УДК 159.9
А.В. ГРИШИНА1, Е.Н. ВОЛКОВА2
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
2 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОМАНД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ВХОДЯЩИХ В ЕЕ СОСТАВ СПЕЦИАЛИСТОВ 1
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы оценки эффективности профессионально компетентной междисциплинарной команды специалистов в области социального и психолого-педагогического сопровождения детей, переживших насилие. В настоящее время признано, что при работе с проблемой насилия над детьми и пренебрежения их нуждами наиболее эффективным является междисциплинарный подход, при котором специалисты действуют как единая междисциплинарная команда. В статье представлено обоснование необходимости объединения усилий специалистов разного профиля для оказания эффективной коррекционной помощи детям, пережившим насилие и жестокое обращение. Перечислены специалисты, входящие в состав междисциплинарного коллектива, показана роль различных специалистов в процессе оказания помощи, сформулированы характеристики междисциплинарного коллектива. Для диагностики характеристик междисциплинарной команды по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия использовался специально разработанный опросник. Ключевые слова: команда, междисциплинарная команда, насилие, ребенок, междисциплинарная команда по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия.
A.V.GRISHINA1, E.N. VOLKOVA 2
1 Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
2 Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia
PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE MULTIDISCIPLINARY TEAM IN THE SOCIAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN WHO HAVE EXPERIENCED VIOLENCE
Abstract. The article considers the problems of assessing the effectiveness of professional competence of an interdisciplinary team of experts in the field of social, psychological and pedagogical support of children who have experienced violence.
It is now recognized that when dealing with the problem of child abuse and neglect is the most effective multi-disciplinary approach where professionals act as a single interdisciplinary team.
1 Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках
выполнения государственных работ в сфере научной деятельности (базовая часть государственного задания № 2014/362 от 27 января 2014 г.). Тема проекта: «Научные основы и эмпирическая проверка формирования междисциплинарных команд специалистов для оказания помощи детям, пострадавшим от насилия», руководитель проекта Волкова Е.Н., доктор психологических наук, профессор.
The paper presents the rationale for bringing together experts in different fields to provide effective correctional help to children who have experienced violence and abuse. Listed professionals that are part of an interdisciplinary team, the role of various professionals in the delivery of aid, formulated the characteristics of an interdisciplinary team. To diagnose the performance of interdisciplinary teams to help children affected by the violence used a specially designed questionnaire. Keywords: team, an interdisciplinary team, violence, child, an interdisciplinary team to assist children affected by violence.
Цель нашего исследования: изучить особенности профессионально компетентной
междисциплинарной команды специалистов в области социального и психолого-педагогического сопровождения детей, переживших насилие.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по проблемам взаимодействия специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми.
2. Выявить состав междисциплинарной команды специалистов в области социального и психолого-педагогического сопровождения детей, переживших насилие.
3. Оценить характеристики профессионально компетентной междисциплинарной команды специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми.
4. Построить регрессионную модель профессиональной компетентности междисциплинарной команды специалистов в области социального и психолого-педагогического сопровождения детей, переживших насилие.
Введение
В последнее время большое внимание в национальных проектах, принятых Правительством РФ на ближайшие годы, связано с укреплением здоровья подрастающего поколения. Будущее развитие России во многом зависит от физического и нравственного здоровья детей и подростков, а значит и от эффективности реализации соответствующих программ Правительства РФ.
В последние десятилетия в России сложилось кризисное положение с проблемой насилия и жестокого обращения над детьми, результатом которого являются нанесение ущерба физическому и психологическому здоровью. Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении, детей пострадавшим от насилия и жестокого обращения, заключается в создании надлежащих условий и оказании им помощи в социализации и интеграции в социокультурное пространство, в подготовке к полноценной жизни в обществе.
Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современной России - одна из самых острых и актуальных проблем. Из официальной статистики: около 2 млн детей ежегодно подвергаются жестокому обращению. Каждый десятый ребенок гибнет, две тысячи кончают жизнь самоубийством, более 50 тысяч уходят из дома. Ежегодно в стране умирают от побоев до 200 тысяч подростков. Органы внутренних дел ежегодно регистрируют 7 - 8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, однако в реальности эти показатели значительно выше. Жестокое обращение с детьми можно разделить на четыре типа: физическое насилие, пренебрежение, сексуальное насилие, психологическое жестокое
обращение. В каждом случае ребенок получает травму, которая имеет негативные последствия для его психологического и физического развития.
Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер.
Анализ имеющихся исследований практической помощи детям, пережившим насилие и жестокое обращение, позволяет сделать вывод, что наиболее эффективные практики связаны с деятельностью междисциплинарной команды специалистов, которая объединяет профессионалов разной ведомственной принадлежности: образования, медицины, социальной работы, правоохранительных и правозащитных органов в целях обеспечения эффективного результата. Поэтому изучение эффективности работы профессионалов в междисциплинарной команде, работающей по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми, сегодня актуально как для развития психологической науки, так и для развития психологической практики.
Для эффективной работы специалистов, привлеченных в команду, каждый член команды должен быть компетентным специалистом в своей отрасли.
Профессиональная компетентность - это характеристика, которая отображает деловые и личностные качества специалиста, отображает уровень знаний, умений, опыта, достаточных для того, чтобы достичь цели в определенном виде профессиональной деятельности, а также моральную позицию специалиста [10, 11].
Критерием профессиональной компетентности является общественное значение результатов работы специалиста, его авторитет в конкретной области знаний.
В отечественных исследованиях проблемы профессиональной компетентности преимущественно рассматриваются в деятельностной парадигме как система знаний, умений и способов исполнения деятельности; личностно-деятельностной - как свойство личности, позволяющее действовать самостоятельно, эффективно и ответственно; в акмеологической -как результат продуктивного личностно-профессионального развития, как важное условие профессионализма.
В социологическом подходе компетентность связывают с эффективным решением жизненных задач. Понимаемая таким образом компетентность рассматривается как синоним понятия «средство», или как индивидуальный способ решения [11], а также как особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий человеку принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности.
В отношении команды понятие профессиональной компетентности не используется или используется крайне редко.
Эффективная работа команды достигается за счет уникальных индивидуальных качеств людей - их знаний, умений, опыта, личностных особенностей, которые проявляются в поведении и отношении к делу, в увлеченности, инициативе и инновативности [4, 5, 14, 15]. Однако индивидуальные возможности проявляются по-разному - в зависимости от особенностей команды, в которой человек работает. Согласно определению, компетенция -это демонстрируемое человеком поведение, способствующее успеху в достижении поставленных целей в конкретных условиях. Каким же должно быть поведение, соответствующее ожиданиям команды? Ответ на этот вопрос зависит от ряда факторов: вида
деятельности и условий, в которых действует команда, ценностей и культуры, стиля управления и поставленных стратегических целей.
Члены команды могут быть высокопрофессиональными специалистами, однако, в ряде случаев ни один из них не имеет достаточно знаний или умений для успешного решения задачи в одиночку. Команда, аккумулируя и интегрируя интеллектуальный и профессиональный потенциал всех своих членов, в результате обладает более обширными знаниями, умениями и навыками, чем отдельный специалист или группа специалистов определенной отрасли [15].
В этой связи мы считаем возможным применять понятие «Профессиональной компетенции» в отношении команды как характеристики, обуславливающей эффективность ее деятельности. При этом на формирование профессиональной компетенции команды будут влиять работоспособность членов команды, ценностно-ориентационное единство, структура команды, взаимодействие в команде, психологический климат.
Особым видом команды является междисциплинарная команда (МДК) для работы со случаями насилия над детьми [7].
Оптимальный состав междисциплинарной команды, работающей по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми, представлен следующими специалистами: педагоги, психологи, врачи (педиатры, детские психиатры, невропатологи), средний медицинский персонал детских больниц и поликлиник, инспектора по делам несовершеннолетних, социальные работники, социальные педагоги, юристы (суд, прокуратура, адвокатура) [2]. Работая на своих основных местах работы, эти специалисты объединены в междисциплинарные профессиональные команды.
Основной целью междисциплинарной команды является раннее вмешательство и оказание помощи детям, пострадавшим от насилия или от жестокого обращения для нормализации их жизни, содействия их оптимальному развитию адаптации их в обществе [2,
3].
Отличительными особенностями такой команды являются: общее видение проблем ребенка/семьи; наличие общей цели деятельности; согласованность действий членов команды; взаимодополнение членов команды по функциям и ролям; наличие единых протоколов действий; групповая ответственность членов команды за результаты воздействий; способность быстрого реагирования на ситуацию, в которую попал ребенок.
