Научная статья на тему 'К вопросу Об особенностях проведения психолого-лингвистических исследований материалов, содержащих признаки экстремизма'

К вопросу Об особенностях проведения психолого-лингвистических исследований материалов, содержащих признаки экстремизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / PSYCHOLOGICAL LINGUISTIC EXAMINATION / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / EXTREMISM CRIMES / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / SPECIAL KNOWLEDGE / РАССЛЕДОВАНИЕ / INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грушихина Вероника Александровна

В работе представлены особенности использования специальных знаний в области лингвистики и психологии, применяемых при расследовании преступлений, связанных с распространением материалов экстремистской направленности. Рассмотрены деятельность специалиста-психолога и специалиста-лингвиста, а также особенности проведения комплексной психолого-лингвистической экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грушихина Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question about the Peculiarities of Conducting Psychological Linguistic Research

This paper presents the features of use of special knowledge of a particular branch of science that deals linguistics and psychology during the investigation of crimes, related to the distribution of materials of extremist orientation. Reviewed the activities of the psychologist and expert-linguists, as well as features of the comprehensive psycho-linguistic examination.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об особенностях проведения психолого-лингвистических исследований материалов, содержащих признаки экстремизма»

Вопросы судопроизводства и криминалистики

УДК 343.985.7

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ МАТЕРИАЛОВ, СОДЕРЖАЩИХ ПРИЗНАКИ ЭКСТРЕМИЗМА

© Грушихина В. А., 2014

Восточно-Сибирский институт МВД РФ, г. Иркутск

В работе представлены особенности использования специальных знаний в области лингвистики и психологии, применяемых при расследовании преступлений, связанных с распространением материалов экстремистской направленности. Рассмотрены деятельность специалиста-психолога и специалиста-лингвиста, а также особенности проведения комплексной психолого-лингвистической экспертизы.

Ключевые слова: психолого-лингвистическая экспертиза; преступления экстремистской направленности; специальные знания; расследование.

Сегодня одной из наиболее важных проблем как в России, так и за рубежом являются преступления, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. В связи с этим перед правоохранительными и судебными органами стоит одна задача поиска новых подходов не только к раскрытию, но и предупреждению преступлений экстремистской направленности.

На сегодняшний день в российской юридической науке отсутствует четкое определение понятия экстремизма. Из примечания ст. 282.1 УК РФ следует, что под преступлениями экстремистской направленности необходимо понимать преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды [1].

Материалы, содержащие в себе информацию, направленную на разжигание межнациональной розни, по различным мотивам, оказывают значительное влияние на граждан, особенно на молодых людей. Ярким примером этого является история двух молодых иркутян (1992 и 1993 г. рожд.) которые стали известны как «моло-

точники». Молодые люди с декабря 2010 г. по апрель 2011 г. совершали серию преступлений. В вечернее время они нападали на жителей города и убивали их молотками. В итоге ими было совершено около 6 убийств и несколько покушений на убийства. Молодые люди вели переписку в Интернете, где планировали совершение преступлений. Следователями Следственного комитета по Иркутской области было установлено, что молодые люди в одной из социальных сетей создали группы, в которых призывали граждан к совершению убийств по мотивам идеологической ненависти. При обыске в их квартирах были найдены материалы с экстремистским содержанием. Помимо этого, один из молодых людей ранее создал группу в социальных сетях под названием «Мы Боги, мы решаем, кому жить, а кому умереть». В результате они были привлечены к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества).

Борьба с преступлениями, направленными на распространение материалов экстремистского содержания, — задача правоохранительных органов. За последнее время количество преступлений указанной категории значительно возросло.

В сложившейся ситуации в целях противодействия таким преступлениям использование комплексных, разносторонних специальных знаний для выявления и пресечения вербаль-

ных проявлений экстремизма приобретает все большую значимость и актуальность в связи с тем, что судебная экспертиза является одним из видов доказательств.

Использование специальных знаний в ходе следствия необходимо для определения направленности содержания текстов экстремистской направленности, в целях установления фактов для справедливого разрешения дел, обеспечения полноты и объективности обстоятельств.

Также использование специальных знаний способствует предотвращению объективного вменения. Под объективным вменением подразумевается привлечение лица, совершившего общественно опасное деяние, либо лица, действия которого не состоят в причинно-следственной связи с вредом, к уголовной ответственности без установления его вины. В соответствии с ч. 1 ст. 5 УК РФ лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействия) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Для всестороннего и объективного расследования указанной категории преступлений, необходимо исследование материалов экстремистской направленности, для чего привлекают специалистов, обладающих специальными знаниями в области лингвистики и психологии. В частности, результаты психолого-лингвистической экспертизы выступают одним из видов доказательств при расследовании преступлений экстремистской направленности. На основании исследований нами установлено, что выводы экспертов используются в целях выявления признаков преступления и его квалификации, а также доказывания вины.

