Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ'

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

219
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фетисов Александр Сергеевич, Проплёткина Анна Сергеевна

В статье затрагивается актуальная социально-педагогическая проблема развития ребенка из многодетных семей. Широкий круг проблем в современном социуме напрямую оказывает влияние на благополучие семейной группы, особенно в тех семьях, где количество детей более двух. Авторы статьи раскрывают важные особенности многодетности, которые определяют положительное и отрицательное влияние на развитие детей и подростков. Рассматриваются необходимые и эффективные пути решения в работе социального педагога - деятельность, направленная на выявление проблем, причин, а также путей их решения. Для осуществления такой деятельности социальный педагог должен владеть и применять социально-педагогическую диагностику, позволяющую выявить и оценить возможные факторы риска, поставить социальный диагноз и выбрать эффективную технологию по разрешению проблемной ситуации. Социальный педагог при изучении социально-педагогических показателей должен рассматривать все факторы влияния, окружающих ребенка (семья, школа и общество). Для оценки влияния семьи на становление личностных качеств ребенка автор проводит исследование по важным показателям, определяющим успеваемость ребенка в школьной среде (мотивация к учебной деятельности и тревожность). Полученные результаты характеризуют влияние многодетности на мотивацию ребенка к учебе и общий уровень тревожности. Выявленные характеристики позволяют провести более индивидуализированную диагностику среди детей, имеющих факторы риска и определить пути решения для снижения неблагоприятного воздействия данных факторов на развитие личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фетисов Александр Сергеевич, Проплёткина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SOCIO-PEDAGOGICAL INDICATORS IN SOCIAL WORK WITH CHILDREN FROM LARGE FAMILIES

The article touches upon the actual socio-pedagogical problem of the development of a child from large families. A wide range of problems in modern society directly affects the well-being of the family group, especially in those families where the number of children is more than two. The authors of the article reveal the important features of having many children, which determine the positive and negative impact on the development of children and adolescents. The necessary and effective solutions in the work of a social pedagogue are considered - activities aimed at identifying problems, causes, as well as ways to solve them. To carry out such activities, a social pedagogue must possess and apply socio-pedagogical diagnostics that allows identifying and assessing possible risk factors, making a social diagnosis and choosing an effective technology to resolve a problematic situation. When studying socio-pedagogical indicators, a social pedagogue should consider all the factors of influence surrounding the child (family, school and society). To assess the influence of the family on the formation of the child's personal qualities, the author conducts a study on important indicators that determine the child's academic performance in the school environment (motivation for learning activities and anxiety). The results obtained characterize the influence of having many children on a child's motivation to study and the overall level of anxiety. The identified characteristics allow for a more individualized diagnosis among children with risk factors and identify solutions to reduce the adverse impact of these factors on the development of the child's personality.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 66-71. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 12. P. 66-71.

Науч ная статья УДК 371

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-12-66-71

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

1 2 Александр Сергеевич Фетисов , Анна Сергеевна Проплёткина

1 2

' Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия

1 asfet-2011@mail.ru

2 annazeal@mail.ru

Аннотация. В статье затрагивается актуальная социально-педагогическая проблема развития ребенка из многодетных семей. Широкий круг проблем в современном социуме напрямую оказывает влияние на благополучие семейной группы, особенно в тех семьях, где количество детей более двух. Авторы статьи раскрывают важные особенности многодетности, которые определяют положительное и отрицательное влияние на развитие детей и подростков. Рассматриваются необходимые и эффективные пути решения в работе социального педагога - деятельность, направленная на выявление проблем, причин, а также путей их решения. Для осуществления такой деятельности социальный педагог должен владеть и применять социально-педагогическую диагностику, позволяющую выявить и оценить возможные факторы риска, поставить социальный диагноз и выбрать эффективную технологию по разрешению проблемной ситуации. Социальный педагог при изучении социально-педагогических показателей должен рассматривать все факторы влияния, окружающих ребенка (семья, школа и общество). Для оценки влияния семьи на становление личностных качеств ребенка автор проводит исследование по важным показателям, определяющим успеваемость ребенка в школьной среде (мотивация к учебной деятельности и тревожность). Полученные результаты характеризуют влияние многодетности на мотивацию ребенка к учебе и общий уровень тревожности. Выявленные характеристики позволяют провести более индивидуализированную диагностику среди детей, имеющих факторы риска и определить пути решения для снижения неблагоприятного воздействия данных факторов на развитие личности ребенка.

