Научная статья на тему 'Работа социального педагога с детьми, подвергшимися насилию в семье'

Работа социального педагога с детьми, подвергшимися насилию в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2581
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL PEDAGOGUE / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / НАСИЛИЕ / VIOLENCE / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / CRUEL TREATMENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атаева Джамиля Зиявдиновна, Пицхелаури Эльмира Мусаевна, Абуталимова Аида Абдулмуслимовна

В статье рассматривается работа социального педагога с детьми, подвергшимися насилию в семье. Осуществляя свою деятельность, социальный педагог часто сталкивается с детьми, которые пережили жестокое обращение. Для успешной реализации своей деятельности, социальный педагог должен четко знать методы и способы решения своих задач, а также факторов и причин проявления насилия в семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атаева Джамиля Зиявдиновна, Пицхелаури Эльмира Мусаевна, Абуталимова Аида Абдулмуслимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF THE SOCIAL TEACHER WITH CHILDREN WHO ARE VICTIMS OF DOMESTIC VIOLENCE

The article discusses the work of a social pedagogue with children subjected to domestic violence. In carrying out its activities, the social worker is often faced with children who have experienced abuse. For successful realization of the activity, the social pedagogue has to know accurately methods and ways of the solution of the tasks, and also factors and the reasons of manifestation of violence in families

Текст научной работы на тему «Работа социального педагога с детьми, подвергшимися насилию в семье»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Атаева Джамиля Зиявдиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент Пицхелаури Эльмира Мусаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Абуталимова Аида Абдулмуслимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ

Аннотация. В статье рассматривается работа социального педагога с детьми, подвергшимися насилию в семье. Осуществляя свою деятельность, социальный педагог часто сталкивается с детьми, которые пережили жестокое обращение. Для успешной реализации своей деятельности, социальный педагог должен четко знать методы и способы решения своих задач, а также факторов и причин проявления насилия в семьях.

Ключевые слова: социальный педагог, социальная работа, насилие, жестокое обращение, социализация.

Annotation. The article discusses the work of a social pedagogue with children subjected to domestic violence. In carrying out its activities, the social worker is often faced with children who have experienced abuse. For successful realization of the activity, the social pedagogue has to know accurately methods and ways of the solution of the tasks, and also factors and the reasons of manifestation of violence in families.

Keywords: social pedagogue, social work, violence, cruel treatment, socialization.

Введение. Проблема насилия является очень актуальной в нашем обществе. Однако этот вопрос лишь сравнительно недавно стал объектом интереса социальных и психологических наук.

Первыми насилие как социальную проблему национального масштаба признали в США. Кроме того, в США находятся крупнейшие центры по разработке теоретической базы, методологии и инструментария для изучения домашнего насилия. Что же касается насилия в отношении детей, а в особенности семейного насилия над детьми, то такой феномен большинство стран признало только во второй половине ХХ века.

Изложение основного материала статьи. Осуществляя свою деятельность социальный педагог часто сталкивается с детьми, которые пережили жестокое обращение. Для успешной реализации своей деятельности, социальный педагог должен четко знать методы и способы решения своих задач, а также факторов и причин проявления насилия в семьях. К проблеме насилия люди относятся по разному: одни считают насилие неотъемлемой составляющей жизни, другие относятся к нему негативно, потому что полагают, что всё можно решить мирным путём. Люди пытаются отрицать существование насилия в отношении детей. Тем не менее, статистические данные о количестве пострадавших детей говорят об ухудшении положения в данной области. Поэтому сотрудники социальных учреждений должны прилагать все усилия для решения этой проблемы.

Социальный педагог должен понимать, что с проблемой насилия в отношении ребёнка он может столкнуться, работая даже в области, прямо не связанной с этой проблемой. У детей, переживших насилие в семье, или взрослых, которые прошли через насилие в детстве, в дальнейшем могут возникнуть серьезные психологические затруднения и, чтобы с этим справиться им понадобится помощь специалиста. Поэтому, человек, который пострадал от насилия в семье, за оказанием помощи может обратиться к социальному работнику, которую тот не сможет оказать, если не будет иметь правильного представления о феномене насилия над детьми в семье.

