Научная статья на тему 'Теоретико-методические основы профилактики сексуального насилия над детьми'

Теоретико-методические основы профилактики сексуального насилия над детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ / ГЕНДЕРНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / СРЕДОВОЙ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Повшедная Фаина Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Трушина Юлдус Хабибовна

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества сексуальному насилию над детьми. В ней раскрываются основы профилактики жестокости по отношению к детям, определены методологические подходы построения эффективной системы профилактики сексуального насилия над детьми: полимодальность, гендерность, междисциплинарность, средовой, культурологический и системный подходы. В статье выделены основные направления создания системы превентивной социально-психолого-педагогической работы с детьми и их родителями в целях минимизации факторов, которые могут привести к криминальным ситуациям сексуального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Повшедная Фаина Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Трушина Юлдус Хабибовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF PREVENTION OF SEXUAL ABUSE AMONG CHILDREN

The article is devoted to the actual problem of modern society-prevention of sexual abuse among children. It reveals the major theoretical approaches and methodological bases of establishing an effective system for the prevention of sexual cruelty to children: polimodal′nost′, genderness, interdisciplinary, environmental, cultural and system approaches. The article highlights the main areas of preventive socio-psycho-pedagogical work with children and their parents in order to minimize the factors that can lead to criminal situations of a sexual nature.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические основы профилактики сексуального насилия над детьми»

УДК 37.013.2

Ф.В.ПОВШЕДНАЯ, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К Минина, e-mail:povshedfv@ yandex.ru

И.В.ЛЕБЕДЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К. Минина, e-mail:lebedeva06.08@yandex.ru

Ю.Х.ТРУШИНА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина, e-mail:trushina-albina@yandex.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ

F.V. Povshednaya, I.V. Lebedeva, Y.H.Trushina

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF PREVENTION OF SEXUAL ABUSE AMONG CHILDREN

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - сексуальному насилию над детьми. В ней раскрываются основы профилактики жестокости по отношению к детям, определены методологические подходы построения эффективной системы профилактики сексуального насилия над детьми: полимодальность, гендерность, междисциплинарность, средовой, культурологический и системный подходы. В статье выделены основные направления создания системы превентивной социально-психолого-педагогической работы с детьми и их родителями в целях минимизации факторов, которые могут привести к криминальным ситуациям сексуального характера.

Ключевые слова: профилактика, сексуальное насилие, полимодальность, гендерность, междисциплинарность, средовой, культурологический, системный подход, социально-психолого-педагогическая работа

The article is devoted to the actual problem of modern society-prevention of sexual abuse among children. It reveals the major theoretical approaches and methodological bases of establishing an effective system for the prevention of sexual cruelty to children: polimodal'nost', genderness, interdisciplinary, environmental, cultural and system approaches. The article highlights the main areas of preventive socio-psycho-pedagogical work with children and their parents in order to minimize the factors that can lead to criminal situations of a sexual nature.

Keywords: prevention, sexual violence, polimodal'nost', genderness, interdisciplinary, environmental, cultural and system approach,. socio-psycho-pedagogical work

Проблема сексуального насилия детей существует во всех странах мира, она не нова, и ею занимаются исследователи разных областей науки и практики: психологии, педагогики, социологии, медицины, права, религии. Причины сексуальной деструктивности отношений в детской и молодежной среде, а также сексуального насилия по отношению к детям со стороны взрослых многофакторны. Принято считать, что к общим социально-психологическим причинам детского насилия относится прежде всего социальная практика, распространенная в обществе, а также отношение к проблеме насилия над детьми в семейных отношениях (например, убеждение в том, что физические наказания являются эффективным способом воспитания детей). Понятно, что для каждого определенного культурно-исторического этапа характерны традиционные концепции профилактики сексуального насилия над детьми. Отличительной особенностью российского менталитета, по мнению специалистов, является терпимое отношение к насилию и жестокому обращению в целом. Так, К.А. Абульханова, рассматривая исторические и современные особенности российского менталитета, отмечает, что именно христианский культ страдания и терпения является ключевым для характера русского народа [1]. Как отмечает Е.Н.Волкова, ребенок, подвергшийся физическому насилию, укрепляется во мнении, что близкие люди могут

