Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВОРУКОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баудер Г.А., Полунина Л.И., Меньшикова И.В.

Является ли леворукость патологией или недостатком развития ребёнка? Данный вопрос остается актуальным и в настоящее время. Конечно же, это не патология и не недостаток развития, тем более не каприз, не упрямство ребёнка, не желающего работать как все остальные дети правой рукой. Существует беспрецедентное мнение, что леворукость является важной индивидуальной особенностью ребёнка, которую в обязательном порядке необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF LEFT-HANDED CHILDREN

Is left-handedness a pathology or a lack of development of the child? This issue remains relevant at the present time. Of course, this is not a pathology and not a lack of development, especially not a whim, not the stubbornness of a child who does not want to work like all other children with his right hand. There is an unprecedented opinion that left-handedness is an important individual feature of a child, which must necessarily be taken into account in the process of education and upbringing.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ»

УДК 159.99

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

Галина Анатольевна Баудер

кандидат филологических наук, доцент

tatmila@yandex.ru Людмила Игоревна Полунина кандидат филологических наук, доцент

tatmila2@yandex.ru Ирина Васильевна Меньшикова

студент irirf@mail.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Является ли леворукость патологией или недостатком развития ребёнка? Данный вопрос остается актуальным и в настоящее время. Конечно же, это не патология и не недостаток развития, тем более не каприз, не упрямство ребёнка, не желающего работать как все остальные дети правой рукой. Существует беспрецедентное мнение, что леворукость является важной индивидуальной особенностью ребёнка, которую в обязательном порядке необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Ключевые слова: леворукость, обучающийся, психологические особенности.

Является ли леворукость патологией или недостатком развития ребёнка? Данный вопрос остается актуальным и в настоящее время. Конечно же, это не является каким-то физическим показателем развития. Это не показатель протеста против работы правой рукой. Наличие леворукости у ребенка в обязательном порядке необходимо учитывать в образовательном процессе. Функционирование полушарий головного мозга объясняет доминирование конкретной (правой или левой) руки.

Рассуждения подобного рода в первой четверти 21 века общеприняты и не вызывают сомнений. А ещё совсем недавно явление леворукости представляло серьёзную педагогическую проблему. Леворуких детей принудительного переучивали, т.к. существовала обязательность писать правой рукой. Желание ребёнка и способность писать другой рукой не учитывалось. Запланированного результата добивались, используя жесткие меры (надевание перчаток или варежек на левую руку, наказание и т.д.).

Подобного рода требования негативно отражались на здоровье обучающихся: невротические состояния и неврозы встречаются чаще, чем у других, у леворуких детей.

Отмечено, что дети, которых пытались переучивать, быстро уставали, теряли аппетит, страдали головными болями и нарушением сна, в некоторых случаях заикались. Можно сделать вывод, что воздействие на личность ребёнка было серьезным стрессом и его сознание оказывало сопротивление этому. Каждый третий школьник с заиканием, согласно статистике, - переученный леворукий ребёнок. Дети истощают себя перманентными страхами - боятся осуждения одноклассников и учителей.

История знает многих известных людей, характерной особенностью которых была леворукость: Гай Юлий Цезарь, Жанна д'Арк, Наполеон Бонапарт, Александр Македонский, Леонардо да Винчи...

В современной школе отсутствует практика переучивания леворуких детей, которые пишут удобной для себя рукой.

Левша - это необычный человек: эмоциональный, доверчивый, искренний. У него способности к творчеству развиты на генетическом уровне. Леворукие дети имеют психологические особенности, являющиеся результатом своеобразного функционирования мозга. Беспрецедентно мнение, что они более чуткие, возбудимые, впечатлительные, не способны контролировать собственные эмоции. Это всё способствует наличию в характере неуравновешенности и перепадов настроения. Некоторые источники по анализируемой проблеме утверждают, что левша позже, чем правша начинает говорить. Они производят впечатление медлительных и долго думающих. В дальнейшем эти трудности корректируются и полностью устраняются. Отметим, что для этого придется приложить немало усилий.

Дети с ведущей левой рукой способны активно фантазировать, образно мыслить, имеют пристрастия, артистические способности. Как правило, их мало интересует материальная сторона жизни. Приведём ещё примеры известных личностей, которые были левшами: Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Майкл Джексон... Известные люди-левши встречаются в любой сфере деятельности.

Леворукость людей объясняется по-разному:

1. наследственная генетика;

2. травма (нарушение) левого полушария;

3. необходимая или желаемая леворукость.

Существует мнение, что леворукие дети имеют высокие показатели нервно-психической деятельности и способность на ускоренную адаптацию к условиям внешнего мира.

Заметим, левши пессимистичны, а правши оптимистичны. У левшей больше проблем в процессе обучения чтению, письму, счету, т.е. навыкам, требующим полноценного зрительного восприятия, что приводит к образованию проблем:

1. медленное запоминание букв;

2. формирование зрительного образа букв и цифр;

3. неустойчивый почерк;

4. замедленный темп письма...

Рассуждая по данному вопросу, приходим к выводу, что недопустимо менять то, что в человеке заложено природой. Правильным решением в плане помощи леворуким детям будет возможность приспособить их к условиям существующей действительности. В России в государственных школах пока ещё отсутствуют методики обучения левшей письму и чтению. Нет таких методик и на уроках труда и искусства. Возможно, когда-нибудь этот вопрос будет решён более детально. А пока мы чётко уяснили, что психологические и некоторые физические особенности леворуких детей не должны считаться странностями или дефектами. Это люди, имеющие возможности для развития всех способностей. Желательно доброе отношение к ним окружающего мира и оказание посильной помощи, поддержки и понимания.

Список литературы:

1. Баркан А. Карандаш в левой руке. Будь здоров. М.: Просвещение, 2006. 112 с.

2. Безруких М. М. Информационное письмо по обучению письму леворуких детей// Вестник образования. 2003. №11. С. 323-325

3. Майская А. Ребёнок-левша: как достичь гармонии с «правым» миром. СПб.: Питер, 2006. 90с.

4. Юдин Н. Психокоррекционная работа с леворукими детьми// Воспитание школьников. 2003. №2. С. 134-136.

UDC 159.99

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF LEFT-HANDED CHILDREN

Galina A. Bauder

candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila@yandex.ru Lyudmila I. Polunina candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila2@yandex.ru Irina V. Menshikova student irirf@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. Is left-handedness a pathology or a lack of development of the child? This issue remains relevant at the present time. Of course, this is not a pathology and not a lack of development, especially not a whim, not the stubbornness of a child who does not want to work like all other children with his right hand. There is an unprecedented opinion that left-handedness is an important individual feature of a child, which must necessarily be taken into account in the process of education and upbringing.

Key words: left-handedness, student, psychological characteristics.

Статья поступила в редакцию 01.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 01.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.