Научная статья на тему 'Проверочные задачи в балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости'

Проверочные задачи в балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ПРОВЕРОЧНАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башмакова М. Г.

При построении балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний студентов возникает необходимость учитывать работу на занятиях. В данном материале предложена такая форма балльной оценки текущей работы обучающихся, как проверочная задача. В отличие от контрольных работ, такие задачи не являются обязательными для решения, но помогают желающим повысить свой балл для итоговой аттестации. Рассматриваются преимущества и недостатки такой формы контроля, возможные способы реализации, примеры задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Башмакова М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проверочные задачи в балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

2. Идея. Насколько ясно она выражена и насколько убедительно доказана.

3. Достаточно ли материала для обоснованного выражения идеи. Индивидуальные особенности автора, проявившиеся в его отборе.

4. Расположение материала. Помогает ли оно подчеркнуть идею, сделать ее более убедительной. Помогает ли расположение материала сделать текст интереснее, занимательнее.

5. Язык текста: точность, правильность, эстетичность. Его подчиненность теме, идее. Языковые аспекты: лексика, слово: образовательные и морфологические средства и т. д.

6. Вывод.

Анализ текстов, включенных в упражнения учебника, — необходимый вид работы по русскому языку. Она нужна и для повторения и обобщения изученных сведений, она нужна и для сообщения новых знаний. Без систематической работы над тем, как строится высказывание и как оно оформляется, нельзя достаточно быстро научить учащихся многочисленным умениям, необходимым при создании текста. Вся многообразная работа учителя-словесника состоит в конечном итоге в том, чтобы, обучая школьников языку, изучить их речи.

Список использованной литературы:

1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 2006.

2. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты—М.,1998.

3. Злобина Т.А. Повторение на уроках русского языка. - М., 2008.

4. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. - М.,2000.

5. Москальская О.И. Грамматика текста.- М., 2010.

© Бассараб С.Н., Летошникова С.А., Толмачева В.В., 2018

УДК 372.862

М.Г.Башмакова

к. физ.-мат. н., доц. БГТУ, г. Брянск. e-mail: [email protected]

ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАЧИ В БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ

УСПЕВАЕМОСТИ

Аннотация

При построении балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний студентов возникает необходимость учитывать работу на занятиях. В данном материале предложена такая форма балльной оценки текущей работы обучающихся, как проверочная задача. В отличие от контрольных работ, такие задачи не являются обязательными для решения, но помогают желающим повысить свой балл для итоговой аттестации. Рассматриваются преимущества и недостатки такой формы контроля, возможные способы реализации, примеры задач.

Ключевые слова

Оценка успеваемости, балльно-рейтинговая система, проверочная задача.

В настоящее время для текущей и итоговой аттестации студентов и других категорий обучающихся всё шире применяется балльно-рейтинговая система. Такая система может иметь множество преимуществ перед стандартной формой итоговой аттестации - зачётом или экзаменом, как устным, так и письменным, поскольку текущая работа в течение семестра является весьма значимым показателем. Использование

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

балльной системы помогает скорректировать итоговую оценку, а во многих случаях может дать достаточно информации для выставления оценки по предмету без фактического проведения экзамена. Подобный способ выставления оценки избавляет обучающегося от чрезмерной нагрузки при подготовке к экзамену, позволяет избежать лишнего волнения, которое, в свою очередь, может привести к ухудшению результата при непосредственной сдаче. Преподавателю система такого рода также гарантирует отсутствие случайностей при выставлении оценки и экономит некоторое время.

При применении балльно - рейтинговой системы наиболее важное значение имеет способ оценки текущей работы. Результаты любых форм промежуточного контроля успеваемости - самостоятельных и контрольных работ, устных опросов на лекциях и практических занятиях, проверки выполнения домашних заданий и т.д. должны оцениваться в балльной системе. Способ оценки всех видов деятельности разрабатывается с учётом сложности заданий и получаемых при их выполнении навыков и компетенций. Методик такого оценивания разработано уже множество см., например [2].

Методики контрольных и проверочных диктантов хорошо известны и апробированы в балльно-рейтинговой системе. В данном материале я хочу рассмотреть такую форму работы как проверочные задачи. Этот подход показал свою эффективность и удобство в моей работе по преподаванию предмета «Вычислительная математика», но может быть применен также и в других дисциплинах, особенно в естественнонаучных. Проверочной задачей назовём короткую задачу в рамках строго определённой темы. Содержание задачи должно охватывать небольшой объём материала, возможно, это только что пройденная тема или тип задач. Формулировка проверочной задачи должна быть короткой и чётко поставленной. Лучше всего, чтобы ответ давался одним числом. На решение такой задачи обучающимся даётся совсем небольшое время - 3-5 минут, в зависимости от сложности.

