УДК 343.985.7
№ 1(27) 2017
В.А. Бельков К.А. Крутер
АНАЛИЗ ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
(ПРОПАГАНДЫ ЭКСТРЕМИЗМА)
analysis of the theoretical and practical problems connected with the investigation of the extremist crimes
В статье анализируется понятие экстремизма, указывается перечень противоправных деяний, подпадающих под преступления экстремистской направленности. Рассматриваются примеры участия молодых людей в совершении подобных преступлений, реализуемых посредством размещения информации в сети Интернет. Дается перечень экспертиз, назначаемых при расследовании уголовных дел экстремистской направленности, а также указывается на необходимость надлежащего взаимодействия всех участников судопроизводства.
Ключевые слова: экстремизм, преступления экстремистской направленности, перечень экспертиз, расследование пропаганды экстремизма.
The paper deals with the concept of extremism and specifies the list of offences falling under the crimes of extremist orientation. The examples of the young people's participation in commission of crimes implemented by posting information on the Internet are considered. The authors give a list of the examinations prescribedfor the investigation of criminal cases of extremist orientation, as well as note the need for proper interaction between all participants in the proceedings.
Key words: extremism and extremist crimes, list of examinations, investigation of the extremist propaganda.
Несмотря на общую положительную тенденцию снижения преступности, отдельные группы противоправных деяний показывают устойчивую динамику роста преступлений экстремистской направленности. Согласно статистическим данным, в 2010 году было зарегистрировано 656 преступлений экстремистской направленности (что на 19,7% больше, чем в 2009 г.), в 2011 г. - 622 (-5,2%), в 2012 г. - 696 (+11,9%), в 2013 г. - 896
(+28,7%), в 2014 г. - 1024 (+14,3%), в 2015 - 1308 (+27,7%) [1]. При этом, согласно выступлению В.А. Бастрыкина 22 февраля 2016 г. на расширенном заседании коллегии Следственного комитета России (далее - СК РФ), следователями возглавляемого им ведомства в 2015 г. было передано в суд 518 уголовных дел экстремистской направленности [2]. Безусловно, часть подобных деяний расследуется следователями Федеральной службы
Бельков Владислав Александрович, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Иркутского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) e-mail: [email protected]
Крутер Кристина Анатольевна, студентка Иркутского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) e-mail: [email protected] © Бельков В.А., 2017 © Крутер К.А., 2017
Статья получена: 14.03.2016. Статья принята к публикации: 07.02.2017. Статья опубликована онлайн: 20.03.2017.
безопасности РФ, однако зачастую основная нагрузка ложится именно на СК РФ. Исходя из этого, можно констатировать, что в суд направляются материалы менее половины выявленных преступлений, а остальные остаются нераскрытыми.
Данный факт обусловлен сложностью раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности, поскольку деятельность и сама направленность умысла экстремистов непредсказуема и весьма разнопланова. Запланированные деяния зачастую совершаются организованными преступными группами, что накладывает особую сложность в установлении вины каждого из участников. Кроме того, требуются обширные знания в сфере религии и искусства, возможностей филологии и лингвистики, которым не обучают в юридических вузах.
В настоящее время существует множество альтернативных и дискуссионных мнений, связанных с рассматриваемой сферой исследования, в связи с чем целесообразно проанализировать наиболее эффективные подходы при расследовании указанных преступлений.
Вопросы, касающиеся понятия преступлений экстремистской направленности, в настоящий момент урегулированы ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года (далее - Закон), а также Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ). В ст. 1 Закона дается понятие экстремистской деятельности (экстремизма), включающее в себя определенные структурные элементы, раскрывающие сущность данного деяния. Отдельные авторы под экстремизмом рекомендуют понимать общественно опасное явление, включающее в себя совокупность идеологических взглядов и практических действий, выраженных в непринятии иных суждений, а также в навязывании собственных догм обществу и государству силовыми способами, которые направлены, как правило, на подрыв государственных и общественных устоев, при помощи применения крайних насильственных методов.[3, С. 92]. Вопрос о внесении изменений в законодательно закрепленное понятие экстремизма будет периодически возникать, поскольку само преступление весьма обширно трансформируется. Периодически возникают даже дискуссии относительно того, какие именно деяния подпадают под категорию экстремистской направленности. Вместе с тем в настоящий момент УК РФ выделяет следующие виды преступлений экстремистской направленности:
1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, в том числе и в сети Интернет (ст. 280 УК РФ).
2. Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, в том числе и в сети Интернет (ст.282 УК РФ).
3. Организация экстремистского сообщества (ст.282.1 УК РФ).
4. Организация деятельности экстремистской организации (ст.282.2 УК РФ).
5. Финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).
Нормативные закрепления, а также теоретические наработки наводят на мысль о том, что в практическом смысле сложно осуществить совокупность действий по выявлению, вычислению и обнародованию преступников, осуществляющих пропаганду экстремизма. В обоснование вышесказанного также следует отметить: базисом в экстремистской деятельности является грамотная разработка, возникновение, распространение идеологии, которая осуществляет воздействие как на определенные социальные группы, так и на общество в целом. Тематика идеологии может быть связана не только с религиозными предписаниями, но и с историческими фактами, национальными и расовыми принадлежностями людей. В некоторых случаях идеология экстремистских группировок может совмещать в себе как исторические, так и национально-расовые убеждения. Все указанные основания являются предпосылкой к осуществлению пропаганды экстремизма, которая на сегодняшний день является самым распространённым противоправным деянием в области осуществления преступлений экстремистской направленности.
На сегодняшний день самое активное направление для осуществления пропаганды экстремизма - Интернет и все социальные сети. Использование этих возможностей позволяет создавать группы и сообщества (в том числе и закрытые) под любыми названиями (что соответствует интересам конспирированное™) для объединения и координации деятельности людей по любым сферам. Вред, наносимый обществу посредством создания и использования групп, сообществ и сайтов, содержащих информацию об экстремизме, весьма обширен, однако основной аудиторией, на которую в данном случае направлено воздействие, является молодежь. При этом совершают такие деяния очень часто весьма молодые граждане нашей страны. Например, в г. Ангарске Иркутской области вынесен обвинительный приговор, согласно которому 18-летний местный житель осуществлял пропаганду фашизма и экстремизма посредством размещения сведений на специально заведенных им персональных страницах в популярной социальной сети в Интерне-
№ 1(27)2017
те, имеющей несколько миллионов зарегистрированных пользователей [4]. В Приморском крае были установлены жители села Михайловка 18 и 19 лет, которые из личных побуждений, основанных на неприязненном отношении к выходцам из стран Средней Азии, разместили на своей персональной странице в социальной сети экстремистские текстовые сообщения и изображения [5].
Указанные причины поставили перед правоохранительными органами задачу мониторинга сети Интернет, в том числе с помощью специалистов на предмет выявления контента экстремистского толка, а также очистки информационного наполнения сайта от аналогичных материалов. Соответственно, утверждение о необходимости использования специальных знаний в процессе раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности представляется абсолютно рациональным. Поныне дискуссионными остаются вопросы о том, в каких областях знаний может возникнуть потребность и в каких формах они могут применяться.
Говоря о теоретических подходах, способствующих расследованию преступлений экстремистской направленности, следует сказать, что М.В. Песчаный указывает на специальные знания в области лингвистики, психологии, этнологии, религиоведении [6, С. 87]. Следует отметить, что для доказывания экстремистской направленности используемой символики и других наглядных материалов могут понадобиться знания и в области истории. Известен случай успешного использования заключения специалиста - историка, сделанного им по портретам лидеров коллаборационистского движения (государственных изменщиков), которые были выставлены в офисе организации. Несмотря на попытку стороны защиты в ходе судебного заседания опровергнуть его доводы с помощью другого специалиста, данное заключение, подкрепленное показаниями в суде, было принято во внимание при вынесении обвинительного заключения [7, С. 159].
М.Л. Подкатилина, анализируя экспертную практику и методическую литературу по данному вопросу, фиксирует 21 вариант наименования экспертизы, проводимой по делам, связанным со словесным экстремизмом [8, С. 32]. Нередко возникает необходимость производства комплексных исследований, что влечет за собой определенные организационные сложности.