Ключевые слова: многодетная семья, социальная работа, социально-педагогическая диагностика, социальный педагог, социальный педагог.

Для цитирования: Фетисов А.С., Проплёткина А.С. Анализ социально-педагогических показателей в социальной работе с детьми из многодетных семей // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 66-71. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-12-66-71

Original article

ANALYSIS OF SOCIO-PEDAGOGICAL INDICATORS IN SOCIAL WORK WITH CHILDREN FROM LARGE FAMILIES

12 Alexander S. Fetisov , Anna S. РгорЫкта

1 2

, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia

1 asfet-2011@mail.ru

2 annazeal@mail.ru

Abstract. The article touches upon the actual socio-pedagogical problem of the development of a child from large families. A wide range of problems in modern society directly affects the well-being of the family group, especially in those families where the number of children is more than two. The authors of the article

© Фетисов А.С., Проплёткина А.С., 2022

reveal the important features of having many children, which determine the positive and negative impact on the development of children and adolescents. The necessary and effective solutions in the work of a social pedagogue are considered - activities aimed at identifying problems, causes, as well as ways to solve them. To carry out such activities, a social pedagogue must possess and apply socio-pedagogical diagnostics that allows identifying and assessing possible risk factors, making a social diagnosis and choosing an effective technology to resolve a problematic situation. When studying socio-pedagogical indicators, a social pedagogue should consider all the factors of influence surrounding the child (family, school and society). To assess the influence of the family on the formation of the child's personal qualities, the author conducts a study on important indicators that determine the child's academic performance in the school environment (motivation for learning activities and anxiety). The results obtained characterize the influence of having many children on a child's motivation to study and the overall level of anxiety. The identified characteristics allow for a more individualized diagnosis among children with risk factors and identify solutions to reduce the adverse impact of these factors on the development of the child's personality.

Keywords: large family, social work, socio-pedagogical diagnostics, social pedagogue, social pedagogue.

For citation: Fetisov A.S., Propletkina A.S. Analysis of socio-pedagogical indicators in social work with children from large families. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;12:66-71. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-12-66-71

Введение

Многодетная семья имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать социальному педагогу в своей работе. Проведя анализ современных источников и нормативных документов, мы пришли к выводу, что семья, в которой воспитывается более трех несовершеннолетних детей, признается многодетной на территории нашей страны. Несовершеннолетние дети - это дети, имеющие кровное родство, а также усыновлённые, падчерицы и пасынки в возрасте до 16 или до 18, находящиеся в процессе учебной занятости [Климантова 1997: 214]. Начиная работу с многодетной семьёй, необходимо учитывать её особенности, позволяющие отследить риски, направленные на развитие детей данной семейной группы [Титаренко 1987: 352]. Многодетные семьи относятся к категории «семьи группы риска», так как им приходится зачастую сталкивать с различными проблемами [Першикова 2011: 31; Климантова 1997: 214].

Многодетные семьи, относящиеся к группе риска, характеризуются отклонением от нормального типа взаимоотношений, что не вписывается в категорию «благополучные». Характерными особенностями такой семьи является финансовые затруднения, проблемы, связанные со здоровьем - всё это снижает адаптивные способности в социуме этих семей. Также отметим, что существуют многодетные семьи, относящиеся к неблагополучным, где ребенок испытывает и переживает зачастую постоянный или периодический, но повторяющийся дискомфорт, жестокое к себе отношение, физическое и/или моральное насилие, пренебрежение, стрессовые ситуации, голод и другие неблагоприятные факторы. Под неблагополучием мы понимаем различные его проявления: психическое; физическое; социальное. Следовательно, социальный педагог обязан наблюдать за состоянием данной семьи, за её дезадаптирующими факторами, а также отслеживает степень компенсации прочими положительными характеристиками, и при необходимости своевременно оказывать помощь и поддержку [Прохорова 2018: 152; Казакова 1998: 215].

Рассматривая особенности многодетных семей, отметим важные качества, которые формируются у детей. Положительные: младшие дети быстрее приобретают бытовые навыки, подражая старшим родственникам; дети обладают повышенной стрессоустойчивостью и способны быстро приспосабливаться к новым для себя социальным условиях; занятость родителей определяет высокую самостоятельность детей, что влияет на воспитание естественным образом; навыки самообслуживания детьми приобретаются быстрее; в данном типе семьи существует возрастная иерархия, что оказывает влияние на структурность и определённый склад во взаимоотношениях между младшими и старшими.

