менее, выпускники интернатов психологически не готовы самостоятельно занять свое место в жизни. Данная проблема требует комплексного подхода и объединения большого числа специалистов: психологов, медицинских работников, педагогов, коррекционных педагогов, а также представителей органов местного самоуправления.
Эта необходимость обусловлена тем, что трудности, с которыми сталкиваются выпускники учреждений интернатного типа, обусловлены не только внутренними факторами, связанными особенностями их психического развития и соматического здоровья в условиях материнской депривации, но и отсутствием твердых гарантий со стороны социума в отношении их трудоустройства, дальнейшего образования.
Целенаправленная работа по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит сформировать поколение способное адаптироваться в обществе, которое не будет порождать новых социальных сирот, что является одной из основных составляющих в процессе профилактики социального сиротства.
Литература:
1. Агарагимова В.К., Кабардиева Ф.А. Мульттерапия как методика педагогической поддержки процесса социализации детей-сирот. / Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 26-28.
2. Воскобойникова С.А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах современного сиротства: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1999.175 с.
3. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: Генезис и профилактика. М.:НИИ семьи и воспитания, 2000. 48 с.
4. Кабардиева Ф.А., Пицхелаури Э.М. Актуальные проблемы суицидального поведения. / В сборнике: Педагогика и психология: проблемы и перспективы Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Р.М. Рамазановой, Э.М. Пицхелаури, Б.А. Шихамировой. 2016. С. 158-162.
5. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Народное образование. 2001. №3. С. 238 — 250.
6. Махаева Г.М., Пицхелаури Э.М. Школа как фактор педагогического воздействия на процесс воспитания лидерских качеств подростков. / Известия Дагестанского государственного педагогического университета. / Психолого-педагогические науки. 2014. № 2 (27). С. 60-66.
7. Пицхелаури Э.М., Атаева Д.З., Кабардиева Ф.А. Организация социально-педагогической помощи детям с посттравматическими стрессовыми расстройствами./ В сборнике: 100 лет профессиональному педагогическому образованию в Дагестане: перспективы развития Материалы научно-практической конференции. В 5-ти частях. Ответственные редакторы А.А. Цахаева, М.М. Асильдерова, Б.Б. Джамалова. 2017. С. 72-80.
8. Пицхелаури Э.М., Махаева Г.М. О содержании социально-педагогической работы с семьей. / Известия дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 3 (28). с. 73-77.
9. Пицхелаури Э.М. Компетентностный подход при подготовки специалистов. / В сборнике: Развитие
правового сознания в образовательном пространстве. Материалы Международной научно-практической
конференции. 2014. с. 114-119.
Педагогика
УДК 373.1
старший преподаватель Калашников Павел Федорович
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (г. Москва)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗА С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ СМИ
Аннотация. Данная статья описывает подходы различных наук к процессу социализации. Раскрывается значение экологического воспитания для социализации личности. Рассматривается значение СМИ в процессе социализации личности. Раскрывается опыт сотрудничества социального проекта «Подарим радость!» кафедры «Педагогика и психология» МГТУ имени Н.Э. Баумана с экологическим журналом «ЭкоГрад». Анализируется работа, выполненная кафедрой и журналом в области первичной и вторичной социализации личности. Описываются перспективы дальнейшей совместной деятельности.
Ключевые слова: социализация личности, первичная и вторичная социализация, экологические СМИ. Annotation. This article describes the approaches of different sciences to the process of socialization. The importance of ecological education for the individual socialization is revealed. The importance of mass media in the process of individual individual socialization is considered. The cooperation experience of the social project "Let's Give Joy!" by the department "Pedagogy and psychology" (Bauman Moscow State Technical University) with the environmental magazine "EcoGrad" is described. The work made by the department and the magazine for primary and secondary individual socialization is analyzed. Prospects for further joint work are described. Keywords: individual socialization, primary and secondary socialization, environmental media.
