Научная статья на тему 'Анализ деятельности государственных учреждений по социальной поддержке несовершеннолетних мам'

Анализ деятельности государственных учреждений по социальной поддержке несовершеннолетних мам Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1318
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ МАМЫ / ПОДРОСТКОВАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ / ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / АДАПТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФИЛАКТИКА / СЕМЬЯ / THE UNDER-AGE MOTHERS / TEENAGE PREGNANCY / SEXUAL EDUCATION / ADAPTATION AND REHABILITATION / THE SOCIAL HELP / SOCIAL WORK / PREVENTIVE MAINTENANCE / FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сироткина Екатерина Сергеевна

Анализируется деятельность социальных учреждений по работе с несовершеннолетними мамами. Приводятся данные авторского эмпирического исследования работы государственных социальных центров. Результаты исследования позволяют говорить о том, что в настоящее время работа по социальной поддержке несовершеннолетних мам находится на стадии становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF SOCIAL WORK WITH THE UNDER-AGE MOTHERS

Activity of social establishments on work with the under-age mothers is analyzed. The data of author's empirical research of work of the state social centres is cited. Results of research allow saying that now social work with the under-age mothers is at a formation stage.

Текст научной работы на тему «Анализ деятельности государственных учреждений по социальной поддержке несовершеннолетних мам»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2010, № 1 (17), с. 49-55 49

УДК 316.35

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАМ

© 2010 г. Е.С. Сироткина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского sirotkinak@mail. т

Постнкола в рнбакцою 01.12.2009

Анализируется деятельность социальных учреждений по работе с несовершеннолетними мамами. Приводятся данные авторского эмпирического исследования работы государственных социальных центров. Результаты исследования позволяют говорить о том, что в настоящее время работа по социальной поддержке несовершеннолетних мам находится на стадии становления.

Ключнвын слова: несовершеннолетние мамы, подростковая беременность, половое воспитание, адаптация и реабилитация, социальная помощь, социальная работа, профилактика, семья.

Ускорение полового созревания, роста сексуальной активности подростков сопровождаются отсутствием государственной системы образования по вопросам полового просвещения, низкой сексуальной культурой. В обществе, особенно в молодежной среде, сексуальные отношения до брака стали нормой. Это обусловливает рост количества беременностей и рождений у несовершеннолетних девушек.

В настоящее время ряд авторов рассматривают несовершеннолетнее материнство как социальную проблему [1; 2]. Связано это с тем, что беременность и роды в подростковом возрасте зачастую протекают с осложнениями из-за физиологической несформированности женского организма, отсутствия защищенности. Кроме того, несовершеннолетние мамы сталкиваются с целым комплексом проблем.

До последнего времени несовершеннолетние мамы не выделялись в категорию социально незащищенных. В законодательстве РФ закреплен возраст совершеннолетия - 18 лет, вступление в брак разрешается до достижения возраста 14 лет при наличии уважительных причин по решению органов местного самоуправления по месту жительства вступающих в брак. Согласно приказам Министерства здравоохранения РФ, к несовершеннолетним роженицам относят девушек в возрасте до 18 лет [3].

Сегодня в РФ не предусмотрены дополнительные выплаты и социальные пособия для несовершеннолетних матерей, хотя они нуждаются в материальной и социальной поддержке государства. Как правило, мамы, не достигшие совершеннолетия, экономически зависимы от родителей (опекунов, государственного обеспечения). В связи с этим разрабатываются новые

технологии социальной работы с данной категорий граждан, ведется поиск оптимальных моделей поддержки юных мам [1].

По данным социологических исследований, несовершеннолетними мамами становятся девушки из разных категорий семей, как статусных и материально обеспеченных, так и неполных, с низким материальным достатком [4, с. 87].

В благополучных семьях несовершеннолетним мамам помогают адаптироваться к новым условиям родители, родственники, ближайшее окружение. Несовершеннолетним мамам из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей из детских домов помощь оказывают специализированные центры.

Представляется актуальным проанализировать существующие технологии социальной работы с несовершеннолетними мамами в специализированных государственных центрах. Подобные центры работают в Москве, в Камчатском крае, Новосибирске, Барнуале и других регионах России.

