СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
изложению. Этот вид работы проводится следующим образом:
• учащиеся сами называют слова, вызывающие у них затруднения в орфографии или в семантике.
• учитель выписывает трудные слова на доске, разбирает с учащимися смысловое значение слов и выделяет графически сложные орфограммы.
Учащимся предлагается объяснить смысл отдельных слов и выражений, подобрать антонимы, синонимы и выполнить другие задания с целью расширения и уточнения словаря и закрепления орфографических навыков.
Список использованной литературы:
1. Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 4 класс. /[Текст] С.А. Есенина. - М.: «Грамотей», 2007. - 464 с.
2. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе. /[Текст] Серия «Книга для учителя» / Л.Л. Андрюхова., Н.А. Шевердина. - Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 320 с.
3. Лобчук Е.И. Устное и письменное изложение: совет методиста. /[Текст].И. Лобчук Начальная школа. -2012. - № 7. - С.30-33.
4. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. /[Текст] М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 6-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 464 с.
© Аулова С И., Агафонова С.В., Забусова Е.И., 2018
УДК 037
Бассараб Светлана Николаевна
учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail: bassarab [email protected] Летошникова Светлана Анатольевна учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail: [email protected] Толмачева Виолетта Викторовна учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail:[email protected]
АНАЛИЗ СВЯЗНОГО ТЕКСТА И ПОВТОРЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Аннотация
Связный текст не может быть только фоном, на котором изучается та или иная языковая единица, — текст вместе с тем и сам должен быть предметом изучения.
Ключевые слова
Аналитическая работа над текстом, полный и частичный анализ, последовательность анализа текста, первоначальное и повторное чтение, языковой анализ, схема анализа текста.
ВВЕДЕНИЕ
Наряду со словом, словосочетанием и предложением на уроках русского языка в качестве дидактического материала используются и связные высказывания.
В изучении текста всегда есть две стороны: ознакомление учащихся с новыми лингвистическими
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
сведениями и постоянное обращение к прошлому, к тому, что было изучено. При этом повторение идет, как правило, на ином, более высоком уровне, когда знакомые учащимся языковые единицы каждый раз предстают перед ними в новых речевых ситуациях. Аналитическая работа над текстом в методическом отношении эффективна также и потому, что она требует от учащихся объединить в своем сознании лингвистические сведения, полученные в разные годы обучения, в одном синхронном плане. [2,83]
Анализ текста на уроках русского языка имеет место во всех классах школы, начиная с первого, и эффективность его применения зависит от принятой системы работы. В ней должны учитываться и тематика анализируемых текстов, и их различие по типам и стилям речи, и вопросы структуры текста, и его речевое оформление. Тексты должны быть легко обозримыми и, следовательно, их объем не может быть большим — в пределах числа слов, предусмотренных для контрольного диктанта.
Текст анализируется по разным направлениям: идейно-тематическому, структурно-логическому, языковому. Языковой анализ в свою очередь включает анализ грамматический, интонационно-фонетический, словообразовательный, лексико-фразеологический, стилистический, орфографический, пунктуационный. [4,92]
Анализ текста может быть полным и частичным (выборочным). Полнота анализа зависит от подготовленности учащихся и конкретных дидактических целей урока. Анализ можно считать полным в том случае, когда осуществляется рассмотрение по возможности всех или очень многих сторон текста. Выборочный анализ связывается с одним или несколькими аспектами избранного текста.
Границы анализа также определяются теми конкретными целями и задачами, которые решались автором при составлении текста. Следовательно, анализ текста имеет в виду не разбор всего, что вобрало в себя данное высказывание (практически такой разбор не столько невозможен, сколько бессмыслен), а характеристику только тех структурных особенностей и тех языковых фактов, употребление которых определилось идеей и темой текста с наибольшей очевидностью.
