Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции преподавателя образовательной организации в сфере дополнительного образования сотрудников ОВД'

Профессиональные компетенции преподавателя образовательной организации в сфере дополнительного образования сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионализм / компетенции / преподаватель / органы внутренних дел / образовательные программы / система обучения / подготовка кадров / правоохранительные органы / дополнительное профессиональное образование. / professionalism / competence / teacher / organs of internal Affairs / educational programs / training system. training / law enforcement / continuing professional education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Юрьевна Сенаторова

Рассматриваются актуальные аспекты подготовки специалистов различных категорий из числа сотрудников органов внутренних дел преподавательским звеном образовательных организаций системы дополнительного профессионального образования. В работе приведены примеры из исследовательских проектов специалистовпрактиков, которые анализируют условия осуществления преподавательской деятельности, пути совершенствования и предъявляемые современные требования к квалификации педагог в образовательных организация МВД России. Сделан акцент на сформированности компетенций специалистов образовательной среды, с учетом требований к указанной категории сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Юрьевна Сенаторова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE SPHERE OF ADDITIONAL EDUCATION OF POLICE OFFICERS

Сonsiders the topical issues of specialists training of different categories of employees of internal Affairs bodies teaching component of the educational organizations of additional professional education system. The paper presents examples of research projects by practitioners who analyze the conditions for the exercise of teaching, ways of improvement and met modern requirements to the qualification of the teacher in the educational organization of the MIA of Russia. Emphasis is placed on the formation of competences of specialists of the educational environment, given the requirements for specified categories of law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции преподавателя образовательной организации в сфере дополнительного образования сотрудников ОВД»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

© О.Ю. Сенаторова, 2018 УДК 378 ББК 74

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОТРУДНИКОВ ОВД

Ольга Юрьевна Сенаторова,

доцент кафедры психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности органов внутренних дел Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации,

кандидат педагогических наук E-mail: vipk10kafedra@yandex.ru Научный руководитель: М.Я. Виленский, профессор кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются актуальные аспекты подготовки специалистов различных категорий из числа сотрудников органов внутренних дел преподавательским звеном образовательных организаций системы дополнительного профессионального образования. В работе приведены примеры из исследовательских проектов специалистов- практиков, которые анализируют условия осуществления преподавательской деятельности, пути совершенствования и предъявляемые современные требования к квалификации педагог в образовательных организация МВД России. Сделан акцент на сформирован-ности компетенций специалистов образовательной среды, с учетом требований к указанной категории сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова: профессионализм, компетенции, преподаватель, органы внутренних дел, образовательные программы, система обучения, подготовка кадров, правоохранительные органы, дополнительное профессиональное образование.

Для цитирования: Сенаторова О.Ю. Профессиональные компетенции преподавателя образовательной организации в сфере дополнительного образования сотрудников ОВД. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):267-9.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE SPHERE OF ADDITIONAL EDUCATION OF POLICE OFFICERS

Ol'ga Yu. Senatorova,

Associate Professor of the Department of Psychological, Pedagogical and Medical Support of the Activities of Internal Affairs Agencies All-Russian Institute for Advanced Training of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

Candidate of Pedagogical Sciences

Abstract. Considers the topical issues of specialists training of different categories of employees of internal Affairs bodies teaching component of the educational organizations of additional professional education system. The paper presents examples of research projects by practitioners who analyze the conditions for the exercise of teaching, ways of improvement and met modern requirements to the qualification of the teacher in the educational organization of the MIA of Russia. Emphasis is placed on the formation of competences of specialists of the educational environment, given the requirements for specified categories of law enforcement officers.

Keywords: professionalism, competence, teacher, organs of internal Affairs, educational programs, training system. training, law enforcement, continuing professional education.

На сегодняшний день государственные структу- ми, умеющими принимать ответственные решения ры всецело ставят перед собой цели и задачи напол- на своих участках деятельности специалистами, нить свои ряды профессиональными, компетентны- будь то правоохранительная сфера, или управлен-

ческая составляющая или любая иная, отвечающая за полноценную и слаженную работу всех структур. Заказчиками всегда выступают работодатели, а решают эти ключевые задачи различные образовательные организации, имеющие соответствующую аккредитацию и реализующие образовательные программы высшего и дополнительного профессионального образования. В данной статье мы хотели бы более подробно остановиться на втором аспекте, а именно на организации и педагогическом сопровождении лиц, проходящих обучение по программам дополнительного профессионального образования.