Все проекты, по которым ведется деятельность в этих центрах, можно условно разделить на три группы:

- кратковременные проекты по оказанию помощи юным мамам (например, проект «Маргарита», г. Выборг);

- программы полового просвещения на базе центров помощи семье и детям, также включающие оказание помощи несовершеннолетним девушкам (ГУ «Областной центр социальной помощи семье и детям «Журавушка», г. Нижний Новгород);

- центры, приоритетным направлением которых является непосредственно стационарная работа с юными мамами.

Для нас интерес представляют именно центры второй и третьей группы. Проведем сравнение деятельности Общественной благотворительной организации «Служба помощи несовершеннолетним женщинам «Голуба», г. Москва, Центра «Юные матери», Алтайский край, отделения «Маленькая мама», ГУ «Кризисный центр помощи женщинам», г. Санкт-Петербург, ГУ «Областной центр социальной помощи семье и детям «Журавушка».

Основной целью работы всех перечисленных центров является всестороннее оказание помощи несовершеннолетним мамам и их детям.

Важно выделить и источники финансирования данных проектов. Во всех центрах основной источник финансирования - государство, весомый вклад вносят и предприниматели. Специалисты центра «Журавушка» тесно сотрудничают с общественными организациями, организациями по вопросам материальной помощи юным мамам. Девушек обеспечивают всем необходимым для жизни (продукты питания, одежда, игрушки для детей, детские принадлежности) благодаря спонсорской помощи.

В Центре «Юные матери» специалисты работают на добровольных началах, в остальных -работа сотрудников оплачивается в соответствии с занимаемой должностью.

Выделим основные направления работы данных центров:

1. Оказание материальной и социальной помощи.

2. Содействие адаптации к новым условиям, формированию ответственного материнства.

3. Социальный патронаж.

4. Консультирование по вопросам беременности и родам, реабилитация после абортов.

5. Работа по программам полового воспитания.

Девушкам помогают решить их основные проблемы (материальные, юридические), а также содействуют в трудоустройстве.

Отделение «Маленькая мама» ГУ «Кризисный центр помощи женщинам» в г. Санкт-Петербурге и ГУ «Областной центр социальной помощи семье и детям «Журавушка» интересны для изучения по многим причинам. Работа в отделениях «Маленькая мама» с подростками ведется на протяжении 10 лет, в связи с чем есть возможность проанализировать эффективность работы, выделить основные результаты деятельности центров.

Кроме того, в настоящее время наблюдается повышенное внимание СМИ к проблеме подростковой беременности: неоднократно появля-

лись материалы об отделении «Маленькая мама» ГУ «Кризисный центр помощи женщинам» в г. Санкт-Петербурге в Интернете, печатных изданиях, в телевизионных передачах. В отличие от кратковременных проектов, для отделения «Маленькая мама» помощь несовершеннолетним мамам - это приоритетное направление работы. Отделение работает с несовершеннолетними мамами и беременными, находящимися в социально опасном положении и проживающими в Санкт-Петербурге. Кроме того, на протяжении восьми лет учреждение является активным участником ряда международных проектов. Специалисты отделения «Маленькая мама» тесно сотрудничают по обмену опытом с Домом матери и ребенка г. Хельсинки.

В ГУ «Областной центр социальной помощи семье и детям «Журавушка» в рамках программ, реализуемых центром с 2001 года, действует школа полового воспитания подростков «Твое будущее - в твоих руках».

В мае - ноябре 2009 года автором было проведено социологическое исследование в отделении социальной реабилитации «Маленькая мама» ГУ «Кризисный центр помощи женщинам» в г.Санкт-Петербург и в ГУ «Областной центр социальной помощи семье и детям «Жу-равушка». Цель данного исследования состояла в анализе работы этих организаций с юными мамами. Методы, применяемые в исследовании, - опрос экспертов, контент-анализ документов. По разработанному опроснику были опрошены эксперты - специалисты отделения. В ГУ «Кризисный центр помощи женщинам» в г.Санкт-Петербурге были проинтервьюированы воспитанницы приюта.

