11. Российская газета. http:// www.rg.ru/2013/03/26/reg-pfo/matkapital. html.
12. http ://www.rasipoteka.ra/lenta/market/moshennichestvo-s-matermskim-kapitalom/
13. Князьков А.С. Криминалистическая характеристика преступления в контексте его способа и механизма // Вестник Томского государственного университета. 2011. №1.
Шишмарева Е. В. канд. юрид. наук, доц. кафедры криминалистики, gribunov@mail. ru, Россия, Иркутск, Восточно-Сибирский институт МВД России.
TYPICAL PARENTAL FUND FRA UD METHODS CHARACTERISTICS
E. V. Shishmareva
This article is devoted to the structure offorensic characteristics of the parental fund fraud. The following aspects are examined: offence commitment structure, crime preparation and concealment, typical methods ofparental fundfraud.
Keywords: parental fund fraud, forensic characteristics, methods of crime commitment, offender identity
Shishmareva E. V., associate Professor of chair of criminalistics, candidate of juridical sciences, East Siberian Ministry of Internal Affairs Institute of Russia.
УДК 343
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С
ПРОПАГАНДОЙ ЭКСТРЕМИЗМА
А.А. Шаевич, М.В. Старичков, В.А. Грушихина
На основе анализа литературных источников и практики рассмотрены основные судебные экспертизы, проводимые при расследовании экстремистских преступлений, а также проблемы, возникающие при их организации и проведении.
Ключевые слова: экстремизм, религиоведческая экспертиза, психолого-лингвистическая экспертиза, специальные знания, заключение специалиста.
Преступления, связанные с экстремизмом занимают все более заметное положение в общей структуре преступности, принимая все большие масштабы и проникая в различные сферы деятельности.
Действующим законодательством не предусмотрено определение экстремизма, а лишь указаны виды деятельности, которые могут быть отнесены к экстремистской деятельности [1] и закреплено понятие преступлений экстремистской направленности [2]. Представляется, что под экстремизмом
следует понимать многоаспектное общественно опасное явление, включающее совокупность идеологических взглядов и практических действий, выраженное в непринятии иных суждений, а также в навязывании собственных догм обществу и государству силовыми способами, которые направлены, как правило, на подрыв государственных и общественных устоев посредством применения крайних насильственных методов.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» предусмотрены противоправные деяния, которые могут быть отнесены к преступлениям, связанным с распространением материалов экстремистской направленности [3]. За распространение материалов, содержащих признаки экстремизма, законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Следует отметить, что в ряде публикаций по данной проблематике получает распространение новый термин - «информационный экстремизм», благодатной средой развития которого является глобальная сеть Интернет [4, с. 290-292]. По мнению А.В. Карягиной, можно выделить два направления информационного экстремизма: материальный, основным «оружием» которого является нарушение коммуникаций и деформация важнейших коммуникационных связей и интеллектуальный, имеющий массовый и разрушительный характер посредством убеждений широких масс, способных на насильственные и (или) противоправные деяния через СМИ [5, с. 105-108]. Однако, по нашему мнению, то, что А.В. Карягина подразумевает под «материальным направлением информационного экстремизма» подпадает под санкции иных статей уголовного кодекса. А преступления связанные распространением материалов экстремистской направленности, совершаемые с использованием сети Интернет можно отнести к «интеллектуальному направлению».
Распространение подобного явления, а также вред, наносимый им обществу, обусловленный тем, что основной аудиторией, на которую направлено воздействие пропаганды экстремизма в сети интернет, является молодежь, поставили перед правоохранительными органами задачу мониторинга сети Интернет на предмет выявления контента экстремистского толка, а также очистка информационного наполнения сайта от экстремистских материалов.
Основой возникновения и существования экстремизма как явления является грамотно разработанная идеология, направленная на привлечение общества и отдельных социальных групп и оказывающая влияние на духовные национальные ценности общества. На основании вышеизложенного, правоохранительным органам необходимо не только глубокое практическое изучение и понимание рассматриваемого явления, но и практическое применение достижений науки и техники с целью выявления, раскрытия и пресечения преступлений, связанных с экстремизмом.
Таким образом, утверждение о необходимости использования специальных знаний в процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с распространением материалов экстремистской направленности представляется аксиоматичным. Дискуссионными остаются вопросы того в каких областях знаний может возникнуть потребность и в каких формах они могут применяться. Так, например, М.В. Песчанов указывает на специальные знания в области лингвистики, психологии, этнологии, религиоведении и других [6, с. 87-89], а М.Л. Подкатилина, анализируя экспертную практику и методическую литературу по данному вопросу, фиксирует 21 вариант наименования экспертизы, проводимой по делам, связанным со словесным экстремизмом [7, с. 32]. Следует отметить, что нередко возникает необходимость производства комплексных исследований, что влечет за собой определенные организационные сложности.