Зачастую требования, и это безусловно объективно, предъявляемые к стандартам подготовки будущих специалистов к примеру для органов внутренних дел носят высокий уровень оценки приобретаемых сотрудниками компетенций. Говоря о нормативно-правовом регулировании в сфере подготовки кадров для полиции отметим несколько ключевых федеральных законов. Во главе этого списка стоит главный закон нашей страны — Конституция Российской Федерации, в которой отражены ключевые права и обязанности гражданина. Далее говоря о сотрудниках органов внутренних дел, то следует упомянуть ряд таких документов, как Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О полиции» [2], Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 (ред. от 01.07.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года, Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [4], Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Рассматривая организационно-методическую и педагогическую систему подготовки обучающихся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки мы отмечаем, что в целях реа-

лизации компетентностного подхода, очень важным является уровень подготовленности и практической ориентированности педагогического звена образовательной организации. Изучая опыт формирования компетенций преподавателя мы обращаем внимание на труды ученых-исследователей этого направления (Ф.В. Шарипов, С.Б. Елканов, Ю.Н. Кулют-кин, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина и др.)

Так специалистами отмечается, что работа профессионала не сводится лишь к тому, что наблюдается со стороны; профессионала своего дела необходимо воспринимать как сложную систему, которая имеет не только некие внешние функции, но и сложные, многообразные внутренние, в том числе психические функции. Профессионализм трактуется не в формате высшего уровня знаний, умений и результатов достигнутых в конкретной области деятельности, а как определенную систематизированную организацию сознания и психики человека [6].

Сама по себе компетентность представляется в виде перечня стандартов, которые четко формулируют и описывают, что необходимо в конкретной ситуации сотруднику полиции для того, чтобы наилучшим и эффективным образом выполнять свою повседневную служебную обязанность, а также оперативно решать возникающие в экстренном режиме задачи.

Составляющая профессиональной компетенции преподавателя в системе дополнительного профессионального образования выражает некое единство его теоретической и практической готовности к выполнению профессиональной деятельности.

Квалификационная характеристика выступает как содержание профессиональной компетентности, представляя собой нормативную модель компетентности преподавателя системы ДПО, запечатляя научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика представляет собой свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и богатого практического опыта служебной деятельности в системе МВД России.

Профессиональная компетентность преподавателя в системе дополнительного профессионального образования представляет собой совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

268

Вестник экономической безопасности

№ 1 / 2018

В свою очередь профессионально компетентным можно считать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком методическом уровне осуществляет свою педагогическую деятельность, педагогическое общение, и при этом достигает стабильно высоких результатов в воспитании обучающихся.

Профессиональная компетентность представляется с точки зрения развития творческой индивидуальности, формирования восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся профессиональной педагогической среде. От профессионального уровня педагога в системе ДПО напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие человека и общества в целом [7].

Основополагающей, или базовой, является интеллектуально-педагогическая компетентность, которую сегодня определяют как метаспособность, определяющую меру освоения субъектом педагогической деятельности. Именно на развитие этой метаспособности направлен весь спектр комплексных мероприятий — выставки, конференции, научно-практические семинары, мастер — классы, творческие встречи, творческие группы, методические объединения.

Формируя личные качества профессионального, думающего и ответственного сотрудника органов внутренних дел в первую очередь профессорско-преподавательский состав образовательных организаций системы МВД России должен выступать в роли наставников, учителей в профессии, обладая при этом высоким уровнем подготовленности.

Исходя из этого, в процессе определения функции компетенций через минимальный набор других характеристик, традиционно используемых для проектирования и организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки, у преподавателей образовательных организаций органов внутренних дел формируются профессиональные компетенции в конкретной области, как определенный уровень образовательной подготовки, выраженный совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для профессиональной деятельности

преподавателя системы дополнительного профессионального образования системы МВД России.

Литература

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О полиции», Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 (ред. от 01.07.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты».

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года.

4. Приказ МВД России от 31 марта 2015 г № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

6. Нурутдинова А.Р. Модернизация профессионального образования: педагогическая интеграция (ретроспективный анализ). Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики, 2016. № 3.

7. ПоповаН.В. Теоретический анализ профессионально-педагогической компетентности преподавателя в системе современного образования. В сборнике: Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности Сб. статей: в 4-х ч. 2017.

8. Клычкова Е.И. Повышение профессиональной компетентности преподавателей как одно из условий эффективной организации самостоятельной работы обучающихся. Образование. Карьера. Общество. 2015. № 1 (44).

9. Садеков Р.Р., Сенаторова О.Ю. Психологические особенности формирования профессиональной компетентности педагога в системе МВД России. Профессионал. № 5. 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.