проявлять свою любовь тем, что бьют; у самого ребенка появляется право бить других, что физическое насилие - действенный метод достижения поставленной цели [2].Отсюда следует вывод, что острота самой проблемы насилия над детьми, как на уровне обыденного сознания, так и среди специалистов высока. Отрицание того, что жестокое обращение с детьми случается слишком часто в нашем обществе, или отрицание того, что эта проблема является серьезной, приводит к серьезным последствиям. Это означает, что вмешательство, предотвращение и терапевтическая помощь детям, подвергшимся физическому насилию, должны иметь поддержку и средства для противостояния. Естественно, что развитая и целостная система защиты детей от насилия позволит нивелировать или даже искоренить многие из негативных факторов социальной жизни детей. Напротив, слабость этой системы, отсутствие тех или иных ее элементов может не только не способствовать защите детей, но и выступать своеобразным фактором насилия по отношении к ним. Так, например, рост количества учреждений закрытого типа для детей (куда можно отнести, интернатные учреждения, приюты, колонии для несовершеннолетних преступников и правонарушителей, специализированные закрытые школы) сам по себе не гарантирует максимально благоприятных условий для развития детей, попавших в трудную или особую жизненную ситуацию. Принудительная социальная изоляция, характеризующаяся различными ограничениями прав ребенка, ограничениями свободы выбора и действия, вызывает у детей различной глубины и силы переживания, накладывая отпечаток на развитие системы отношений к самому себе, к миру, к другим людям. Известно, что культ насилия является сильно выраженной тенденцией отношений детей друг с другом, а порой и в отношениях между детьми и взрослыми в закрытых учреждениях. В условиях современного социума теоретико-методические основы и практические механизмы помощи детям, подвергшимся сексуальному насилию или находящимся в опасном положении, требуют совершенствования. Оптимальное решение данной проблемы в современном обществе должна предусмотреть система профилактической работы, способная эффективно влиять на перманентно возникающие новые факторы и проявления сексуального насилия в детской среде.

В силу этого осмысление и интеграция существующих научных подходов и идей по проблеме профилактики сексуального насилия в детской среде в контексте современной социальной ситуации представляется актуальной и общественно назревшей. Проведенный анализ теоретико-методологических оснований и социально-педагогической практики позволяет выделить следующие подходы к реализации первичной профилактики сексуального насилия над детьми:

- полимодальный подход в профилактической деятельности, который предусматривает активизацию восприятия жизни и себя в ней несовершеннолетними, способствует формированию у них целостной системы представлений о себе, об окружающей социальной действительности, степени ее виктимогенности, представляющей разного рода риски для собственной жизнедеятельности в ней, в том числе в вопросах сексуального насилия и способов его предотвращения; данный подход обращает внимание специалистов, родителей на определение наличия насилия к детям по совокупности внешних признаков жертв насилия (поведение, внешний вид и т.д.) [ 3].

- гендерный подход, который в целях обеспечения эффективной системы профилактической деятельности предусматривает направления работы, как общие для всех детей без учета поло-ролевых различий, так и отдельные для девочек и мальчиков. Такой подход позволяет гибко, с учетом поло-ролевых особенностей дать им знания о сексуальной норме и отклонениях, сексуальной культуре мальчиков и девочек, что является важным этапом первичной профилактики сексуального поведения детей;

- междисциплинарный подход как возможность комплексного изучения, научного осмысления проблемы сексуального насилия несовершеннолетних, разработку и реализацию модели его профилактики учеными и специалистами различного профиля (медицинских

работников, психологов, педагогов, социальных работников, правоведов и др.) на основе сетевого взаимодействия;

- средовой подход, который позволяет в системе деятельности по профилактике сексуального насилия несовершеннолетних четко выделить, оформить границы социального пространства, способного оказать на подрастающее поколение позитивное воспитательное воздействие в этом направлении, активизировать его педагогический потенциал, учитывать факторы, провоцирующие сексуальное насилие в среде несовершеннолетних, и нивелировать их влияние;

- целостный подход как системообразующий принцип любого научного построения деятельности, который обеспечивает действенную взаимосвязь элементов системы и придает ей завершенность и устойчивость;

- культурологический подход, рассматривающий сексуальную культуру как часть общей (цивилизационной) и этнической культуры; он позволяет организовать профилактическую работу на основе историко-культурного анализа сексуальной культуры разных народов;

- системный подход, который способствует четкой интеграции целевого, содержательного, мотивационного, технологического и результативно-оценочного компонентов процесса профилактики сексуального насилия несовершеннолетних;

- компетентностный подход, который напрямую связан с проблемой подготовки грамотных специалистов, способных на высоком профессиональном уровне не только организовать профилактическую работу, но и стать активными участниками процесса.

Стоит отметить, что в данном контексте важными выступают принципы персонификации процесса профилактики сексуального насилия в детско-молодежной среде и создания воспитывающей среды. Проведенные исследования в области профилактики деструктивного поведения подрастающего поколения, в том числе и сексуального характера, доказали, что качество социального пространства обусловливает и расширяет возможности достижения оптимальных результатов в этом процессе.

