УДК 316.7:343.61 ББК 60.542.2 Л 19
М.А. Лактионова,
кандидат социологических наук, доцент кафедры гражданско-правовых и уголовноправовых дисциплин Майкопского государственного технологического университета, старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Адыгея, тел. 89182259555.
Гендерное насилие как междисциплинарная проблема
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена анализу гендерного насилия как междисциплинарной проблемы. Определяется универсализм гендерного насилия в общественной жизни, выявляются его характеристики в различных областях знаний. Рассматриваются основные признаки гендерного насилия в философии, психологии, истории, праве и смежных с ними науках.
Ключевые слова: гендер, насилие, гендерное насилие, междисциплинарный подход, женщина, мужчина, агрессия, власть, дискриминация.
M.A. Laktionova,
Candidate of Sociology, Assistant Professor of Civil-Law and Criminal-Law Disciplines Department at Maikop State University of Technology, Senior Assistant Administrator of Investigatory Committee at Adygheya Office of Public Prosecutor of the Russian Federation, ph. 89182259555.
Gender violence as an interdisciplinary problem
Abstract. The paper provides an analysis of gender violence as an interdisciplinary problem. The author defines universalism of gender violence in public life and its characteristics in various fields of knowledge. The basic features of gender violence in philosophy, psychology, history, law and related sciences are considered.
Keywords: a gender, violence, gender violence, the interdisciplinary approach, the woman, the man, aggression, the power, discrimination.
Женщины веками страдали от насилия. Оно порождает целый комплекс социальных, юридических, психологических и медицинских проблем, но сущность его неизменна. В массовом сознании гендерное насилие чаще сводится к стереотипу как чисто физическому надругательству мужчины над женщиной, но это узкий, односторонний подход. На самом деле гендерное насилие в любом обществе и при любом государственном строе - категория социокультурная, прежде всего по своим побудительным мотивам и последствиям. Имея универсальный характер, оно существует в многообразных формах практически во всех сферах жизни: политической, экономической, духовной, семейно-бытовой.
Попытка определить данное понятие приводит к выводу, что гендерное насилие включает в себя и насилие в семье (физическое, сексуальное, экономическое, психологическое), и сексуальное насилие (дома, на работе, в общественных местах), и экономическое насилие над женщинами (трудовая дискриминация), и трэффик (торговля женщинами и детьми) и многое другое.
Поэтому исследование феномена гендерного насилия невозможно без обращения к различным областям знания. Такое обращение необходимо как при анализе самого понятия
«насилие», так и при корреляции его с понятиями «насилие над женщинами», «гендерное насилие». Понимание содержания гендерного насилия возможно только через призму различных дисциплин.
В настоящее время накоплен богатый научный материал, позволяющий определить понятия «насилие» и «гендерное насилие», в частности в рамках философии, истории, психологии, социологии, медицины, биологии, антропологии, этнографии, этологии, юриспруденции, политологии, конфликтологии, экономики и т.д. Хотя каждая из этих дисциплин опирается на собственные традиции и использует свойственные ей методы исследования, проводимые как по проблеме насилия, так и проблеме гендерного насилия, позиции различных наук являются, несомненно, взаимодополняющими. Наиболее полное понимание сути исследуемого феномена гендерного насилия может быть достигнуто только при интерпретации и сравнении имеющихся подходов.
Прежде чем охарактеризовать понятие гендерное насилие, которое появилось в науке всего 50-60 лет назад, необходимо обратиться к проблеме насилия как такового.
Одними из первых к проблеме насилия обратились философы и психологи. Так, в философии насилие, как правило, рассматривалось в контексте власти (М.Вебер, Э.
Тоффлер и др) как феномен, основанный на контроле и принуждении (К. Сен-Симон,
Э.Дюркгейм, Т.Парсонс и др.). А.А. Гусейнов определяет насилие как общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения , представляющего угрозу жизни, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность... Насилие можно интерпретировать как разновидность отношений власти, поскольку последняя представляет собой господство одной воли над другой, принятие решения за другого [1].
В философии понятие «гендерное насилие» стало разрабатываться лишь во второй половине XX в. В этот период появились работы, отражающие разницу в социальном положении женщин и мужчин в целом ряде философских и социально-философских концепций и направлений: социал-дарвинизме, структурном функционализме,
экзистенциализме и многих других. Разницу социальных ролей женщин и мужчин, обусловленную социальными, культурными и психологическими факторами, изучали С. де Бовуар, Г. Рабин, А. Рич, Л. Иригарэ и др. Важным результатом этих исследований стал вывод, что гендер не является монолитной категорией и выступает как системообразующий элемент, создающий различия в положении женщин и мужчин в обществе через отношения подчинения и господства.