Последствия ситуаций, которые можно квалифицировать как психологическое насилие, не менее серьезны. К примеру, ребенок в семье, где оба родителя алкоголики или наркоманы подвергается психологическому насилию. Ребенок, пытаясь взять на себя решение семейных проблем, отрицает свои собственные потребности. В результате он становится зависимым от потребностей, желаний, надежд и страхов семьи. Такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, испытывать безусловную любовь, вести себя спонтанно. Для того, чтобы удержать внимание взрослого на себе, ребенок прекращает выражать собственные потребности и становится со - зависимым. Результатом такой формы родительского отношения исследователи называют хрупкость и проницаемость границ Я, обесценивание чувств (и утрату способности их выражать) и нарушение способности к установлению эмоциональной близости.

Ещё одна проблема состоит в том, что не все жертвы насилия обращаются за помощью. Тем более это касается детей, потому что они не в состоянии сами без помощи взрослого это сделать. Поэтому люди, которые работают с детьми (в школах, больницах), должны знать о том, какие факты насилия существуют, о возможных признаках переживаемого насилия и о том, как оказывать помощь детям, которые стали жертвами. Потому что из-за пережитого в детстве насилия, у ребёнка не только возникают психологические трудности, но и возможно воздействие на все дальнейшее развитие личности.

Дети, которые стали жертвами жестокого обращения, нуждаются в своевременном оказании профессиональной помощи, т.к. если вовремя не оказать помощь, то это может привести к развитию серьезных психологических затруднений у ребенка. Нужно знать, что оказание помощи детям, которые пережили насилие в семье, является одной из наиболее трудных задач психологии и социальной работы. У таких детей наблюдается большое количество проблем, и для специалиста, который будет оказывать помощь, эта задача может быть чрезвычайно сложной и эмоционально трудной. Необходимо отметить, что нет единой технологии оказания психологической помощи детям, подвергшимся насилию. Можно говорить лишь об основных принципах работы с такими детьми:

1. Вмешательство должно быть всесторонним. Ребенка нельзя рассматривать в изоляции от семьи. Нельзя принимать во внимание социальную ситуацию, в которой находится ребенок.

2. Вмешательство должно быть ориентировано на развитие ребенка.

3. Вмешательство должно быть направленно на последствия, проявляющиеся в развитии.

4. Вмешательство должно соответствовать этапу развития, и учитывать уровень развития.

5. Тщательная оценка его состояния на предмет выявления действительно актуальных проблем, постоянная переоценка его потребностей.

В работе с детьми, которые стали жертвами насилия, очень важную роль играет первая фаза терапевтического процесса, которая устанавливает доверие между специалистом и ребенком. Но это доверие легко нарушить, и специалист должен быть осторожным и постоянно подкреплять установленное доверие.

Самое главное, что специалист должен сделать все, чтобы обезопасить ребенка, с которым работает. Здесь не важно, какую форму работы он выберет, самое важное, чтобы она соответствовала потребностям ребенка и условиям, в которых она будет проходить.

Главная цель терапии с детьми, которые пережили насилие, является оказание помощи, и способность к тому, чтобы ребенок адаптивно выражал свои чувства, которые связанны с пережитым злоупотреблением и пренебрежением.

В настоящее время необходимость осуществления деятельности социального педагога по предотвращению и оказанию постфактум-мер после насилия в семье, продиктована все возрастающими масштабами подобных действий родителей по отношению к своим детям. На наш взгляд, подобные действия угрожают самим основам существования общества. Виды и формы деятельности социальных педагогов разнообразны, так как сама по себе проблема достаточно сложна и работа должна производиться комплексно.

На наш взгляд, при работе социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье, необходимо учитывать различные причины и последствия домашнего насилия. Кроме того, серьезным шагом на пути успешной социализации ребенка в жизни станет организация телефонов доверия для родителей, а также использование кризисных центров и убежищ для оказания социальных услуг жертвам насилия. Можно отметить, что жертвы домашнего насилия должны обращаться за адресной или экстренной социальной помощью. Для этого организация телефонов доверия для детей, в семьях которых постоянно происходят какие-либо сложные ситуации, является наилучшей мерой по дальнейшему предупреждению насилия в неблагополучной семье.

Социальный педагог может решать проблемы детей, подвергшихся насилию в семье при помощи мер социально-психологической реабилитации. Эти меры, как правило, должны выполняться совместно с сотрудниками специализированных органов по работе с детьми, а также и с иными социально-правовыми институтами, включая правоохранительные органы, службы занятости, медицинские и образовательные учреждения.