Центральной проблемой МДК в России является профессиональная компетентность команды, потому что, во-первых, несмотря на достаточную квалификацию психологов, педагогов, врачей и т.д., входящих в команду, общий уровень профессиональной компетентности команды как целостного образования невысокий. Доказательство - слабость системы защиты детей и невысокое качество помощи детям (уровень социальных патологий среди детей и подростков не снижается, много повторных случаев) [2].
Поэтому целью нашего исследования было изучение уровня профессиональной компетентности МДК специалистов, работающих с проблемой насилия над ребенком, и выявление основных условий профессиональной компетентности МДК.
В нашем исследовании мы рассматриваем следующие характеристики междисциплинарной команды по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия: «Профессиональная компетентность»; «Работоспособность»; «Ценностно-ориентационное единство»; «Взаимодействие»; «Структура команды»; «Психологический климат».
Оценка выраженности этих характеристик команды была сделана на основе авторского опросника, включающего в себя 29 полярных утверждений, сгруппированных по семи шкалам: «Профессиональная компетентность»; «Работоспособность»; «Ценностно-ориентационное единство»; «Структура команды»; «Взаимодействие»; «Психологический климат».
1. Профессиональная компетентность - характеризуется применять профессиональные знания и умения на практике, стремлением к повышению своей квалификации, высоким профессиональным авторитетом членов команды, высокими результатами своей деятельности.
2. Работоспособность - характеризуется бодрым и жизнерадостным настроением членов команды, активным участием в общественной жизни.
3. Ценностно-ориентационное единство - характеризуется наличием цели, которая осознается и понимается каждым членом команды как его собственная, стремлением каждого члена команды действовать в рамках решения общей командной задачи, наличием традиций, выработанными взаимоуважительными нормами поведения, наличием общих ценностей, сходством взглядов, мнений, интересов, ценностей.
4. Структура команды - характеризуется наличием групповой структуры в команде и четко прописанных функциональных обязанностей у каждого члена команды. Команда характеризуется принципиальностью, честностью, бескорыстием членов команды, дифференцированным подходом к каждому члену команды (учитываются пожелания и склонности каждого), активным участием всех членов команды в работе, готовностью заменить друг друга, если это необходимо.
5. Взаимодействие - характеризуется стремлением к поддержке командой любого ее члена, справедливым отношением команды к каждому ее члену, взаимопониманием, тактичностью и сотрудничеством, переживаниями успехов и неудач членами команды как своих собственных, требовательным отношением к членам команды.
6. Психологический климат - характеризуется активностью и работоспособностью членов команды, спокойной и деловой обстановкой, комфортными ощущениями у каждого члена команды, доброжелательным отношением друг к другу, редкими, возникающими по серьезным причинам конфликтами, доброжелательным отношением команды к новичкам.
Каждый вопрос опросника предполагает семь вариантов ответов по семибалльной шкале (от -3 до 3 баллов). При обработке результатов каждому ответу испытуемого присваивается балл от -3 до 3 в соответствии с этими семью градациями. По каждой шкале опросника набранные баллы суммируются.
Выборка исследования
В исследовании приняло участие 90 специалистов учреждений социального обслуживания семей и детей Нижегородской области и Нижнего Новгорода. Все они являлись членами МДК по работе со случаями насилия и жестокого обращения с детьми.
На основе анализа ответов респондентов были получены следующие данные о составе тех междисциплинарных команд, в которых они работали (таблица 1).
Таблица 1 - Состав МДК
Специалист Есть Нет Нет данных
Психолог 87 (97%) 3 (3%) 0 (0%)
Терапевт 55 (61%) 14 (16%) 21 (23%)
Невролог 10 (11%) 30 (33%) 50 (56%)
Медицинская сестра 15 (17%) 31 (34%) 44 (49%)
Социальный работник 78 (87%) 5 (5%) 7 (8%)
Социальный педагог 73 (81%) 8 (9%) 9 (10%)
Инспектор ПДН 17 (19%) 23 (25%) 50 (56%)
Юрист 19 (21%) 30 (33%) 41 (46%)
Специалист по охране прав детства 12 (13%) 24 (27%) 54 (60%)
Результаты показывают, что в составе МДК: в 97% случаях в команде работал психолог, в 87% случаев - специалист по социальной работе, в 81% случаев - социальный педагог, в 61% случаев - врач (педиатр), в 21% случаев - юрист, в 19% случаев - инспектор по делам несовершеннолетних, в 17% случаев - медицинская сестра, в 13% случаев -специалист по охране прав детства, в 11% случаев - врач (невролог).