Социально-психологические аспекты насилия раскрываются в трудах З.Фрейда, Г.Юнга, К.Хорни и др. Психология рассматривает насилие как агрессивное поведение, связанное с социально-биологическими особенностями человека.
Политико-правовой анализ насилия привлекал внимание таких исследователей, как Т.Гоббс, Е. Дюринг, Л. Гумплович, П. Кропоткин и др. Общим в их теориях является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в порабощении одних групп другими.
Безусловно, обращение к проблеме насилия являлось предметом исследования историков. Вместе с тем, в исторической науке проблему неравенства полов и как следствие насилия над женщинами в той или иной интерпретации выделяли еще историки древности. На всей протяженности существования человечества не было ни одного общества, в котором бы все его члены были равными. В традиционной патриархальной установке представление о женщинах обычно увязывается с ситуацией своеобразной второсортности, которую чаще всего объясняли факторами анатомического порядка. Первоначальная основа господства мужчин над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи физически сильнее женщин, могли насильно подчинять их своей воле. Неравенство мужчин и женщин - одна из проблем исследования социальной истории. В зависимости от социально-исторического контекста она приобретала разное звучание, но суть оставалась неизменной: можно ли признать
естественным желание женщины реализовывать себя вне семьи, согласиться, что женщина обладает для этого способностями, равноценными способностям мужчины, и нужно ли предоставить ей право на равных основаниях с мужчинами участвовать в публичной жизни. Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Ученые и политики Древнего мира прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах Древнего Мира.
На протяжении всей истории человечества существовали альтернативные взгляды на гендерную проблему. Начиная с древности и до наших дней сформировалось два основных противоположных взгляда. Первый, менее распространенный, утверждает, что мужчина и женщина - противоположные, но взаимодополняющие существа. Второй, наиболее распространенный взгляд - женщины богом или природой приговорены к своей вторичности, зависимости от мужчины, мужа, рода, общества. Неполноценность женщины объяснялась различными причинами и разрабатывалась разными направлениями социальной истории. Патриархальная власть, культура, идеология, обычаи и традиции закрепляли этот взгляд.
Проблема насилия является также социологической проблемой. В социологии насилие рассматривается как принудительное воздействие на субъекты социальных отношений, использование государственной и иных видов власти в принудительных целях. По мнению социологов. «власть» и «насилие» связаны между собой через тривиальную идею принуждения [2]. В социологии принято считать, что причина насилия не в природе вещей, а в условиях существования социального организма: народа, социальной группы, пола. Причина угнетения женщины не в том, что она физически более слаба, умственно несовершенна, психологически ущербна, эмоционально неуравновешенна и т.д., как это объясняет биотерминизм, а в том, что общество изначально поставило женщину в зависимость от мужчины [3].
В последнее десятилетие в социологии получил распространение подход к проблеме насилия как социокультурному феномену.
В то же время интерес социологов в последние полвека привлекает проблема гендерного насилия. Данное понятие разрабатывается в рамках гендерной социологии, которая, как определяет Силласте Г.Г., опирается на междисциплинарный подход к изучению социального положения женщин и мужчин, их социальных статусов, гендерной стратификаци общества [4].
В настоящее время, по мнению Аристовой М.В., в гендерных исследованиях, отмечается несколько направлений, посвященных проблеме гендерного насилия:
а) биосоциальное, рассматривающее соотношение биологического и социального в человеке в связи с его половой принадлежностью;
б) культурологическое, выявляющее особенности социокультурной детерминации пола, общественные стереотипы, допустимые требования к поведению женщин и мужчин;
в) политико-правовое, изучающее созданные мужчинами социальные институты, поддерживающие власть против тех, кто менее социально защищен в своих возможностях;
г) социально-экономическое, исследующее экономику домашнего хозяйства, низкий уровень вознаграждения женских видов деятельности и полное отсутствие материальной оценки труда женщин по воспитанию детей и поддержанию домашнего хозяйства;
д) брачно-семейное, посвященное отношениям в патриархатной семье, домашнему насилию и способам его предотвращения, исследованию мужской агрессии, трансформации традиционной семьи и возникновению новых ее форм, изменению поло-ролевого статуса женщин и мужчин в современной семье;
е) психологическое, представляющее женскую психологию, и, в отличие от классического фрейдизма, вырабатывающее новый взгляд на женскую сексуальность, причины женских психических расстройств;
ж) лингвистическое, изучающее языки, употребляемые женщинами и мужчинами, в том числе роль слова и образа в дискриминации человека по признаку пола, соотношение языка и положения женщин в обществе;
з) этическое, обращенное к проблемам ненасилия и справедливости во взаимоотношениях полов, преодоления двойного стандарта в морали, значения ценностей человеческого альтруизма, этики заботы [5].
