Научная статья на тему 'К вопросу о социально-психологической работе с детьми и подростками, пережившими семейное насилие, (из опыта работы ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Арзамасского района)'

К вопросу о социально-психологической работе с детьми и подростками, пережившими семейное насилие, (из опыта работы ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Арзамасского района) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
561
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ / СЕМЬИ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СЕМЬИ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАЖ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щенникова Светлана Викторовна, Шаронова Ксения Олеговна

В статье представлен опыт социально-психологической работы с детьми и подростками, пережившими семейное насилие, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Арзамасского района. Подробно описана деятельность отделений центра. Дана характеристика функциональных обязанностей специалистов учреждения. Особое внимание в статье уделяется этапам работы с детьми, пережившими насилие в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Щенникова Светлана Викторовна, Шаронова Ксения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социально-психологической работе с детьми и подростками, пережившими семейное насилие, (из опыта работы ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Арзамасского района)»

УДК 316.6

Щенникова Светлана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры общей педагогики и педагогики

профессионального образования Арзамасского филиала

Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

istcentr@mail.ru

Шаронова Ксения Олеговна

студентка психолого-педагогического факультета,

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета

им. Н.И. Лобачевского

Svetlana V. Shennikova

candidate of pedagogical sciences, associate Professor

associate Professor of General and Vocational Education Chair, N. I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch istcentr@mail.ru Ksenia O. Sharonova

Psycho-Pedagogic Department student,

N. I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch istcentr@mail.ru

К вопросу о социально-психологической работе с детьми и подростками,

пережившими семейное насилие, (из опыта работы ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Арзамасского района)

On the Question of the Social-psychological Work with the Children and Minors,

Subjected to Domestic Violence, (from the Experience of the State Public Institution "Social Rehabilitation Center

for Minors", Arzamassky District)

Аннотация: В статье представлен опыт социально-психологической работы с детьми и подростками, пережившими семейное насилие, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Арзамасского района. Подробно описана деятельность отделений центра. Дана характеристика функциональных обязанностей специалистов учреждения. Особое внимание в статье уделяется этапам работы с детьми, пережившими насилие в семье.

Ключевые слова: развитие, социализация, социальная реабилитация, неблагополучные семьи, семьи социального риска, дисфункциональные семьи, дезадаптация, социальный патронаж.

Annotation: This article deals with the experience of social-psychological work with children and minors in the social rehabilitation center for minors of Arzamassky District. A thorough description of its departments' and specialists' spheres of action and responsibility are presented in the article. Special attention is given to the stages of work with the children, subjected to domestic violence.

Key words: development, socialization, social rehabilitation, troubled families, families of social risk, dysfunctional families, maladjustment, social case work.

Известно, что родительское поведение накладывает отпечаток на детскую психику и оказывает огромное влияние на развитие, социализацию ребенка в целом. В настоящее время в современном обществе остро встает вопрос о домашнем насилии и о существенном повышении процентной доли детей и подростков, переживших насилие в семье. Сегодня во всем мире отмечается тенденция роста насильственных действий в отношении детей. Вот почему необходимо искать комплексный подход к решению этой проблемы, пытаться объединить усилия государства, специалистов разных служб. Необходимо отметить, что в настоящее время государство оказывает поддержку остро нуждающимся в помощи категориям граждан и, естественно, в такую категорию следует отнести детей и подростков, которые пережили насилие в семье.

Следует помнить, что детский и подростковый периоды жизни человека -это некий фундамент, на котором впоследствии выстраивается дальнейшая взрослая жизнь. Это сложные периоды в жизни каждого человека, когда чувства обострены до крайнего предела, поведение абсолютно непредсказуемо. У ребенка формируются система собственных взглядов на жизнь, система взаимоотношений с другими людьми, закладывается понимание своего места в обществе. Постепенно начинает выстраиваться индивидуальная траектория личностного развития. Какой она будет, - во многом зависит от этапов, которые проходит человек в своем развитии. Родителям, специалистам разных служб важно держать под контролем каждый этап, а в случае непредвиденных ситуаций и какого-либо сбоя - принимать срочные меры по восстановлению баланса, гармонии в развитии ребенка.

