Особенности художественно-эстетического развития воспитанников доу средствами
изобразительного искусства
Artistic and aesthetic development of the pupils dou by means of fine art
ф
Манькова Н. Е.
Mankova Natalia E.,
Kostroma state University, Institute of pedagogy and psychology, Psychological and pedagogical education,Psychological and peda-gogical support of children and youth at risk. Master.
Аннотация: В статье рассмотрены особенности художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ средствами изобразительного искусства. Автор делает вывод, что сегодня, в соответствии с требованием времени, необходимо уделять значительное внимание данному виду работы с детьми. К данному выводу автора привели результаты экспериментальной работы, состоящей из двух этапов - констатирующего и контрольного. В результате констатирующего эксперимента было определено, что более половины детей проявили интерес к исследуемым произведениям живописи, но не все смогли подробно описать произведения искусства и всесторонне выразить свое отношение к ним. В этой связи, на этапе формирующего эксперимента были разработаны и апробированы методы работы с использованием произведений живописи, выделены формы организации художественно-эстетической деятельности, реализуемые посредством бесед-диалогов, определены личностно-ориентированные педагогические методы, направленные на проявление эмоциональной активности ребенка, а также создана эстетическая эмоциогенная пространственно-предметная среда.
Проведенное в работе исследование подтвердило необходимость организации работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников средствами изобразительного искусства, так как подобная работа не только расширяет художественный кругозор детей и улучшает их эстетический вкус, но и развивает воображение, совершенствует речевые навыки, а также способствует социализации воспитанников в социуме.
Summary: The article deals with the peculiarities of artistic and aesthetic development of pupils BY means of visual arts. The author concludes that today, in accordance with the requirements of the time, it is necessary to pay considerable attention to this type of work with
children. To this conclusion of the author the results of experimental work consisting of two stages - stating and control. As a result of constant experiment it was defined that more than half of children showed interest to the investigated works of painting, but not all could describe in detail works of art and comprehensively Express the relation to them. In this regard, at the stage of forming experiment methods of work with the use of paintings were developed and tested, forms of the organization of artistic and aesthetic activity realized by means of conversations-dialogues were allocated, the personal-oriented pedagogical methods directed on manifestation of emotional activity of the child were defined, and also the esthetic emo-tiogenic spatially-subject environment was created.
The study confirmed the necessity of organizing the work on the artistic and aesthetic development of preschool children by means of visual arts, as such work not only expands the artistic Outlook of children and improves their aesthetic taste, but also develops imagination, improves speech skills, and contributes to the socialization of pupils in society.
Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, воспитанники ДОУ, изобразительное искусство, человеческие ценности, организационно-педагогическая деятельность, развитие.
Keywords: artistic and aesthetic development, DOW pupils, visual arts, human values, organizational and pedagogical activity, development.
В Законе «Об образовании» отмечается, что художественное образование и эстетическое воспитание детей осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства направлена на сохранение и развитие сложившейся в России системы образования в сфере культуры и искусства, эстетического воспитания. Актуальность исследования также обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС), в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается, как целая образовательная область и направлена всестороннее, гармоничное развитие личности.
Рост интереса к проблеме художественно-эстетического
воспитания подрастающего поколения находит отражение и в научной литературе по педагогике, искусствоведению и психологии. Обычно авторы опираются на разработанные ранее, и уже ставшие классическими, представления известных педагогов о развивающей функции средств эстетического воспитания, которые используются при ознакомлении детей с различными видами искусства. Среди таких работ можно назвать исследования Э.Б. Абдуллина, Е.И. Артамоновой, Т.И. Баклановой, Н.А. Ветлугиной, Т.Г.
Казаковой, Т.С. Комаровой, Б.Т. Лихачева, Г.П. Новиковой, А.И. Савенкова, Н.П. Сакулиной и пр [8].
Психологическое обоснование использования искусства в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста с опорой на теоретические положения о путях становления и развития общих и специальных психологических механизмов ориентации в условиях освоения художественно-эстетической деятельности находит свое отражение в трудах Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, П.М. Якобсона и др.