В качестве особенности расследования подобных деяний, выявленных в процессе изучения практики, было установлено, что следователи назначают большое количество судебных экспертиз, включающих в себя различные теорети-
ческие знания и подходы при исследовании. К традиционным экспертизам, которые проводятся при расследовании всех категорий противоправных деяний, и в том числе в отношении преступлений, связанных с пропагандой экстремизма, следует отнести: трасологическую, автороведче-скую, техническую экспертизу документов и др. Однако наибольшее распространение при доказывании вины по преступлениям, связанным с пропагандой материалов экстремистской направленности, получили следующие виды экспертиз:
1) Психолого-лингвистическая — направлена на комплексную оценку и объединение результатов исследований, проведенных психологами и лингвистами, в рамках которой исследуются тексты экстремистской направленности в целях выявления информации, содержащей признаки экстремизма. Специалистом-психологом проводится анализ представленных текстов на предмет установления способов психологического воздействия, а также характеристики текста, влияющие на восприятие адресатом. В экспертизе поступивших на исследование материалов рассматривается анализируемая проблематика в отношении возможных психологических следствий агитационно-пропагандистских целей в предметном контексте их появления. Специалист-лингвист, в свою очередь, проводит исследование представленных ему материалов на предмет выявления способов воздействия и особенностей восприятия материалов гражданами, а также определяет, к какому из способов выражения содержания коммуникативного намерения относится призыв.
2) Лингвокультурологическая — представляет собой комплексное исследование, проводимое экспертом-лингвистом и экспертом, специализирующимся в области культурологии. Специалисты, используя свои профессиональные знания и опыт, проводят исследование письменных, аудио и видеозаписей, а также иных материалов на предмет установления национальной культуры, а также особенностей, характеризующих различные национальные черты (обороты речи, ссылки на исторические события, происходящие в определенных местностях и национальной культуре различных народов и т.п.).
3) Психолого-этнологическая — также является комплексной и заключается в проведении исследований специалистом из области психологии и специалистом-этнологом. Этнологическая экспертиза экстремистских материалов представляет собой проведение исследований по этническим, расовым и религиозным вопросам.
4) Религиоведческая — назначается для исследования печатных, аудио- и видеоматериалов на
предмет наличия в них признаков экстремизма, при помощи специальных знаний, основанных на изучении мировоззренческих, ценностных, этнических проблем современного общества. Чаще всего это духовная, религиозная литература; распространяемые печатные, аудио- и видеоматериалы; документы различных религиозных объединений; специально разработанные религиозные учебные программы. Представленный вид экспертизы является одним из самых распространённых, по причине существования большого количества экстремистских организаций, идеология которых построена на религиозных взглядах. Основными задачами при проведении данной экспертизы являются следующие: определение, действительно ли организация является религиозной; попытки идентифицировать конфессиональную принадлежность религиозной организации; определить круг основных ценностей, социально значимых установок и практик исследуемого религиозного направления, а также установить степень достоверности сведений о представленных вероучении и культовой практики; отметить, если есть, негативные оценки по отношению данного религиозного направления к другим религиям [9, С. 11].
Подходя к рассматриванию практических подходов при расследовании экстремистских преступлений, нельзя не сказать, что Указом Президента России от 6 сентября 2008 года № 1316 и Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 31 октября 2008 года № 940 был образован Департамент МВД России по противодействию экстремизму, который в настоящее время именуется Главным управлением по противодействию экстремизму. Для обеспечения надлежащего качества расследования в СК РФ создано подразделение по контролю за расследованием преступлений экстремистской направленности. В связи с этим весьма важной задачей видится выстроенное взаимодействие следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также учет мнений специалистов и проведение необходимых экспертиз. В случае наличия такого взаимодействия, несмотря на рост преступности в рассматриваемой сфере, увеличивается и судебная практика.
Например, в Октябрьском районном суде г. Иркутска в 2013 году было вынесено обвинительное решение по ч.1 ст.282 УК РФ. Подсудимый Зуев Д.В. являлся приверженцем националистических идей и решил на территории г. Иркутска использовать сеть Интернет с целью пропаганды
экстремизма: возбуждения ненависти, унижения достоинства человека, группы лиц по признакам национальности, языка, происхождения, отношения к религии, публично, с использованием средств массовой информации. В рамках данного дела была проведена психолого-лингвистическая экспертиза, кроме того, оперативно-розыскными мероприятиями была осуществлена проверка условий воспитания и жизни обвиняемого, интересы, принадлежность к неформальным объединениям с помощью допроса лиц [7].
