Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В КОНЦЕ ХХ НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА КАК ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В КОНЦЕ ХХ НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА КАК ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВО / РАЗВИТИЕ НАЦИИ / МИРОВОЙ УРОВЕНЬ / ПРИУМНОЖЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МОГУЩЕСТВА / ЭКОНОМИКА / ТЕХНИКА / ТЕХНОЛОГИИ / НАУКА И КУЛЬТУРА / ФЕНОМЕН / РЕШЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Д.Я.

Тема современного состояния системы образования Республики Таджикистан в конце ХХ века начале ХХI века актуальна для Таджикистана, сделавшего за последнее столетие невиданный скачок в преодолении трудностей в системе образования неграмотности, создавшего систему обязательного обучения, но в настоящее время столкнувшегося с кризисными явлениями в функционировании института образования и резким падением уровня образованности граждан. Только в условиях придания образованию приоритетной общественной ценности мы можем получить модернизацию не ненасильственную, сопровождаемую социальными взрывами и коллизиями, а органичную, с гармоничным сочетанием образовательного, экономического развития с развитием духовных сторон жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MODERN STATE OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AT THE END OF THE XX AND THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY AS ONE FROM THE MOST TOPICAL ISSUES OF HUMANITIES

The topic of the current state of the education system in the Republic of Tajikistan at the end of the twentieth century and the beginning of the twenty-first century is relevant for Tajikistan, which has made an unprecedented leap over the past century in overcoming difficulties in the illiteracy education system, which has created a compulsory education system, but now faced with crisis phenomena in the functioning of the educational institution and a sharp drop in the level of education of citizens. Only in the context of giving education priority social value can we get modernization not nonviolent, accompanied by social explosions and conflicts, but organic, with a harmonious combination of educational, economic development with the development of the spiritual aspects of society.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В КОНЦЕ ХХ НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА КАК ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В КОНЦЕ ХХ НАЧАЛЕ ХХ1 ВЕКА КАК ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Шарипова Д.Я.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Образование как один из важнейших социальных институтов вызывает растущий интерес мирового сообщества, поскольку с ним связывают надежды на выход из кризиса культуры, порождённого фундаментальными переменами в жизни общества в начале XXI века. В современном, глобализирующем мире особое значение приобретает проблема развития, сохранения и реализации интеллектуального и духовного потенциала всего общества, в частности подрастающего поколения.

Современный динамичный мир, который характеризуется нестабильностью, изменчивостью, быстротой смены информации, заставляет по-новому взглянуть на проблему образования как социального института. Сегодня, когда идёт стремительное развитие научно-технического прогресса, высокоточных и наукоёмких технологий, становится очевидным, что основным богатством человечества являются производство, распределение, внедрение и потребление научных знаний.

Современный этап социального развития характеризуется ситуацией многоступенчатого кризиса. На глобальные масштабы данного кризиса указывают его многочисленные проявления в экономической, политической, социально-образовательной и духовной сферах общественной жизни, а также состояние нестабильности и крайней социальной напряжённости, наблюдающейся как в мировом сообществе в целом, так и в пределах нашего таджикского социума.

Выход из сложившейся ситуации многие современные зарубежные и отечественные учёные, общественные деятели видят в обращении к сфере образования.

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 4.11.2002г., № 419 - Закон Республики Таджикистан «О начальном профессиональном образовании», Закон Республики Таджикистан «Об образовании» 2013г. и «Национальный план по реформированию начального профессионального образования Республики Таджикистан для 200б-2015г.г.» от 3.06.2006г., 227 - является новым шагом экономического и социального значения.

Образование в современном мире многими исследователями видится как ключ к решению глобальных проблем, стоящих перед человечеством. И для такого понимания образования имеются веские основания, так как оно в неразрывном единстве двух своих функций -сохранения и развития - во все времена было основным хранилищем и транслятором культурных и образовательных ценностей.

Образование, как и всё общество в целом, находилось в состоянии глубокого кризиса. Требовалась незамедлительная выработка новой образовательной парадигмы, адекватной современным условиям общественного развития.

Таджикистан в конце XX в. вступил на путь кардинальных социально-экономических преобразований, рыночных реформ, затруднивших все социальные жизни республики, в том числе и систему образования. Приоритетность социальной ценности образования обусловлена тем, что оно способствует совершенствованию социальной структуры общества, его эффективной деятельности и обеспечивает стабильное развитие всего социума. В то же время характер системы образования определяется соответствующим типом культуры, меняясь вместе с ним, поэтому гармоничное взаимодействие культуры и образования обеспечивает производство, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.

