Научная статья на тему 'О психологической помощи детям - жертвам сексуального насилия'

О психологической помощи детям - жертвам сексуального насилия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3406
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕРТВЫ НАСИЛИЯ / SEXUAL VIOLENCE / PSYCHOLOGICAL COUNSELING / PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE / VIRTUAL SEXUAL ABUSE / POST-TRAUMATIC STRESS / CHILD VICTIMS OF VIOLENCE / СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНОЕ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бадмаева Наталья Цыденовна, Миронова Татьяна Львовна, Тудупова Туяна Цибановна

В статье рассматриваются проблема насилия, в том числе виртуального сексуального насилия над детьми, вопросы оказания им психологической помощи. В постмодернистском обществе эта проблема связана с использованием интернета; виртуальное сексуальное насилие над детьми, осуществляемое посредством Всемирной паутины, способствует формированию у детей асоциального поведения, дезинтеграции идентичности, нарушению психосексуального развития, агрессивности, возникновению негативных психических состояний: тревожности, депрессивности, раздражительности, страхов, чувства вины, стыда. В работе раскрываются вопросы предупреждения такого рода насилия над детьми, отмечается важность осуществления нравственного и сексуального воспитания, направленного на профилактику нездорового интереса к негативной информации. Отмечается важность развития у родителей и самого ребенка ответственности в выборе информации в интернете. Подчеркивается необходимость решения вопросов информационной безопасности детей на государственном уровне, внедрения специальных программ просвещения, психологического консультирования и реабилитации детей жертв насилия и жестокого обращения в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бадмаева Наталья Цыденовна, Миронова Татьяна Львовна, Тудупова Туяна Цибановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Psychological Assistance to Child Victims of Sexsual Violence

The article deals with the problems of violence, including virtual child sexual abuse, the ways of psychological assistance to the victims of violence. In postmodern society there is a problem of Internet use, in particular, virtual child sexual abuse perpetrated by the World Wide Web, which contributes to formation of child antisocial behavior, identity disintegration, disruption of psychosexual development, aggressiveness, negative mental states anxiety, depression, irritability, fear, guilt, shame. We underline the importance of moral and sexual education aimed at preventing an unhealthy interest to negative information, responsibility of parents and children for selecting information on the Internet. There is a need to address the issues of child information security at the governmental level by introduction of special educational programs, psychological assistance and rehabilitation of child victims of violence and family abuse.

Текст научной работы на тему «О психологической помощи детям - жертвам сексуального насилия»

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК 316.6+616.89

doi: 10.18101/1994-0866-2017-4-99-104

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ — ЖЕРТВАМ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

© Бадмаева Наталья Цыденовна

кандидат психологических наук, старший преподаватель, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: badmaeva@gmail.com

© Миронова Татьяна Львовна доктор психологических наук, профессор, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: kafedra_osp_bsu@mail.ru

© Тудупова Туяна Цибановна

кандидат психологических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: kafedra_osp_bsu@mail.ru

В статье рассматриваются проблема насилия, в том числе виртуального сексуального насилия над детьми, вопросы оказания им психологической помощи. В постмодернистском обществе эта проблема связана с использованием интернета; виртуальное сексуальное насилие над детьми, осуществляемое посредством Всемирной паутины, способствует формированию у детей асоциального поведения, дезинтеграции идентичности, нарушению психосексуального развития, агрессивности, возникновению негативных психических состояний: тревожности, депрессивности, раздражительности, страхов, чувства вины, стыда. В работе раскрываются вопросы предупреждения такого рода насилия над детьми, отмечается важность осуществления нравственного и сексуального воспитания, направленного на профилактику нездорового интереса к негативной информации. Отмечается важность развития у родителей и самого ребенка ответственности в выборе информации в интернете. Подчеркивается необходимость решения вопросов информационной безопасности детей на государственном уровне, внедрения специальных программ просвещения, психологического консультирования и реабилитации детей — жертв насилия и жестокого обращения в семье.

Ключевые слова: сексуальное насилие; психологическая помощь; психологическая реабилитация; виртуальное сексуальное насилие; посттравматический стресс; дети — жертвы насилия.

Детская психика особенно чувствительна к психической травме. Дети даже по рассказам других людей могут создавать у себя в воображении виртуальные травматиче-

ские картинки, которые почти также сильно воздействуют на них, как и реальные события. Под воздействием избыточных и эмоционально значимых тяжелых событий в жизни ребенка возникает посттравматическое стрессовое расстройство, приводящее к стойким нарушениям его здоровья и общего развития.

