Научная статья на тему 'Проблемы социализации детей-сирот, воспитывающихся в условиях школы-интерната'

Проблемы социализации детей-сирот, воспитывающихся в условиях школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
828
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / BOARDING SCHOOL / ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHANS / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кабардиева Фарида Алимовна, Пицхелаури Эльмира Мусаевна, Магомедова Хадижат Магомедовна

В статье рассматриваются проблемы социализации детей-сирот, воспитывающихся в условиях школы-интерната. Основа сиротства, как социального явления социальноэкономическая нестабильность общества, ухудшение материального положения семей, крушение устоев, девальвация нравственных ценностей (в частности, ценности личности ребенка, ценности семьи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF ORPHANS BROUGHT UP IN A BOARDING SCHOOL

The article deals with the problems of socialization of orphans brought up in a boarding school. The basis of orphanhood as a social phenomenon the socio-economic instability of society, the deterioration of the financial situation of families, the collapse of foundations, devaluation of moral values (in particular, the value of the child''s personality, the value of the family).

Текст научной работы на тему «Проблемы социализации детей-сирот, воспитывающихся в условиях школы-интерната»

4. Гусева О.Ю, Невраева В.А. Анализ организации рабочего времени студентов в процессе построения карьеры // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина». Н.Новгород, 2016, С. 114-116.

5. От проектного вуза к публичной образовательной корпорации: нестандартные решения 2015: Монография / Нижний Новгород, 2015.

6. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сб.ст. Всероссийской научно-практической конф. по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Н.Новгород, 2015, 478 с.

7. Резник С.Д., Бондаренко В.В., Соколов С.Н., Удалов Ф.Е Персональный менеджмент: - 3 е изд., перераб. и доп. - М, 2008. - 558 с.

8. Шкунова А.А., Кабанова Л.А. Бизнес - инкубатор как обучающая площадка для организации самостоятельной работы будущих менеджеров // Современные наукоемкие технологии, 2015. - № 14, ч.4. -С. 768-774.

9. Шкунова А.А.., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. 2017. №4. URL http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/699 (дата обращения: 14.02.2018).

10. Yashkova E,V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Z.V, Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager's Qualities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. - VOL. 11, NO.11. - рр. 4650-4659. http://www.ijese.net/arsiv/137.

11. Shkunova, A.A., Yashkova, E.V.,Sineva, N.L.,Egorova, A.O.,Kuznetsova, S.N. General trends in the development of the organizational culture of Russian companies //Journal of Applied Economic SciencesVolume 12, Issue 8, Winter 2018, Pages 2472-2480

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Кабардиева Фарида Алимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент Пицхелаури Эльмира Мусаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); магистрант 2года обучения Магомедова Хадижат Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы социализации детей-сирот, воспитывающихся в условиях школы-интерната. Основа сиротства, как социального явления - социально- экономическая нестабильность общества, ухудшение материального положения семей, крушение устоев, девальвация нравственных ценностей (в частности, ценности личности ребенка, ценности семьи).

Ключевые слова: социализация, школа-интернат, дети-сироты, адаптация.

Annotation. The article deals with the problems of socialization of orphans brought up in a boarding school. The basis of orphanhood as a social phenomenon - the socio-economic instability of society, the deterioration of the financial situation of families, the collapse of foundations, devaluation of moral values (in particular, the value of the child's personality, the value of the family).

Keywords: socialization, boarding school, orphans, adaptation.

Введение. Согласно статистическим данным, 95% детей, воспитывающихся в государственных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, являются социальными сиротами. Только 5% детей являются настоящими сиротами, чьих родителей нет в живых.

Ситуация сиротства накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка, а потом и взрослого человека. Научно-практические исследования, проведенные, российскими и зарубежными учеными, свидетельствуют: проблемы, имеющиеся в личностном и физическом развитии воспитанников-сирот отсутствие в «сиротских» учреждениях полноценных условий для воспитания данной категории детей порождают серьезные проблемы и в их социальном становлении.