Отрицательные: отсутствие личностного подхода к ребёнку, зачастую отсутствует время на индивидуальное внимание и заботу об одном из детей; снижаются возможности удовлетворять интересы и потребности ребенка; домашние обязанности возлагаются на старших детей, а также они несут ответственность за младших, что обуславливает их быстрое взросление; загруженность домашними обязанностями часто становится причиной неуспеваемости в школе; несвоевременное взросление и самостоятельность старших детей лишать их возможности полноценно пройти подростковый и юношеский этап развития; нарастает тревожность за чужие обязанности; у старших детей чаще проявляется ревность к родителям, из-за их повышенного внимание к младшим детям; снижение самооценки со стороны старших детей, из-за дефицита внимания к их интересам и проблемам; в доме личное пространство отсутствует как у родителей, так и у детей; из-за дефицита времени отсутствуют условия для саморазвития родителей; наблюдается неодинаковое внимание и привязанность к детям со стороны родителей [Кон 2010: 18-24].

Основная часть

Для отслеживания факторов риска и решения затруднительных ситуаций, в которые может попасть семья, социальный педагог проводит работу по диагностики и сопровождению детей из многодетных семей. Социальная работа педагога с многодетными семьями включает в себя: выявление особенностей конкретной семьи, с которой проводится работа и оценка социально-педагогических показателей ребёнка для системного проведения профилактической работы с потребностями детей из многодетных семей [Александровская 2002: 208]. Диагностика является важнейшим этапом социальной работы педагога, направленная на своевременное выявление критических аспектов социализации и влияние неблагополучных факторов на данный процесс. Проведение диагностики позволяет разработать стратегию и тактику социальной работы в отношении детей из многодетных семей, нуждающихся в такой поддержки [Лодкина 2017: 82; Прохорова 2018: 152].

Опираясь на ряд работ, отметим, что социально-педагогическая диагностика определяется как процесс, позволяющий изучить и получить анализ социальной среды, факторов формирования личности, а также выявить эффективные пути решения проблем ребёнка и других членов семейной группы. По целям диагностика является педагогической, но по методики проведения содержит в себе как социологический, так и психологический аспекты. Диагностика направлена не только на выявление потребностей ребенка, связанных с социальными трудностями семьи, но и на оказание помощи со стороны социального работника [Госпорьян 2015: 73-74; Реан 2000: 410].

Для нашего исследования объектом социально-педагогической диагностики выступает развивающаяся личность ребенка, взаимодействующего с социальной средой (семья, школа, общество). Основными социально-педагогическими показателями диагностики отметим: опыт деятельности и поведения (практическое умение использовать знания, умения и навыки); отношение к себе; отношение к окружающим; сформированность мировоззрения, убеждений, ценностей; уровень тревожности; уровень мотивации к деятельности; самостоятельность и активность и др. [Фетисов 2011: 235-237].

В рамках настоящего исследования важны такие показатели как: школьная тревожность, включающая многие аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия, что выражается в повышенном беспокойстве в классном коллективе, в учебных ситуациях, в волнении и ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей, одноклассников. У ребенка понижается самооценка, что влияет на формирование устойчивой неуверенности в правильности своего поведения; уровень мотивации и тревожности, исследуемых групп позволит выявить зависимость многодетности семьи на личностные качества ребенка [Подвербная 2003: 17].

Для исследования были отобраны многодетные семьи, дети, которых обучаются в школах города Воронежа, а также обычные семьи, дети, которых обучаются в тех же школах, что и группа многодетных. Дети в возрасте 11-15 лет были отобраны для эмпирического исследования, в котором было задействовано 16 обычных семей и 14 многодетных. Дети из опрошенных семей, которые принимали участие в диагностическом исследовании в количестве: из обычных семей - 21 человек; из многодетных - 23 человека.

Методики исследования: «Опросник «Учебная мотивация школьников» (модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой)»; «Тест Филлипса на школьную тревожность» [Рогов 1996: 529]. Опросник «Учебная мотивация школьников» ориентирован на выявление уровня мотивации и определение особенностей отношения ребёнка к школе, а также к учебному процессу, основанного на эмоциональном реагировании школьной ситуации.