Под особым прицелом социальных педагогов, психологов, учителей школы, социальных работников различных кризисных центров, органов здравоохранения, центров дневного пребывания, центров социальной защиты населения, реабилитационных центров должны быть неблагополучные семьи как семьи, в которых может происходить насилие по отношению к детям и подросткам. Все социально-психолого-педагогические службы должны сопровождать неблагополучные семьи на всем протяжении их развития: вести наблюдение за

ними; консультировать по проблемным вопросам взаимоотношений в семье, воспитания детей; формировать потребность родителей в ведении здорового образа жизни; проводить семинары и беседы информационного и консультационного характера.

Мы изучили систему социально-психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье, на базе государственного коммерческого учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Арзамасского района, который был основан в 1996 году. Целью Центра является обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации, оказание социальной поддержки безнадзорным детям и подросткам, организация их временного проживания, оказание правовой, медико-психолого-педагогической помощи, дальнейшее жизнеустройство, подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования, осуществление мер по защите прав и законных интересов детей и подростков.

Центр включает в себя 5 отделений: приемное отделение; отделение социально-правовой помощи; отделение помощи семьи и детям; отделение дневного пребывания и формирования профессиональных навыков; отделение социальной реабилитации.

Вся работа социального работника в центре делится на несколько видов: социальный патронаж семьи; формирование банка данных; работа с нормативно-правовой документацией; работа с правовыми документами на воспитанников; информационно-просветительская работа.

На данный момент в Арзамасском районе на учете в центре стоит 173 семьи (289 детей), из которых неблагополучные - 60 семей (102 ребенка), семьи социального риска - 93 (155 детей) и дисфункциональные семьи - 20 (32 ребенка). 20 % из числа всех этих детей - это дети, пережившие насилие в семье. Этот показатель постоянно варьируется, но всегда остается стабильным. Это говорит о том, что всегда есть дети и подростки, которые испытывают насилие в семье, но, к сожалению, не всегда они оказываются в такого рода реабилитационных центрах.

В Центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет независимо от места жительства:

а) обратившиеся за социальной помощью самостоятельно;

б) поступившие по инициативе родителей (законных представителей);

в) направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области [1, с.9].

Подростки, пережившие насилие в семье, редко обращаются сами за помощью, в основном они находятся в испуганном, стрессовом состоянии.

Поэтому очень важно выявить проблемную семью на ранних стадиях ее развития, этим и занимаются специалисты по социальной работе данного центра. Вся работа специалистов ведется, начиная с поступления ребенка в центр, а заканчивается профилактической работой и патронажем семьи. В данном центре с ребенком работают специалисты разного плана, среди них: психологи, медицинские работники, воспитатели, логопеды, социальные работники, юристы и т.д. В основе работы с такими подростками лежит их реабилитация, то есть социально-психологическое восстановление ребенка и его возвращение к нормальной жизни в обществе после пережитого насилия. Каждый ребенок индивидуален, к нему нужен свой подход в зависимости от гендерных, возрастных, личностных характеристик, а также от типа насилия, совершаемого по отношению к нему. В ГКУ «СРЦН» Арзамасского района сложилась определенная поэтапная программа работы с такими детьми.

Первый этап - диагностический, предполагающий целостную диагностику ситуации насилия, выявление причин и форм насилия. С этой целью специалистами центра осуществляется посещение семьи. По итогам знакомства с семьей составляется акт обследования жилищно-бытовых условий, заполняется социальный паспорт семьи.

Второй этап - реабилитационный. Для каждого ребёнка составляется индивидуальная реабилитационная программа. В нее входит:

• консультативная помощь (психологическая, личностно-поддерживающая, ориентирующая, социально-правовая);

• социальный патронаж семьи;

• оценка и анализ реабилитационной программы.

На этом этапе проводятся разноплановые тренинги, консультации, коррекционная работа по нормализации психического состояния ребенка, его дальнейшему приспособлению к изменениям в семье, если это необходимо. На этом этапе эффективными методами работы являются: музыкотерапия, арт-терапия, куклотерапия.

