МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№11/2015
ISSN 2410-6070
Посторонние люди могут помешать игре, поэтому еще до игры хорошо было бы проконсультироваться у представителей местной власти о наиболее удобном времени проведения игры. Очень важно знание и точное соблюдение всеми участниками порядка и правил игры. Список использованной литературы:
1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: ФиС, 1983.
2. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. - М.: ФиС, 1978.
© Миронова Л.Д., 2015
УДК 364.65
М. А. Мирюкова, к.с.н., доцент Кафедра социальной работы, психологии и педагогики Сибирский государственный индустриальный университет г. Новокузнецк, Российская Федерация В. Ф. Соколова, к.ф.н., доцент Кафедра экономики, менеджмента и сервиса Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы г. Калининград, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ
Аннотация
В статье рассматривается проблема семейного насилия над детьми, описаны результаты социологического исследования, посвященного изучению причин и степени распространения семейного насилия, изучена роль социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в оказании помощи детям, подвергшимся насилию.
Ключевые слова
Насилие над ребенком, основные виды насилия, жестокое обращение с детьми, физическое насилие,
сексуальное насилие, психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение нуждами ребенка.
Насилие в семье - огромная социальная и социально-психологическая проблема. К сожалению, это явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения. Домашние тираны и деспоты - это принадлежность любых классов и сословий, они есть среди людей с самым разным уровнем образования и любой национальности.
Безусловно, причины макросоциального характера, т.е. кризисные явления в социально -экономической сфере непосредственно влияют на семью и ее микроклимат [1, 254].
Падение жизненного уровня и качества жизни у многих семей приводят к стрессам, общественной изоляции, алкоголизму и наркомании, а также изначальной подверженности насилию, особенно в отношении детей. Провоцируют и стимулируют семейные конфликты пьянство одного или обоих родителей, а также грубость, переходящая в жестокость в отношении между супругами и в их отношении к детям.
В целях изучения причин, степени распространения и в целом отношения родителей и детей к проблеме насилия авторами было проведено социологическое исследование. В результате были получены следующие данные. Основная масса опрашиваемых женщин любят свою семью и ощущают себя счастливыми в ней (71%). У мужчин картина более пессимистичная - каждый 14 мужчина не любит свою семью или не знает, какие чувства он к ней испытывает. Да и уровень семейного счастья у мужчин значительно ниже, то есть, даже любя свою семью, они менее счастливы в ней, чем женщины (на 63%).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Интересен тот факт, что не прослеживается такое широко распространенное мнение как «больше денег -больше счастья». Уровень счастья респондентов с высоким материальным положением практически равен уровню счастья респондентов с низким материальным положением (66% - 67%), то есть, отсутствие денег, как и большое их количество счастья в семье не прибавляют.
Насколько человек счастлив в своей семье, настолько он и психологически устойчив и, следовательно, терпимее к проступкам своих детей. Но часто бывает и так - человек счастлив в семье, но проявляет равнодушное, а порой и жестокое отношение к детям. Несмотря на то, что основной причиной детского семейного насилия считается несчастье семьи, низкий уровень жизни, результаты исследования показали, что именно обратные факторы (счастье семьи, высокий уровень достатка) упоминаются респондентами вкупе с применением насилия над детьми. Этот факт может быть объяснен латентностью явления насилия над детьми и недостаточно глубоким исследованием проблемы. Но, можно предположить, что проведение более обширного и глубокого исследования по проблеме насилия над детьми может принести к открытию новых подходов к объяснению причин этого феномена.
При всей серьёзности проблемы насилия в семье, отношение к ней весьма снисходительное. Факты насилия над детьми в семье не принято придавать огласке, считается, что это внутрисемейное дело. Узнают о насилии лишь благодаря учителям в школе, замечающим неблагополучных детей, инспекторам ПДН, проводящим диагностическую работу, и соседям. Но ведь этого очень мало. Центральным органом, занимающимся решением проблем насилия над детьми, является органы социальной защиты, и, в частности, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - учреждение социального обслуживания, принимающее участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Центры оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи. Доминирующим направлением работы является восстановление семейных и социальных связей ребенка, его оптимальное жизнеустройство. [2,140]
Социально-реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе на родную семью. Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.