Рассматривая гендерное насилие как междисциплинарную проблему, возьмем за основу предложенную классификацию направлений исследования.
Большинство исследователей приходит к выводам, что в исторической ретроспективе проблемы насилия и агрессии были объектом многочисленных теоретических направлений, которые, прежде всего, можно свести к двум научным парадигмам: биосоциальной и культурологической.
В рамках биосоциальной научной парадигмы, которая была особенно популярна в 1970-е г.г., дифференциация полов рассматривается как универсальный биологический процесс. Например, с точки зрения данного подхода более высокий уровень агрессии у мужчин, их стремление к независимости, доминированию и контролю, особое напористое, самоуверенное отношение к окружающему миру обусловлены биологическими факторами.
В рамках культурологической парадигмы половые различия рассматриваются как дифференциация, детерминированная социокультурными факторами. В этом смысле гендерный аспект насилия обусловлен социокультурным контекстом, а различия в психологических характеристиках мужчин и женщин, причины их возникновения могут быть объяснены только при условии учета социальных обстоятельств, опосредующих их возникновение и проявление.
В последние годы проблема насилия в рамках культурологического направления связывается с исследованием патриархатного типа культуры как культуры насилия вообще. Корни насилия, по мнению исследователей, занимающихся такими проблемами, лежат гораздо глубже: не столько в социальных условиях бытия, сколько в предшествующих культурных условиях.
Патриархальная власть мужчин над женщинами, следовательно, есть основа для функционирования всех обществ, и она выходит далеко за пределы социальных институтов власти. Патриархат поддерживается, главным образом, с помощью процесса социализации, который начинается с воспитания в семье, воспроизводится системой образования, литературой, религией до такой степени, что его ценности усваиваются как мужчинами, так и женщинами.
Особую глубину анализ патриархата приобретает в самом конце XX в. Исследуя данный феномен, Т. Клименкова утверждает, что в основе культуры данного типа лежат насилие и наказание [6]. Патриархальный тип культуры стоит на глубоко безнравственной посылке, в соответствии с которой сначала идет наказание. Система патриархата пронизывает все сферы жизнедеятельности субъектов, поскольку наказание «вписано» на уровень сознания и тела, ежедневных практик.
В основе большинства форм применения насильственных действий лежат исторически сложившиеся и обусловленные социокультурной средой мировоззрение и система ценностей, которые закрепляют подчиненное положение женщины, а также нормы твердости, успешности и статуса мужчины, внедренные в человеческое сознание. На примере сексуального насилия можно четко проследить установки преступников и жертв, в основе которых лежат определенные гендерные стереотипы. Болезненное стремление соответствовать искусственному эталону мужественности порождает в наше время совершенно новые формы «рыночной маскулинности» [7], в основе которых опять же лежит феномен насилия. Такие формы насилия, как трэффик (торговля женщинами с целью сексуального порабощения), наркомания, проституция и др. лишь результат общего культурного насилия.
В патриархальном дискурсе создаются определенные правила пола, характерные для
данного типа культуры. Традиционные дискурсивные практики с древности до наших дней представляют женщину как малозначимое начало. Универсальность мужчины служит базовым основанием в культуре и проецируется на жизненные ситуации и повседневный опыт. Такая репрезентация реальности воспроизводится веками и изначально дает мужчине право власти и контроля над женщиной, право, в котором уже заложен феномен насилия.
Таким образом, насильственное мышление и насильственная деятельность закрепляются на нескольких уровнях и составляют хорошо отлаженный комплексный механизм формирования и воспроизводства насилия, дискриминации, подчинения, манипуляции и контроля.
Первый уровень касается непосредственно самой лингвистической структуры языка. Наиболее глубокое исследование этого аспекта было проведено в рамках феминистской лингвистической критики, констатирующей факты языкового различия. В результате анализа языковых структур выяснилось, что посредством языка игнорируется опыт определенных групп людей, в частности женщин.
