Научная статья на тему 'Анализ цели и содержания профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте'

Анализ цели и содержания профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
178
20
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовленность / профессиональная компетентность / квалификация / сотрудник / обеспечение безопасности на транспорте / professional training / professional competence / qualification / employees / transport security

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвинова Наталья Владимировна

В статье рассматривается вопрос формирования профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте в рамках высшего образования на основе построение концептуальной модели и анализа нормативно-правового регулирования в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Литвинова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the purpose and content of professional training of employees to ensure transport security

The article deals with the question of formation of professional readiness of employees of departments for transport security in higher education through the construction of a conceptual model and analysis of legal regulation in this area.

Текст научной работы на тему «Анализ цели и содержания профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте»

потенциальных возможностей студента, т.е. моде-рирование. Процесс модерирования включает применение социальных технологий, направленных на свободную коммуникацию, обмен мнениями, актуализацию внутреннего потенциала, принятие обоснованных решений.

Кроме функциё модератора, тьютор выполняет функции супервизора. Супервизия включает в себя профессиональное консультирование, исключающее формальную оценку и контроль; создание комфортных условий для субъектов профессиональной деятельности; исправление профессиональных ошибок.

Представленный анализ позволяет определить тьюторскую деятельность как особый вид педагогической деятельности, предусматриваю-

щей выполнение различный функций и ролей для обеспечения единства обучения, самообразования и самовоспитания обучающихся. Для выполнения этих функций тьютор использует специальные взаимосвязанные и дополняющие друг друга технологии: проектная деятельность, технология работы с портфолио, консультирование, тренинговые технологии, технологии профильных и профессиональных проб, информационные технологии. Развивающий потенциал тьюторских технологий можно определить как систему, позволяющую формировать у обучающихся способности самостоятельно реализовывать свой потенциал и решать различные практические задачи в различных жизненных ситуациях.

Список литературы

1. Алексашина, И. Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. Практическая методология решения педагогических задач. - СПб.: Спелит, 2000. - 223 с.

2. Амоношвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. дом Ш.А. Амоношвили, 1995.

- 496 с.

3. Арсеньев, А. М. Основные направления творческих поисков учителей в связи с переходом на новые программы. - М.: Знание, 1970. - 97 с.

4. Белякова, Н. Ю. Исторический опыт тьюторства в британской школе // Высшее образование сегодня.

- 2006. - № 8. - С. 64-68.

5. Грачёв, Ю. А. Тьютерские технологии обучения студентов в российских и зарубежных вузах. - Орел: Издательство Орловского государственного университета, 2015. - С. 178-181.

6. Грачёв, Ю. А. Тьютерская деятельность преподавателя вуза: тендеции становления. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университетского консорциума, 2015. - С. 156-160.

7. Колесникова, И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. - 1995. - № 6. -С. 84-89.

8. Максимова, В. Н. Системно-комплексная диагностика как звено управления качеством школьного образования // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 171-173.

9. Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 16-21.

10. Фомичева, И. Г. Модели педагогической деятельности: опыт систематизации : монография. - Тюмень: Издательство Тюменского госунивеситета, 1997. - 256 с.

© Кежов А. А., 2018

УДК 378.14.015.62^351.81

Н.В. Литвинова

Анализ цели и содержания профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте

Analysis of the purpose and content of professional training of employees to ensure transport security

ЛИТВИНОВА, Наталья Владимировна, адъюнкт кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1. E-mail: nlitvinova73@yandex.ru.

LITVINOVA, Natalia Vladimirovna, adjunct of the department of pedagogics and psychology Saint-Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: nlitvinova73@ yandex.ru.

В статье рассматривается вопрос формирования профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте в рамках высшего образования на основе построение концептуальной модели и анализа нормативно-правового регулирования в данной сфере.

Ключевые слова: профессиональная подготовленность, профессиональная компетентность, квалификация, сотрудник, обеспечение безопасности на транспорте.

The article deals with the question of formation of professional readiness of employees of departments for transport security in higher education through the construction of a conceptual model and analysis of legal regulation in this area.