Введение. Человек — существо биологическое и социальное. Общественная жизнь является феноменом, выделяющим представителей вида Человек разумный (Homo sapiens) среди всех живых организмов. Общественно-исторический опыт, сформированный в ходе развития человечества, индивидом не наследуется, но приобретается в процессе социализации. Понятие «социализация» по-разному рассматривается представителями различных наук о человеке: философии, социологии, психологии, педагогики и многих других.
Так, Большой психологический словарь, составителями которого являются Мещеряков Б.Г. и Зинченко В.П. [2], рассматривает социализацию как процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.
Разных трактовку получил термин социализации и в различных психологических школах.
Необихевиоризм рассматривает данный процесс как социальное научение. Школа интеракционизма символического считает социализацию результатом социального взаимодействия. Гуманистическая психология полагает, что социализация представляет собой самоактуализацию Я-концепции.
А. В. Мудрик, автор фундаментальной теории социализации в отечественной литературе, определял социализацию развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации, по его мнению, заключается в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.
В педагогической литературе существует немало различных точек зрения на социализацию личности. Е.Н. Шиянов выделяет филогенетический и онтогенетический план социализации. При этом под филогенетический планом он понимает обеспечение путей формирования родовых человеческих свойств, а онтогенетический связывает с индивидуальным развитием и становлением личности. А.Л. Леутина отмечает, что в педагогической науке на сегодняшний день два подхода к социализации, которые взаимно противоположны: адаптационный и деятельностный. Противоположность этих подходов, основана, по ее мнению, на противоречивости самого процесса социализации, который, с одной стороны, предполагает приспособление к социальной среде, а с другой — стремление личности к обособлению [4].
Формулировка цели статьи. Чтобы обособление личности шло по пути ее здоровой, социально приемлемой ориентации, несомненно, необходим процесс воспитания. Задача воспитателя — родителя, педагога, социального педагога — в своей деятельности разрешать данное противоречие.
Современные исследователи, отмечая комплексный характер социализации, нередко говорят о видах социализации на основе видов воспитания, обучения и образования. Так, Сергеева М.Г. исследует проблемы непрерывного экономического образования как фактора социализации личности [5]. Панова А.В. посвятила свою работу семейной социализации детей «группы риска». Шамионов Р.М. рассматривает социализацию этническую. И это лишь несколько примеров. В современных условиях, когда вопросы экологической безопасности становятся все острей (один только начавшийся 2018 год уже на данный момент «богат» на острые инциденты, связанные с переработкой отходов, мусорными полигонами, строительством вредных производств и другими, угрожающими жизнью и здоровья человека проблемами), ощущается запрос на исследования, посвященные социализации экологической.
Актуальность таких работ обусловлена также и тем фактором, что экологическое воспитание теснейшим образом связано со всеми видами воспитания, интегрируясь в целостный процесс формирования личности:
1. с духовно-нравственным воспитанием — экологический образ жизни предполагает деятельную заботу о всем живом, что невозможно без сформированности комплекса здоровых ценностей;
2. с патриотическим и гражданским - «Охранять природу, значит охранять Родину» (М.М. Пришвин), ее богатства, жизнь и благополучие ее граждан, культурный код народа России;
3. с физическим и трудовым — физический труд на свежем воздухе (посадка деревьев, уборка территории, обустройство кормушек и мн. др.) способствует оздоровлению организма, привитию навыков здорового образа жизни, формирования трудолюбия, инициативы и активности, выработке трудовых умений, которые могут быть востребованы в дальнейшем обучении и трудовой деятельности;
4. с эстетическим — общение с природой предполагает взаимодействие с прекрасным, формирование умения увидеть красоту в окружающей действительности, желание и готовность ее сохранить и приумножить;
5. с экономическим — рациональное использование ресурсов является основой эффективной экономики на всех уровнях, от мировой экономики до конкретного домашнего хозяйства;
6. с правовым — в условиях правового государства для защиты окружающей природы необходимо уметь применять правовые механизмы.
Таким образом, в последнее время важным компонентом развития и социализации личности признается экологическое воспитание.
Изложение основного материала статьи. Проблемы экологического образования и воспитания в контексте экологической социализации личности рассматривала в своей работе А.Н. Аутлева [1], что создает научный задел для дальнейшей разработки данного вопроса.