Следующий уровень формирования и закрепления насилия - идеологический. На этом уровне за женщиной закрепляется статус вторичности. Один из наиболее ярких примеров -христианский религиозный дискурс, длительное время поддерживающий иерархию полов, выросшую на почве античной аристотелевской культуры, рассматривающий женское тело как источник греха и вменяющий женщине глубокое чувство вины. Со времен античности сатирики и моралисты находили удовольствие в изображении женских слабостей, обвиняя женщину во всех грехах. Будучи доминирующей идеологией, патриархальный дискурс пронизывает любую сферу жизни социума.
Третий уровень - институциональный, поддерживающий идеологию посредством социальных институтов и включающий сферу образования, науки, права, средств массовой информации и т. д.
И последний уровень, где, как правило, происходит прямая репрезентация насилия -это уровень социальных практик, то есть повседневной жизни общества, которая поддерживает существующую идеологию путем социализации обоих полов в соответствии с основными патриархальными образцами ролей и статусов. Выступая посредником между индивидом и социальной структурой, семья осуществляет контроль и подчинение там, где политические и другие власти оказываются недостаточными. Именно в семье осуществляется контроль над женским телом, поведением и исполнением предписанных ролей [8].
Таковы основные подходы к вопросам гендерного насилия в социокультурном плане. При этом следует обратить внимание, что гендерные исследования проблем насилия, беря за основу культурологический подход, уходят своими истоками в философию и историю, филологию и культурологию, психологию и религоведение.
Что касается политико-правовых подходов к изучению феномена гендерного насилия, прежде всего следует остановиться на том, что определение насилия зафиксировано в международных правовых документах.
В то же время термины и понятия, используемые законодателями, не имеют конкретного, четко и однозначно определяемого смысла. Ввиду этого область правовой регламентации насилия может трактоваться как угодно широко. Большой юридический энциклопедический словарь дает следующее определение: Насилие - физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность в физическом и духовном смысле. Физическое насилие выражается в непосредственном воздействии на организм человека: нанесение побоев, телесных повреждений, истязаний различными способами (в том числе с применением каких-либо предметов и веществ) и т.д. В результате физического насилия потерпевшему могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью. Психическое насилие заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, шантажа, угроз (в частности, угроз физической расправой), чтобы сломить волю
потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов [9].
Декларация о ликвидации насилия над женщинами, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г., дает следующее определение рассматриваемого явления.
Под термином насилие против женщин понимается любое насилие, совершаемое по гендерному признаку, которое влечет за собой или может повлечь физический, сексуальный или психологический вред для женщины, причинить ей страдания. Сюда включается угроза таковых действий, принуждение или произвольное лишение ее свободы, совершаемые в общественной или личной жизни.
Исходя из международно-правовых документов, «насилие над женщинами» - термин, который охватывает следующие действия, не сводясь, однако, только к ним:
а) физическое, сексуальное или психологическое насилие, происходящее в семье в виде избиения, совращения детей женского пола, насилия, связанного с приданым, супружеского изнасилования, повреждения женских половых органов и других традиционных действий, наносящих вред женщинам, а также несупружеское насилие, связанное с эксплуатацией;
б) физическое, сексуальное или психологическое насилие, совершающееся в постоянных ячейках общества: изнасилование, совращение, сексуальные домогательства и запугивания на работе, в образовательных учреждениях и где-либо еще, а также торговля женщинами и вынужденная проституция;
в) физическое насилие, поощряемое или осуждаемое государством, где бы оно ни совершалось.
Таким образом, гендерное насилие в юриспруденции анализируется исходя из проблем дискриминации по половому признаку и обычно трактуется как насилие по отношению к женщине. Сюда входит обширный круг проблем, главными из которых являются:
- непризнание политики равных прав, равных возможностей и равной ответственности для мужчин и женщин, основанной на равноценности обоих полов как социальных субъектов. Эта политика опирается в своей основе на использовании понятия sex, т. е. биологический пол. Осуществление такой политики способствует насаждению патриархальных стереотипов и приводит к подавлению женщины как личности, снижению ее статуса в обществе;
- трэффик как нелегальное перемещение людей или торговля людьми, в первую очередь женщинами и девочками;
- сексуальные домогательства, включая домогательства на рабочем месте, с угрозами лишиться занимаемой должности или потерять работу, карьеру и т. п.;
- проведение политики патриархальных стереотипов и пропаганды обычаев и традиций, ведущих к дискриминации женщин, ущемлению их прав и свободы [10].