Изложение основного материала статьи. В России сложилась чрезвычайная ситуация с детской безнадзорностью и беспризорностью: десятки несовершеннолетних детей ежедневно оказываются выброшенными на улицу.

По данным статистики, в настоящее время в России зарегистрировано около 2 млн. детей-сирот. Большую часть из них составляют так называемые «социальные сироты», у которых биологические родители живы, но в силу различных обстоятельств не выполняют свой родительский долг.

Для современных российских условий характерно значительное увеличение числа детей-сирот, ухудшение нравственных устоев российской семьи, выражающееся в аморальном образе жизни, изменении отношения к детям и безнадзорности большого числа детей, даже находящихся в родительской семье.

Для полноценного становления личности ребенок должен иметь опыт непрерывающегося взаимодействия с одним или несколькими взрослыми.

Для поощрения социально-эмоционально и интеллектуального развития ребенка близкий взрослый должен чувствительно реагировать и эмоционально подстраиваясь, менять свое поведение в соответствие с изменяющимися потребностями ребенка. Однако, в условиях государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нет таких взрослых, что приводит к материнской и

патернальной (отцовской) депривации, накладывающей отпечаток на весь ход социально-психологического развития ребенка-сироты.

Очевидно, что ныне действующая система в сиротских учреждениях несовершенна, потому что порождает специфические трудности в социализации детей сирот, к которым относятся:

- многочисленные перемещения ребенка (дом ребенка, дошкольный детский дом, школа-интернат).

- замкнутость контактов, дефицит общения детей с миром взрослых.

- недостаточная психологическая поддержка ребенка со стороны соответствующих служб;

- социально-экономические проблемы выпускников - обеспечение жильем, профессиональное образование, трудоустройство.

В настоящее время в России предусмотрено несколько вариантов устройства детей-сирот:

- устройство ребенка в приемную семью (усыновление или удочерение);

- общественно-государственные формы устройства ребенка-сироты (семейный детский дом, временная приемная семья, замещающая семья по фостеровскому типу, патронатная семья);

- государственные формы устройства ребенка: сироты (дом ребенка для детей до 3 лет, детский дом, школа-интернат, приюты и центры временного содержания.

Каждый вариант устройства ребенка-сироты имеет свою специфику социализации. Первый и второй из описанных вариантов представляют более щадящие условия для социально-психологического развития такого ребенка. Наиболее сложно социализация протекает у тех детей, которые оказываются объектом педагогического воздействия только коллектива государственного социального учреждения и не могут наблюдать более естественные формы первичного коллектива.

Устройство ребенка с помощью усыновления или удочерения представляет собой такую меру защиты, при которой устанавливаются в нормативно-правовом аспекте, устанавливаются юридически обусловленные родственные связи между сиротой и лицом (или супружеской четой), которое биологически не является родителем (или родителями ребенка). При этом ребенок приобретает права и обязанности родного ребенка.

Еще один вариант устройства ребенка - опека и попечительство - предназначен для обеспечения содержания, воспитания, образования и поддержки интересов ребенка со стороны его близких родственников (бабушек, дедушек, иногда дядей и тетей). В отличие от усыновленных (удочеренных) детей, на подопечных детей распространяются льготы, установленные для воспитанников детских домов.

Опека и попечительство регламентируются Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Опеке подлежат дети, не достигшие возраста 14 лет, попечительству - в возрасте от 14 до 18 лет.

Общественно-государственные формы устройства детей сирот предназначены для долговременного или кратковременного помещения ребенка в реальную семью, а государство в полной мере обеспечивает его. При этом лицам, взявшим на себя заботу о сироте, выплачивается денежное пособие.

К таким формам устройства сирот относится семейный детский дом, при котором граждане (супружеская пара или лица, не состоящие в браке) берут на воспитание более 8 детей, которые продолжают оставаться на полном государственном обеспечении, а родители-воспитатели получают заработную плату за педагогическую деятельность, которая засчитывается в трудовой стаж.

Условия воспитания в таком детском доме максимально приближаются к воспитанию в обычной семье, хотя воспитанники в полной мере пользуются нормами, льготами и преимуществами детей из обычных детских домов для сирот.