Ввиду того, что феномен сексуального поведения (как в норме, так и в отклонении) обусловлен внешними (социальными условиями) и внутренними (индивидуальными особенностями и возрастными доминантами развития) факторами, профилактика сексуального насилия в среде несовершеннолетних предусматривает организацию специальной социально-педагогической деятельности по следующим направлениям:

- работа с детьми по формированию у них сексуальной культуры как составляющей их социального взросления;

- работа с родителями, которая предполагает их просвещение по вопросам сексуального воспитания детей и культуры сексуальных отношений;

- создание единства сетевого взаимодействия субъектов социально-педагогического пространства (учреждений, организаций и специалистов, работающих в них), дифференциация их ролей и содержания деятельности по профилактике сексуального насилия;

- минимизация влияния социальных факторов, провоцирующих сексуальное насилие в детской среде, создание возможностей для удовлетворения разносторонних «здоровых» потребностей детей и молодежи в социуме;

- подготовка студентов - будущих специалистов к профилактической и реабилитационной работе с детьми, связанной с сексуальным насилием через внедрение в образовательный процесс спецкурсов, проектов, организацию научно-исследовательской деятельности, различных видов практики;

- формирование профессиональной компетентности работающих специалистов (социальных педагогов, социальных работников, практических психологов, педагогов образовательных учреждений и т.д.) через организацию на базе университета научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.д.

Известно, что профилактическая деятельность по защите детей от сексуального насилия должна осуществляться на основе соблюдения принципов конфиденциальности; адресной помощи детям; взаимной доверительности между детьми и специалистами, детьми и родителями; защиты чести и достоинства ребенка; сотрудничества с органами социальной защиты, органами внутренних дел (в случае наличия угрозы сексуального насилия по отношению к конкретному ребенку). Их реализация предполагает создание таких форм помощи, как анонимные консультационные центры и телефоны доверия, к деятельности которых привлекаются специалисты различного профиля (социальные педагоги, психологи, медицинские работники, юристы и др.).

Следует отметить, что профилактика сексуального насилия несовершеннолетних реализуется в контексте положений государственных документов: Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Закона об образовании в РФ, Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральной целевой программы «Дети России» и др. В опоре на данные документы при создании прочной системы профилактики сексуального насилия над детьми следует учитывать:

- специфику сложившейся социальной ситуации развития ребенка в стране, регионе, а также наличие факторов, провоцирующих сексуальное насилие в общественной и детско-родительской среде;

- проявление в стране, в регионе общей мировой тенденции роста числа сексуальных насилий несовершеннолетних;

- уровень разработанности научных и методических основ работы по первичной профилактике сексуального насилия несовершеннолетних;

- недостатки в системе практической деятельности учреждений, организаций, а также специалистов, работающих в них, по первичной профилактике сексуального насилия в детской среде.

При построении системы первичной профилактики сексуального насилия детей требуется участие как управленческих структур, так и специалистов сферы социальной защиты, работников образовательных, медицинских учреждений, правоохранительных органов, родителей и т.д. Этот процесс предполагает прохождение следующих этапов:

1) изучение и анализ соответствующей литературы и опыта работы в этом направлении;

2) мониторинг состояния проблемы в регионе на основе использования различных методик (анализ статистических материалов, анкетирование детей, молодежи, родителей, специалистов различного профиля, деятельность которых связана с детьми, семьями группы риска, собеседование т.д.);

2) подготовку экспертно-аналитических материалов;

3) обсуждение проблемы сексуального насилия детей со специалистами министерства образования, социальной защиты детей, органов внутренних дел, уполномоченным представителем президента в регионе по правам детей, педагогами образовательных учреждений, специалистами медицинских учреждений, студентами - будущими специалистами и т.д. в целях первоначального определения путей решения проблем, связанных с проявлениями сексуального насилия несовершеннолетних, выявление участников (партнеров), ответственных за определенные участки профилактической деятельности;

4) создание модели деятельности учреждений и организаций в конкретном (экспериментальном) социуме региона по профилактике сексуального насилия несовершеннолетних;

5) подготовку участников (партнеров), в том числе студентов к деятельности по предупреждению сексуального насилия;

6) подготовку научных работ, методических рекомендаций и пособий по данной проблеме. В качестве ожидаемых результатов данной работы на основе разработанных критериев предусматриваются:

- повышение уровня сексуальной культуры несовершеннолетних;

- развитие ответственности родителей за создание условий в семье для нормального сексуального развития детей, их защиту от сексуального насилия;

- совершенствование уровня гражданской ответственности специалистов по работе с детьми и молодежью;

- развитие социальной среды, в которой минимизированы факторы, провоцирующие сексуальное насилие, и созданы условия для организации личностно-смысловых позитивных развивающих видов деятельности;

- построение духовно и физически «здоровых отношений» между мальчиками и девочками, соответствующих понятию «сексуальная норма».

ЛИТЕРАТУРА

1.Абульханова, К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения / К.А. Абульханова // Психологический журнал. - 1999. - №5. - С.11

2.Волкова, Е.Н. Психологические и социальные последствия насилия над детьми / Е.Н. Волкова // Система защиты детей от насилия: достижения и задачи развития(18-19 ноября 2010г.): материалы Х международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2010. - С.45

3.http://www.vashpsixolog.ru/preventive-work-of-a-psychologist-in-the-school/128-prevention-of-domestic-violence/432-sexual-violence-against-children

© Повшедная Ф.В., Лебедева И.В., Трушина Ю.Х., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.