Оценивая учебную мотивацию в процессе проведения исследовательской работы, мы получили результаты уровней сформированности мотивации к обучению у детей из разных семейных групп. Среди участников опроса наибольшее количество обладают средним уровнем мотивации (71,9 %), что выражается в положительном отношении к школе. Низкий уровень мотивации преобладает у детей из многодетных семей (26,7 %) относительно обычных (9,6 %), что позволяет говорить о негативном отношении к школе и развитии социальной дезадаптации. Высокий уровень отмечается у школьников из малочисленной семейной группы (10,8 %) по сравнению с многодетными семьями (1,4 %), данные характеризуют, что среди детей из многодетных семей крайне низкое количество детей, имеющих активность и инициативность в учебной деятельности.

Диагностическая методика уровня тревожности по Филипсу оценивает не только общий уровень тревожности школьника, но и составляющие данного эмоционального состояния, связанные с различными сферами школьной жизни. Определяя общий уровень тревожности детей в школьной среде, нами получены следующие результаты: среди детей из многодетных семей чаще регистрируются показатели высокой (11,7 %) и повышенной (41,6 %) тревожности, чем у школьников из обычных семей. В свою очередь, большее количество детей из обычных семей имеют низкий уровень тревожности (54,6 %), чем из многодетных (46,7 %).

Определяя различные факторы общей школьной тревожности, нами зарегистрированы наиболее чаще встречаемые у детей (как среди малодетных семей, так и многодетных различия незначительны): страх проверки знаний (дети из многодетных семей - 26,8 % ниже, чем у школьников из обычных семей (29,1 %)); страх не соответствовать ожиданиям окружающих выше у детей из многодетных семей (21,4 %), чем у школьников из малодетных семей (14,7 %). Также стоит обратить внимание, что низкая физиологическая сопротивляемость стресса выше у детей из многодетных семей (9,1 %), чем из обычных (7,3 %). Проблемы и страхи в отношениях с учителями зарегистрированы у детей из многодетных семей (9,8 %) выше, чем из обычных (8,3 %). Однако, данные различия по описываемым факторам незначительны. Результаты общего уровня тревожности позволяют предположить, что среди детей из многодетных семей чаще встречаются те, кто обладает повышенным и высоким уровнем тревожности, относительно школьников из обычных семей.

Заключение

На основании теоретического осмысления и проведения социально-педагогической диагностики можно отметить, что многодетная семья как социальный фактор развития способен влияет на такие показатели как тревожность и мотивация к учебной деятельности среди школьников. В группах исследования высокий уровень тревожности больше всего зарегистрирован у школьников из многодетных семей, чем у детей из малочисленной семьи, что выражается в повышенном беспокойстве в учебном процессе, в межличностном взаимоотношении между другими участниками образовательного процесса.

У детей из семей, где воспитывается 1-2 ребенка, пониженный уровень тревоги регистрируется у большего числа, чем у школьников из многодетных семей, что приводит к лучшей социальной адаптации в условиях образовательного процесса. Мотивация к обучению отражает уровень познавательной активности и стремление прийти к ситуации успеха. В отношении детей из многодетных семей большее количество относительно школьников из малочисленных семей имеют низкий уровень мотивации. Проведенная диагностика позволяет точечно определить проблемы и выстроить пути решения для создания необходимых условий формирования и развития ребенка из многодетной семьи.

Список литературы

1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведение. М.: Академия, 2002. 208 с.

2. Госпорьян А.Д. Тенденции развития семьи в России // Социальное обеспечение. 2005. № 24. С. 4-7.

3. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 1998. 215 с.

4. Климантова Г.И. Многодетная семья: за чертой бедности. Социальная бесзопасность женщин // Информационно аналитический бюллетень. 2009. № 31. С. 17-31.

5. Кон И.С. Социализация детей в изменяющемся мире // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал. 2010. № 1 (2). С. 18-24.

6. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: учебное пособие. М.: Академи, 2008. 206 с.

7. Першикова В.В. Социальный патронаж семьи: помощь родителям и детям // Отечественный журнал социальной работы. 2006. № 1. С. 69-72.

8. Подвербная К. Технология социальной работы с семьей и детьми. Красноярск: Изд-во «Красноярский государственный университет», 2003. 117 с.