Обычно в семейные детские дома и в приемные семьи передаются дети, у которых нет юридических прав на усыновление (удочерение) в связи с отсутствием необходимых документов (например, если нет зарегистрированного отказа матери от ребенка, рожденного в роддоме, или ребенок-подкидыш).

Государственными формами устройства являются дом ребенка и детский дом. Дом ребенка представляет собой учреждение здравоохранения, где дети содержатся до достижения ими трех лет. Затем они передаются в детский дом, который является государственным образовательно- воспитательным учреждением, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей-сирот в возрасте от 3 до 18 лет.

Одним из вариантов государственного устройства ребенка-сироты являются школы-интернаты:

- общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот с нормальным психофизическим развитием;

- школы-интернаты для детей с интеллектуальной недостаточность (задержкой психического развития или олигофренией в степени дебильности);

- интернаты для глубоко умственно отсталых детей-сирот, находящиеся в подчинении Министерства труда и социального развития.

Особую форму устройства ребенка-сироты представляют собой Центры временного содержания, которые предназначены для оказания экстренной помощи (например, в случаях изъятия ребенка из семьи, где он страдает от семейного насилия).

Как уже указывалось выше, в государственных учреждениях для детей-сирот создать условия для полноценной социализации ребенка весьма сложно, что и отражается на всем ходе социально-психологического развития ребенка.

Неадекватность социального окружения в виде частой смены ухаживающего взрослого или нарушения его социального поведения ведет формирование негативного социально-эмоционально опыта у ребенка и рассматривается в качестве фактора риска, нарушения его психического здоровья. Следовательно, невозможно социально-эмоциональное развитие детей вне постоянного непрерывающегося общения с чувствительным, отзывчивым и эмоционально доступным человеком.

В основе отставаний в развитии у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, лежит дефицит общения с взрослым. Нормальное развитие требует определенного количества и качества социоэмоциональных впечатлений, которых ребенок может получить и в социальном учреждении при наличии хорошо продуманной и организованной педагогической работы по оптимизации процесса социализации в ходе овладения различными видами деятельности.

Одной из самых важных задач учреждений для детей-сирот является создание необходимых условий для позитивного развития воспитанников, включая организацию деятельности по их социальной адаптации и профилактике правонарушений. Вместе с тем, анализ педагогической практики показывает, что разработка отдельных мероприятий в этом направлении, не затрагивающих глубинных причин явления, оказывается малоэффективной.

Всё это не позволяет в полной мере решить вопросы социализации личности, адаптации, реабилитации и интегрирования детей сирот в общество. И как следствие этого - именно бывшие воспитанники детских домов и бывшие беспризорные пополняют армию безработных, бездомных и преступников.

Интеграция воспитанников домов - интернатов для детей-сирот в современное общество предполагает социализирующее взаимодействие трех векторов влияния: воздействия общества на личность ребенка (включая создание специфической социально- педагогической ситуации), активную роль ребенка в формировании собственных социально-психологических качеств и совершенствование системы социальных отношений в обществе (особенно применительно к выпускникам интернатов). На первый план выдвигается проблема подготовки таких детей к самостоятельной жизни в обществе, то есть их интеграция в окружающий социум. В решении этой задачи можно выделить различные социализирующие технологии, которые могут быть использованы в специально организованном социально-педагогическом воздействии на личность ребенка-сироты:

-технологии подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, предполагающие создание условий для развития у детей-сирот необходимого уровня социальной зрелости для конструктивной реализации такого ребенка в основных сферах социальной деятельности человека;

-технологии, ориентированные на формирование социально- профессиональной адаптированности детей-сирот, носящие комплексный характер и предполагающие организацию условий для овладения профессией и дотрудовой подготовки выпускников детских домов-интернатов:

-технологии, центрированные на личности детей-сирот, предполагающие создание социально-педагогических условий для развития у них различных качеств, напрямую связанных необходимостью социализации и интеграции в окружающий социум.