Основные направления социальной работы с несовершеннолетними мамами. Рассмотрим подробно деятельность специалистов отделения «Маленькая мама» Санкт-Петербургского кризисного центра помощи женщинам и Нижегородского областного центра социальной помощи семье и детям «Журавушка» по реабилитации несовершеннолетних мам и адаптации их к новым условиям.

Подтвердился тот факт, что воспитанницы приюта в большинстве случаев - несовершеннолетние мамы из числа детей-сирот (17.3%) и детей, оставшихся без попечения родителей (38.8%).

Выделим основные направления социальной работы с несовершеннолетними мамами на базе отделения «Маленькая мама».

Цели отделения: оказание социально-правовой, медико-психологической, педагогической помощи несовершеннолетним беремен-

Анализ деятельности государственных учреждений по социальной поддержке несовершеннолетних мам 51

ным, юным матерям с младенцами, выпускницам детских домов и школ-интернатов с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. Проводится поэтапная социальная работа с юными воспитанницами: первичное обследование, заключение договора, разработка индивидуального плана реабилитации, заключительный консилиум, социальный патронаж.

В задачи специалистов отделения входят: предоставление временного проживания; оказание комплексной медико-психологической, социально-правовой помощи своим подопечным; анализ причин, обусловивших социальную де-заптацию; коррекцию отношений с семьей, ближайшим окружением в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации несовершеннолетних; вывод из трудной жизненной ситуации; помощь в решении социально-бытовых и межличностных проблем.

В настоящее время отделение рассчитано на семь мест. Срок пребывания несовершеннолетней мамы в центре 1 год. Срок пребывания может быть увеличен на основании письменного разрешения комитета по труду и социальной защите населения. При поступлении пациентки в отделение заводится личное дело воспитанницы, заключается двусторонний договор с юной мамой.

Основными формами социальной адаптации и реабилитации воспитанниц в отделении являются круглосуточный стационар и социальный патронаж. Программа реабилитации построена как многоуровневая социальная работа. Основу системы помощи составляет индивидуальная работа с воспитанницами отделения.

В рамках социальной реабилитации осуществляется разработка ее программы, ведение личных дел, сбор необходимой информации; профориентация, помощь в получении профильного образования; представление интересов клиента в судах; содействие в оформлении пособий; социальный патронаж; восстановление документов; обследование жилищно-бы-товых условий; работа с ближайшим окружением; межведомственное взаимодействие; содействие в трудоустройстве.

Специалист по социальной работе занимается сбором необходимых сведений о жизни девушки до ее помещения в приют, чтобы получить полную картину причин неблагополучия: это направление запросов, писем, ходатайств в различные государственные и общественные организации; помощь юной маме с оформлением необходимых документов: свидетельства о

рождении ребенка, справки на получения пособий от государства, паспорта, медицинского паспорта, а также восстановление утраченных ранее документов, подготовка документов на получение жилой площади.

Психологическая реабилитация включает в себя диагностику и индивидуальное консультирование, групповую работу с воспитанницами, социально-психологическое сопровождение -беседы, наблюдение, тестирование (тест КОТ, таблица Равенна, кубики КОССА, проективный цветовой тест Лютера, тест восьми влечений Сонди, определение вероятности агрессии Hand test, тест Кеттелла и др.), определение психологического статуса воспитанницы.

Воспитанницам и младенцам в отделении «Маленькая мама» оказывают медицинские услуги, проводят лечебно-профилактическую работу. В центре существует режим дня, который его воспитанницы обязаны соблюдать.

Таким образом, молодые мамы при поступлении в приют с младенцем имеют возможность бесплатно воспользоваться целым комплексом услуг.

В приюте создана домашняя обстановка: каждая девочка проживает с младенцем в отдельной, оборудованной всем необходимым для проживания комнате (детская кроватка, пеле-нальный стол, кровать мамы). На общей кухне юных мам учат готовить, в ванной комнате они самостоятельно стирают и гладят свои вещи и вещи ребенка.

В центре также есть класс для занятий (оборудованный компьютерами), где приглашенные учителя проводят групповые и индивидуальные занятия.