В настоящее время в литературе практически отсутствуют исследования, посвященные особенностям назначения и производства психолого-лингвистической экспертизы при расследовании преступлений, направленных на распространение материалов экстремистского характера. Однако в связи с необходимостью расследования преступлений и доказывания вины по уголовным делам указанная экспертиза выходит на новый уровень развития.

Психолого-лингвистическая экспертиза, назначаемая и проводимая в сфере противодействия преступлений, направленных на распространение материалов экстремистского характера, — это комплексная экспер-

тиза, заключающаяся в совместной оценке и объединении результатов исследований, проведенных психологами и лингвистами, в рамках которой исследуются тексты экстремистской направленности на предмет выявления способов воздействия и особенностей восприятия материалов гражданами.

Вопрос о возможности производства комплексного исследования одним лицом, обладающим специальными знаниями как в психологии, так и в лингвистике, сегодня обсуждается многими авторами. Возможно, имеется необходимость разрешения данного вопроса в области права в связи с тем, что он приобретает все большую актуальность.

Данный вопрос нашел свое отражение в проекте Федерального закона ГД ФС РФ от 29 июня 2013 г. № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», где указано, что в случае владения экспертом различными экспертными специальностями, необходимыми для производства комплексной судебной экспертизы, он вправе дать заключение в единоличной форме [2].

Специалист-лингвист, используя свои профессиональные знания, проводит исследование представленных ему материалов в целях выявления информации, содержащей признаки экстремизма. В ходе исследования он определяет, к какому из способов выражения содержания коммуникативного намерения относится призыв.

К примеру, призывы: «Россия для русских!»; «Кавказцев — на Кавказ!», «Мигранты — вон из России!», «Жена иностранца? Вон из России!»; «Чечню и чеченцев — вон из России!», «Выгнать евреев с телеканалов!», «Богатства России — русским!» можно назвать оценочно-немотивированными, так как в самом призыве нет слов с оценочной составляющей. К оценочно-мотивированным призывам относятся лозунги: «Жиды, убирайтесь!», «Таджик изнасиловал 7-летнюю девочку. Звереныши — вон из Москвы!», «Чеченская мафия — вон из Москвы!». В приведенных примерах негативный оценочный компонент значения присутствуют в таких словах, как «жиды», «звереныши», «мафия» [3].

Е. И. Галяшина отмечает: «...Для решения ряда вопросов судебной лингвистической экспертизы могут потребоваться сравнительные материалы. Образцы для сравнительного исследования могут потребоваться для реше-

ния таких вопросов, как установление авторства спорного текста...» [4].

Однако Т. В. Назарова, Е. А. Гримайло, Н. Ю. Мамаев, А. П. Коршиков и А. В. Ростовская, рассматривая вопрос проведения лингвистической экспертизы, не отмечают, что автороведческая экспертиза входит в раздел лингвистической. Также при рассмотрении постановки вопросов перед экспертом не указывают на необходимость установления автора текста в ходе проведения лингвистической экспертизы текста [5].

На наш взгляд, автороведческая экспертиза является самостоятельным видом экспертиз и не входит в лингвистическую. Это также нашло подтверждение в Приказе Минюста России от 27 декабря 2012 г. № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России», в котором указано, что автороведческая и лингвистическая экспертизы относятся к разным видам исследований [6]. Специалист-психолог проводит анализ представленных ему текстов на предмет установления способов психологического воздействия, а также характеристики текста, влияющих на восприятие адресатом. В экспертизе рассматривается анализируемая проблематика в отношении возможных психологических последствий агитационно-пропагандистских целей поступивших на исследование материалов в предметном контексте их появления.

Понятия адресата и адресанта различны, несмотря на похожее написание и звучание этих слов. Под адресатом понимается лицо, к которому обращена речь либо текст. Адресант — это лицо, которому принадлежит речь, либо текст.

Источником сведений судебной психолого-лингвистической экспертизы выступает объект, определяющий признак родовой принадлежности экспертного исследования. Понятие объекта экспертизы в литературе значительных разногласий не вызывает.

Так, в отечественной литературе ХХ в. под объектами экспертизы понимали материальные объекты, к которым относятся вещественные доказательства, образцы и их

комплексы (документы, люди) и процессы [7]. В современной литературе под объектами судебно-экспертного исследования понимают предметы, документы, вещественные доказательств, трупы и их части, образцы и другие материалы уголовного дела, по которому производится экспертиза [8].

