_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 037
Бассараб Светлана Николаевна
учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail: bassarab [email protected] Летошникова Светлана Анатольевна учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail: [email protected] Толмачева Виолетта Викторовна учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail:[email protected]
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ Аннотация
Образная речь нагляднее выражает содержание мысли, она легко воспринимается на слух, доставляя эстетическое удовольствие слушателю и увлекая его.
Ключевые слова
Точность речи, логическая последовательность, выразительность, сила голоса, стилистическая окраска, образная речь, внимание слушателей.
Введение
Точность, краткость и логическая последовательность в изложении, правильное интонационное оформление фразы делают речь выразительной. Такая речь легко воспринимается слушателями, а содержание ее надолго запоминается ими.
С точностью речи тесно связано другое ее качество — краткость. Умение выразить глубокую и интересную мысль лаконично, экономными средствами языка всегда ценилось в народе. Если человек многословен, его плохо слушают. Сила воздействия на слушателей в значительной степени зависит от умения излагать свои мысли логически последовательно. Перескакивание с одного положения на другое сбивает с толку слушателя, ему трудно следить за ходом изложения материала. Легко и с интересом воспринимается такая речь, в которой смысловые связи между словами, сочетаниями слов и предложениями последовательны и понятны.[2,83]
Умение правильно пользоваться интонацией и паузами позволяет говорящему убедительно излагать свои мысли. Усиление и ослабление силы голоса, повышение и понижение его тона, ускорение и замедление темпа речи — все это делает речь живой, непосредственной, дает возможность выделять отдельные слова и предложения, наиболее важные по смыслу, задерживая на них внимание слушателей. Пауза — временная остановка, перерыв в речи — дает оратору короткий отдых и возможность вдуматься в смысл следующего предложения. Слушатель во время паузы получает возможность глубже понять услышанное и настроить свое внимание на восприятие следующей мысли: Правильное использование пауз позволяет оратору выразить намек на что-нибудь, выделить что-либо, возбуждая у слушателей активное отношение к содержанию речи.
Во время выступления важно выбрать такой темп речи, который соответствовал бы возможностям слушателей усваивать содержание речи без излишнего напряжения. Под темпом речи понимается степень быстроты высказывания. Слишком быстрый темп речи мешает слушателям думать над содержанием излагаемой темы, намеренно замедленный теми вызывает состояние пассивности у слушателей и надоедает
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
им. Темп речи может замедляться при высказывании важных положений, глубоких и сложных мыслей. Замедление изложения и особая интонация в этом случае дают возможность слушателям сосредоточить свое внимание на выделяемой мысли, глубже понять ее. Положения, имеющие второстепенное значение в содержании лекции, доклада, а также всякого рода отступления от темы, пояснения высказываются в более быстром темпе.[3,91]
Детальное изучение фактического материала, предварительная подготовка к выступлению позволяют лектору найти правильную форму изложения материала, точно, последовательно распределить основные положения темы. Все это вызывает чувство уверенности в себе, а это в свою очередь позволяет выступающему правильнее пользоваться интонацией и паузами.
Выразительность речи в значительной степени зависит от умения удачно использовать в своих выступлениях фразеологию, идиомы, сравнения, метафоры, пословицы, поговорки, литературные образы и т. п. Все эти средства речи называются изобразительно-выразительными.
Образная речь нагляднее выражает содержание мысли, она легко воспринимается на слух, доставляя эстетическое удовольствие слушателю и увлекая его. Фактический материал беседы или выступления, изложенный образной речью, запоминается без особых усилий и сохраняется в памяти дольше.
Д. И. Писарев так характеризовал образную речь: «Удачное выражение, меткий эпитет, картинное сравнение чрезвычайно много прибавляют к тому удовольствию, которое доставляется читателю самим содержанием книги или статьи».
Образная речь вызывает переживание у слушателя, конкретизирует содержание речи. Однако употреблять образные средства следует осторожно. Метафоры, сравнения, эпитеты, крылатые выражения и т. п. своим значением и стилистической окраской должны гармонировать с содержанием и формой выступления или беседы. Образные средства в контексте речи не должны быть инородным телом, ее словесным украшением. Употребление образных выражений оправдано только в том случае, если они являются наиболее удачным средством выражения мысли.[4.92]
Нельзя допускать такое использование выразительных средств, которое рассчитано на внешний эффект, красивость. Напыщенная, банальная речь производит несерьезное впечатление. Излишнее употребление изобразительно-выразительных средств замедляет ход изложения содержания, утомляет внимание слушателей.