Keywords: professional training, professional competence, qualification, employees, transport security.

Современная парадигма понимания человека трактует раскрытие его гуманистической сущности, его способности к адаптации в стремительно развивающейся цивилизации. А.С. Капто справедливо отмечает, что у человека есть две мощные опоры - это профессионализм в той сфере человеческой деятельности, которой человек посвятил всю свою жизнь, и его гуманистические нравственные качества [5].

Определение системы основных понятий будет способствовать установлению внутрисистемных связей, что является необходимым условием формирования концептуальной модели. Рассмотрим последовательно сущность таких понятий как: «профессия», «профессионализм», «подготовка», «подготовленность». Предлагаем следующее определение.

Термин «профессия», происходит от латинского «professio» — официально указанное занятие, специальность, вводится как «род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки, опыта работы» [25].

Специалист-социолог в области социального управления В.А. Ядов определяет профессию как «... род деятельности, требующий специальных знаний и подготовки в достаточно широкой области материального и духовного производства и накладывающий на представителей этого рода деятельности ответственность за эффективное выполнение обязанностей в системе общественного разделения труда» [24].

Разнообразно понимание профессиональных явлений и в психолого-педагогической литературе.

Необходимо упомянуть об общественной значимости профессии, которая определяется Б.Г. Ананьевым как «.тип конкретной социально -производственной деятельности, в любой момент имеющей определенное историческое содержание и определенное место в общей системе общественного производства» [2].

Видный современный исследователь психологии профессий Е.А. Климов говорит о профессии как об общности, представляя ее нам не как организацию, а как мыслимо представляемую незримую группу сходных по направленности и опыту людей. По его мнению, профессия представляет собой высокую социальную значимость, она необходима для общества и должна рассматриваться как форма определения и ограничения при разделении трудовой деятельности, предметной областью нормативно закрепленных целей, физических и духовных затрат человека, дающая взамен необходимые средства для его существования и развития [7].

Многие авторы акцентируют внимание на субъективно-психологическом аспекте, который определяется в профессии как набор индивидуальных качеств человека, как совокупность знаний, способностей, духовной наполненности личности, умение реализоваться в предметной деятельности.

Более узкое определение профессии с точки зрения конкретного человека приводит В.Г. Маку-

шин: «профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию» [11].

Анализ понимания термина «профессия» в различных отраслях науки говорит, что профессия для человека выражает средство личностной самореализации и источник существования. Подход к изучению понятия профессионализм достаточно различен, исходя из содержательных сторон профессий и особенно профессии правоохранительной направленности, а так же складывающихся в этой связи профессиональных и межличностных отношений.

Профессионализм в педагогике, психологии, социологии и управлении определяется через оппозицию двух крайних, но существенных интерпретаций (А.К. Маркова, Е.А. Климов): «профессионализм как совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда (имеются в виду нормативные требования профессии к личности человека), и профессионализм как определенная системная организация сознания, психики человека, включающая в себя компоненты внутреннего отношения человека к труду; состояние, его психических качеств, информированность, знания, опыт, культуру» [8; 12].

По мнению А. Савельева профессионализм это:

- определённый уровень мастерства решения профессиональных задач;

- способность, в рамках профессии, к надежной, «безотказной» деятельности;

- творчество в нестандартных ситуациях, поиск оптимальных и эффективных решений;

- высокий интеллектуально-личностный уровень развития и т.д. [20].

В словарях Т.Ф. Ефремовой и Д.Н. Ушакова, «подготовка» как действие по значению «подготовить» - значит приобрести запас знаний, навыков, опыта в процессе учебы, практической деятельности.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «подготовка» - запас знаний полученный кем-нибудь; у специалиста хорошая подготовка, имеет два значения.

Будет не лишним рассмотреть термин «готовность», который имеет два значения.

Во-первых, «готовность» определяется как «согласие сделать что-нибудь», а, во-вторых, как «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [4; 14; 27].