Также авторы рассматривают проблему использования искусства в качестве средства художественно-эстетического воспитания дошкольников с позиции воспитания у ребенка чувств и понимания приемов художественной выразительности. Отражение указанной позиции имеет место в трудах В.Н. Шацкой, Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Н.А. Ветлугиной,
H.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Г.П. Новиковой и др. В работах этих исследователей отмечено, что чем раньше начнется работа по приобщению детей к художественной деятельности, тем эффективнее будет ее воздействие по причине достаточно высокой восприимчивости органов чувств в детском возрасте [8].
С целью выявления уровня сформированности художественного -эстетического развития дошкольников нами было проведено экспериментальное исследование.
Исследование проводилось на базе подготовительной к школе группы МДОУ Дружбинского ДС «Колокольчик» Костромская область, Судиславский район, посёлок Дружба. Всего в эксперименте принимало участие 20 детей: 10 мальчиков и 10 девочек.
На констатирующем этапе исследования, исходя из анализа искусствоведческой и психолого-педагогической литературы, были определены следующие задачи:
I. Определение показателей сформированности эстетического восприятия старших дошкольников в процессе ознакомления с живописными произведениями.
2. Установление особенностей проявления эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с музыкальными произведениями.
3. Определение особенностей проявления эстетических эмоций и эстетического восприятия старших дошкольников в процессе ознакомления с взаимодействием указанных видов искусств.
Все обозначенные задачи решались следующими методами: наблюдение, тестирование, метод выбора.
Цель метода наблюдения состояла в выявлении наличия эстетических эмоций дошкольника при ознакомлении с произведениями искусства без установки на восприятие.
Дошкольникам предлагалось 3 произведения искусства, которые дети самостоятельно рассматривали, а педагог фиксировал проявления эстетических эмоций.
В первой серии эксперимента детям давалась инструкция: «Мы предлагаем тебе посетить нашу выставку картин, где ты сможешь самостоятельно рассмотреть предложенные живописные произведения». В данной серии были использованы живописные произведения А.А.Рылова «В голубом просторе»; М.П.Кончаловского «Овощи»; В.А.Серова «Мика Морозов».
Во второй серии, которая проводилась 3 дня спустя, использовались новые произведения живописи. Изменилась и инструкция: «В нашем детском саду открылась новая выставка картин. Ты можешь пойти и внимательно посмотреть на новые картины, а потом поделиться с воспитателем своими впечатлениями». В данной серии были использованы живописные произведения И.Э.Грабаря «Зимний пейзаж»; И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды», А.А.Пластова «Сенокос». Наличие двух серий обусловила необходимость выявить изменение характера эмоциональных проявлений детей в процессе ознакомления с произведениями искусства под влиянием установки педагога.
В результате констатирующего эксперимента нами было определено, что более половины детей проявили интерес к предлагаемым произведениям, однако не все смогли подробно описать произведения искусства и всесторонне выразить свое отношение к ним.
Вторым этапом эксперимента было проведение серии занятий, направленных на формирование художественного -эстетического развития дошкольников. Проведенная серия формирующего эксперимента показала, что имеет место тенденция к изменению отношения старших дошкольников к природному окружению. Развитие эстетических эмоций детей оказывает влияние на формирование начал экологического сознания. Природный мир вокруг из различных объектов постепенно преобразовывается в представлении детей в целостный живой мир, который живет по своим законам близким к тем, которые существуют в отношениях среди людей. У дошкольников изменяется восприятие природы, возникает сопереживание и внимательное отношение к объектам природного мира, что объясняется соотнесением собственных переживаний, в основу которого положены ценностный и эмоциональный компоненты. Это свидетельствует о взаимовлиянии разных видов эмоций в развитии ребенка, о возможности через актуализацию эмоциональных проявлений в процессе ознакомления с произведениями искусства, отражающими природу, через эстетические переживания, возникающие при
общении с живописно-музыкальным образом природы, изменять, формировать ценностные ориентиры и установки детей, среди которых приоритетными выступают красота и добро.
Широко использовался метод «вхождения в образ», который позволял детям перевоплотиться, выразить, рассказать о своих чувствах, мыслях, желаниях в момент нахождения в художественном образе. Так, Артём О. выбрал картину В.М.Васнецова «Три богатыря», где его привлек образ Ильи Муромца. Имитируя движения своего героя, его жест и мимику, Артём составил следующий рассказ. «Я большой, сильный, смелый богатырь. Я защищаю свою Родину от бандитов. Я сижу на большом черном коне. У меня есть палка (копье) и защита (щит). Я одел железную шапку, чтобы не убили. Я сел на коня и поехал на войну. Я там дрался. Победил. А сейчас смотрю — нету ли там врагов, кажется они где-то поблизости».