Как правило, исследования проблемы насилия в социально-реабилитационных центров сосредоточены в двух основных направлениях.
Первое направление связано с выявлением факта насилия или жестокого обращения с ребенком (например, для возбуждения уголовного дела).
Второе направление связано с реабилитацией детей, подвергшихся насилию или жестокому обращению.
Оба направления базируются на основе междисциплинарного подхода в работе с проблемой насилия. Он основан на идее обязательности профессионального взаимодействия специалистов разной ведомственной принадлежности и профессий для работы с фактами насилия над детьми.
На основе междисциплинарного подхода в работе с проблемой насилия в Центрах создается междисциплинарная команда специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми.
Выявленные психологические и медицинские проблемы детей, подвергшихся насилию в семье, требуют особого подхода к содержанию деятельности педагогического коллектива Центра. Так, специалисты социально-реабилитационных центров своими методами и формами работы с детьми помогают их
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
психосоциальной реабилитации, восстановлению социального статуса, содействуют их благоприятному жизнеустр ойству.
Работая с данной категорией воспитанников центра, специалисты сталкиваются со следующими проблемами: дети испытывают трудности в адаптации, у них наблюдается сниженный фон настроения, эмоциональная напряженность, повышенная или высокая тревожность. У большинства слабо или недостаточно развиты произвольность в поведении и деятельности, навыки самоконтроля и саморегуляции.
По результатам психодиагностики на каждого ребенка составляется краткий план психокоррекционной работы, в соответствии с которым проводятся психокоррекционные мероприятия. В рамках психокоррекционной работы с целью оказания психологической помощи в адаптации, снижения напряженности и тревожности, развитие коммуникативных навыков произвольных процессов используются следующие методики: игровой метод, бумагопластика, психогимнастика, тестотерапия, арттерапия, элементы сказкотерапии и другие.
Несмотря на достаточно результативную работу специалистов социально-реабилитационных центров, на сегодняшний день существует острая необходимость проведения в учреждении психолого-педагогического мониторинга, основной целью которого является коррекция оздоровительной и образовательной деятельности, условий среды реабилитационного центра для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей.
Применение этой технологии как основного метода контроля эффективности социальной реабилитации позволяет избежать многих ошибок в реабилитационной деятельности, придать ей четко выраженную оздоровительную направленность и прогнозировать ее дальнейшее развитие.
Психолого-педагогическое сопровождение является важной составляющей социально-реабилитационной деятельности, поскольку непосредственно связано с созданием более комфортных условий социальной реабилитации.
Система психолого-педагогического сопровождения и входящий в нее психолого-педагогический мониторинг дают возможность получать данные для анализа и коррекции реабилитационного процесса, эффективно влиять на его развитие, обосновывать выбор приоритетных средств и форм индивидуального подхода к детям, не только сохраняя индивидуальность ребенка, но и предоставляя ему возможность ее реализовать.
Работа с детьми в Центре основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к ребенку, при этом соблюдается конфиденциальность полученной информации.
В работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, при проведении психолого-педагогического мониторинга выделяются следующие этапы: диагностический, коррекционно-реабилитационный, постреабилитационный.
На каждом этапе реализуется комплексный подход, который заключается в оказании: социально-правовой помощи, медицинской помощи, психолого-педагогической помощи.
Использование системы мониторинга оценки эффективности социального сопровождения семьи в работе социально-реабилитационного центра позволит оценивать успешность реабилитационных курсов, осуществлять координацию выполнения индивидуальных программ, а также вести мониторинг изменений социальных характеристик детей «группы риска».
Список использованной литературы:
1. Соколова М.А. Проблемы насилия и жестокости в семье (на примере жестокого обращения с детьми)/ М. А. Соколова, М. Л. Лобанова// Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Новокузнецк, 2008. С. 254-255.
2. Мирюкова М.А. Место социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в системе защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей /Мирюкова М. А., Соколова В.Ф.// Экономика, социология и право. -2014. №4. С. 140-142.
© Мирюкова М. А., Соколова В. Ф., 2015