В 60-е годы XX века отечественных психологов заинтересовали проблемы готовности к различным видам деятельности. Тогда понятие готовности рассматривалось в рамках деятельности, осуществляемой в сложных и экстремальных условиях. Поэтому «готовность к деятельности» соотносилась с такими понятиями, как «боеготовность», «мобилизационная готовность», «настроенность», «предстартовое состояние» и т.д. [10].

Современные ученые-исследователи подготовленность (готовность) к деятельности рассматривали с различных позиций [1; 3; 22]:

подготовленность как пригодность к обучению и деятельности (С.А. Алексеев, В.С. Артамонов, В.Я. Кикоть) включает четыре характеристики: морфофизиологические, физиологические, психофизиологические, психологические; психологическая подготовленность сотрудников к деятельности (Н.Н. Силкин) в экстремальных условиях включает: профессиональные знания, умения, навыки, морально-боевые качества, настроенность сотрудников на выполнение предстоящих задач, уверенность в себе, оружии, технике, средствах выполнения деятельности, высокое качество действий и стабильность психических реакций, высокая степень саморегуляции и самоуправления; критерии подготовленности сотрудников ОВД к деятельности (Н.Н. Силкин): интеллектуальный, коммуникативный, волевой; аспекты профессиональной подготовки (М.И. Еникеев): общекультурный (развитие личности), профессиональный (развитие субъекта деятельности).

Особенности профессиональной деятельности сотрудников ОВД, в том числе сотрудников органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте (далее - сотрудников ОВД ОБТ), диктуют образовательным организациям МВД России наличие четкого и отлаженного механизма подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел, в основу которого составляют нормативные документы Минобрнауки и ведомственные приказы [16; 29].

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов подразделений по обеспечению безопасности на транспорте требует изучения сущности, структуры и содержания данного процесса.

Проведенный анализ специальной литературы, нормативных актов и других материалов позволил нам сделать вывод о том, что профессиональная подготовленность сотрудников ОВД ОБТ это сложное, развивающееся, субъективно-личностное образование, которое проявляется в единстве четырех компонентов, отражающих потребностно-смысловые, профессионально-деятельностные, когнитивные-информационные и волевые качества личности и субъекта деятельности [16; 21; 29].

В табл. 1 наглядно отображены структурные компоненты профессиональной подготовленности сотрудника ОВД ОБТ.

Исходя из сделанного вывода возникает актуальная необходимость в рассмотрении особенностей и проблемы формирования профессиональной компетентности у будущих сотрудников-специалистов органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте.

Анализируя процесс формирования профессиональной компетентности у специалистов подразделений по обеспечению безопасности на транспорте необходимо исходить из того, что в научной литературе и других нормативных документах, посвященных проблеме «профессиональной готовности» прослеживается взаимосвязь таких понятий как «готовность к профессиональной деятельности» и «профессиональная компетентность». Так, В.А. Сла-стенин считает, что профессиональная компетентность представляет собой единство теоретической и практической готовности к выполнению профессиональной деятельности [23]. A.M. Новиков отмечает, что профессиональная компетентность выступает в качестве интегральной характеристики, которая может быть определена готовностью и способностью выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в обществе в настоящий момент времени нормами и стандартами [13].

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «компетенция» определяется как круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав (дело не входит в чью-нибудь компетенцию), «компетентный» - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области специалист, имеющий компетентное суждение, обладающий компетенцией (передать дело в компетентную инстанцию) [14]. Ученый М.А. Чоша-нов под компетентностью рассматривает потенциальную готовность решать задачи со знанием дела, которая состоит из содержательного (знания) и процессуального (умение) компонентов и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать [30].

В Докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, «Образование: сокрытое сокровище» (1996 г.), подчеркивается социальная значимость компетентностного подхода [15]:

«Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетент-

Таблица 1

Структура и показатели профессиональной подготовленности сотрудника органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте

С'итр как субъект щнм удннк ОВД 01Л региональной деятельности

Потребности-СМЫСЛОВаЯ сфер:! специалиста Копштиино-ннформациоиняи сфсри специалиста Эмоционально-волевая сфера специалиста Орофесгионально- деятеяьностная сфера специалиста

! 1о Гребности Мотивы Ценности Смыслы Направленность Познавательные процессы Сознание Переработка ш кчп пей информации Воля Психологическая устойчивость Характеристики Саморегуляции [Зсе виды компетенций; общекулИурны е, об непрофессиональные, профессиональные, профессиональное п ециал изи ро в ai п п>] е (ОК. ОПК. ПК. ПСК): Интеллект, Знания, умения, навыки, опыт

ность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова.. социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску».

История формирования понятия «компетенция» берет начало не в педагогике, а в области бизнеса, экономики, управления и подготовки кадров. В течение четырехсот лет, начиная с эпохи Яна Амоса Коменского и до недавнего времени, сфера образования оперировала такими основными единицами, как знания, умения и навыки, известными в педагогике как «ЗУН», в то время как профессиональная сфера работала с другими единицами - компетенциями и компетентностями.

Знания, умения, навыки - это единицы образования и общекультурных ценностей, в отличие от них компетентности и компетенции - это единицы рыночной экономики и профессиональной деятельности [31].

Также, важно уточнить различия между понятиями «профессиональная компетентность» и «квалификация», что подчеркивается в вышеизложенном отрывке из Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века, «Образование: сокрытое сокровище». Для этого проанализируем понятие «квалификация» и сопоставим с профессиональной компетентностью.

По Ожегову «квалификация» определяется как степень годности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовленности [14].

В Трудовом кодексе Российской Федерации понятие «квалификация» - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника [28].

Если традиционная «квалификация» специалиста подразумевала функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, а подготовка сводилась к усвоению учащимися более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков (ЗУНов), то «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность.

Квалификационные требования в органах внутренних дел определяются в Статье 9. Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» и включают следующее:

1. В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в органах внутренних дел, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности (служебные обязанности).

2. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего про-

фессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.

Существует еще один документ, это приказ МВД России «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», он утверждает приложения следующего содержания.

1. Квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, замещающих должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Квалификационные требования к уровню физической подготовки в отношении отдельных должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

Анализ вышеперечисленных ведомственных нормативно-правовых актов показывает, что на сегодняшний день требования к квалификации сотрудника органов внутренних дел предъявляют только знания и навыки, описание которых представлено довольно обобщенно в зависимости от градации должностей и стажа (опыта) работы по специальности и требования к физической подготовке сотрудников выделенных подразделений. В настоящее время должностные обязанности устанавливаются должностным регламентом (инструкцией) «локально на местах». Должностные регламенты разрабатываются индивидуально для каждого сотрудника, замещающего должность в органах, организациях, подразделениях системы МВД России, непосредственными руководителями (начальниками) сотрудников [18]. Не определены трудовые действия, профессиональные знания и умения, что необходимо для определения трудовых функций и других характеристик (компетенций) сотрудника ОВД ОБТ. Их наличие будет больше соответствовать потребностям работодателей. В нашем же случае, соответствовать нужно не только запросам работодателя. За деятельностью полиции, наряду с ведомственным контролем (работодателя), осуществляется государственный, общественный контроль и прокурорский надзор, что диктует наличие профессионализма сотрудников полиции на транспорте, ответственности за выполнение возложенных на них обязанностей перед обществом и государством. Можно заключить, что в настоящее время нормативно-правовое регулирование этой области носит общий, «размытый» характер.

Таким образом, возникает сложно решаемая проблема: чтобы соответствовать запросам работодателя, по результатам освоения программы высшего образования выпускник образовательной организации МВД России должен предстать «универсальным специалистом», профессиональная подготовленность которого должна обеспечиваться профессиональной компетентностью, соответствующей решению любых поставленных задач в сфере органов внутренних дел, порой выходя за пределы не только изученной специализации, но и специальности.

Список литературы

1. Алексеев, С. А., Артамонов, В. С., Кикоть, В. Я., Латышев, О. М., Проценко, Е. Д. Индивидуальная подготовленность обучаемых в образовательном учреждении: контроль и управление. - СПб.: МПбА МВД РФ, 1997. - 140 с.