Крайне важно содержательно раскрыть и детализировать, ценностные приоритеты образования для государства, доказать эти приоритеты, убедить граждан страны в жизненной важности образовательной сферы для прогрессивного её развития, общества и его граждан.

В современную эпоху, в период информационной технологии проблемы образования, его настоящее и будущее становятся весьма актуальными, поскольку нынешняя система образования Республики Таджикистан закладывает контуры глобальной ситуации XXI века. Здесь образование выступает как стратегически важная сфера социальной жизни. Именно она формирует интеллектуальный потенциал нации, закладывает основы её самостоятельности и способности к выживанию в условиях международной конкуренции.

В конце XX века была сформулирована мысль, согласно которой образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах государств, поскольку способствует развитию всех видов социально-значимой деятельности. Осознавая всю тяжесть обрушившего на

цивилизованный мир современного социально-экономического кризиса, многие исследователи философских и психолого-педагогических проблем образования всё более убеждаются в существенной, если не решающей, негативной роли образования в возникновении и развитии указанных кризисных проявлений. При этом нельзя забывать, что образование также испытывает не менее тяжёлый период упадка. Вместе с тем, без сомнения, образование в состоянии и обязано взять на себя ведущую роль в обеспечении своими специфическими средствами условий для выхода мирового социума из системного кризиса, в котором он оказался. Изменившиеся условия развития современного мира заставляют смотреть на образование как на нечто, способное помочь в решении глобальных мировых проблем.

Тема образования актуальна для Таджикистана, сделавшего за последнее столетие невиданный скачок в преодолении неграмотности, создавшего систему обязательного обучения (также и для всех постсоветских республик), но в настоящее время столкнувшегося с кризисными явлениями в функционировании института образования и резким падением уровня образованности граждан.

Проявляются явные признаки невостребованности образования, профессиональных способностей и научного потенциала личности, что приводит к девальвации образованности в сознании людей.

Проблема анализа современного состояния образования и её решение требует научных исследований и, прежде всего потому, что самообразование, являясь феноменом сверхсистемы «культуры», пользуется при этом собственным, самостоятельным социальным статусом и обладает, следовательно, своей собственной внутренней самоорганизацией. В XXI век мир вступил в эпоху интеллектуальной экономики, что резко повышает роль образовании в жизнеспособности социума.

По мнению Президента Республики Таджикистан, лидера нации, уважаемого Эмомали Рахмона, культура, наука и образование являются для любого государства и нации важнейшим фактором развития и прогресса. Ибо прогресс общества, устойчивое экономическое развитие, обеспечение безопасности нации и государства, достижение мирового уровня в экономике, технике, технологиях, науке и культуре зависят, прежде всего, от развития образования и организации целенаправленного и качественного процесса обучения и воспитания нового поколения.

Несомненно, осознание наступающего предела, потолка дальнейшего развития наций, мирового социума за счёт исключительно образовательного роста и приумножение технического могущества приводит сегодня к повсеместному стойкому убеждению, что будущее нашей страны, культуры и цивилизации в целом будет в значительной степени определяться уровнем образованности нашей нации.

Только в условиях придания образованию приоритетной общественной ценности мы можем получить модернизацию не ненасильственную, сопровождаемую социальными взрывами и коллизиями, а органичную, с гармоничным сочетанием образовательного, экономического развития с развитием духовных сторон жизни общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Таджикистан «О начальном профессиональном образовании» - 3.07.2012 г., № 868 (изменения).

2. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» - 22.07. 2013г., №2 1004.

3. «Национальный план по реформированию начального профессионального образования Республики Таджикистан для 2006-2015г.г.» от 3.06.2006г., № 227

4. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 4.11.2002г., №2 419.

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В КОНЦЕ ХХ НАЧАЛЕ ХХ1 ВЕКА КАК ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Тема современного состояния системы образования Республики Таджикистан в конце ХХ века начале ХХ века актуальна для Таджикистана, сделавшего за последнее столетие невиданный скачок в преодолении трудностей в системе образования неграмотности, создавшего систему обязательного обучения, но в настоящее время столкнувшегося с кризисными явлениями в функционировании института образования и резким падением уровня образованности граждан.