Юридически, насилие над женщиной - это нарушение неотъемлемого права человека -права на неприкосновенность личности и тела. В юриспруденции проблемами насилия над женщинами занимаются такие отрасли как конституционное и уголовное право, криминология и криминалистика, и также ряд других дисциплин.
В социально-экономическом плане гендерное насилие рассматривается как ущемление трудовых прав, т. е. безработица. Так конституции многих стран мира закрепляют за личностью право на труд, однако, государство по ряду причин в основном экономического характера, не в состоянии обеспечить полную занятость населения. Таким образом, право на труд остается нереализованным. Следует отметить, однако, что безработица необязательно является проявлением насилия, таким же как насилие в семье, или на работе. Безработица может иметь и добровольный характер, например, когда люди не согласны работать за те деньги, которые им платят в данный момент, или не хотят работать на тех рабочих местах, которые им могут быть в данный момент предложены. Исследователи в данном случае, анализируя экономические проблемы гендерного насилия, говорят о гендерной сегрегации. Этот термин обозначает концентрацию мужчин и женщин в разных секторах
жизнедеятельности общества, в разных занятиях и профессиях. Характерной чертой гендерной сегрегации выступает концентрация женщин в мало престижных, мало оплачиваемых и мало доходных сферах. Основой такой сегрегации выступает традиционное деление патриархального общества на две противоположные сферы - публичную (или производственную, продуктивную), в которой доминируют мужчины, и частную (семейную, воспроизводственную, репродуктивную), которая является уделом женщин. Идеология женского предназначения и связанные с нею гендерные стереотипы воспроизводятся в смягченном виде и в современном обществе, где женщины получили доступ в сферы политики, бизнеса и производства, но остаются на менее престижных уровнях.
Профессиональная сегрегация по признаку пола проявляется в соотношении мужчин и женщин, занятых в определенных отраслях и занимающих определенные должности. Исследователи используют также термин половая типизация занятости, обозначающий принятое в культуре картографирование занятий как мужских и женских. Горизонтальная сегрегация выражается в неравномерном распределении мужчин и женщин по профессиям и отраслям экономики (отраслевая сегрегация). Таким образом, занятость может быть охарактеризована как «мужская» (в производственном секторе) или «женская» (сфера услуг, образование, здравоохранение, торговля).
Вертикальная сегрегация выражается в неравномерном распределении мужчин и женщин по позициям должностной иерархии (женщины занимают должности, характеризующиеся более низким статусом и требующие более низкой квалификации).
Одновременно с этим существует и так называемая самодискриминация, когда женщины сами отказываются от претензий на занятие тех или иных профессиональных позиций, которые не считаются чисто женскими, а концентрируются в так называемых женских профессиональных гетто, например, в текстильной индустрии. В этом случае профессиональный выбор нельзя квалифицировать как недобровольный, хотя, безусловно, он является культурно обусловленным. Вероятно, здесь следует говорить о специфической форме культурного насилия. Данное направление гендерных исследований тесно связано с вопросами, изучаемыми экономическими дисциплинами, а также социологией управления.
Психология (и тесно связанная с ней биология), акцентирует свое внимание на следующих аспектах гендерного насилия. Факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними, включая психологические. Ведь биологические различия имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие - от женщины, какие характеристики считаются людьми важными для мужчины, а какие - для женщины.
С биологическими факторами связаны двигательная подвижность, возможность применения мышечной силы в том или ином виде деятельности, возбудимость нервных процессов, скорость психофизиологических реакций и т.п. Биологически обусловленная активность психофизиологических процессов всегда получает социокультурную и личностную интерпретацию, связанную с тем, в каком социальном контексте развиваются и реализуются эти биологические (половые) особенности. В социально - психологическом плане различные аспекты биологического пола личности связаны с процессом социального восприятия, с системой социальных отношений, возникающих на основе любого из аспектов сексуальности. Реализация личности в сексуальной сфере определяется мотивами, целями, ценностными ориентациями и предоставленными обществом и культурой средствами реализации природных (половых) возможностей в тех или иных поступках. Даже сексуальные желания как реальность психологического переживания, определяющего стремление к некоторому объекту, оказываются связанными с социальным восприятием и оценкой этого объекта и потому имеют самостоятельное, а не исключительно биологическое определение.