Стоит отметить, что социальные педагоги могут выполнять свою работу и в условиях центров социального обслуживания населения. Кроме того, социальные работники и педагоги непосредственно участвуют в оказании помощи детям, подвергшимся насилию в семье в условиях Центров социальной помощи семье и детям.

К задачам социальных работников и педагогов по оказанию помощи детям, подвергшимся насилию в семье относится:

- оказание психо-социальной, юридической и других видов помощи;

- реабилитация членов семьи;

- оказание помощи в решении проблемных и конфликтных ситуаций и т.д.

Для достижения указанных задач необходима совместная деятельность социальных работников, педагогов, психологов, детских врачей и других специалистов в области детского насилия. В результате их совместных действий зачастую решаются сложнейшие жизненные ситуации в семьях, а детям, пострадавшим от насилия в семье оказывается необходимая социально-психологическая помощь.

Подводя итог можно отметить, что насилие над детьми является не только значительной социальной проблемой, но и вопросом, требующим профессионального внимания психологов и социальных педагогов.

Ребенок, переживший насилие, будет нуждаться в помощи специалиста. Насилие, которое пережил ребенок в семье, может оказать огромное влияние на все дальнейшее развитие ребенка, и затронуть не только эмоциональную, но и интеллектуальную и поведенческие сферы. У ребенка, подвергшегося насилию, может развиваться «комплекс неполноценности», он склонен к уединениям, фантазиям, а также к агрессии и антисоциальному поведению.

Дети, которые стали жертвами жестокого обращения, нуждаются в своевременном оказании профессиональной помощи, т.к. если вовремя не оказать помощь, то это может привести к развитию серьезных психологических затруднений у ребенка.

Необходимо отметить, что нет единой технологии для оказания психологической помощи детям, подвергшимся насилию. К психологическим методам работы с детьми, подвергшимися насилию, относятся: клиент-центрированная терапия, игровая терапия, песочная терапия, серийное рисование, а также использование сказок и историй. Каждый из этих методов имеет свои плюсы и может использоваться специалистом в работе с детьми.

Выводы. В заключение можно сказать, что жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза его жизни или даже смерть.

Вероятность того, что один из членов семьи станет применять насилие в отношении другого зависит от множества факторов. Насилие в семье возникает по множеству причин и разными путями, проявляясь в самых разнообразных действиях.

Невозможно в полной мере понять причину насилия в семье и главное помочь пострадавшему человеку, рассматривая его вне многообразия отношений и связей, которые он имеет со своей семьёй и окружающей его действительностью вообще, работая с насилием лишь как с повторяющимися случайностями, забывая, что насилие системно, встроено и закреплено в семейной системе. Следовательно, поскольку насилие феномен системный, то к его профилактике, диагностике и терапии должны разрабатываться и применятся системные подходы.

Рекомендации:

1. При случаях когда, дети, подвергшиеся насилию или те дети, чьи родители подозревались в жестоком обращении по отношению к ним, по истечению времени, передаются из центров обратно в семьи, специалисты социальной работы должны в обязательном порядке осуществлять патронажный контроль в такие семьи, следить за ситуацией, иметь постоянный контакт с ребенком. Построить с ребенком

доверительные отношения, для того, чтобы он мог в любое время прийти и откровенно все рассказать, в случае необходимости.

2. Воспитание детей - это очень сложный, трудоемкий, требующий больших усилий и вложений, процесс. Немногие люди могут дать правильное воспитание своим детям. Родители очень часто, в силу своей слабости (в плане психологической, педагогической компетентности), воспитывают детей посредствам физических наказаний, причем, не зная в этом меры. С одной стороны это и является насилием, с другой подобное воспитание формирует у детей неверное представление о воспитании и взаимоотношениях между родителями и детьми. Как правило, дети, переносят модель своего воспитания в свою семью и чаще более жестко, чем их родители. Каждая мать, на мой взгляд, должна знать основы педагогики, психологии и возрастную психологию, чтобы знать как вести себя по отношению к ребенку на каждом этапе его развития. Для этого необходимо ввести в школьную программу старших классов такие дисциплины как педагогика, психология, возрастная психология и требовать с учеников знаний этих дисциплин в полном объеме.