Таким образом, подавляющее большинство междисциплинарных команд имеют в своем составе психолога, специалиста по социальной работе, социального педагога и врача педиатра. Остальные специалисты, такие как инспектор по делам несовершеннолетних, специалист по охране прав детства, врач невролог, юрист и медицинская сестра, либо принимаются для проведения разовой работы, либо являются членами команды, но не постоянно.
Результаты исследования и обсуждение
Для обобщения первичных результатов, полученных в результате исследования, по шкалам опросника были построены распределения их частот, выявлена центральная тенденция распределения и произведена оценка разброса данных по отношению к найденной центральной тенденции.
Результаты описательной статистики переменных, описывающих характеристики МДК, представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Описательные статистики для характеристик МДК
Характерист ики МДК Работоспособ ность Ценностн ое единство Взаимодейст вие Структу ра Компетентно сть Психолог ический климат
N 88 88 86 82 87 86
Число нулей 1 0 1 0 0 0
Число пропущенн ых ответов 2 2 4 8 3 4
Минимум -2.00 -0.40 -1.25 -1.00 0.83 -0.86
Максимум 3 3 3 3 3 3
Размах 5.00 3.40 4.25 4.00 2.17 3.86
Медиана 2.00 2.40 2.25 2.50 2.33 2.29
Среднее 1.99 2.26 2.06 2.22 2.25 2.13
Дисперсия 0.64 0.53 0.63 0.58 0.32 0.48
Стандартное отклонение 0.80 0.73 0.79 0.76 0.56 0.69
Коэффицие нт вариации 0.40 0.32 0.38 0.34 0.25 0.32
Асимметрия -1.69 -1.73 -1.69 -1.36 -0.67 -1.68
Эксцесс 5.75 3.39 3.80 2.51 -0.34 4.17
Критерий Шапиро-Уилкса 0.86 0.82 0.85 0.87 0.93 0.86
Значения асимметрии, эксцесса и тест Шапиро-Уилкса показывают значительные отклонения от нормальности для всех переменных (сдвиг в сторону положительных значений). Это свидетельствует о том, что члены команды субъективно были склонны давать положительные оценки своим командам.
Результаты исследования показали, что профессиональная компетентность междисциплинарной команды оценивается ее участниками как высокая. Характеристика профессиональной дееспособности команды представляет собой интегрированную оценку команды респондентами. Высокие значения по этому показателю свидетельствуют о том, что члены команды оценивают ее как компетентную, дееспособную и профессионально авторитетную.
Для обнаружения взаимосвязи между профессиональной компетентностью МДК с другими параметрами ее работы ответы респондентов были сгруппированы по характеристикам работы МДК: работоспособность, ценностно-ориентационное единство, взаимодействие, структура команды, профессиональная компетентность и психологический климат. Корреляции между данными параметрами исследовались по методу Пирсона с поправкой на множественные сравнения Хольма (таблица 3).
Таблица 3 - Корреляции между характеристиками МДК
Характери стики МДК Профессиона льная компетентнос ть Работоспосо бность Ценностно-ориентацион ное единство Структу ра команд ы Взаимодей ствие Психолог ический климат
Профессио нальная компетент ность 1 0.61*** 0.63*** 0.61*** 0.43*** 0.62***
Работоспо собность 0.61*** 1 0.52*** 0.46** 0.56*** 0 69***
Ценностно 0.63*** 0.52*** 1 0.67*** 0.67*** 0.75***
ориентаци онное единство
Структура команды 0.61*** 0.46** 0.67*** 1 0.50*** 0.59***
Взаимодей ствие 0 43*** 0.56*** 0.67*** 0.50*** 1 0.83***
Психологи ческий климат 0.62*** 0 69*** 0.75*** 0.59*** 0.83*** 1
Примечание: *** p < 0.001, ** p < 0.01.
Результаты исследования свидетельствуют о наличии значимой положительной связи между профессиональной компетентностью с другими шкалами опросника: «Работоспособность»; «Ценностно-ориентационное единство»; «Взаимодействие»; «Структура команды»; «Психологический климат». Что позволяет рассматривать Профессиональную компетентность как интегрированную оценку команды респондентами остальных характеристик команды: «Работоспособность»; «Ценностно-ориентационное единство»; «Взаимодействие»; «Структура команды»; «Психологический климат».