Поэтому так необходима безотлагательная психологическая и психотерапевтическая помощь всем детям — жертвам насилия и детям, пострадавшим в результате жестокого обращения в семье, а также в результате стихийных катастроф, войн, террористических актов и т. п. Без соответствующих психокоррекционных мероприятий стрессовое расстройство может с большой вероятностью перейти в хроническую стадию. Посттравматическое расстройство у детей проявляется на физиологическом, эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях, а также зависит от возраста ребенка.

Дети переживают стресс в виде острого или длительного состояния психофизического и эмоционального напряжения, о чем они сами рассказать не могут. Поэтому часто такие состояния не распознают и не обращают на них внимание. А сам ребенок не в состоянии справиться со своими чувствами и переживаниями и поэтому проявляет свои трудности через поведение. Это могут быть повышенная конфликтность, нежелание идти в школу, снижение интереса к общению, упрямство, потеря аппетита, нарушения сна и т. д.

Психологи [1; 3] выделяют три основные стадии развития посттравматического стресса: острая стадия — от момента травмирующего события до 6 недель; хроническая стадия — от 6 недель до 6 месяцев; отсроченная стадия — от 6 месяцев до нескольких лет. Каждая стадия имеет свой набор симптомов. В соответствии с каждой стадией посттравматического периода необходимо использовать разные способы организации коррекционной и психореабилитационной работы. Например, одной из эффективных техник, рекомендуемых в острой стадии посттравматического стресса, является техника групповой работы — дебрифинг, помогающая осознать пострадавшему собственные действия в экстремальной ситуации и уменьшить тем самым переживаемые психологические страдания.

Характерно, что родители пострадавшего ребенка склонны недооценивать необходимость психологической помощи, часто идут за помощью не к психологам, а к врачам. Также большинство родителей плохо себе представляет возрастные особенности своих детей. Поэтому оказание практической помощи детям и родителям возможно в трех основных направлениях: психокоррекционная и психореабилитационная работа с детьми, проведение совместных детско-родительских психологических тренингов, пролонгированная работа с детьми и родителями.

К сожалению, в последнее время мы вынуждены все чаще обращаться к проблеме сексуального насилия над детьми. Практика индивидуальных психологических консультаций доказывает необходимость привлечения внимания широкой общественности к этой замалчиваемой теме. Насилие в семье — это социальное явление, которое наблюдается во всех слоях общества независимо от социального положения и уровня жизни.

Конечно, все знают, что существуют дети, подвергшиеся сексуальному насилию. И это вовсе не отдельные случаи, какие-то исключения из правил. Это явление имеет конкретные социальные масштабы. Известно, что в США сексуальное насилие над детьми представляет такую же большую опасность для здоровья детей, как серьезное заболевание и несчастные случаи. Каждая 10-я американская женщина сообщает о

случаях инцеста. Похожие масштабы этого явления в ФРГ называют и немецкие ученые [6].

При анонимном анкетировании старшеклассников школ г. Улан-Удэ на вопрос, подвергались ли они сексуальному насилию, отвечают положительно 3-4 % опрошенных детей. Все это говорит о том, что надо изучать эту проблему более углубленно. Что испытывают эти дети? Что они знают о насильниках? Как помочь ребенку, если произошло сексуальное насилие? Каковы возможности профилактической работы? Оказание помощи детям—жертвам сексуального насилия имеет специфические трудности. Известно, что насильниками чаще бывают старшие родственники этих детей: отцы, отчимы, братья. Ребенок часто не понимает, что с ним происходит, или его заставляют молчать об «этом» путем угроз и принуждения.

Молчание об этой проблеме должно быть прервано через корректную информацию. Социальные работники, педагоги, воспитатели должны быть информированы о косвенных признаках совершаемого сексуального насилия и принимать меры к его прекращению. Целью психологической помощи таким детям является преодоление чувства беспомощности, стыда и смущения, которые могут привести к сильным и необъяснимым реакциям.

Рассмотрим вопросы виртуального сексуального насилия над детьми. К. Скин-нер [7] отмечает, что перед обществом остро встала проблема, связанная с использованием интернета, а именно осуществляемое Всемирной паутиной виртуальное сексуальное насилие над детьми, что, в свою очередь, влечет развитие у них порнографической аддикции. В XXI в. интенсивно развиваются информационные технологии, с помощью массовой коммуникации происходит распространение социальных установок, моральных и правовых норм, устремлений различных слоев общества [5, с. 27].