Молодым мамам предоставляют возможность научиться самостоятельности, ответственности, знаниям по уходу за ребенком и его воспитанию, а также овладеть хозяйственно-бытовыми навыками.

В центре круглосуточно дежурят воспитатели, которые помогают юным мамам, следят за порядком.

Воспитанницы приюта имеют право проживать с ребенком в приюте только один год. Важно, чтобы после окончания этого срока молодая женщина из «Маленькой мамы» смогла определить ребенка в детский сад, чтобы у несовершеннолетней мамы была возможность продолжить обучение, трудоустроиться.

Приют рассчитан на семь мест, а этого, как показала практика, недостаточно, поэтому многим несовершеннолетним девушкам с ребенком приходится стоять в очереди на зачисление в данный приют.

Работа с несовершеннолетними мамами в областном центре социальной помощи семье и детям «Журавушка» ведется в двух направлениях: оказание помощи в социально-психологической реабилитации после прерывания беременности и программа для беременных женщин «Колыбель».

Ранняя беременность нежеланна и не запланирована и, как правило, завершается ее искусственным прерыванием.

В связи с тем, что большая часть подростков прерывают беременность, основная работа направлена на консультирование девушек, прервавших беременность. Лишь в единичных случаях специалистам центра удается убедить несовершеннолетнюю девушку в сохранении беременности.

В центр «Журавушка» обращаются несовершеннолетние мамы в основном из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для мам разрабатываются индивидуальные программы реабилитации, они включают психологическую помощь, консультирование по вопросам беременности и родов, решение материальных и социальных проблем и другое.

В «Журавушке» нет социального приюта, с девушками проводят социальную работу в центре, посещают несовершеннолетних беременных на дому (осуществляют социальный патронаж). Работу ведут разнопрофильные специалисты: психолог, специалист по социальной работе, юрист.

В группе для беременных женщин «Колыбель» проводят групповые занятия для будущих мам (игровая терапия, подготовка к родам и т.д.), консультируют несовершеннолетних беременных и их родителей. Несовершеннолетние девушки включены в группу вместе со взрослыми мамами. Как показал опыт, такая практика наиболее эффективна, так как опытные женщины являются хорошим примером для юных мам, кроме того в процессе общения они получают советы, новые знания по уходу и воспитанию детей.

Анализ проблем, связанных с ранней беременностью. Одна из задач исследования заключалась в выявлении социальных проблем, возникающих в период беременности и после родов у социально незащищенных несовершеннолетних матерей.

По данным литературы, иерархия проблем несовершеннолетних мам выглядит следующим образом: воспитание ребенка, материальные проблемы, приобретение жилья, получение профессии, получение образования [1].

Сопоставив результаты интервью несовершеннолетних мам и опроса экспертов, удалось

выявить основные трудности юных мам. Прежде всего это проблемы, связанные с воспитанием ребенка, трудоустройством, получением образования, профессии.

Стоит отметить, что воспитанницы центра сообщали о том, что материальные трудности не являются для них основными. У девушек, проживающих в отделении «Маленькая мама», по словам специалистов, главные проблемы связаны с получением образования, поиском работы. Но на первое место специалисты ставят вопрос получения жилья. Как девушки, так и сотрудники центра указывали на то, что получение жилплощади - наиболее острая проблема для воспитанниц детских домов, хотя дети-сироты по законодательству РФ имеют право на получение жилплощади после выхода из интерната. Согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют право на него после выхода из детского дома. В случае, если жилой площади нет, она предоставляется по социальным нормам, не ниже установленных, вне очереди по месту жительства.

Специалисты «Журавушки» также сталкиваются с вопросом жизнеустройства несовершеннолетних мам. Как правило, семья юной матери-одиночки асоциальна, и иногда девушке с ребенком негде жить после выписки из роддома. В связи с этим проводится работа по налаживанию внутрисемейных отношений, по минимизации причин неблагополучия в семье.

Согласно данным социологических исследований, юные мамы психологически не готовы к материнству. Подростковая беременность является фактором риска с точки зрения формирования материнского поведения, привязанности матери к ребенку. У несовершеннолетних девушек, как правило, специалисты наблюдают исходное отсутствие мотивов материнства в случаях незапланированной беременности [2, с. 92].