Одним из факторов, обуславливающих трудности в социализации детей-сирот, выступает отсутствие личного пространства. У ребенка, воспитывающегося в детском доме, практически нет «личного пространства», дающего ему возможность уединиться, побыть одному: «С некоторой долей условности личным пространством можно счесть кусок стены над кроватью, который ребенок может украсить по собственному разумению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском доме в силу известных обстоятельств вынуждает детей постоянно находиться «на публике». Даже сама планировка помещения детского дома не предусматривает наличия здесь какой-то «личной» территории с четко обозначенным «персональным» пространством, доступ в которое возбраняется даже «ближним» и «близким».

Компенсаторным приспособлением к указанному состоянию выступает недоразвитие собственной «Я-концепции», формирование конформной личности с неадекватной самооценкой.

Основным направлением работы педагогического коллектива учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступает организация работы в плане адаптации и профессиональной ориентации воспитанников. При этом профессиональное самоопределение таких детей весьма затруднено в связи с низким уровнем интеллектуального развития, недоразвитием когнитивных процессов (мышления, памяти, воображения, бедностью аффективной сферы).

Сегодня очень важен поиск таких педагогических средств, которые позволяют решить многие проблемы социально становления детей-сирот в учреждениях интернатного типа.

В качестве компонента восприятия личности ребенка-сироты может выступать такое педагогическое средство как «социальное закаливание», которое предполагает включение детей в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды.

Для этого нужны упражнения, в которых учащиеся должны проявить волевые качества, преодолеть себя, выработать определенный иммунитет к негативному влиянию социальной среды, ориентацию на обязательность выявления причин неудач, и поиск путей их преодоления.

Главным средством, обеспечивающим преодоление трудностей социализации, является ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, быстро адаптироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействие окружающей среды осваивать различные социальные роли.

Одна из проблем, с которым сталкиваются дети-сироты - это самостоятельное построение собственной жизни. В условиях учреждений интернатного типа трудно сформировать необходимые для этого умения. Однако, есть ряд средств, которые частично решают эти проблемы, как, например, к аналитической деятельности. В процессе анализа формируется рефлексивное отношение к собственной жизни, способность адекватно оценивать себя и других, конкретную жизненную ситуацию.

Также важным средством подготовки детей к самостоятельной жизни является организация взаимодействия детей разного возраста. Разновозрастного взаимодействие способствует взаимообогащению детей, позволяет овладеть социальными ролями взрослого, ответственного за других. Дети осваивают опыт организаторской деятельности, которая не всем доступна в среде сверстников.

Важнейший путь развития способностей преодоления трудностей социализации - это расширение связей детей-сирот с внешним миром, другими социальными группами, включение их в систему новых социальных связей и отношений. В этом есть значительные возможности для реализации потребности детей в общении. Это способствует более полному познанию собственного «Я».

Это лишь часть средств обеспечивающих успешность преодоления трудностей социализации, которые не требуют специальных дополнительных временных и материальных затрат, а органично вписываются в целостный педагогический процесс эффективность использования определяется профессионализмом воспитателей и руководителей детских домов.

Социализация детей-сирот, воспитывающихся в условиях специализированного учреждения, осложняется еще и тем, что они оказываются в определенной степени изолированными от мужского общества, так как основной контингент работников детских домов и школ-интернатов составляют женщины.

Это порождает проблемы гендерной социализации детей изучаемой категории. Не имея перед собой образцов нормативного мужского поведения, мальчики-сироты в условиях феминного типа воспитания не имеют возможности сформировать адекватный тип поведения, характерный для их пола.

Выводы. Проблема социализации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в любом цивилизованном обществе является предметом общественной тревоги. В настоящее время в нашей стране реализуются программы направленные на оказание различных видов помощи данной категории детей. Тем не

менее, выпускники интернатов психологически не готовы самостоятельно занять свое место в жизни. Данная проблема требует комплексного подхода и объединения большого числа специалистов: психологов, медицинских работников, педагогов, коррекционных педагогов, а также представителей органов местного самоуправления.