Третий этап - профилактический. Профилактическая работа направлена на предупреждение случаев насилия и предупреждение рецидивов насилия в семьях. Этот этап включает: повторный патронаж семей, консультации, постановку на учет и формирование банка данных семей. Специалисты Арзамасского реабилитационного центра для несовершеннолетних тесно взаимодействуют с такими структурами как КДНиЗП, органами опеки и попечительства, ПДН, социальными службами г. Арзамаса и сельскими администрациями Арзамасского района.

Особенностью данного центра является то, что специалисты проводят большую информационную работу с несовершеннолетними в области их знакомства с особенностями центра, в котором помогут в таких трудных жизненных ситуациях, как например, насилие в семье. Специалисты выезжают в

школы района с презентациями, брошюрами, тренинговыми программами. Большинство подростков, испытывающих насилие в семье, запуганы и бояться признаться в этом окружающим и порой себе самому. Но когда они узнают и видят доброжелательных и к себе располагающих специалистов, готовых идти на помощь в таких ситуациях, то порой даже сами решают пройти реабилитацию в этом центре и поделиться своими проблемами. Подростки очень ранимы, и к ним нужен свой индивидуальный подход. Насильственные действия по отношению к ним несут большую психологическую опасность и оказывают негативное воздействие на их дальнейшее развитие. Большая вероятность, что из подростков, переживших насилие в семье, вырастут преступники. Есть вероятность, что если подросток не усваивает социальные нормы общения с людьми, впоследствии будет проектировать такое поведение на свою семью. В итоге уже его дети будут испытывать жестокое обращение. Вот почему необходимо диагностировать на ранних этапах насилие в семье и дать подростку правильную установку на дальнейшую его жизнь. С этой целю и создаются реабилитационные центры, которые призваны помочь подростку найти себя в жизни после перенесенного насилия в семье, причём как в психологическом плане, так и в будущей профессии. Именно поэтому в социально-реабилитационном центре на отделении дневного пребывания и формирования профессиональных навыков происходит осуществление начальной профессиональной подготовки подростков и содействие их трудоустройству. Любой подросток может посещать курсы по следующим специальностям: парикмахер, швея, маляр, штукатур, плотник.

Насилие по отношению к детям и подросткам, какого плана оно ни было бы, - серьезный вопрос, требующий жестких мер наказания. С этой целью в центре сформирован юридический отдел, занимающийся вопросами защиты законных прав и интересов детей и подростков.

Таким образом, все отделы центра призваны защищать права и интересы несовершеннолетних. Важно, что специалисты Центра пытаются комплексно подходить к решению проблем детей, переживших насилие, использовать возможности социума и микросоциума. Не случайно в должностных инструкциях специалистов по социальной работе содержатся конкретные указания по деятельности, направленной на оказание помощи данной категории детей: выявление детей посредством взаимодействия со специалистами других ведомств и с гражданами, самостоятельно обратившимися; обследование жилищно-бытовых условий и психологического микроклимата семьи в ходе социального патронажа; содействие в оформлении документов, необходимых для госпитализации в кризисный стационар; сопровождение детей в кризисный стационар; контроль в постреабилитационный период и сбор сведений о судьбе ребенка.

Таким образом, насилие в семье - актуальный вопрос на сегодня и он всегда будет оставаться актуальным, так как дети и подростки - самая незащищенная

часть населения. И в настоящее время только грамотно выстроенная с профессиональной точки зрения система взаимодействия различных социальных институтов и социальных служб создает в обществе ситуацию относительной контролируемости основных процессов, происходящих в семьях. Контроль за развитием каждой семьи, ее сопровождение, профилактическая, просветительская работа с родителями и детьми является непременным условием функционирования морально и социально здоровых семей.

Литература:

1. Постановление Правительства Нижегородской области от 30 июля 2007 года № 261 О порядке деятельности государственных учреждений Нижегородской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (с изменениями на 19 июня 2012 года).

Literature:

1 . The resolution of the government of the Nizhny Novgorod Region of July 30, 2007 No. 261 O an order of activity of public institutions of the Nizhny Novgorod Region "The social and rehabilitation center for minors" (with changes for June 19, 2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.