В ходе исследования была выявлена высокая степень зависимости шкалы Профессиональная компетентность с остальными шкалами опросника, при этом значение коэффициента множественной корреляции R = 0,86 (р<0,001). На основании полученных данных можно сделать вывод, что профессиональная компетентность во многом определяется работоспособностью команды, ее ценностно-ориентационным единством, взаимодействием между членами команды, структурой команды и ее психологическим климатом.
В результате проведенного анализа функциональной зависимости, характеризующей взаимосвязь между шкалой «Профессиональная компетентность» с другими шкалами опросника, была построена регрессионная модель. Для проверки соответствия модели требованиям, предъявляемым к линейным моделям, использовалась общая проверка, а также
проверка на мультиколлинеарность. В модели, содержащей все переменные опросника («Работоспособность», «Ценностно-ориентационное единство», «Структура команды», «Взаимодействие», «Психологический климат»), наблюдалась мультиколлинеарность между переменными «Психологический климат» и «Взаимодействие», возможно это связано с близостью содержания данных характеристик. Для усовершенствования модели одна из переменных («Психологический климат») была исключена и добавлен эффект взаимодействия между ними для корректировки того факта, что переменная «Взаимодействие» не измеряет. Таким образом, мультиколлинеарность была исключена, и мы получили модель, соответствующую исходным данным. На основании теста Акаике критерий уменьшился с 75.6 до 71.3, причем одновременно вырос процент объясняемой дисперсии (с 43 % до 57%).
Таким образом, было получено следующее регрессионное уравнение: Компетентность = 1.06 ***+0.20* **• Работоспособность+0.27***- Ценностное единство+0.14*Структура+0.12***(Психологический климат+Взаимодействие)-0.34* • Взаимодействие
Примечание: *** p < 0.001, * p < 0.1.
Для дальнейшей интерпретации результатов использовался метод относительных весов (таблица 4).
Таблица 4 - Веса вклада каждого из предикторов в зависимую переменную
Характеристики МДК % объясняемой дисперсии
Работоспособность 25.48
Ценностное единство 23.34
Структура 23.85
Взаимодействие 7.51
Психологический климат 19.82
Таким образом, согласно построенной модели наибольшую относительную важность для Профессиональной компетентности имеют показатели работоспособности, ценностно-ориентационного единства и структуры команды. Чуть менее важен психологический климат внутри команды.
Таким образом, характеристика профессиональной компетентности команды представляет собой интегрированную оценку команды респондентами. При этом высокие значения по этому показателю свидетельствуют о том, что члены команды оценивают ее как компетентную, дееспособную и профессионально авторитетную.
Остальные характеристики команды: «Работоспособность»; «Ценностно-ориентационное единство»; «Взаимодействие»; «Структура команды»; «Психологический климат», представляют собой те социально-психологические механизмы, за счет которых команда становится профессионально компетентной.
Профессиональная компетентность команды заслуживает особого внимания, потому что только с ее помощью удается провести полный цикл мероприятий, направленных на предотвращение насилия и жестокого обращения с детьми, от принятия решений до их
реализации. Неполные циклы принятия решений и выполнения понижают эффективность работы МДК.
Те респонденты, которые оценили профессиональную компетентность своей команды как высокую (значения показателей профессиональной компетентности выше среднего), составили первую сравниваемую группу респондентов. Соответственно респонденты, оценивающие компетентность своей команды ниже среднего, составили вторую группу.
Все шкалы опросника имеют распределение отличное от нормального, поэтому для дальнейшего анализа нами использовались непараметрические методы исследования статистического анализа.
Анализ средних значений выраженности характеристик междисциплинарной команды и их сравнение по критерию U Манна-Уитни для независимых выборок показал, что профессионально компетентные междисциплинарные команды, имеют значимо более высокие значения, чем менее компетентные, по следующим характеристикам (таблица 5).
Таблица 5 - Характеристики междисциплинарной команды
Средний ранг по критерию и Манна-Уитни
Характеристики междисциплинарной Профессионально Профессионально не
команды компетентные МДК компетентные МДК
(N=27) (N=63)
Профессиональная компетентность 77,00 32,00
Работоспособность 60,24 39,18
Ценностно-ориентационное единство 60,69 38,99
Структура команды 59,69 39,42
Взаимодействие 55,39 41,26
Психологический климат 62,13 38,37
Уровень значимости p=0.05
Анализ средних значений выраженности характеристик междисциплинарной команды и их сравнение по критерию и Манна-Уитни для независимых выборок показал, что профессионально компетентные междисциплинарные команды характеризуется более выраженными профессиональными знаниями и умением применять их на практике, более высоким стремлением к повышению своей квалификации, высоким профессиональным авторитетом членов команды, высокими результатами своей деятельности.