3. Большое значение имеет такой момент как информированность, дети должны знать о свих правах, о том кто и где должен содействовать в их исполнении, и куда обратиться в случае нарушения их прав родителями. Для этого необходимо, чтобы в начальных классах школ проводились мероприятия, открытые уроки, утренники и беседы, посвященные этой теме.

4. Желательно по больше внимание на эту проблему со стороны СМИ. Чтобы проводились просветительские, нравоучительные, способные затронуть умы и души, передачи, публикации, направленные на предупреждение и решение проблемы семейного насилия над детьми, а не на повышения рейтинга какого-либо канала или какой-либо газеты.

5. Повысить эффективность деятельности правоохранительных органов.

Литература:

1. Кабардиева Ф.А., Пицхелаури Э.М. Актуальные проблемы суицидального поведения./В сборнике: Педагогика и психология: проблемы и перспективы Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Р.М. Рамазановой, Э.М. Пицхелаури, Б.А. Шихамировой. 2016. С. 158-162.

2. Клиническая психология в социальной работе / Т.Г.Горячева, Б.А. Маршин, А.С.Султанова; под ред. Б.А. Маршина. - М.: Академия, 2012.

3. Махаева Г.М., Пицхелаури Э.М. Школа как фактор педагогического воздействия на процесс воспитания лидерских качеств подростков./ Известия Дагестанского государственного педагогического университета./ Психолого-педагогические науки. 2014. № 2 (27). С. 60-66.

4. Мильшин А.О. Социальные аспекты профилактики насилия в семье // Сервис Plus. - 2012. - №4. - C. 14 - 19. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=15341198

5. Насилие и социальные изменения / под ред. М.М.Пискаковой, А.М. Синельникова - М.: Литограф, 2012.

6. Пицхелаури Э.М., Атаева Д.З., Кабардиева Ф.А. Организация социально-педагогической помощи детям с посттравматическими стрессовыми расстройствами. / В сборнике: 100 лет профессиональному педагогическому образованию в Дагестане: перспективы развития Материалы научно-практической конференции. В 5-ти частях. Ответственные редакторы А.А. Цахаева, М.М. Асильдерова, Б.Б. Джамалова. 2017. С. 72-80.

7. Пицхелаури Э.М., Г Марта.М. О содержании социально-педагогической работы с семьей. / Izvestia dagestan государственного педагогического университета. Хэл-педагогической науки. 2014. № 3 (28). с. 73-77.

8. Пицхелаури Э.М. Компетентный подход при подготовки специалистов. / В зануда: Развитие правового сознания в образовательное пространстве. Материалы научно-практической Международной конференции. 2014. с. 114-119.

9. Пицхелаури Э.М., Куршиева Б.М.. Профессиональное самоопределение студентов в системе высшего педагогического образования. / Психология обучения. 2016. № 1. С. 68-72.

10. Пицхелаури Э.М. Особенности организации социально-педагогической работы с многодетной семьей. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Дагестанский государственный педагогический университет. Махачкала, 2007.

11. Пицхелаури Э.М., Оздеаджиева Т.М., Кабардиева Ф.А. Роль социального работника в социально-психологическом сопровождении молодой семьи / Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-3. с. 180-185.

12. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы / В.Е. Христенко.- Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Педагогика

УДК 37.015.31

учитель начальных классов Аширова Елена Павловна

ОАНО «Новая Школа» (г. Москва);

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики

начального образования и художественного развития ребенка Денисова Анна Алексеевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается значимость и некоторые пути формирования эмоциональной компетентности будущих учителей начальных классов как фактора готовности молодого педагога к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая деятельность, готовность к профессиональной педагогической деятельности, педагогичная компетентность, эмоциональная компетентность педагога, эмоциональный интеллект.

Annotation. The article considers the significance and some ways of forming emotional competence of future teachers of primary classes as a factor of the young teacher's readiness for professional activity.

Keywords: professional pedagogical activity, readiness for professional pedagogical activity, pedagogical competence, emotional competence of the teacher, emotional intelligence.

Введение. Вопрос готовности учителя к осуществлению профессиональной деятельности систематически возникает в науке и практике. Для того, чтобы понять насколько педагог готов к выполнению своих профессиональных обязанностей необходимо очертить некоторый круг знаний, умений, способностей, компетенций и личностных качеств, необходимых для организации педагогического процесса.