Рассматривая средства социализации и воспитания личности, трудно переоценить влияние внешней среды. При этом, как утверждают выдающиеся педагоги-исследователи и практики, в частности, К.Д. Ушинский, учитель не должен отгораживаться от воздействия среды на личность воспитанников, но, напротив, направлять такое влияние в общественно полезное и приемлемое русло. Эта педагогическая закономерность должна соблюдаться и при выстраивании взаимоотношений с таким мощнейшим средством воздействия на формирующуюся личность, как средства массовой информации (СМИ).
Нормативно-правовые акты Российской Федерации определяют средство массовой информации как периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмму, радиопрограмму, видеопрограмму, кинохроникальную программу, а также иную форму периодического распространения массовой информации, имеющую постоянное наименование. СМИ признаются исследователями (Комарова Н.С., Зейтунян М.А. и др.) наиболее доступным и влиятельным механизмом формирования личности [3]. Следует отметить доступность современных СМИ (особенно электронных), их большое разнообразие, возможности воздействия сразу на несколько анализаторов. Силу влияния СМИ можно и должно использовать в целях формирования личности и реализации социального воспитания, в том числе воспитания экологического.
Однако собственно экологические средства массовой информации, даже несмотря на все возрастающую обеспокоенность общественности проблемами окружающей среды («мусорные конфликты» в Подмосковье, критическое состояние атмосферного воздуха в крупных промышленных городах страны, массовая застройка и транспортные проблемы пригородов столицы, масштабные вырубки лесов Сибири и Дальнего Востока — это лишь небольшая выборка из экологических новостей), трудно назвать по-настоящему массовые СМИ, посвященные собственно экологии. Первоочередная причина, на наш взгляд, заключается в том, что наиболее острые экологические проблемы затрагиваются в рейтинговых, универсальных средствах массовой коммуникации, освещающих и другие волнующие аудиторию вопросы. Поэтому сотрудничество собственно
экологических СМИ с социальными институтами, осуществляющими формирование личности (в частности, с образовательными организациями) — процесс, необходимый обеим сторонам.
Опыт сотрудничества экологических СМИ с образовательными организациями имеется, он требует еще обобщения и осмысления. В этой связи может принести определенную пользу опыт сотрудничества ведущего лесного вуза страны, который теперь носит имя Мытищинского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана (ранее Московский лесотехнический институт — Московский государственный университет леса). Так, в 2015 году вуз начал программу сотрудничества с журналом «ЭкоГрад».
«ЭкоГрад. Московский экологический журнал» - экологическое СМИ, организатором которого является Департамент природопользования и окружающей среды города Москвы. Журналом освещаются все официальные мероприятия Департамента. Однако его тематика далеко не заканчивается на этом. Журнал объединяет целый ряд актуальных экологических направлений как Московского региона, так и страны, и мира в целом.
■ Новости (подразделения — новости НЭП, Библиотека, Новости партнеров, Передовица, Новости экологического туризма).
■ Новости Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы — освещается деятельность Департамента, его подведомственных организаций, в частности, ООПТ, экологический мониторинг.
■ Галерка — содержит преимущественно познавательную и развлекательную информацию, местные вести, экологические советы.
■ Рубрика «Эко» (подразделения — «Эко диспут», «Эко дом», «Эко литература», «Эко интересно» и посвященный лесному хозяйству отдел «Чем дальше в лес...»).
■ Рубрика «Среда» - материалы, посвященные экологии культуры, экологии детства, социальной экологии.
■ Видеоканал «Цивилизация. XXI век».
■ Рубрика «Всходы» (подразделения — Эко Инновации, Эко Наука, Эко Экономика, Эко Энергетика).
■ Галерист (фотогалереи).
■ Материалы блогеров.
Детская экологическая повестка — одна из приоритетных тем журнала «ЭкоГрад». Традиционно ведется детская страничка. Творческой командой журнала издается серия комиксов «В гостях у Эконошки». Сказочный герой, напоминающий котенка, и его друзья предотвращают замыслы «гения зла» по имени ТБОс (от ТБО — твердые бытовые отходы), который стремится заполнить Землю мусором.