Более высокие показатели по характеристике Работоспособность характеризуется наличием бодрого и жизнерадостного настроения членов команды, ее активным участием в общественной жизни.
Значимо высокие показатели у профессионально компетентных междисциплинарных команд Ценностно-ориентационного единства свидетельствуют о наличии традиций, выработанных взаимоуважительных норм поведения, наличии общих ценностей, сходства взглядов, мнений, интересов, ценностей, наличие общей, четкой цели у команды, которая осознается и понимается каждым членом команды как его собственная, стремление каждого члена команды действовать в рамках решения общей командной задачи.
Значимо высокие показатели у профессионально компетентных междисциплинарных команд Структура команды характеризуется наличием групповой структуры в команде и четко прописанных функциональных обязанностей у каждого члена команды, наличием у членов команды чувства «МЫ», значимой выраженности у членов команд принципиальности, честности, бескорыстия членов команды, дифференцированном подходе к каждому члену команды, активном участие всех членов команды в работе, готовностью заменить друг друга, если это необходимо.
Более высокие показатели по характеристике Психологический климат членов команды свидетельствует о наличии у профессионально компетентных междисциплинарных команд стремления к поддержке командой любого ее члена, справедливым отношением команды к каждому ее члену, взаимопониманием, тактичностью и сотрудничеством, переживаниями успехов и неудач членами команды как своих собственных, требовательным отношением к членам команды. Такие междисциплинарные команды более активны и работоспособны. Взаимодействия между членами такой команды характеризуется более спокойной и деловой обстановкой, комфортными ощущениями у каждого члена команды, доброжелательным отношением друг к другу, редкими возникающими по серьезным причинам конфликтами, доброжелательным отношением команды к новичкам.
Выводы
Необходимым условием успешной работы междисциплинарной команды является ее сплоченность, работа команды в едином направлении и скоординированное взаимодействие всех ее членов.
При комплектовании команды необходимо учитывать функционирование двух механизмов совместимости: компенсации (взаимодополнения) и синергии (подобия). При этом объективной составляющей команды является взаимодействие и взаимозависимость ее членов.
Создавая междисциплинарную команду, важно учитывать индивидуальные способности, личные особенности, профессиональные знания и навыки членов команды, необходимые для успешного решения задач, наличие условий для самореализации членов команды, согласование командных и личных целей и ценностей.
Специфика деятельности междисциплинарной команды предъявляет серьезные требования к каждому ее члену, каждый их которых должен быть и исполнителем, реализующим задачу предотвращения насилия, и одновременно экспертом по данной проблеме. Каждый член междисциплинарной команды, в силу своей профессиональной принадлежности, является тем лицом, к которому другие члены команды обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту в своей узкой области знания.
За последние десятилетия число случаев и заявлений по поводу насилия и жестокого обращения с детьми, пренебрежения их нуждами значительно выросло как в зарубежных странах, так и в России. Увеличение случаев насилия высветило проблему компетентного, последовательного и валидного принятия решений. Специалистам междисциплинарных команд и работникам ведомств и организаций, в обязанности которых входит защита детей, приходится принимать крайне сложные решения относительно открытия дела о совершении насилия или пренебрежения нуждами ребенка, изъятия ребенка из семьи, возвращения ребенка в семью и т.п.
Поэтому сегодня требуются новые технологии обучения специалистов междисциплинарных команд, работающих в области предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми принимать решения эффективно и компетентно. Новые методы взаимодействия ведомственных структур для скоординированной работы со случаем насилия и жестокого обращения с детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеев В.В. Формирование команды. М.: Сфера, 1999. 542 с.
2. Волкова Е.Н., Баева И.А., Васкэ Е.В., Волков В.В., Гринберг С.Н., Гришина А.В., Морозова Л.Б., Петросянец В.Р., Ярыгина Н.Ю. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: учебное пособие / под ред. Е.Н. Волковой. СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. 387с.
3. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Междисциплинарный подход психолого-педагогического сопровождения детей, пережившим насилие // Материалы II международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы специальной педагогики и психологии» 3-4 июня 2014 г. Прага, Научно-издательский центр «Социосфера», C. 69-71.
4. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М., 1995. 377с.
5. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с. ISBN 5-7567-0159-1
6. Ладыкова О.В., Хоменко М.Г. Междисциплинарные команды специалистов Нижнего Новгорода в профилактике насилия и жестокого обращения с детьми // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы : выходит 4 раза в год / ред. С.А. Беличева. 2006. №2. С. 69-79.
7. Ладыкова О.В. Программа «Подготовка междисциплинарных команд» Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости» // Гражданское общество. Практические и научно-методические аспекты. Ижевск, 2002. С.102-104.
8. Межличностное восприятие в группе / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. 295 с.
9. Миддлмэн Р.Р., Гольдберг Г.С. Социальная работа с группой // Энциклопедия социальной работы. Т. 3. С. 193-203.
10. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 368 с.
11. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. X. №1. С. 125-139.
12. Самарина Л.В. Информационные материалы к семинару «Работа междисциплинарной команды специалистов в области социального и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с функциональными нарушениями. Стандарты и процедуры». Материалы подготовлены в рамках международного проекта «Создание и развитие служб семейной поддержки для детей с инвалидностью от 0 до 6 и их родителей», реализуемого Представительством Андикап Энтернасьональ (Франция) в РФ, финансируемого Программой сотрудничества ЕС и России. Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 44 с.
13. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Издательство: Прогресс, 1988, 256 с. ISBN: 5010010518.
14. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». «Московский государственный социальный университет». 2001. 432 с.
15. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.
16. Brown A., Clough R. Groups and groupings: life and work in day and residential centres. L., 1989.
17. Dorfman R. Paradigms of Clinical Social Work. N.Y., 1988.
18. Handbook of theory for practice teacher in social work. L., 1992.
19. Howe D. An Introduction to Social Work Theory. L., 1978.
20. Konopka G. Social Group Work: A Helping Process. N.Y., 1963.
21. Martin Davies The Blackwell Companion to Social Work. Wiley, 2002.
22. Nugent F. An introduction to the profession of counseling. Merrill Publishing Company, 1990.
REFERENCES
1. Avdeev V.V. Formirovanie komandy. [Team building]. Moscow, Sfera Publ., 1999. 542 p. (In Russian)
2. Volkova E.N., Baeva I.A., Vaske E.V., Volkov V.V., Grinberg S.N., Grishina A.V., Morozova L.B., Petrosyanets V.R., Yarygina N.Yu. Nasilie i zhestokoe obrashchenie s det'mi: istochniki, prichiny, posledstviya, resheniya: uchebnoe posobie. [Violence and abuse of children: sources, causes, consequences, solutions: a tutorial]. Pod red. E.N. Volkovoy. St. Petersburg, OOO «Knizhnyy dom», 2011. 387 p. (In Russian)
3. Volkova E.N., Grishina A.V. Mezhdisciplinarnyj podhod psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija detej, perezhivshim nasilie [The interdisciplinary approach of psycho-pedagogical support for children who have experienced violence]. Materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Teoreticheskie iprikladnye voprosy special'nojpedagogiki ipsihologii» 3-4 ijunja 2014 g. [Proceedings of the II International scientific-practical conference "Theoretical and Applied Problems of Special Education and Psychology" of 3-4 June 2014]. Praga, Nauchno-izdatel'skij centr «Sociosfera», pp. 69-71. (In Russian)
4. Doujel M., Shadlou S. Praktika social'noj raboty [The practice of social work]. Moscow, 1995. 377 p. (In Russian)
5. Krichevskij R. L., Dubovskaja E. M. Social'naja psihologija maloj gruppy: uchebnoe posobie dlja vuzov [The social psychology of small groups: A manual for schools]. Moscow, Aspekt Press, 2001. 318 p. ISBN 5-7567-0159-1. (In Russian)
6. Ladykova O.V., Homenko M.G. Mezhdisciplinarnye komandy specialistov Nizhnego Novgoroda v profilaktike nasilija i zhestokogo obrashhenija s det'mi [Interdisciplinary teams Nizhny Novgorod specialists in the prevention of violence and child abuse]. Vestnik psihosocial'noj i korrekcionno-reabilitacionnoj raboty: vyhodit 4 raza v god. Red. S.A. Belicheva, 2006, no. 2, pp. 69-79 (in Russian).