Только в условиях придания образованию приоритетной общественной ценности мы можем получить модернизацию не ненасильственную, сопровождаемую социальными

взрывами и коллизиями, а органичную, с гармоничным сочетанием образовательного, экономического развития с развитием духовных сторон ^жизни общества.

Ключевые слова: анализ, система образования, государство, развитие нации, мировой уровень, приумножение технического могущества, экономика, техника, технологии, наука и культура, феномен, решение научных исследований, модернизация.

ANALYSIS OF THE MODERN STATE OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AT THE END OF THE XX AND THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY AS ONE FROM THE MOST TOPICAL ISSUES OF HUMANITIES

The topic of the current state of the education system in the Republic of Tajikistan at the end of the twentieth century and the beginning of the twenty-first century is relevant for Tajikistan, which has made an unprecedented leap over the past century in overcoming difficulties in the illiteracy education system, which has created a compulsory education system, but now faced with crisis phenomena in the functioning of the educational institution and a sharp drop in the level of education of citizens.

Only in the context of giving education priority social value can we get modernization not nonviolent, accompanied by social explosions and conflicts, but organic, with a harmonious combination of educational, economic development with the development of the spiritual aspects ofsociety.

Keywords: analysis, education system, state, nation development, world level, increase of technical power, economy, technique, technology, science and culture, phenomenon, solution of scientific research, modernization.

Сведения об авторе:

Шарапова Д.Я. - д.п.н. профессор кафедры общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни. Телефон (+992)905507778

About the author:

Sharipova D.Y. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Chiar of General Pedagogy, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni. Phone: (+992)905507778

НИЗОМ, НАМУНА ВА ШАКЛ^ОИ АМАЛИЁТИ АККРЕДИТАТСИЯИ ДАВЛАТИИ МУАССИСАХ,ОИ ТАЪЛИМЙ

Раумонов Ш.М.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С.Айни

Саидзода Ш.

Агентии назорат дар со^аи маориф ва илми назди Президенти Цум^урии Тоцикистон

Асосгузори сул{у Ва{дати миллй- Пешвои миллат Президенти Хум{урии Тоцикистон Эмомалй Ра{мон дар Паёми худ ба Мацлисй Олй Хум{урии Тоцикистон 22 декабри соли 2017 таъкид намуданд, ки «Сифати омодасозии мутахассисони оянда ба стандарт{ои ца{онй наздиксохтани нишонди{андаи таъминй сифат дар {амаи зина{ои та{силот, густариш додани {амкории муассиса{ои та{силоти миёна ва олии касбй бо субект{ои бозори ме{нат, бе{тар гардидани дарацаи рушди низоми иноватсияи миллй ва нишонди{анда{ои азхудкунии технологиями иттилоотию коммуникатсионйвобастагй дорад.»

Хи{ати амалигардонии ин таъкид{ои ро{бари давлат дар цум{урй низоми нави назорат, ки бароба{угугии хатмкунандагон ва мутахасисони омоданамудаи муассиса{ои та{силоти ибтидой миёна ва олии касбиро дар ца{они муосир таъмин менамояд ва дар бозори дохил ва хорици кишвар имконияти фаъолият карданро пайдо менамоянд ин низоми аз аккредитатсияи давлатй гузаштани муассиса{ои таълимии {амаи зина{ои та{силот мебошад.

Ин раванд дар асоси ^.онуни Хум{урии Тоцикистон «Дар бораи ицозатномади{и ба баъзе намуд{ои фаъолият» ва ^арори [укумати Хум{урии Тоцикистон «Дар бораи тартиби гузаронидани аттестатсия, аккредитатсия ва ицозатномади{ии муассиса{ои таълимй» амалй гардонида мешавад.

Аккредитатсияи давлатй дар якчанд шакл ва намуна{о дар муассиса{ои таълимй ташкил ва гузаронида мешавад.

Бояд гайд кард, ки намуна, шакл ва низоми гузаронидани аккредитатсияи давлатй, ки дар 10 соли охир аз тарафи сохтор{ои марбутаи батанзидароварандаи ин шакли назорат дар цум{урй дар {амаи зина{ои та{силот гузаронида мешаванд аз хдмдигар бо чунин шакл фарк мекунанд:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.