При этом наибольшее распространение при доказывании вины по преступлениям, связанным с распространением материалов экстремистской направленности получили следующие виды экспертиз: психолого-лингвистическая, религиоведческая, лингвокультурологическая, психолого -этнологическая, автороведческая и другие. Кратко охарактеризуем некоторые из них:
Психолого-лингвистическая экспертиза заключается в комплексной оценке и объединении результатов исследований, проведенных психологами и лингвистами, в рамках которой исследуются тексты экстремисткой направленности в целях выявления информации, содержащей признаки экстремизма.
Специалистом-психологом проводится анализ представленных текстов на предмет установления способов психологического воздействия, а также характеристики текста, влияющих на восприятие адресатом. В экспертизе поступивших на исследование материалов, рассматривается анализируемая проблематика в отношении возможных психологических следствий агитационно-пропагандистских целей в предметном контексте их появления. Специалист-лингвист, в свою очередь, проводит исследование представленных ему материалов на предмет выявления способов воздействия и особенностей восприятия материалов гражданами, а также определяет, к какому из способов выражения содержания коммуникативного намерения относится призыв.
Лингвокультурологическая экспертиза представляет собой комплексное исследование, проводимое экспертом-лингвистом и экспертом, специализирующимся в области культурологии. Специалисты, используя свои профессиональные знания и опыт, проводят исследование письменных, -аудио и -видеозаписей, а также иных материалов на предмет установления национальной культуры, а также особенностей, характеризующих различные национальные черты (обороты речи, ссылки на исторические события, происходящие в определенных местностях и национальной культуре различных народов и т.п.). Лингвокультурологическая экспертиза, несмотря на растущую в ней потребность использования при расследовании преступлений, связанных с распространением материалов экстремистской направленности, на
254
сегодняшний день не имеет системного описания особенностей проведения, что затрудняет определение ее возможностей и перспектив.
Психолого-этнологическая экспертиза также является комплексной и заключается в проведении исследований специалистом из области психологии и специалистом-этнологом. Этнологическая экспертиза экстремистских материалов представляет собой проведение исследований по этническим, расовым и религиозным вопросам.
Автороведческая экспертиза назначается в случаях необходимости использования специальных знаний в области исследования речи для определения или опровержения факта авторства материалов экстремистской направленности.
Религиоведческая экспертиза назначается для исследования печатных, -аудио и видеоматериалов на предмет наличия в них признаков экстремизма, при помощи специальных знаний, основанных на изучении мировоззренческих, ценностных, этнических проблем современного общества.
Ее объектами: духовная, религиозная литература; распространяемые печатные, аудио- и видеоматериалы; документы различных религиозных объединений; специально разработанные религиозные учебные программы и другие.
Основными задачами проведения исследования являются:
• Определить, действительно ли организация является религиозной;
• Идентифицировать конфессиональную принадлежность религиозной организации;
• Определить круг основных ценностей, социально значимых установок и практик исследуемого религиозного направления, а также установить степень достоверности сведений о представленных вероучении и культовой практики;
• Отметить, если есть, негативные оценки по отношению данного ре -лигиозного направления к другим религиям [8, с. 11].
К одной из проблем судебной религиоведческой экспертизы относится отсутствие специализированных учреждений, подготавливающих экспертов -религиоведов, а также законодательного закрепления уровня компетентности специалиста. В результате этого, в настоящее время в роли экспертов выступают не только ученые-религиоведы, но и преподаватели такой науки, как религиоведение, работники культуры и другие, что иногда приводит к непредсказуемым последствиям. Так, например, Инна Загребина в своем исследовании, посвященном проблемам религиоведческой экспертизы, приводит случаи из судебной практики, когда по схожим делам, один суд на основании комплексной экспертизы выносит решение, противоположное решению вынесенному другим судом на основании внесудебного заключения специалиста, а также, когда эксперты в классических религиозных текстах, усматривают признаки, по которым эти тексты могут быть отнесены к экстремистским [9, ^ 160-164].
Лингвистическая экспертиза, по мнению ряда авторов, относится к числу самых сложных и широко востребованных исследований обстоятельств и фактов, которые имеют значение доказательств для правовой квалификации тех или иных высказываний (текстовых материалов) в качестве экстремистских материалов по уголовным делам рассматриваемой категории [10, с. 18; 11, с. 5].
При помощи проведения лингвистического исследования материалов можно установить, к примеру, пропозициональное содержание призывов, которые подразделяются на три группы: призывы к насильственным действиям; призывы к возбуждению национальной розни и к унижению национального достоинства; призывы к пропаганде исключительности и превосходства [12, с. 449].
В связи с тем, что зачастую специальных знаний лишь в области лингвистики недостаточно, судебная лингвистическая экспертиза может проводиться совместно с иными экспертизами, такими, как:
• Судебно-психологической (анализ текстов на предмет установления способов психологического воздействия, а также характеристики текста, влияющих на восприятие адресатом);
• Автороведческой (в случае необходимости установления автора текста);
• Фоноскопической (исследование устной речи, записанной на пленку);
• Политологической (анализ выражения мнения в современной общественно-политической коммуникации);
• Религиоведческой (определение наличия в тексте признаков политического, религиозного и национального экстремизма и терроризма; признаков межрелигиозной и межнациональной розни).