По словам специалистов, социальный портрет несовершеннолетней мамы выглядит следующим образом: девушка с повышенным уровнем тревожности, ориентирована на постороннюю помощь, не имеет средств к существованию, материнская интуиция развита слабо. Несовершеннолетним мамам присущи следующие черты: инфантильность, незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженная самокритичность.

Аналои бнятнльносто госнбарствннныхнчрнжбнной ко соцоальной коббнржкн ннсовнршнннолнтнохмам 53

Опрошенные девушки сообщили, что не испытывают сильной привязанности к своему ребенку: «Но н мння ннт такого, как бы я скаиа-ла... Ннкоторын бнвочко, оно чнвствнют, что это «ох». Я кономаю, что это мой рнбннок, но бо конца я этого нн осоинаю. Я кономаю, что это мон, но н мння ннт такого, крям такого! Нн инаю...» (бнвншка - соцоальная сорота, 16 лнт, рнбннкн 4 мнсяца).

Учитывая тот факт, что воспитанницы отделения «Маленькая мама» - девушки из детских домов, мы можем констатировать, что перед специалистами стоит непростая задача - научить преодолевать самостоятельно трудные жизненные ситуации, связанные с рождением и воспитанием ребенка.

В «Журавушке» также работают в направлении укрепления родительско-детских отношений, ориентации на ответственное материнство. Как правило, юные мамы, обратившиеся в центр за помощью, - девочки с педагогической запущенностью, с инфантильной позицией. Материнство у такой мамы неосознанное, как утверждают психологи центра. В связи с этим проводится работа по профилактике отказа от ребенка, мотивации психологической помощи.

Работа центров строится таким образом, чтобы разрешить основные социальные проблемы воспитанниц либо максимально снизить их негативные последствия.

Профолактока ннсовнршнннолнтннго матн-ронства. Вторую задачу исследования можно обозначить как выявление мотивационных установок воспитанниц в сфере сексуальных отношений.

В ходе исследования выяснилось, что для юных мам характерно раннее начало половой жизни. Средний возраст вступления в половую жизнь 1 3-14 лет. Как правило, для девушек это осознанный поступок. Воспитанницы центра не считают, что сексуальный дебют - значимое событие в жизни. Специалисты также подтверждают тот факт, что девушки в вопросах репродуктивного здоровья, сексуальной жизни, планирования деторождения поступают безответственно, не задумываясь о последствиях. Их знания в области контрацепции, ИППП недостаточны и порой недостоверны.

В результате интервьюирования девушек удалось выделить основные причины беременности подростков. Условно их можно разделить на следующие категории:

- желание создать семью, иметь ребенка;

- незапланированная беременность;

- стремление доказать свою самостоятельность, «взрослость».

По словам специалистов, воспитанницы детских домов были лишены любви, внимания, поэтому им присущи инфантильность, незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженная критичность по отношению к себе.

Психологи утверждают, что в неблагополучных семьях, а также в детских домах из-за недостатка внимания и любви девушки пытаются уже в юном возрасте родить ребенка, таким образом пытаясь заменить родительскую любовь привязанностью к своему ребенку. В ходе опроса подтвердился тот факт, что воспитанницы «Маленькой мамы» были лишены любви, внимания: «Было такон, что бажн нсло карннь бросот, то нсть чнловнчнк, который вснгба мння бнбнт люботь».

Как показал опрос, девушки хотели родить ребенка, и они были уверены, что им окажут помощь. Одна из воспитанниц сообщила, что узнала об отделении «Маленькая мама» из телепередачи и была уверена, что ей помогут. В течение трех месяцев она не могла забеременеть, обращалась в женскую консультацию: «Я бля снбя рншола, что можно. Я любола этого молобого чнловнка. У нас ночнго нн колнчалось тро мнсяца. Я хобола к гоннкологн, кросола кровнроть мння. Мы кровнролось - оба можнм омнть бнтнй... Я оиначально инала, что нсть этот цннтр «Малннькая мама» нщн бо бнрн-мннносто, нжн инала, что сюба кокабн■■■»