Объектами судебной психолого-лингвистической экспертизы выступают материалы информационного или агитационного содержания:

• тексты (публикации в периодической печати, брошюры, листовки, книги, журналы);

• материалы из Интернета (статьи, отдельные сайты, другие материалы, размещенные в социальных сетях);

• видеозаписи (рекламы, ролики);

• аудиозаписи (фонограммы, записи стихов и песен);

• различного рода надписи и изображения на жилых и нежилых строениях.

В случае предоставления видео- и аудиозаписи, содержащей признаки экстремизма, физическим лицом (свидетелем, подозреваемым, потерпевшим и др.) необходимо техническое исследование фонограммы на предмет цельности, ясности, возможности выявления внесенных изменений, а также с целью подтверждения достоверности. Помимо фонограммы специалисту предоставляется сам текст фонограммы в печатном виде.

Если имеется необходимость исследования надписи на стене на предмет установления возбуждения ненависти либо вражды по различным мотивам, специалисту необходимо предоставить протокол осмотра места происшествия с приобщенной к нему фототаблицей, содержащей в себе фотоиллюстрации стены с надписью. Также в постановлении о назначении экспертизы следователю или иному должностному лицу необходимо отразить текст, который будет подвергаться исследованию специалистом.

Приведенные объекты судебной экспертизы подготавливаются для массового распространения и являются психическим отражением изготовителя (распространителя). Не являются объектами судебной психолого-лингвистической экспертизы косвенные доказательства, а именно показания свидетелей с чьих-либо слов.

К объектам психолого-лингвистической экспертизы предъявляются следующие основные требования:

• для исследования специалисту необходимо предоставление текста целиком для

наиболее полного анализа. В случае необходимости исследования фрагмента текста его также нужно предоставить в полном объеме;

• текст должен быть читаем, т. е. выражать определенный замысел автора;

• текст не должен быть поврежден, чтобы не вызывать затруднений для его полного и объективного анализа специалистом;

• текст должен быть понятен и разборчив;

• эксперт должен располагать сведениями о местонахождении текста, особенностях адресанта, характере распространения и др.;

• в случае предоставления видео-, аудиозаписи необходимо составление протокола прослушивания, где указывается исследуемый текст. Если качество записи не разборчиво или имеет иные неясности, необходимо назначение фоноскопической экспертизы;

• при предоставлении на исследование текста на бумажном носителе необходимо обратить внимание на состояние бумажного носителя. Бумага с текстом не должна иметь замятий и других повреждений.

Предметом любого исследования являются фактические данные (обстоятельства, факты), устанавливаемые посредством проведения экспертизы.

Предметом судебной психолого-лингвистической экспертизы выступают устанавливаемые в ходе исследования обстоятельства и факты в письменной речи, а также фактические данные о смысловой направленности исследуемого текста и психологических особенностях личности, характере и объективном отражении действий лица, совершившего противоправное деяние.

В объективное отражение действий лица, совершившего противоправное деяние, входит восприятие текста, содержащего признаки экстремизма адресатом, а также воздействие, оказываемое на него, которое зависит как от условий представления текста, так и его содержания.

Судебные психолого-лингвистические исследования могут производиться экспертами государственных экспертных учреждений либо иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями в данной области (экспертами негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лицами, не работающими в судебно-экспертных учреждениях).

Чтобы не выходить за пределы своей компетенции, эксперт не вправе оценивать призывы на наличие в них либо отсутствие признаков экстремизма. Также в его компе-

тенцию не входят квалификация деяния и признание материала экстремистским. Определить, являются ли выражения экстремистскими, входит в компетенцию суда.

Правильная постановка вопросов специалисту может оказать влияние на доказывание виновности лица, совершившего противоправное деяние, касающегося экстремизма. При неграмотном построении вопросов следователем или иным должностным лицом эксперт может их редактировать. Так, при назначении судебной психолого-лингвистической экспертизы уполномоченному лицу следует проконсультироваться с компетентным специалистом, который может оказать ему содействие в верном построении основных вопросов. Проведенные нами исследования показали, что чаще всего в постановлении о назначении психолого-лингвистической экспертизы встречаются вопросы:

1. Имеется ли в представленном на исследование тексте положительная оценка лица либо группы лиц по отношению к другому лицу (группе лиц)?

2. Имеется ли в представленном на исследование тексте отрицательная оценка лица либо группы лиц по отношению к другому лицу (группе лиц)?

3. Имеется ли в представленном на исследование тексте положительная оценка действий лица либо группы лиц по отношению к другому лицу (группе лиц)? (Вопрос касается пропаганды исключительности и превосходства.)