Посредством тех же теоретических подходов, то есть задействования различных экспертиз и подключения специалистов, определяется наличие или отсутствие прямого призыва к экстремизму (пропаганда экстремизма) в тех или иных материалах, а также прочих источниках. Так, например в г. Железноводске Ставропольского края была назначена судебно-политологическая экспертиза, согласно выводам которой представленный на экспертизу текст брошюры «Расовая гигиена и демографическая политика в национал-социалистической Германии» содержит идею расового превосходства «нордической» расы над всеми остальными. Прямых призывов к уничтожению представителей иных национальностей или рас в брошюре не выявлено, однако описывается идея о необходимости завоевания территории для проживания немецкого народа. На основании изложенного текст брошюры «Расовая гигиена и демографическая политика в национал-социалистической Германии» относится к периоду Великой Отечественной войны, в связи с чем сделать вывод о том, может ли прочтение брошюры сформировать мотивы преступления на почве расовой или национальной ненависти или вражды - не представляется возможным [10].
Таким образом, следует отметить, что только посредством использования передовых положений юридической науки, апробированных практикой, а также развития и внедрения значительного потенциала экспертных исследований со стороны следственных и оперативных работников возможно увеличение качественных показателей в расследовании преступлений экстремистской направленности. Складывающаяся во многих регионах практика позволяет сделать вывод о возможности вынесения обвинительных приговоров по этим деяниям, которые в многонациональной России способны поставить под угрозу существование самого государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общие сведения о состоянии преступности [электронный ресурс] // Сайт МВД РФ https://mvd.ru
2. Состоялось расширенное заседание коллегии Следственного комитета России [электронный ресурс] // Сайт СК РФ http://SLEDCOM.RU/PRESS/EVENTS/ITEM/1019446/
3. Грушихина В.А. Особенности формулирования вопросов при назначении судебных экспертиз при расследовании преступлений, связанных с распространением экстремистской направленности // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. № 3 (70). С. 90-94.
4. В Ангарске вынесен обвинительный приговор за разжигание ненависти и вражды [электронный ресурс] // Сайт УМВД России по Приморскому краю https://38.mvd.ru/news/item/3565052
5. Полицейские в Приморье пресекли распространение экстремистских материалов с использованием сети Интернет [электронный ресурс] // Сайт ГУ МВД России по Иркутской области https://25.mvd.ru/ news/item/7230946
6. Песчаный М.В. Проблемы использования специальных знаний при расследовании преступлений экстремистской направленности // Закон и право. М., 2009. № 6. С. 87-89.
7. Шаевич А.А., Старичков. М.В., Грушихина В.А. Актуальные проблемы использования специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с пропагандой экстремизма // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 3. Ч. II. Юридические науки. Тула : Изд-во ТулГУ. 2015. С.156-165.
8. Подкатилина М.Л. О назначении судебной экспертизы по делам об экстремизме // Законы России : опыт, анализ, практика. М., 2011. № 12. С. 32-35.
9. Методическое пособие по вопросам проведения религиоведческой экспертизы / гл. ред. Г.Е. Шлымо-ва. Астана : РГУ «НИиАЦпВР». 2013. 152 с.
10. Обзор судебной практики Железноводского городского суда Ставропольского края [электронный ресурс] // Сайт Железноводского городского суда Ставропольского края http://zheleznovodsky.stv.sudrf.ru/
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
ie Клзлнскога юридического лнтгтутл МВД Fi
Ю.Ю.Комлев
Интегративкая криминология: девиантологнческий очерк
Комлев Ю.Ю.
Интегративная криминология : девиантологический очерк : учебное пособие / Ю.Ю. Комлев. - Казань : КЮИ МВД России, 2016. - 246 с.
В книге излагаются основные понятия, положения и методологические подходы криминологии как социологии преступности, рассматривается ее генезис в ин-тегративной теоретической перспективе. Учебное пособие рассчитано на студентов и курсантов, аспирантов и адъюнктов, преподавателей юридических и социологических факультетов, вузов.
Работа может быть полезна в качестве дополнительного учебного пособия по курсам «Девиантология», «Криминология и профилактика преступности».