Вторая не менее значимая причина - случайная беременность. Это наиболее распространенная причина. Девушки не предохранялись при половых актах, надеясь, что их партнер будет использовать средства контрацепции. Опрошенные несовершеннолетние мамы утверждали, что не использовали методы контрацепции и не владели достаточной информацией о ее использовании. Все опрошенные девушки говорили о необходимости полового просвещения подростков:

«Мнн, накромнр, но тнтя, но в школн нчотн-ля нн объясняло. В школн говороло в шнстом классн, но всн «ха-ха, хо-хо». Поэтомн, мнн ка-жнтся, я стала мамой. Снйчас я косовнтнюсь с гоннкологом ко ковобн кротовоиачаточных срнбств. Схожн на конснльтацою, там мнн о объяснят о косовнтнют, внбь снщнствнют раинын, то нсть чтобы кроблнм со иборовьнм нн было» (бнвншка 17 лнт, сорота, рнбннкн 2 мнсяца).

Специалисты также подтверждают, что работу с несовершеннолетними мамами необходимо начинать с превентивных мер. Они должны быть направлены на половое просвещение подростков по вопросам контрацепции, плани-

рования семьи, интимных отношений. Важно донести до подростков не только информацию по основным вопросам пола и сексуальных отношений, о методах контрацепции, ИППП, но и просвещать детей относительно ответственности, которая неизбежно следует за сексуальной активностью.

Специалисты считают, что подростки, прошедшие систематический курс сексуального просвещения, больше знают о сексуальности и их знания более достоверны.

Таким образом, одна из основных целей полового воспитания - формирование позитивных стандартов у подрастающих поколений: формирование ценности здорового образа жизни, самоценности детей, сознательного отношения к родительству, позитивных брачно-семейных установок, культуры гендерных отношений.

Сегодня в ГУ «Кризисный центр помощи женщинам» не работают в направлении сексуального образования.

В областном центре социальной помощи семье и детям «Журавушка» действует программа профилактики подростковой беременности «Твое будущее в твоих руках».

Заявленная специалистами цель данной программы: сформировать у подростков осознанное отношение к себе и своей жизни. Данная программа направлена на распространение в молодежной среде культуры осознанного материнства и формирование позиции ответственного родительства, на осознанное полоролевое поведение.

Заданной цели специалисты добиваются методом групповой и индивидуальной работы с подростками. Индивидуальную работу проводят с подростками, имеющими опыт половой жизни. Девушек обучают методам контрацепции, консультируют по наиболее важным вопросам, связанным с сексуальной жизнью.

Второе направление работы по профилактике подросткового материнства - групповая работа со старшеклассниками. Программа рассчитана на подростков 14-16 лет. Руководство школ подает заявку на программу «Твое будущее - в твоих руках». Специалисты центра работают с классом в течение одной четверти. В процессе работы в группе дети с помощью ролевых игр, специальных занятий, бесед, небольших мини-семинаров пытаются получить необходимую информацию. Вопросы контрацепции, сексуальной жизни не входят в данную программу. Задача этих программ: формирование осознанного отношения к себе и к интимной жизни. Основные темы, которые затрагиваются на занятиях: построение отношений с

противоположным полом, что включает в себя такие понятия, как «любовь», «влюбленность».

В настоящее время в школах не практикуются такие предметы, как «Этика семейной жизни», «Сексуальное образование». Половым воспитанием занимаются непосредственно в семьях. Программы полового просвещения есть не во всех центрах. На мой взгляд, существует острая необходимость работы с несовершеннолетними девушками из детских домов и семей группы риска по вопросам полового просвещения на базе региональных и муниципальных центров помощи семье и детям.

Центры помощи семье и детям имеют широкую базу данных о неблагополучных семьях, которую можно использовать в качестве выборки для проведения курсов по половому просвещению. Также необходимо наладить сотрудничество с детскими домами.

Проблемы, возникающие в процессе работы с несовершеннолетними мамами. По словам специалистов, существуют определенные сложности при работе с несовершеннолетними девушками.