7. Ladykova O.V. Programma «Podgotovka mezhdisciplinarnyh komand» Nizhegorodskogo resursnogo centra «Detstvo bez nasilija i zhestokosti» [The program "Training of multidisciplinary teams" of Nizhny Novgorod Resource Center "Childhood without violence and cruelty"].
Grazhdanskoe obshhestvo. Prakticheskie i nauchno-metodicheskie aspekty. Izhevsk, 2002. Pp.102104 (in Russian).
8. Mezhlichnostnoe vosprijatie v gruppe [Interpersonal perception in the group]. Pod red. G.M. Andreevoy, A.I. Dontsova. Moscow, Mosk. Un-ta Publ., 1981. 295 p. (In Russian)
9. Middlmjen R.R., Gol'dberg G.S. Social'naja rabota s gruppoj [Social work with a group of]. Jenciklopedija social'noj raboty, T. 3, pp. 193-203 (in Russian)
10. Mitina L.M. Professional'naja dejatel'nost' i zdorov'e pedagoga: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij [Professional activity and health educator: a textbook for students of higher educational institutions]. Moscow, «Akademiya» Publ., 2005. 368 p. (In Russian)
11. Sadohin A.P. Mezhkul'turnaja kompetentnost': ponjatie, struktura, puti formirovanija [Intercultural competence: the concept, structure, ways of formation]. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii, 2007, t. X, no. 1, pp. 125-139. (In Russian)
12. Samarina L.V. Informatsionnye materialy k seminaru «Rabota mezhdistsiplinarnoy komandy spetsialistov v oblasti sotsial'nogo i psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya semey, vospityvayushchikh detey s funktsional'nymi narusheniyami. Standarty i protsedury». Materialy podgotovleny v ramkakh mezhdunarodnogo proekta «Sozdanie i razvitie sluzhb semeynoy podderzhki dlya detey s invalidnost'yu ot 0 do 6 i ikh roditeley», realizuemogo Predstavitel'stvom Andikap Enternas'onal' (Frantsiya) v RF, finansiruemogo Programmoy sotrudnichestva ES i Rossii [Information materials for the workshop "Working multidisciplinary team of specialists in the field of social and psycho-pedagogical support for families with children with functional disorders. Standards and procedures. " Materials prepared in the framework of the international project "Creation and development of family support services for children with disabilities from 0 to 6 and their parents", implemented by the Delegation of Handicap International (France) in Russia, funded by the EU-Russia cooperation.] Vladimir , OOO «Tranzit-IKS», 44 p. (In Russian)
13. Rober M.A., Til'man F. Psihologija individa i gruppy [The psychology of the individual and the group]. Moscow, Progress Publ., 1988, 256 p. ISBN: 5010010518 (in Russian).
14. Firsov M.V., Studenova E.G. Teorija social'noj raboty: uchebnoe posobie dlja vuzov. [The theory of social work: a manual for schools]. Moscow, «Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS». «Moskovskij gosudarstvennyj social'nyj universitet», 2001. 432 p. (In Russian)
15. Firsov M.V., Shapiro B.Ju. Psihologija social'noj raboty: soderzhanie i metody psihosocial'noj praktiki: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Psychology of social work: The content and methods of psycho-social practices: textbook for students of higher educational institutions]. Moscow, «Akademiya» Publ., 2002. 192 p. (In Russian)
16. Brown A., Clough R. Groups and groupings: life and work in day and residential centres. L., 1989.
17. Dorfman R. Paradigms of Clinical Social Work. N.Y., 1988.
18. Handbook of theory for practice teacher in social work. L., 1992.
19. Howe D. An Introduction to Social Work Theory. L., 1978.
20. Konopka G. Social Group Work: A Helping Process. N.Y., 1963.
21. Martin Davies The Blackwell Companion to Social Work. Wiley, 2002.
22. Nugent F. An introduction to the profession of counseling. Merrill Publishing Company, 1990.
© Гришина А.В., Волкова Е.Н., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Гришина Анна Викторовна - кандидат психологических наук, начальник управления научных исследований, Нижегородский
государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: angrishina@mail. ru
Волкова Елена Николаевна - доктор психологических наук, профессор факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: envolkova@yandex. ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Grishina Anna Viktorovna - candidate of psychological Sciences, head of research, Federal state budgetary educational institution of higher professional education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Volkova Elena Nikolaevna - Doctor of Psychology, professor of Faculty of Psychology, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]