Эта необходимость обусловлена тем, что трудности, с которыми сталкиваются выпускники учреждений интернатного типа, обусловлены не только внутренними факторами, связанными особенностями их психического развития и соматического здоровья в условиях материнской депривации, но и отсутствием твердых гарантий со стороны социума в отношении их трудоустройства, дальнейшего образования.

Целенаправленная работа по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит сформировать поколение способное адаптироваться в обществе, которое не будет порождать новых социальных сирот, что является одной из основных составляющих в процессе профилактики социального сиротства.

Литература:

1. Агарагимова В.К., Кабардиева Ф.А. Мульттерапия как методика педагогической поддержки процесса социализации детей-сирот. / Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 26-28.

2. Воскобойникова С.А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах современного сиротства: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1999.175 с.

3. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: Генезис и профилактика. М.:НИИ семьи и воспитания, 2000. 48 с.

4. Кабардиева Ф.А., Пицхелаури Э.М. Актуальные проблемы суицидального поведения. / В сборнике: Педагогика и психология: проблемы и перспективы Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Р.М. Рамазановой, Э.М. Пицхелаури, Б.А. Шихамировой. 2016. С. 158-162.

5. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Народное образование. 2001. №3. С. 238 — 250.

6. Махаева Г.М., Пицхелаури Э.М. Школа как фактор педагогического воздействия на процесс воспитания лидерских качеств подростков. / Известия Дагестанского государственного педагогического университета. / Психолого-педагогические науки. 2014. № 2 (27). С. 60-66.

7. Пицхелаури Э.М., Атаева Д.З., Кабардиева Ф.А. Организация социально-педагогической помощи детям с посттравматическими стрессовыми расстройствами./ В сборнике: 100 лет профессиональному педагогическому образованию в Дагестане: перспективы развития Материалы научно-практической конференции. В 5-ти частях. Ответственные редакторы А.А. Цахаева, М.М. Асильдерова, Б.Б. Джамалова. 2017. С. 72-80.

8. Пицхелаури Э.М., Махаева Г.М. О содержании социально-педагогической работы с семьей. / Известия дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 3 (28). с. 73-77.

9. Пицхелаури Э.М. Компетентностный подход при подготовки специалистов. / В сборнике: Развитие

правового сознания в образовательном пространстве. Материалы Международной научно-практической

конференции. 2014. с. 114-119.

Педагогика

УДК 373.1

старший преподаватель Калашников Павел Федорович

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (г. Москва)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗА С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ СМИ

Аннотация. Данная статья описывает подходы различных наук к процессу социализации. Раскрывается значение экологического воспитания для социализации личности. Рассматривается значение СМИ в процессе социализации личности. Раскрывается опыт сотрудничества социального проекта «Подарим радость!» кафедры «Педагогика и психология» МГТУ имени Н.Э. Баумана с экологическим журналом «ЭкоГрад». Анализируется работа, выполненная кафедрой и журналом в области первичной и вторичной социализации личности. Описываются перспективы дальнейшей совместной деятельности.

Ключевые слова: социализация личности, первичная и вторичная социализация, экологические СМИ. Annotation. This article describes the approaches of different sciences to the process of socialization. The importance of ecological education for the individual socialization is revealed. The importance of mass media in the process of individual individual socialization is considered. The cooperation experience of the social project "Let's Give Joy!" by the department "Pedagogy and psychology" (Bauman Moscow State Technical University) with the environmental magazine "EcoGrad" is described. The work made by the department and the magazine for primary and secondary individual socialization is analyzed. Prospects for further joint work are described. Keywords: individual socialization, primary and secondary socialization, environmental media.

Введение. Человек — существо биологическое и социальное. Общественная жизнь является феноменом, выделяющим представителей вида Человек разумный (Homo sapiens) среди всех живых организмов. Общественно-исторический опыт, сформированный в ходе развития человечества, индивидом не наследуется, но приобретается в процессе социализации. Понятие «социализация» по-разному рассматривается представителями различных наук о человеке: философии, социологии, психологии, педагогики и многих других.

Так, Большой психологический словарь, составителями которого являются Мещеряков Б.Г. и Зинченко В.П. [2], рассматривает социализацию как процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.