9. Прохорова О.Г. Психология семьи. Психологическое здоровье: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2018. 152 с.

10. Реан А.А. Развитие и социализация личности в семье. СПб.: Питер, 2000. 410 с.

11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М.: Владос, 1996. 529 с.

12. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. 352 с.

13. Фетисов А.С. Формирование двигательной культуры личности будущего специалиста // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: сборник научных трудов 11-й Международной научно-практической конференции. СПб.: Издательство политехнического университета, 2011. С. 235-237.

References

1. Aleksandrovskaya E.M. Psikhologicheskoe soprovozhdenie shkol'nikov [Psychological support for schoolchildren]. Moscow, Akademiya, 2002, 208 p. (In Russ.).

2. Gospor'yan A.D. Tendentsii razvitiya sem'i v Rossii [Family Development Trends in Russia]. Sotsial'noe obespechenie. 2005, no. 24, pp. 4-7. (In Russ.).

3. Kazakova E.I. Sistema kompleksnogo soprovozhdeniya rebenka: ot kontseptsii k praktike [Comprehensive child support system: from concept to practice]. Psikhologo-pedagogicheskoe mediko-sotsial'noe soprovozhdenie razvitiya rebenka. St. Petersburg, 1998, 215 p. (In Russ.).

4. Klimantova G.I. Mnogodetnaya sem'ya: za chertoi bednosti. Sotsial'naya beszopasnost' zhenshchin [Large family: below the poverty line. Women's social security]. Informatsionno analiticheskii byulleten'. 2009, no. 31, pp. 17-31. (In Russ.).

5. Kon I.S. Sotsializatsiya detei v izmenyayushchemsya mire [Socialization of children in a changing world]. Voprosy vospitaniya. Nauchno-prakticheskii zhurnal. 2010, no. 1 (2), pp. 18-24. (In Russ.).

6. Lodkina T.V. Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogy]. Moscow, Akademi, 2008, 206 p. (In Russ).

7. Pershikova V.V. Sotsial'nyi patronazh sem'i: pomoshch' roditelyam i detyam [Social patronage of the family: help for parents and children]. Otechestvennyi zhurnal sotsial'noi raboty. 2006, no. 1, pp. 69-72. (In Russ.).

8. Podverbnaya K. Tekhnologiya sotsial'noi raboty s sem'ei i det'mi [Technology of social work with family and children]. Krasnoyarsk, Izd-vo «Krasnoyarskii gosudarstvennyi universitet», 2003, 117 p. (In Russ.).

9. Prokhorova O.G. Psikhologiya sem'i. Psikhologicheskoe zdorov'e [Family psychology. mental health]. Moscow, Yurait, 2018, 152 p. (In Russ.).

10. Rean A.A. Razvitie i sotsializatsiya lichnosti v sem'e [Development and socialization of personality in the family]. St. Petersburg, Piter, 2000, 410 p. (In Russ.).

11. Rogov E.I. Nastol'naya kniga prakticheskogo psikhologa v obrazovanii [Handbook of practical psychologist in education]. Moscow, Vlados, 1996, 529 p. (In Russ.).

12. Titarenko V.Ya. Sem'ya i formirovanie lichnosti [Family and personality formation]. Moscow, Mysl', 1987, 352 p. (In Russ.).

13. Fetisov A.S. Formirovanie dvigatel'noi kul'tury lichnosti budushchego spetsialista [Formation of the motor culture of the personality of the future specialist]. Formirovanie professional'noi kul'tury spetsialistov XXI veka v tekhnicheskom universitete: sbornik nauchnykh trudov 11-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. St. Petersburg, Izdatel'stvo politekhnicheskogo universiteta, 2011, pp. 235-237. (In Russ.).

Информация об авторах А. С. Фетисов - доктор педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет;

А. С. Проплёткина - аспирант кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет.

Information about the authors A.S. Fetisov - Grand Ph.D. (Education), Professor, Voronezh State Pedagogical University;

A.S. Propletkina - Postgraduate student of the Department of Social Pedagogy, Voronezh State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 29.06.2022; одобрена после рецензирования 26.07.2022; принята к публикации 25.10.2022.

The article was submitted 29.06.2022; approved after reviewing 26.07.2022; accepted for publication 25.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.