2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1969. - 339 с.

3. Еникеев, М. И. Юридическая психология. - М.: Норма : Инфра-М, 1999. - 624 с.

4. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный: в 2 т. - М.: Рус. яз., 2000.1209 с.

5. Капто, А. С. Профессиональная этика. - Ч. 1: учебник. - М.-Ростов-н/Д.: СКАГС, 2006. - 799 с.

6. Кикоть, В. Я. Основные направления повышения эффективности профессиональной подготовки слушателей в вузах МВД России / МВД России 200 лет : материалы международной научно-практической конференции. - СПб., 1998. - С. 45-52.

7. Климов, Е. А. Психология профессионала. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 — 400 с.

8. Климов, Е. А. Введение в психологию труда : учебник для вузов. - М.: Культура и спорт: Юнити, 1998. - 350 с.

9. Куличкова, И. Ю. Подготовленность руководителей ОВД к выполнению служебной функции / Психолого-педагогическая подготовка сотрудников органов внутренних дел : материалы научно-педагогических чтений / под ред. Б.Ф. Кваши. - СПб., СПбУ МВД России, 1998. - С. 135-139.

10. Ленартович, Ю. С. Педагогические условия подготовки будущих бакалавров лингвистики к профессиональной переводческой деятельности : дис. .канд. пед. наук / Ленартович Юлия Сергеевна. - Т., 2015. - С. 25.

11. Макушин, В. Г. Проблема человека в философии : учебное пособие. - М.: Политиздат, 1991. - С. 21.

12. Маркова, А. К. Психология профессионализма : учебник. - М.: 1996. - С. 38.

13. Новиков, А. М. Профессиональная педагогика : учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова; изд. 3-е, перераб. - М.: Эгвес, 2009. - 456 с.

14. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1992. - Режим доступа: http://ozhegov.info/slovar.

15. Образование: сокрытое сокровище : основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. - ЮНЕСКО, 1996.

16. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385. - Зарег. в Минюсте России от 12 мая 2015 г., регистрационный № 37228.

17. О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 мая 2012 г. № 521 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: www.consultant.ru.

18. Об утверждении Порядка разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) и их примерной формы : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 25 сентября 2012 г. № 886 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Профессиональная педагогика : учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова; изд. 3-е, перераб. - М.: Эгвес, 2009. - 445 с.

20. Савельев, А. Инновационное образование и научные школы // «Alma Mater» («Вестник высшей школы»). - 2000. - № 5. - С. 15-18.

21. Самыгин, С. И., Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика : учебное пособие. - М.: Кнорус, 2012. - 480 с.

22. Силкин, Н. Н., Хальзов, В. И., Липницкий, А. В. Психологическая подготовленность сотрудников ОВД: особенности, критерии оценки, формирование : учебное пособие. - СПб.: СПбА МВД РФ, 1997. - 64 с.

23. Сластенин, В. А., Пустовойтов В. В. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала непрерывного педагогического образования. - М. : Магистр-Пресс, 2000. - С. 48.

24. Социально-психологический портрет инженера / под ред. В.А. Ядова. - М.: Мысль, 1977. - 231 с.

25. Осипов, Г. В. Социологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Сайт «Всё для студента». - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/204859 (дата обращения: 27.04.2018).

26. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ [ст. 9]. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 27.04.2018).

27. Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова [Электронный ресурс] // http://ushakova-slovar.ru/ description/podgotovka/50198] (дата обращения: 27.04.2018).

28. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.04.2018).

29. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 283-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 27.04.2018).

30. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.

31. Шехонин, А. А., Тарлыков, В. А., Клещева, И. В., Багаутдинова, А. Ш., Будько, М. Б., Будько, М. Ю., Вознесенская, А. О., Забодалова, Л. А., Надточий, Л. А., Орлова, О. Ю. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования : учебное пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2014. - 99 с.

© Литвинова Н.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.