его автор склонен к необдуманным поступкам и никакому самоконтролю. Обычно главное и важное ребенок изображает крупно и детально, а менее важное -мелко. Сильный нажим при рисовании - свидетельство высокого напряжения, слабый нажим, безразличие. Бытует мнение, что арт-терапия является щадящим методом работы в решении сложнейших проблем. Целью арт-терапии считается разностороннее развитие личности, осуществляемые с помощью формирования возможности к самопознанию и самовыражению. Арт-терапия представляет личности возможность развития и гармонизации.
Арт-терапия - это использование искусства как терапевтического фактора. Мы арт-терапию воспринимаем ка простой и эффективный способ психологической помощи, основанной на творчестве и игре.
Беспрецедентно мнение специалистов о том, что творческая деятельность помогает терапевтически избавляться от негативных явлений (стресса, напряжения, страха и т.д.) применяемыми в социуме методами [1,2].
Методы арт-терапии используются при работе с психологическими травмами, при психосоматических проявлениях и т.д. Индивид избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, «прогоняя» из через творческое восприятие.
Арт-терапия способна решать многие семейные проблемы, повышать уровень самооценки, агрессивности, тревожности, развивать творческие способности и т.д.
Широкое применение арт-терапии отмечено в коррекционной работе:
1. Способность адекватно реагировать на ситуацию
2. Налаживание процесса коммуникации у слабо ориентированных на общение людей
3. Преодоление коммуникативных и психологических барьеров
4. Возможность невербального контакта
5. Повышение ценности личности [7]/
Арт-терапии вид творчества, позволяющий и дающий возможность побороть стресс, внутренние страхи и фобии ребенка, а также развить его креативность мышления и раскрыть собственный потенциал. Состояние психического здоровья детей и подростков является одной из важнейших задач не только для родителей, но и для педагогического сообщества. Здоровый ребенок - это прежде всего творческий, жизнерадостный, открытый и познающий себя и окружающий мир челок.
Использование арт-терапии позволяет устранять делать детские страхи, укрепляет уверенность в собственных силах, способствует развитию пространственного мышления, способности выражать собственные мысли, развивает чувство ритма, композиции, восприятию цвета, колорита, фактуры и объема, развитию мелкой моторики рук и т.д.
В результате нашей работы приходим к выводу о том, что метод арт-терапии представляет собой способ проявления индивидуальных возможностей и реальности, прогнозирования взаимоотношений и проявления эмоций, оказания действенного воздействия на эмоциональную волевую среду индивида.
Список литературы:
1. Баудер Г.А., Рыжанова Е.А. Организация нравственного воспитания в процессе учебной деятельности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 197.
2. Баудер Г.А., Полунина Л.И. Воспитательный потенциал творческого объединения "Веретье" // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
3. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С.82-86.
4. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5. С.3-18.
5. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.
6. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
7. Корепанова Е.В. О подготовке студентов для работы в системе дополнительного образования детей // Наука и образование. 2019. № 2. С. 139.
8. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. / Предисл. А. Я. Варга. М.: Институт практической психологии. 1998.
UDC 159.99
FUNCTIONALITY OF CHILDREN'S ART THERAPY
Galina A. Bauder
candidate of philological Sciences, associate Professor
[email protected] Lyudmila I. Polunina candidate of philological Sciences, associate Professor
[email protected] Alyona S. Trunina
student
[email protected] Michurinsky state agrarian University Michurinsk, Russia
Annotatio. In the first quarter of the XXI century, children have the opportunity to engage in many recreational activities, which, according to experts, contribute to the identification and eradication of child problems. Creative activity is loved and popular among children, but it should not be perceived as entertainment and fun. This type of activity is carried out with the help of applications, work with bulk materials, paints, plasticine, etc.
Key words: art therapy, intellectual creativity, cognitive activity, child, teacher.
Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.
The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.