4. Содержатся ли в представленном на исследование тексте выражения (высказывания), содержащие в себе признаки, побуждающие к враждебным действиям, пропаганды исключительности и превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, языковой, религиозной, национальной принадлежности или отношения к религии?

5. Содержатся ли в представленном на исследование тексте выражения, содержащие в себе резкую негативную оценку или выражающую неприязненное отношение одного лица (группы лиц) по отношению к другому лицу (группе лиц)? Если содержатся, то какое влияние оказывают на аудиторию и как выражены?

6. Содержатся ли в представленном на исследование тексте выражения унизительного характера одного лица (группы лиц) по отношению к другому лицу (группе лиц)?

7. Содержатся ли в представленном на исследование тексте признаки воздействия на аудиторию, выражающие ненависть и вражду в отношении лица либо группы лиц по мотивам ненависти либо вражды, религиозной, национальной или иной принадлежности? [9].

Итак, психолого-лингвистическая экспертиза проводится при расследовании преступлений, связанных с распространением материалов экстремистской направленности, и характеризуется проведением исследований с целью получения сведений, которые не могут быть установлены иными способами.

Заключение экспертов должно подвергаться тщательной оценке, для чего исследоваться наряду с иными доказательствами. Являясь результатом исследования, заключение эксперта выполняется с использованием специальных знаний, в результате чего его оценка представляет определенные сложности, так как лица, в чью компетенцию входит изучение и оценка заключения, специальными познаниями, как правило, не обладают. В случае необходимости каких-либо разъяснений, требующих использования профессиональных знаний, специалист может быть приглашен в суд.

Отсутствие единых методик в данной области экспертизы затрудняет ее проведение даже для опытных специалистов. Так, для выявления признаков экстремизма необходимы разработки единых методологических положений, позволяющих проверить достоверность и обоснованность выводов экспертов на базе практических и научных данных (всесторонность, объективность и полнота исследования), а также повышение уровня квалификации экспертов-лингвистов и экспертов-психологов. Ш

самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России : приказ Минюста РФ от 27 дек. 2012 г. № 237 // Рос. газ. 2013. № 6000.

7. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории — к практике. М., 1988. С. 317.

8. Ищенко Е. П. Криминалистика : учеб. пособие. СПб., 2013. С. 317.

9. Судебная практика ГУ ЭКО ЭКЦ МВД России по Иркутской области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Рос. газ. - 2002. - № 138-139.

О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации : проект Федерального закона ГД ФС РФ от 29 июня 2013 г. № 306504-6. - URL: http://base.consultant.ru/

Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России : приказ Минюста РФ от 27 дек. 2012 г. № 237 // Рос. газ. - 2013. - № 6000.

Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика : учеб. пособие / А. Н. Баранов. - М. : Флинта, 2007. - 592 с.

Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории - к практике / Р. С. Белкин. - М. : Юрид. лит., 1988. - 304 с.

Галяшина Е. И. Лингвистика vs экстремизма: в помощь судьям, следователям, экспертам / Е. И. Галяшина / под ред. М. В. Горбаневского. - М. : Юрид. мир, 2006. - 96 с.

Судебная практика ГУ ЭКО ЭКЦ МВД России по Иркутской области.

Ищенко Е. П. Криминалистика : учеб. пособие / Е. П. Ищенко. - СПб. : Питер, 2013. - 448 с.: ил.

Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств / Т. В. Назарова, Е. А. Гримайло, Н. Ю. Мамаев, А. П. Коршиков, А. В. Ростовская ; под ред. В. В. Мартынова. - М. : ИНТЕРКРИМ-ПРЕСС, 2010. - 568 с.

1. О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Рос. газ. 2002. № 138-139. Ст. 1.

2. О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации : проект Федерального закона ГД ФС РФ от 29 июня 2013 г. № 306504-6. URL: http://base.consultant.ru/. Статья 27, ч. 8.

3. Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика : учеб. пособие. М., 2007. С. 457.

4. Галяшина Е. И. Лингвистика vs экстремизма: в помощь судьям, следователям, экспертам. М., 2006. С. 68.

5. Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств / Т. В. Назарова [и др.]. М., 2010. С. 243-276.

6. Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право

To the Question about the Peculiarities of Conducting Psychological Linguistic Research оf Materials Containing Elements оf Extremism

© Grushikhina V., 2014

This paper presents the features of use of special knowledge of a particular branch of science that deals linguistics and psychology during the investigation of crimes, related to the distribution of materials of extremist orientation. Reviewed the activities of the psychologist and expert-linguists, as well as features of the comprehensive psycho-linguistic examination.

Key words: psychological linguistic examination; extremism crimes; special knowledge; investigation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.