Последовательность анализа текста установить трудно, и она во многом определяется самим текстом — его структурой и ее речевым «наполнением». Однако ведущим ориентиром этого анализа во всех случаях является главная идея высказывания. Следовательно, первое, что устанавливается в анализе текста после знакомства с содержанием, — его идея. [1,64]
Первоначальное чтение позволяет читателю определить, какой это текст по типу речи — повествование, описание или рассуждение. Одновременно устанавливается стиль речи анализируемого высказывания. Первоначальное чтение позволяет определить, насколько удачно отобран материал текста, целесообразно ли он расположен. Знание общих закономерностей в построении текста поможет читателю понять его структуру — как текст начат, как завершен, в нужной ли части сообщен необходимый материал, достаточно ли его и т. д.
Повторное чтение текста ставит своей целью ближе увидеть языковую форму анализируемого материала. Повторное чтение, как правило, — чтение замедленное, а для ряда предложений и абзацев многократное. Такое чтение, как бы ставит читателя в положение автора, создающего этот текст. Эта позиция очень поучительна, потому что она помогает увидеть и стоявшие перед автором трудности, и пути, способы их преодоления.
Главный смысл анализа речевой формы текста состоит в том, чтобы понять и объяснить, почему выбрано то или иное слово, та или иная форма, та или иная синтаксическая единица. Анализ языка должен основываться на объективных лингвистических данных, чтобы в дальнейшем, в пояснениях для учащихся, избежать субъективизма. Проводя языковой анализ, следует при характеристике речевого средства опираться на его грамматические и стилистические ресурсы.
Особо учитываются исторические и индивидуально-авторские варианты в употреблении языковых средств. Без такого угла зрения нельзя анализировать художественный текст, и прежде всего тот, который создан выдающимся мастером слова. [4,79]
Общая схема анализа в своем примерном варианте может быть такой:
1. Тема текста. Тип речи. Стиль речи.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
2. Идея. Насколько ясно она выражена и насколько убедительно доказана.
3. Достаточно ли материала для обоснованного выражения идеи. Индивидуальные особенности автора, проявившиеся в его отборе.
4. Расположение материала. Помогает ли оно подчеркнуть идею, сделать ее более убедительной. Помогает ли расположение материала сделать текст интереснее, занимательнее.
5. Язык текста: точность, правильность, эстетичность. Его подчиненность теме, идее. Языковые аспекты: лексика, слово: образовательные и морфологические средства и т. д.
6. Вывод.
Анализ текстов, включенных в упражнения учебника, — необходимый вид работы по русскому языку. Она нужна и для повторения и обобщения изученных сведений, она нужна и для сообщения новых знаний. Без систематической работы над тем, как строится высказывание и как оно оформляется, нельзя достаточно быстро научить учащихся многочисленным умениям, необходимым при создании текста. Вся многообразная работа учителя-словесника состоит в конечном итоге в том, чтобы, обучая школьников языку, изучить их речи.
Список использованной литературы:
1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 2006.
2. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты—М.,1998.
3. Злобина Т.А. Повторение на уроках русского языка. - М., 2008.
4. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. - М.,2000.
5. Москальская О.И. Грамматика текста.- М., 2010.
© Бассараб С.Н., Летошникова С.А., Толмачева В.В., 2018
УДК 372.862
М.Г.Башмакова
к. физ.-мат. н., доц. БГТУ, г. Брянск. e-mail: [email protected]
ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАЧИ В БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ
УСПЕВАЕМОСТИ
Аннотация
При построении балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний студентов возникает необходимость учитывать работу на занятиях. В данном материале предложена такая форма балльной оценки текущей работы обучающихся, как проверочная задача. В отличие от контрольных работ, такие задачи не являются обязательными для решения, но помогают желающим повысить свой балл для итоговой аттестации. Рассматриваются преимущества и недостатки такой формы контроля, возможные способы реализации, примеры задач.
Ключевые слова
Оценка успеваемости, балльно-рейтинговая система, проверочная задача.
В настоящее время для текущей и итоговой аттестации студентов и других категорий обучающихся всё шире применяется балльно-рейтинговая система. Такая система может иметь множество преимуществ перед стандартной формой итоговой аттестации - зачётом или экзаменом, как устным, так и письменным, поскольку текущая работа в течение семестра является весьма значимым показателем. Использование