Следует выделить такую группу воспитанников, имеющих объективные трудности в социализации и нуждающихся в максимальной социальной поддержке, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В данном случае речь идет не только об экологическом воспитании, но и об экологической терапии как о составной части комплекса психологических и педагогических коррекционных мероприятий.
Редакция журнала «ЭкоГрад» давно планировала принять участие в проекте, направленном на оказание помощи таким воспитанникам. Данная возможность предоставилась в 2015 году во многом благодаря личному знакомству работников журнала с участниками социального проекта «Подарим радость!» кафедры «Педагогика и психология» (Космический факультет Мытищинского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана). Поддержать проект оказалось возможным благодаря содействию Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Фонд оказал помощь в издании специальных выпусков журнала. Яркие, образные, красочные истории о природе, животных, написанные художником-анималистом Василием Климовым не просто раскрывают перед ребятами красоты родной природы, ближних и дальних уголков Земли (Африка, Южная Америка). В доступной для детского восприятия форме они формируют познавательные интересы и потребности, способствуют пониманию важных этических проблем: любви к природе и бережного отношения ко всему Живому, умения видеть и ценить красоту окружающего мира и родного слова. Именно работы Василия Климова легли в основу специальных выпусков журнала «ЭкоГрад».
Сотрудник журнала был командирован в две образовательные организации: Лухтоновскую коррекционную школу-интернат (деревня Лухтоново, Судогодский район Владимирской области) и Первомайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей (хутор Первомайский, Костромская область). Поездки состоялись вместе с коллективом проекта «Подарим радость!» В их задачи входило оказание шефской помощи воспитанникам и проведение благотворительного концерта. Журналы были переданы руководителям организаций и которые вручили их детям. Воспитанники проявили большой интерес: по отзывам директоров и воспитателей, ребята восприняли журнал очень эмоционально. Воспитатели читали их совместно в группах.
Командированным сотрудником был изучен опыт экологического воспитания в организациях. Ему уделяется большое внимание. Так, в Лухтоновской школе-интернате его главной особенностью является то, что оно сопряжено с трудовым. При школе-интернате создано подсобное хозяйство и свиноферма в целях обеспечения трудового обучения и воспитания учащихся, а также улучшения питания воспитанников и их участия в общественно полезном труде. Воспитанники принимают участие и в работах по благоустройству территории, и в обустройстве «экологии» помещения школы-интерната. Что касается Первомайского детского дома, то экологическая повестка в связи с особенностями воспитанников имеет, прежде всего, терапевтический характер. Руководство интерната старается организовать ребятам выезды в те организации, где у них будет возможность непосредственно пообщаться с природой, с животным миром: дельфинарий, океанариум. С детским домам сотрудничает питомник собак породы хаски.
Сотрудничество журнала с проектом «Подарим радость!» и данными образовательными организациями не ограничилось поездками и не закончилось сразу после них. Воспитанники вместе с воспитателями стали читателями материалов «ЭкоГрада», посвященных детям и подросткам. Это несомненно увеличило аудиторию журнала.
Следует отметить, что экологическая просветительская деятельность журнала способствовала не только первичной социализации личностей воспитанников школы-интерната и детского дома, но и социализации вторичной. Под данным термином понимается преимущественно социализация, предполагающая изменение уже сложившихся моделей поведения, приобретение навыков. Такую работу удалось провести среди студентов благодаря освещения журналом событий жизни университета: поездок в детские дома («Дарим радость нашему будущему»), пансионат для ветеранов труда («Дарим радость ветеранам»), первого выпуска
бакалавров направления подготовки Профессиональное обучение, вечера встреч выпускников кафедры «Педагогика и психология», выставки «ЭкоТех» с участием сотрудников университета. Так студенты и выпускники кафедры, участники проекта «Подарим радость!» пополнили число читателей электронной версии журнала. События, освещавшие жизнь университета, резко набирали высокое число просмотров (до 2000 за день). Ряд из студентов и сотрудников вуза стали постоянными читателями. Сотрудники университета приглашались экспертами по актуальным экологическим проблемам: вспышка короеда-типографа в Московской области, катастрофическая ситуация с пожарами лесов в районе озера Байкал, проект «Зеленый щит», Дальневосточный гектар. Привлечению новых читателей способствовало также размещение ссылок на статьи «ЭкоГрада» на странице социального проекта «Подарим радость!» на сайте vk.com. По опросам и отзывам, наибольшей популярностью пользовались публикации о животных. Однако читатели из университета проявляли интерес и к материалам, затрагивавшим социально-экологические вопросы.
