Научная статья на тему 'Анализ современных трактовок интегративного подхода в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста'

Анализ современных трактовок интегративного подхода в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова А. В.

В статье рассматриваются вопросы интегративного подхода в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Даётся анализ современных подходов к интеграции на занятиях эстетического цикла в теории и практике дошкольного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ современных трактовок интегративного подхода в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТРАКТОВОК ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Прохорова A.B.*

Московский городской педагогический университет, г. Москва

В статье рассматриваются вопросы интегративного подхода в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Даётся анализ современных подходов к интеграции на занятиях эстетического цикла в теории и практике дошкольного воспитания.

Сегодня вопрос о развитии личности ребёнка-дошкольника ставится с особой остротой. Уже можно смело говорить о том, что полноценное образование и гармоничное развитие детей дошкольного возраста - это дело государственной важности. Поэтому активно ведётся поиск такой модели образования, которая содержит: с одной стороны, максимальный потенциал всестороннего развития детей при уменьшении психической нагрузки и, с другой - установку на восприятие дошкольниками окружающего мира в единстве его многообразных связей и отношений.

Изучение вопросов комплексного подхода в обучении приходится на 70-е годы 20 века (H.A. Ветлугина, Т.С. Комарова). В области художественной педагогики он наиболее рассмотрен в исследованиях учёных НИИ художественного воспитания (ныне Института художественного образования РАО). В 80-е годы проблема интеграции в педагогике переживает новый подъём. Всплеск теоретических исследований в данном направлении отразился на всех направлениях образовательной системы, в том числе и в художественной педагогике.

В дошкольной педагогике на сегодня накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской дея-тельности с позиций комплексного и интегрированного подходов (H.A. Ветлугина, Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, и др.). Взаимосвязь разделов учебной деятельности отражена в содержании раз -ных видов занятий, среди которых выделены интегрированные занятия (Л.А. Горшунова, О.М. Клементьева, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.Н. Новикова, О.С. Ушакова и др.).

Интегрированные занятия вошли в практику дошкольных учреждений только в 90-х гг. XX века. А в настоящее время возник новый виток интереса к таким занятиям. Это связанно в первую очередь с особенностями

* Старший преподаватель кафедры Теории и методики дошкольного и начального образования.

дошкольного возраста. Учёные доказывают, что дошкольный возраст не может не быть интеграционным по своей сути, т.к. социальные речевые, когнитивные, художественно-творческие достижения каждого ребёнка теснейшим образом взаимосвязаны.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно. В детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке детей к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы), формирование у ребят понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом. Зачастую педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планирование занятия по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными воспитателями в разное время. Главное, что делает занятие интегрированными - это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, спланированные несколькими воспитателями, ведущими свои курсы.

Современные исследователи детского художественного творчества (Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, Н.Е. Васюкова) предлагают новые подходы и доказывают преимущества интегративного подхода в системе эстетического воспитания дошкольника:

1. интегрированные занятия чаще всего организуются как итоговые, обобщающие представления детей по определённой теме, но сохраняют при этом смысл взаимодействующего содержания - обогащать и расширять ассоциативное поле вокруг того явления, предмета или события, с которым знакомятся дети;

2. деятельность, связанная общим смысловым контекстом, становится осмысленной для детей, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям;

3. более длительное нахождение детей внутри определённого познавательного контекста (а объединять можно от двух-трёх занятий до всей деятельности детей в течение одной-двух недель), усили-

вает эмоциональную включённость детей, позволяет взглянуть на одно и тоже явление, событие с разных сторон, что даёт целостное представление о нём. Построение процесса обучения на интегрированной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. При таком подходе происходит слияние логического и образного мышления, рационального и эмоционального.

Комарова Т.С. рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Такая связь обеспечивает разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциаций и их активизацию в процессе творчества в разнообразных формах эстетической деятельности. При этом автор подчеркивает, что в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами [3].

Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности малышей, включает знакомство со всеми видами искусства. При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, средств эстетического воспитания их определенные содержательные аспекты всегда выступают в роли основополагающих. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного в качестве таких базовых составляющих чаще всего выступают произведения искусства, в том числе народного и декоративно-прикладного, детская художественная литература, устное народное творчество. Феномен интегрированного развития и проявления художественно-творческих способностей объясняется также возможностью образно передавать объекты и явления действительности в разных видах искусства, с использованием специфических средств изображения и выражения.

В системе дошкольного воспитания разработаны программы художественного развития детей, основанные на принципах интеграции разных видов детской деятельности (Т.С. Комарова, Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова). Опираясь на особенности каждого возрастного этапа дошкольного возраста, авторы разработали циклы занятий, направленные на развитие личности ребёнка средствами художественной деятельности. В основе этих циклов лежит процесс объединения отдельных частей в некое гармоничное целое на основе какого-либо интегрирующего фактора. Так, например, в программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки» объединение разных видов детской деятельности основано на едином смысловом контексте (общем содержании). Объединяющим ядром при этом выступает общий познавательный интерес в рамках нескольких занятий. При таком подходе каждый из интегрируемых видов детской деятельности не потеряет своей специфики, будет полноценно освоен детьми в процессе занятия. В то же время,

смысловые связи, ассоциации будут обогащать представления детей, инициировать творческие проявления [4].

Таким образом, анализ литературы по проблеме интегрированного подхода показал, что данное направление органично включает в себя лучшие достижения мировой педагогической мысли. Необходимость интеграции заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Обеспечение систематического функционирования внутрипредмет-ных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников художественно-творческой активности.

Список литературы:

1. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006. - 192 с.

2. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания - М.: Зимородок, 2006. - 418 с.

3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика -Синтез, 2005. - 120 с.

4. Лыкова И.А., Васюкова Н.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература - М.: Карапуз, 2009. - 144 с.

5. Чумичёва P.M. Ребёнок в мире культуры. - Ставрополь: Саврополь-сервисшкола, 1998.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА В РИСОВАНИИ С НАТУРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Прохорова A.B.*

Московский городской педагогический университет, г. Москва

В статье рассматривается один из основных вопросов художественно-эстетического развития детей - взаимосвязь обучения и творчества. Даётся краткий исторический анализ проблемы. Выявляются современные подходы и требования к процессу обучения дошкольников изобразительной деятельности. Раскрываются некоторые подходы к реализации данного вопроса в процессе рисования с натуры в старшем дошкольном возрасте.

Современная теория художественно-эстетического развития дошколь-ников выделяет ряд направлений необходимых, для изучения и внедрения

* Старший преподаватель кафедры Теории и методики дошкольного и начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.