Метод наблюдения, в котором объектом исследования выступили эстетические эмоции старших дошкольников, проявившееся в процессе ознакомления с взаимодействующими незнакомыми живописными произведениями, показал, что дети эмоционально активно откликались на органичное сочетание произведений искусства, по сравнению с констатирующим экспериментом, где наблюдались, в основном, заинтересованность и удивление. Нами было определено, что эмоциональные проявления детей носили познавательно-эстетический характер, им были присущи культурные формы выражения. Это подтверждает предположение о том, что эстетические эмоции способствуют освоению детьми определенных форм поведения, принятию эталонов внешнего проявления своих переживаний.
Дети делились своими эмоциональными переживаниями, возникшими ассоциациями. По сравнению с констатирующим экспериментом ассоциации детей относились не только к личному жизненному опыту, но и связывались с воображаемыми ситуациями, которые появлялись под влиянием созвучия мелодии и цвета. Нами был зафиксирован факт цветовых ассоциаций и ассоциаций по запаху, что говорит о яркости впечатлений, о сильном эмоциональном отклике, вызванном взаимодействующими искусствами («Мне представилось, что я кружусь в танце среди цветов в каком-то сиреневом облаке, и там так красиво, и так красиво пахнет!» — Антон Б.). Разнообразные ассоциации, вызванные эмоциональными переживаниями детей указывают на взаимосвязь центра эмоциональной активности с другими центрами головного мозга, что может быть использовано для активизации проявлений ребенка в процессе обучения, для повышения эффективности образовательного процесса в целом.
Мы пришли к выводу, что актуальную задачу художественно-эстетического развития дошкольников обусловливает проблема направленного и последовательного развития основ художественно-эстетической культуры с целью содействия вырабатыванию у дошкольника эстетического отношения к миру и гармонизации мировосприятия картины мира. Эстетические эмоции, зарождаясь в раннем возрасте, выступают своеобразным социальным способом формирования волевой и когнитивной сфер ребенка.
В процессе проведенного эксперимента были разработаны и апробированы содержание художественно-эстетических видов деятельности с использованием произведений живописи, выделены формы организации художественно-эстетической деятельности, реализуемые через беседы-диалоги, определены личностно-ориентированные педагогические методы, способствующие проявлению эмоциональной активности ребенка, а также создана эстетическая эмоциогенная пространственно-предметная среда как «поле» проявления эстетических эмоций детей.
Полученные данные исследования позволили сделать ряд выводов:
- развитие эстетических эмоций осуществляется постепенно и зависит от этапов включения ребенка в художественно-эстетическую деятельность и форм организации;
- чем выше эмоционально-интеллектуальная активность ребенка, тем больше проявление свободы, творчества в самовыражении ребенка.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило необходимость организации работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников средствами изобразительного искусства, так как подобная работа не только расширяет художественный кругозор детей и улучшает их эстетический вкус, но и развивает воображение, совершенствует речевые навыки, а также способствует социализации воспитанников в социуме.
Список использованной литературы
1. Волосова Т. В. Познавательное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии [Текст] / Т.В. Волосова. - М.: Русское слово - учебник, 2015. - 128 с.
2. Волосова Т. В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии [Текст] / Т.В. Волосова. - М.: Русское слово - учебник, 2015. -216 с.
3. Гладилова Н. П. Уроки рисования для дошкольников. Пособие для педагогов [Текст] / Н.П. Гладилова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 144 с.
4. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет [Текст] / Н.В. Дубровская. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 192 с.
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова -М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 144 с.
6. Леонова Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей в группах ДОУ [Текст] / Н.Н. Леонова. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 320 с.
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / И.А. Лыкова .М.: Цветной мир, 2012. - 144 с.
8. Мелева Н. В. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания [Текст] / Н.В. Мелева. - М.: Сфера, 2013. - 128 с.
9. Мещерякова С. Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности [Текст] / С.Ю. Мещерякова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 64 с.
10. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей [Текст] / О.Е. Озерова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. -192 с.