Из всех образных средств наиболее часто в речи используются образные сравнения, пословицы и поговорки. Удачно употребленная пословица или поговорка в нескольких словах, кратко и образно определяет существенную сторону какого-либо явления. Однако следует учитывать их стилистическую окраску, потому что очень многие из этих выражений придают речи разговорно-просторечный характер и не всегда совместимы с серьезным характером беседы или лекции.
Выразительность речи зависит не только от использования изобразительно-выразительных средств, но и от умения переносить слово, название с одного предмета, понятия или их качества на другие, сходные. При этом возникает необычное сочетание слов, которое передаёт мысль лаконично, образно и, вместе с тем, выражает отношение говорящего к предмету.
Помогает восприятию речи ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Она создает короткий отдых для слушателей, возбуждает у них активность в восприятии содержания речи лектора. Немало важно помнить об риторических обращениях к слушателям с вопросами, на которые говорящий после значительной паузы сам даёт ответы. Это настраивает внимание слушателей на содержание речи, заставляет их активно мыслить.
Список использованной литературы:
1. Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. / Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
2. Головин И.Б. Основы культуры речи. - Санкт - Петербург: Слово-83 с.
3. . Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. / Секреты стилистики: правила хорошей речи. - М. Знание, 91 с.
4. Фармина Л.Г. / Учимся говорить правильно.- М.: Мир, 92с.
5. Формановская Н.И. / Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.
© Бассараб С.Н., Летошникова С.А., Толмачева В.В. 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 372.851
Л.В. Бойко, учитель математики МБОУ СОШ №41 г. Белгорода E-mail: [email protected] Е.М. Лобанова, учитель математики МБОУ СОШ №41 г. Белгорода E-mail: [email protected] И.В. Василенко, учитель математики МБОУ СОШ №41 г. Белгорода E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация
Одной из приоритетных задач современной школы является воспитание личности, умеющей ориентироваться в быстро меняющихся жизненных условиях. Решению данной задачи способствует развитие творческого мышления на уроках математики.
Ключевые слова
Творчество, уроки, математика, познавательная активность, учащиеся
Творчество на уроках математики не может являться самоцелью, но нельзя его отодвигать также на задний план. Математика легче даётся тогда, когда каждое число и каждый математический объект - это некий образ. И если ребёнок связывает математические ситуации с определенными картинками в своём воображении, то математика перестаёт быть сухим непонятным сводом правил, теорем и определений, она становится легким, понятным и интересным предметом. В те мгновения, когда ребенок открывает для себя прописные истины, приходит понимание, возникает потребность в познании. На пути к этой цели учитель, используя различные нестандартные виды деятельности, должен научить ребёнка подходить к решению обычного задания необычным способом. Именно тогда возникает интерес, именно тогда возникает творчество. Только творческое мышление позволяет ребенку ориентироваться в нестандартных условиях, учит рассматривать каждую ситуацию с разных ракурсов.
Ребёнку свойственно воспринимать всё буквально, в прямом смысле. Ему не просто увидеть общую картину задачи, посмотреть на нее со стороны. Эта особенность мышления и образует основную преграду при изучении математики.
Для устранения этих трудностей нужно подключать задания и формы, включающие в действие образное мышление школьников, которое у них более развито, чем логическое, тем самым облегчая восприятие учебного материала, создавая позитивный психологический климат на уроке и стимулируя творческие способности учащихся.
На своих уроках это направление успешно реализуется при помощи математических сказок, анаграмм, текстовых задач с литературными героями. Предлагаю детям в виде дополнительного домашнего задания придумать задачу на заданную тему самостоятельно, сочинить четверостишие с математическим термином. Во время проведения устного счета использую командную игру «Арифметический футбол», «Арифметическая горка», «Лучший счетчик». Для формирования позитивного отношения к предмету провожу устные журналы «Очерки из истории математики», «Календарь событий». Протяженные во времени пассивные конкурсы, такие как «Лучшая тетрадь для контрольных работ»,
Приём «Лучший счетчик» нацелен на личное первенство. Он планируется на серию уроков. За урок могут принять участие один - два ребенка. Выдаётся карточка, эта же карточка спроектирована на доску, чтобы дети могли ее видеть. И участник должен за минуту дать наибольшее количество правильных ответов, решая все примеры по порядку. Ребенок получат отметку, и участвует во втором туре по итогам четверти. Его результат выносится на стенд «Наши достижения».