Выводы. В настоящее время команда журнала «ЭкоГрад» продолжает масштабную работу по экологическому просвещению подрастающего поколения. Мощным импульсом послужило провозглашение 2017 года Годом экологии в России. Сотрудничество с социальным проектом «Подарим радость!», временно приостановившееся вследствие объективно сложного процесса реорганизации МГУЛ и становление его Мытищинским филиалом МГТУ им. Н.Э. Баумана, планируется возобновить. Так, в частности, журналом ведутся работы по изданию новых специальных выпусков, предназначенных, в том числе, для воспитанников детских учреждений, которым проект «Подарим радость!» оказывает шефскую помощь. Возобновление взаимодействия с социальным проектом приобретает для редакции «ЭкоГрада» особое значение в свете объявления 2018 года в России Годом волонтера и добровольца.
Литература:
1. Аутлева А.Н. Экологическое образование и воспитание в системе экологической социализации личности. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №2. С. 93-99.
2. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: 2003 - 672 с.
3. Комарова Н.С. Роль СМИ в социализации российской молодежи в современном обществе. // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2011. №3. С. 43-53.
4. Леутина А.Л. Социализация детей в современных педагогических исследованиях. // Вопросы образования, 2014. №3. С. 152-173.
5. Сергеева М.Г. Непрерывное экономическое образование как фактор социализации личности. // Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы. материалы 10-й Международной научно-практической конференции: в 2х частях. Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2016. С. 240-245.
Педагогика
УКД:378.147
кандидат педагогических наук, доцент Камалова Ильмира Фуатовна
Институт филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого КФУ (г. Казань); магистрант Костюшкина Ольга Николаевна
Институт филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого КФУ (г. Казань)
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИГИТАРИСТА КАК НАУЧНАЯ
ПРОБЛЕМА
Аннотация. Процесс формирования исполнительской техники обучающихся складывается из исполнительских и выразительных средств, которые имеют между собой четкую связь через технические приемы и способы игры. Такие аспекты, как посадка, постановка рук, звукоизвлечение и так далее, является базой, которую педагог дает в первую очередь ученику.
Ключевые слова: классическая гитара, методика обучения, образование, базовая исполнительская техника.
Annotation. The process of formation of the performing technique of students consists of performing and expressive means, which have a clear connection through the techniques and methods of play. Aspects such as planting, hand positioning, picking, and so forth, is the basis on which the teacher gives the first student.
Keywords: classical guitar, teaching methods, education, basic performing technique.
Введение. Одной из первостепенных задач современного общества является образование и воспитание детей как необходимое условие здоровья будущей нации. На сегодняшний день образовательная система как система обучения и воспитания претерпевает интенсивное развитие, оказывая при этом глобальное влияние на модернизацию российского образования в целом. Главной задачей образовательной системы в российском обществе является воспитание духовно наполненной, нравственно сформированной, физически подготовленной социализированной личности. Выше поставленные задачи решаются не только с помощью основного образования, но и в сфере услуг дополнительного образования детей.
Согласно Концепции дополнительного образования принятой Правительством Российской Федерации в 2014году, образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя [13, с. 17].
Неотъемлемой частью эстетического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является сфера общего и специального музыкального образования, основная цель которого введение обучающихся в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной форме.
Изложение основного материала статьи. На протяжении ряда лет специфика деятельности детских школ искусств не была отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании» и подзаконных нормативных правовых актах. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Федеральным законом от 16 июня 2011 г. № 145-ФЗ, детские