Еще одним значимым исследованием, которое необходимо проводить при расследовании преступлений, связанных с распространением материалов экстремистской направленности является социогуманитарная экспертиза, для проведения которой необходимы специальные знания в области этнологии, истории, философии, психологии, культурологии и других наук.
Основной задачей проведения данного исследования является установление, распознавание, диагностирование осуществляемой религиозной, духовной и иной деятельности на развитие личности, устойчивость конституционного строя, а также целостность государственного устройства.
Еще раз отметим, что при расследовании указанной категории преступлений нередко требуется проведение комплексной экспертизы, то есть использование совместных исследований специалистов разных областей. В случае если требуется, чтобы текст исследовал лингвист, важно учесть, что может появиться необходимость пригласить специалистов в области психологии, автороведения, почерковедения, религиоведения и других.
Достаточно часто возникает необходимость в проведении комплексной психолого-лингвистической экспертизы, что влечет за собой определенные проблемы организационного характера. В государственных экспертных
учреждениях есть эксперты - лингвисты, которые и производят большинство экспертиз, а эксперта - психолога нет, что обуславливает необходимость производства экспертизы в иных учреждениях.
Также, для доказывания экстремисткой направленности используемой символики и других наглядных материалов, могут понадобиться знания в области истории. Так, например, известен случай успешного использования заключения специалиста - историка, сделанного им по портретам лидеров коллаборационстского движения, которые были выставлены в офисе организации. Несмотря на попытку стороны защиты, в ходе судебного заседания опровергнуть его доводы с помощью другого специалиста, данное заключение, подкрепленное показаниями в суде, было принято во внимание при вынесении обвинительного заключения. По нашему мнению, данный пример показывает перспективность использования такого вида доказательств, как заключение специалиста в тех случаях, когда для его получения не требуется производство исследований. Основной проблемой его использования является не столько научно-методическая сторона проблемы, сколько настороженное отношение к данному виду доказательств, сохраняющееся уже более 12 лет.
В заключение следует отметить, что значительное количество проблем связанных с использованием специальных знаний при противодействии данному виду преступлений, связано с относительной новизной объекта, а также его многогранностью, большим количеством аспектов, которые необходимо принимать во внимание.
Список литературы
1. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 ФЗ (с измен. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954
3. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 8.
4. Воронович Н.К. Информационный экстремизм в глобальной компьютерной сети Интернет // Общество и право. 2012. № 1.
5. Карягина А.В. Информационный экстремизм в современном государственно-правовом пространстве // Философия права. 2010. № 4.
6. Песчаный М.В. Проблемы использования специальных знаний при расследовании преступлений экстремистской направленности // Закон и право. М., 2009. № 6.
7. Подкатилина М.Л. О назначении судебной экспертизы по делам об экстремизме // Законы России: опыт, анализ, практика. М., 2011. № 12.
257
8. Методическое пособие по вопросам проведения религиоведческой экспертизы. - Астана: 2013. 152 с.
9. Загребина И. От невежества к мнимому экстремизму: проблемы религиоведческой экспертизы в России // Юридическое религиоведение. М., 2013. № 2.
10. Галяшина, Е. И. Лингвистика vs экстремизма: в помощь судьям, следователям, экспертам / Е. И. Галяшина / под ред. М. В. Горбаневского. М.: Юридический Мир, 2006. 96 с.
11. Песчаный М.В. Особенности применения судебных экспертиз при расследовании преступлений экстремистской направленности // Вестник Московского университета МВД России, 2009. № 3.
12. Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учеб. пособие / А. Н. Баранов. М.: Флинта, 2007. 592 с.
Шаевич Антон Александрович, канд. юрид. наук, доц., доц. кафедры криминалистики, Россия, Восточно-Сибирский институт МВД России,
Старичков Максим Владимирович, канд. юрид. наук, доц., зам. начальника кафедры криминалистики, Россия, Восточно-Сибирский институтй МВД России,
Грушихина В.А., адъюнкт, Россия, Восточно-Сибирский институт МВД России.
CURRENT PROBLEMS OF USE OF SPECIAL KNOWLEDGE IN THE INVESTIGA TION OF CRIMES RELA TED TO THE PROMOTION OF EXTREMISM A.A. Shaevich, M.V. Starikov, V.A. Grechikhina
Actrally extremism is becoming increasingly important. One of the tools to combat this type of crimes is the use of special knowledge. In the present article, based on the analysis of the literature and practice describes the main forensic examination conducted in the investigation of extremist crimes, as well as issues that occur in their organization and conduct.
Keywords: extremism; religious studies review; psychological and linguistic expertise; specialized knowledge; expert opinion.
Shaevich Anton Aleksandrovich, Cand. jurid. Sciences, Assoc., Assoc. Department of Criminology, Russian, East-Siberian Institute of the Russian Interior Ministry,
Starichkov Maxim Vladimirovich, PhD. jurid. Sciences, Assoc., Deputy. Head of the Department of Criminology, Russian, East-Siberian Institute of the Russian Interior Ministry,
Grushihina V.A., associate, Russian, East-Siberian Institute of the Russian Interior Ministry.