Одной из важных характеристик общества постмодерна, по мнению Я. И. Гилин-ского, является «Виртуализация жизнедеятельности». Наши современники живут в реальном и киберпространстве; они не представляют свое существование без интернета, мобильников, смартфонов и прочих 1Т. Как одно из следствий этого, пишет автор, — киберпреступность и кибердевиантность. «Виртуальный мир необъятен и легко доступен — не вставая с привычного кресла. Интернет предоставляет невиданные и немыслимые ранее возможности. Но он коварен, он затягивает вплоть до интернет-зависимости как заболевания» [2, с. 89].

Посредством СМИ, в том числе и интернета, осуществляется связь между партнерами. Партнерами по общению в массовой коммуникации являются большие группы людей, как со стороны коммуникатора (организатора коммуникативного процесса), так и со стороны аудитории. В интернет-аудиторию включены не только взрослые, но и дети.

Использование интернета имеет не только положительное значение, но и отрицательное, так как нежелательная информация, получаемая детьми из этого источника, негативно влияет на психическое развитие. К сожалению, страницы многочисленных порносайтов становятся доступными для детей. Размещенная на сайте порнопродукция оказывает психотравмирующее воздействие на незрелую психику ребенка. У детей могут возникать негативные состояния, посттравматический стресс, страхи и опасения, чувство вины, стыда, нарушения поведения, протест против аморальной информации, агрессивные тенденции. Виртуальное сексуальное насилие может приводить к формированию у детей асоциального поведения, дезинтеграции идентичности, нарушению психосексуального развития. Интернет-знакомства иногда заканчиваются

встречей с преступниками в реальной жизни. Так, отмечались случаи, когда во время таких встреч совершались преступные сексуальные действия.

Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева выделяют внутренние (психологические) и внешние (социальные) факторы риска, обусловливающие виртуальное сексуальное насилие над детьми. К первым относятся индивидуально-психологические особенности личности, возраст ребенка. Возрастной особенностью детей является их любознательность, детерминирующая поисковую активность и заинтересованность в исследовании интернета. Дети могут случайно «набрести» на сайты, пропагандирующие виртуальный секс, являющийся своего рода одним из компонентов виртуального мира. Как известно, во Всемирной паутине осуществляется пропаганда употребления наркотиков, проституции, сексуальных девиаций, в том числе гомосексуализма, лесбиянства, педофилии и т. д. «Всемирная паутина является зоной максимального благоприятствования для совершения виртуальных развратных действий по отношению к детям как самой распространенной формы сексуального насилия [4, с. 214].

Психологическим фактором риска виртуального сексуального насилия над детьми являются и возрастные психологические особенности несовершеннолетних детей, особенно более младших: неспособность осуществлять прогнозирование своих действий, недостаточный уровень анализа ситуации, происходящих событий, доверчивое и открытое отношение к миру, а также отсутствие жизненного опыта, осведомленности относительно вопросов сексуальности.

К социальным факторам риска возникновения виртуального сексуального насилия над детьми относятся чрезмерная сексуализация средств массовой информации, реклама товаров потребления специфического характера, неподготовленность родителей к осуществлению полового воспитания, в силу чего родители не хотят заниматься обсуждением интересующих детей вопросов на сексуальную тематику, неконструктивные стили родительско-детских отношений, например такие, как гипоопека или гиперопека.

Сложная социально-экономическая обстановка в России приводит к тому, что родители вынуждены зарабатывать на жизнь семьи за счет чрезмерной загруженности на работе, что, в свою очередь, способствует ослаблению контроля за детьми. А дети, предоставленные самим себе, часто сидят на сайтах с названием «Виртуальный секс» и других подобных сайтах. Семья должна выполнять следующие функции: репродуктивную; воспитательную; экономическо-материальную; функции организации досуга, а также социального контроля. В настоящее время семье трудно гармонично осуществлять все эти функции. Большие усилия родителей направлены на поддержание экономическо-материального, хозяйственно-бытового состояния семьи в ущерб воспитательной функции и социального контроля. Родители должны помнить, что они формируют личность ребенка и несут ответственность перед обществом за его поведение.

Последствия виртуального сексуального насилия зависят от характера сексуального контакта, его продолжительности и особенностей психики ребенка. Соблазненные интернетом дети могут быть вовлечены в различные сексуальные взаимодействия. Так, у девочек проявляется склонность к крайним сексуальным проявлениям; смешанной или навязчивой мастурбации, сексуального интереса к взрослым. Нездоровый интерес девочки к виртуальному сексу может впоследствии приводить к ранней половой жизни, к ранней беременности и материнству, аборту, что существенно подрывает ее здоровье, а также приводит к социальной дезадаптации.