Несмотря на то что проводится работа в направлении укрепления детско-родительских отношений посредством индивидуальных и групповых занятий с девушками, после выхода из отделения «Маленькая мама» 20% несовершеннолетних девушек отказываются от своих детей либо по решению медико-психолого-педагогического консилиума принимается решение определить новорожденных в Дом ребенка. В центре «Жура-вушка» сегодня фиксируется высокий процент отказа юных мам от ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому существует необходимость разработки технологий по профилактике социального сиротства в работе с несовершеннолетними мамами.

Вторая проблема состоит в том, что существует опасность формирования у несовершеннолетних мам иждивенческого настроя. Специалисты «Журавушки», разрабатывая программу «Маленькая мама» для беременных девушек, не достигших совершеннолетия, столкнулись с рядом проблем: несовершеннолетние девушки не мотивированы на психологическую помощь, в основном стремятся получить материальную помощь (продукты питания, деньги). Кроме того, психологи считают, что девушки должны ориентироваться и на самопомощь, на актуализацию собственных ресурсов.

Государство материально обеспечивает юных мам из детских домов до их совершеннолетия. Не стоит забывать, что актуализация только материальных факторов может привести

Анализ деятельности государственных учреждений по социальной поддержке несовершеннолетних мам 55

к негативным результатам, поэтому специалисты по социальной работе, социальные педагоги, психологи ведут работу и по воспитанию у несовершеннолетних девушек самостоятельности, ориентации на собственные силы.

Третья, не менее важная задача для специалистов - научить воспитанницу за столь короткий срок социально-бытовым навыкам ведения домашнего хозяйства. По словам специалистов, у воспитанниц нет понимания того, что теперь нужно самой зарабатывать, кормить и одевать ребенка, нет навыков выстраивать отношения в семье, распределять бюджет, вести домашнее хозяйство. На базе центра воспитатели учат и хозяйственно-бытовым навыкам и умениям (уход за ребенком, уборка, приготовление пищи и т.д.).

Как показывает практика, каждый случай требует индивидуального подхода, чтобы помочь юной маме разрешить трудную жизненную ситуацию за счет реализации ее внутренних ресурсов. Основная задача специалистов - создать условия для получения молодой мамой специальности и дальнейшего ее трудоустройства, а также для продолжения обучения в школе.

Реабилитацией несовершеннолетних мам и адаптацией их к новым условиям в настоящее время занимаются в специализированных центров: оказывают социальную, педагогическую, юридическую и медицинскую помощь юной матери и ее ребенку. Для социальной реабилитации юных мам с ребенком, попавших в кризисную ситуацию, функционируют приюты на базе государственных центров.

Сегодня не во всех городах России существуют подобные проекты, в связи с чем не все социально незащищенные несовершеннолетние мамы могут получить квалифицированную помощь специалистов и материальную поддержку. Остра необходимость создания подобных проектов в каждом областном центре. Приоритетным направлением также должны стать разработка и внедрение программ полового просвещения подростков.

Комплексная социальная помощь несовершеннолетней маме поможет предотвратить отказ от ребенка и решить ее проблемы с жизнеустройством.

Список литературы

1. Абрамова Е.А. Исследование возможности адаптации матерей-подростков в современных условиях. Режим доступа: http://www.socpol.ru/ grantprog/doc/abram00_a.doc, свободный.

2. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России. Режим доступа: http://innewfamily.narod.ru/menu4/zak108. htm, свободный.

3. Гурко Т.А. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин // СОЦИС. 2002. № 11. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2002-11/Gurko.pdf, свободный.

4. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 240 с. Режим доступа: http:// www.pedlib.ru/Books/1/0148/1_0148-23.shtml, свободный.

POSSIBILITIES OF SOCIAL WORK WITH THE UNDER-AGE MOTHERS

E.S. Sirotkina

Activity of social establishments on work with the under-age mothers is analyzed. The data of author's empirical research of work of the state social centres is cited. Results of research allow saying that now social work with the under-age mothers is at a formation stage.

Keywords: the under-age mothers, teenage pregnancy, sexual education, adaptation and rehabilitation, the social help, social work, preventive maintenance, family.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.