Кроме того, личность мужчины и женщины в психологическом смысле характеризуется качествами, приобретаемыми и реализующимися в процессе общения,
социального взаимодействия в контексте межличностных и общественных отношений.
Исходя из этого, психологи определяют насилие в гендерном аспекте как разновидность агрессии на основе признака пола; это поведение, наносящее вред или имеющее целью причинение вреда другому человеку от словесных оскорблений и угроз до тяжелых физических побоев и принуждения к вступлению в сексуальную связь.
По мнению психологов, насилие обусловлено и биологически, и социально:
1) обнаружены участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. На чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии влияет химический состав крови, например, алкогольное или наркотическое опьянение. На возникновение насильственных действий также влияет мужской половой гормон - тестостерон;
2) катализаторами насильственного поведения по отношению к женщинам могут выступать средства массовой информации. С ростом числа изнасилований совпадает и увеличение количества журналов, кино- и видеокассет, изображающих возбуждающее сексуальное поведение [11].
Среди зарубежных социальных психологов, научные работы которых непосредственно касаются исследования форм проявления гендерного насилия, необходимо отметить Л. Берковица и Б. Крэйхи. Оба известны всему миру как ведущие специалисты в области психологии агрессии. Труды этих авторов представляют собой наиболее полный источник классических знаний и современных концепций о природе и исследованиях насилия над женщиной в рамках социальной психологии.
Социальная психология, обращаясь к проблеме гендерного насилия тесно связана с исследованием аналогичных проблем, проводимыми в антропологии, этологии, конфликтологии.
В последнее время проблема гендерного насилия активно исследуется на макроуровне. Мировое сообщество на рубеже XX-XXI вв. признало, что гендерное насилие -комплексная, глобальная, универсальная проблема современного мира. Так, обсуждение данной проблемы как междисциплинарной возникло на Международном междисциплинарном конгрессе по международной проблематике, работа которого начата в 1981 году и который теперь проводится каждые три года в разных странах. Первый конгресс по теме «Женщины мира: новая область науки» состоялся в Университете Хайфы в Израиле, затем в Нидерландах на тему «Методы самоутверждения», потом в Ирландии «Мировоззрения и их изменения», в Хантерском колледже Университета г.Нью-Йорка «Реальности положения женщин и возможности выбора» и т.д. Очередная международная конференция, направленная на продвижение междисциплинарного подхода к изучению и предотвращению гендерного насилия, состоится 23-25 ноября 2011 г. в г. Бристоль, Великобритания.
Подводя итог, следует отметить, что гендерное насилие как междисциплинарная проблема характеризуется как сложная, многоаспектная проблема, с одной стороны, уходящая своими корнями в древность, с другой - имеющая глобальную устойчивость в современном мире.
В результате анализа гендерного насилия в различных гуманитарных дисциплинах можно сделать вывод о том, что имеющиеся подходы к проблеме носят не только междисциплинарные, но и внутридисциплинарные различия. В науке сложилась множественность направлений, исследующих это сложное явление. Как представляется, эти направления (и подходы) не исключают друг друга, а являются взаимодополняющими. Более детальное изучение и систематизация сложившихся подходов позволит охарактеризовать гендерное насилие с различных сторон. Кроме этого, использование инструментария различных областей знаний позволит в дальнейшем сформировать оптимальные пути к минимизации уровня гендерного насилия в обществе.
Примечания:
1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. III. М.: Мысль, 2001. С. 14.
2. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 2003. С. 16.
3. Гендерное насилие: учеб. пособие / З. Дадабаева, З. Диноршоева, А. Куватова, С. Касымова. URL: http:// www.genderedu.freenet.tj/book_gen_vio.pdf.
4. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. ... С. 519.
5. Аристова М.В. Компонент насилия в гендерных взаимодействиях: социально-
философский анализ: автореф. дис. . д-ра филос. наук. М., 2009. С. 5.
6. Клименкова Т. Насилие как основа культуры патриархатного типа: гендерный подход к проблеме // Права женщин в России и выборы: материалы тренинга. М., 2001. С. 18.
7. Там же.
8. Данилова О.М. Психология восприятия насилия: культурный и гендерный аспекты. URL: http ://www.ahmerov.com.
9. Большой Юридический энциклопедический словарь / сост. А.Б. Барихин. М., 2000. С. 264.
10. Файзуллаева Э. Вопросы гендерного насилия. URL:
http ://www.undp.uz/en/download/index.php.
11. Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. М.: Информация-XXI век, 2002. С. 158.