Сексуальные психотравмы, полученные в детском возрасте, ведут к нарушению потребностно-мотивационной сферы, поведенческим расстройствам, неадекватным поведенческим паттернам личности, возникновению затруднений в установлении межличностных отношений с другими людьми, эмоциональной холодности, безучастности, недоразвитию эмпатии. Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева считают, что воздействие виртуального секса на завершающей стадии развития сексуальности может приводить к личностным расстройствам, возникновению регрессивных форм поведения, деперсонализации, дереализации, нарушению половой идентичности [4, с. 215].

В настоящее время российское законодательство не обеспечивает безопасность детей в Сети. За виртуальное сексуальное насилие в России виновные не привлекаются к уголовной ответственности. По нашему мнению, учитывая негативные последствия данного рода насилия на формирование психики, сознания, поведения подрастающего поколения, следует на государственном уровне проводить соответствующую работу, защищающую детей от сексуального, в том числе виртуального насилия.

Важной задачей социально-психологической работы является предупреждение такого насилия над детьми. Семье, школе следует обращать особое внимание на нравственное и сексуальное воспитание, направленное на профилактику нездорового интереса ребенка к порнопродукции. Важно развивать у ребенка ответственное отношение к выбору информации в интернете. С родительской общественностью необходимо осуществлять просветительскую работу, направленную на повышение ее компетентности в вопросах информационной безопасности детей.

Здоровая семья является важным условием социализации ребенка, формирования его личности. Если в семье есть доверие, то ребенок может говорить с родителями о своих сокровенных желаниях, мыслях, представлениях, интересе к лицам противоположного пола. Поэтому одним из важнейших средств по профилактике виртуального или реального насилия являются доверительные отношения родителей с ребенком.

В последние годы созданы эффективные методики работы с жертвами насилия и членами их семей. Создаются разного рода кризисные центры. Но этого крайне мало для оказания профессиональной психологической помощи всем пострадавшим. Психологическая реабилитация личности — это целая система методов, направленная на восстановление связи личности с внешним миром, поэтому нужна государственная политика для реализации специальных программ просвещения, консультирования, психологической реабилитации детей — жертв насилия и жестокого обращения в семье, для объединения усилий разных учреждений и ведомств и подготовки квалифицированных психологов для такой работы.

Литература

1. Басин Ф. В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма: Руководство по психотерапии. — Ташкент, 1979.

2. Гилинский Я. И. Девиантность и социальный контроль в мире постмодерна: краткий очерк // Человек и общество. — 2015. — № 3-4. — С. 89-99.

3. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983.

4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Сексуальность в постсовременном мире. — Новосибирск: Издательство НГПУ, 2011. — С. 213-217.

5. Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. О. Психология телевизионной коммуникации. — М.: РИП-Холдинг, 2002. — С. 27.

6. Luter G. Sexuller mißbrauch von Madchen und Jungen. — Gannower, 1990.

7. Skinner K. Treating Pornografy addiction. — Provo, Utah: GrowthClimatc, 2005.

ABOUT PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO CHILD VICTIMS OF SEXSUAL VIOLENCE

Natalya Ts. Badmaeva

Cand. Sci. (Psych.), Senior Lecturer,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

E-mail: badmaeva@gmail.com

Tatyana L. Mironova

Dr. Sci. (Psych.), Prof.,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

E-mail: kafedra_osp_bsu@mail.ru

Tuyana Ts. Tudupova

Cand. Sci. (Psych.), A/Prof.,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

E-mail: kafedra_osp_bsu@mail.ru

The article deals with the problems of violence, including virtual child sexual abuse, the ways of psychological assistance to the victims of violence. In postmodern society there is a problem of Internet use, in particular, virtual child sexual abuse perpetrated by the World Wide Web, which contributes to formation of child antisocial behavior, identity disintegration, disruption of psychosexual development, aggressiveness, negative mental states — anxiety, depression, irritability, fear, guilt, shame. We underline the importance of moral and sexual education aimed at preventing an unhealthy interest to negative information, responsibility of parents and children for selecting information on the Internet. There is a need to address the issues of child information security at the governmental level by introduction of special educational programs, psychological assistance and rehabilitation of child victims of violence and family abuse.

Keywords: sexual violence, psychological counseling, psychological assistance, virtual sexual abuse, post-traumatic stress, child victims of violence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.