Отличие проверочной задачи от контрольного диктанта или подобной работы в том, что её решение не является обязательным для всей группы, в нём могут участвовать только желающие. На доске коротко записывается условие задачи, а на первом столе размещаются небольшие листки бумаги. Каждый, кто решил задачу, может подойти к столу, взять бумагу и записать на ней только фамилию и ответ. По окончании отведённого времени ответы проверяются, и тем, кто дал правильный, зачисляется какое-либо количество баллов, в зависимости от общего подхода к выставлению оценок по предмету.

Вот примеры проверочных задач такого рода для дисциплины «Вычислительная математика»:

1.Уравнение (х — 1)ех = 0 решается методом Ньютона с начальным приближением х0 = 2. Найти

*2.

2. Найти число обусловленности матрицы А =

Легко можно сконструировать подобные задачи для других математических дисциплин, поскольку любая несложная задача может стать проверочной задачей. Например, возможный вариант для дисциплины «Математический анализ»:

Задана функция f(x) = Найти /'(3).

Или для дисциплины «Теория вероятностей»:

Г 0, х < 1

Случайная величина X имеет функцию распределения ^(х) = __1 х > Г Найти Р[Х > 2}.

V х2' ~

Проверочные задачи, кроме оценки работы обучающегося на занятии, позволяют понять насколько хорошо усвоен только что рассмотренный материал, если такую задачу давать сразу за пройденной темой. Проверочную задачу можно предложить и по материалу, пройденному на предыдущем занятии, как возможный способ контроля выполнения домашнего задания. Однако контроль домашней работы, как правило, удобнее осуществлять другими способами.

Короткое время, выделяемое на решение задачи, не даёт возможности найти ответ в интернете, что сейчас довольно сильно распространено у студентов. Играет роль также и то, что для записи ответа нужно подойти к первому столу, так уменьшается возможность списывания.

{ ™ }

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

По усмотрению преподавателя систему проверочных задач можно расширить, добавив, например, возможность небольшого поощрения всех участвовавших в решении, даже если ответ не совсем правильный. В некоторых случаях это может послужить обучающемуся дополнительным стимулом для работы на занятиях.

Как показала практика, студенты в основном охотно принимают участие в решении проверочных задач, причём это не только наиболее хорошо учащиеся студенты, но и менее успешные. Если задача по только что пройденной теме, её решение представляется несложным. Для тех, кто не участвовал в решении, это возможность отдохнуть 3-5 минут, что тоже может помочь кому-то в дальнейшей работе. По окончании отведённого времени приём ответов прекращается, даётся правильное решение и комментарии к задаче. Проверка результатов такой работы практически не занимает времени.

Разумеется, подобные задания не заменяют полноценную проверку знаний в виде развёрнутых контрольных работ, но набранные баллы могут послужить увеличению итоговой оценки и последующему получению экзамена автоматом. В своей практике я использовала систему - одна правильно решённая проверочная задача -1 балл. В течении семестра проводилось также 3 контрольных работы, каждая из которых оценивалась из семи баллов [3], так что добавочные баллы могли помочь тем, кто не смог показать максимального результата на контрольной. По итогам семестра набравшим определённое число баллов выставлялся экзамен автоматом, а остальным набранный балл добавлялся к результату, полученному на экзамене, как это обычно происходит в балльно-рейтинговой системе. Общая весовая доля проверочных задач при этом составляла не более одной четверти максимально возможного рейтинга.

В такой системе также важно, что она является понятной для студентов, прозрачной, и каждый может оценить собственные успехи.

Выделим ещё раз основные положительные моменты такого способа оценки текущей работы как проверочные задачи:

• позволяют контролировать степень усвоения проходимого материала;

• позволяют учитывать работу студентов на занятиях в балльной системе;

• развивают навыки самостоятельной работы;

• занимают очень непродолжительное время и легко проверяются;

• способ проведения содержит соревновательный элемент, что немаловажно для заинтересованности предметом;

• не вызывают у обучающегося такого стресса, как обычная контрольная работа, поскольку не являются обязательными.

Конечно, успешность проведения работы в такой форме зависит от подготовленности группы. Для слабых групп можно вносить изменения в эту систему, добавлять больше соревновательных элементов, например, максимальный балл ставить тому, кто решит задачу первый и т.п. В более сильных группах можно усложнять задачи, или давать на их выполнение меньше времени.

Подобным способом нельзя проверить знания теоретического материала и способность анализировать задачу. Для этого должны быть предусмотрены другие средства.

Список использованной литературы:

1.Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения./В.П.Беспалько - М.:Педагогика. -1996. -243 с.

2.Клименко, А.В. Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.В. Клименко, М.Л. Несмелова, М.В. Пономарев. — Электрон. текстовые данные. — М. : Прометей, 2015. — 124 а

3.Башмакова М.Г. Эффективность тестовой формы контроля знаний при преподавании некоторых математических дисциплин. Сб. трудов по итогам международной науч.-практ. конф. «О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики». Г. Краснояраск, - 2015. - вып. 2.- с.101-103.

© Башмакова М.Г.,2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.