Говоря об уровне квалификации и профессионализме педагога принято использовать термин педагогическая компетентность под которым обычно понимается интегральная характеристика личности учителя, включающая систему профессионально значимых качеств необходимых для достижения достаточно высокого уровня педагогического труда [1]. Однако, единого представления о том, какие качества личности должны быть включены в эту совокупность нет ни у отечественных, ни у зарубежных ученых.

Изложение основного материала статьи. Ряд исследователей (Е.В. Журавлев, С.Б. Елканов, В.М. Мандыкану, Т.М. Новикова) в качестве основных условий, определяющих уровень профессионализма учителя, выделяют социальную и профессиональную направленность личности, педагогические способности и культуру мышления [1].

Другие авторы (Н.В. Кузьмина [2], В.А. Сластенин [3] и др.) говоря о структуре педагогической компетентности прежде всего называют педагогическую рефлексию; эмоциональную устойчивость; учет индивидуальных особенностей, склонностей, характера педагога; положительное отношение к труду.

По мнению А.К. Марковой [4] и Л.М. Митиной [5] профессиональная компетентность предполагает совокупность трех сторон: педагогической деятельности, педагогического общения, личности педагога.

Требования к уровню подготовки учителя зафиксированы в профессиональном стандарте педагога [6]. Среди необходимых педагогу компетенций указаны следующие: умение общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; умение развивать эмоционально-ценностную сферу ребенка; умение выстраивать взаимоотношения (сотрудничать) со всеми субъектами образовательного процесса.

Основываясь на сказанном выше, можно сделать вывод о том, что общество, государство и сама по себе педагогическая деятельность предъявляет к учителю как специалисту достаточно высокий уровень требований. При этом следует помнить о том, что профессиональное становление учителя, формирование и развитие его профессиональной позиции и самосознания непрерывно происходит на протяжении всей его педагогической деятельности. Перечисленные выше качества, способности и умения формируются далеко не сразу, а совершенствуются и развиваются длительное время.

Однако, от молодого специалиста уже с первых дней требуется полное погружение в педагогический процесс, решение всех необходимых профессиональных задач. Начало профессиональной деятельности для молодых учителей часто связано с высоким уровнем стресса, неизбежным столкновением с рядом трудностей, среди которых принято выделять: проблемы, обусловленные психолого-методической некомпетентностью; проблемы, вызванные неготовностью решать воспитательные задачи; проблемы, в основе которых лежит коммуникативная некомпетентность; проблемы, обусловленные личностными особенностями учителя и социальные проблемы [7].

По данным исследования И.В. Коноваловой [8] на первом месте (отметили 68% респондентов) у молодых специалистов стоит проблема выстраивания взаимоотношений с учащимися, нарушающими дисциплину; следующей по значимости (38%) стала проблема, связанная с неспособностью быстро ориентироваться в меняющейся ситуации; так же были названы трудности во взаимоотношениях с родителями (11%) и администрацией школы (10%).

Н.Б. Москвина отмечает ряд качеств, формирующихся у молодого учителя, среди которых низкая коммуникабельность, высокий фактор агрессии и низкий доброжелательности, тревожность, напряженность, раздражительность, сухость, внутренняя неуверенность, снижение творческих способностей, консерватизм, конфликтность, закрепленность ролевой маски и др. [9].

Проведенный нами в 2018 году опрос студентов 3 и 4 курсов РГПУ им. А.И. Герцена, в котором участвовало 32 респондента, показал, что некоторые из этих проблем актуальны и для студентов, проходящих педагогическую практику. Выяснилось, что большая часть обучающихся (60%) испытывают некоторое беспокойство и тревогу, связанную с началом профессиональной деятельности; многие из них (25%) переживают, что не смогут справиться с профессиональными задачами. Наиболее типичными оказались следующие комментарии: «Я чувствовал(а) сильное волнение и тревогу в процессе практики. Это мешало мне проводить уроки», «Я очень расстроился (-лась) из-за того, что не все на уроке получилось так, как хотелось бы», «Периодически было сложно совладать с собственными эмоциями», «Часто казалось, что я теряю контроль над ситуацией» [10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.