Научная статья на тему 'Насилие над детьми в семье: состояние, проблемы и пути решения'

Насилие над детьми в семье: состояние, проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10051
729
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нор-аревян Оксана Аведиковна

В статье раскрываются основные аспекты проблемы насилия над детьми в семье и формы его проявления. Приведенные статистические данные позволили определить явный и латентный характер домашнего насилия над детьми. Рассмотрение исторических аспектов отношения родителей к детям в рамках института семьи позволило раскрыть причины и последствия насилия над детьми в семье и сформулировать основные направления профилактики жестокого обращения с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Насилие над детьми в семье: состояние, проблемы и пути решения»

в виде посещения семьи с диагностическими, социально-реабилитационными и лечебными целями. Медико-социальный патронаж проводится одновременно несколькими сотрудниками (например, специалист по социальной работе, медицинский работник, психолог), которые изучают жилищно-бытовые условия и взаимоотношения в семье, знакомятся с режимом, качеством питания, досугом семьи, выявляют ее потребности в медицинской и социальной помощи. В случае постановки семьи на учет ей оказывается соответствующая помощь. Специалисты помогают семье соблюдать непрерывность реабилитационных мероприятий и социальной адаптации, обучают навыкам самообслуживания и проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях, знакомят с основами медико-психологиче-ских и медико-социальных знаний, органи-

зуют медицинскии уход на дому и выполнение медико-социальных процедур, направляют при необходимости на медико-социальную экспертизу.

Специфика трудных жизненных ситуаций семей, пострадавших в результате антропогенных, природных и техногенных катастроф, обусловливает многообразие технологий социальной работы, так как за каждым фактом катастрофы стоят человеческие судьбы. Социальная работа с семьями данных типов требует не только значительных материальных ресурсов, но и проявление милосердия к семье, попавшей в тяжелое положение. С точки зрения социальной работы, семья, пострадавшая в результате катастрофы — это субъект, нуждающийся в социальной помощи и поддержке, особенно в период адаптации и интеграции в принимающее общество.

Поступила 28.11.11.

НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ О. А. Нор-Аревян

В статье раскрываются основные аспекты проблемы насилия над детьми в семье и формы его проявления. Приведенные статистические данные позволили определить явный и латентный характер домашнего насилия над детьми. Рассмотрение исторических аспектов отношения родителей к детям в рамках института семьи позволило раскрыть причины и последствия насилия над детьми в семье и сформулировать основные направления профилактики жестокого обращения с детьми.

Одним из конфликтогенов современного общества, по мнению А. В. Дмитриева, является жестокое обращение с детьми, наблюдаемое не только в бедных, но и в относительно благополучных семьях [2, с. 274]. В этом ракурсе особое значение занимает место проблема насилия над детьми в семье. Например, в 1992 г. органами внутренних дел России зарегистрированы более 115 тыс. детей, убежавших из дома из-за жестокости, издевательств со стороны родителей. Ежегодно около 9 тыс. родителей лишаются родительских прав и, таким образом, они не имеют права претендовать на алиментное содержание в старости со стороны своих детей. Больше 2,5 тыс. детей забираются у родителей без лишения роди-

тельских прав, так как пребывание в семье угрожает жизни детей [9, с. 163].

Статистические данные наглядно свидетельствуют о том, насколько велика степень открытого и явного насилия в отношении детей и подростков со стороны взрослых:

— спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и интернатов;

— в общей сложности 25 — 26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8 — 9 тыс. получают телесные повреждения;

— в России регистрируются свыше

© О. А. Нор-Аревян, 2012

2,5 тыс. сексуальных преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей, с каждым годом все больше совершается изнасилований несовершеннолетних [3, с. 162].

Причем следует отметить, что во многих случаях акты физического, психологического, сексуального насилия осуществляют школьные учителя, тренеры в спортивных школах и кружках и другие лица, которые по роду своей деятельности должны как раз оберегать детей от преступного посягательства, воспитывать их и формировать в них способности к нормальному бесконфликтному взаимодействию со сверстниками, родителями и другими людьми старшего возраста. Однако, как мы видим, открытое насилие со стороны взрослого мира в отношении детей совершенно очевидно, о чем свидетельствуют приведенные статистические данные. А ведь это только зарегистрированные случаи жестокого обращения с детьми. Но сколько несчастных детей подвержены насилию в семье и в окружающем мире, и не получают необходимой защиты в виду боязни быть осужденными самим обществом за обвинение против своих родите-лей-мучителей или, к примеру, «порядочного» преподавателя физкультуры. Поэтому они продолжают терпеть нападки со стороны последних и нести эту ношу на своих плечах, а за этим скрывается множество искалеченных судеб с травмированной психикой, из которых впоследствии может и не вырасти полноценного человека, нормального члена общества. А ведь дети — это наше будущее, и от нас зависит то, какими мы их вырастим и воспитаем.

Отношение родителей к детям в рамках института семьи менялось на протяжении всей истории человечества. Ллойд Демоз, изучая особенности воспитания и взаимоотношений родителей в историческом срезе, выделил шесть стилей отношения к детству:

1. Инфантицидный стиль (разрешение детоубийства, убийства стариков) — с древности до IV в. н. э. Стиль характеризуется массовыми детоубийствами, насилием. Первобытные родители приносили детей в жертву, съедали их. Главнейшим методом воспитания была жестокость. Умерщвление детей стало рассматриваться как убийство лишь в 374 г. н. э.

2. Бросающий стиль — IV —XIII вв. Ребенок остается объектом семейной агрессии, его часто отдают в монастырь, кормилице, в чужую семью.

3. Амбивалентный стиль — XIV —

XVII вв. Ребенок еще не стал духовной личностью и полноправным членом семьи, ему отказывают в самостоятельности, индивидуальности, в воспитании преобладает «лепка» характера. Если ребенок сопротивляется, его избивают. В XVI в. еще сохранялась торговля детьми, использование их в качестве залога.

4: Навязчивый стиль — XVIII в. Ребенок становится ближе родителям, но поведение, внутренний мир ребенка контролируются. В качестве контроля над ребенком использовалось запугивание. Перед детьми держали изображения демонов и ведьм, готовых их украсть, съесть.

5. Социализирующий тип — XIX — первая половина XX в. Ребенок — объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни. Но в целом отношение общества к ребенку осталось неоднозначным. Развитие индустрии обусловило развитие экономического вида насилия над детьми. Дети должны были работать на предприятиях наравне со взрослыми, нередко по 14—16 часов в день.

6. Помогающий стиль — с середины XX в. по настоящее время. Родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка, в отношениях преобладают эмоциональный контакт и сочувствие [1, с. 18].

Жестокое обращение с детьми в различных его проявлениях характерно для всех стран современного мира. В отношении ребенка распространены такие формы насилия, как физическое, психологическое, сексуальное и пренебрежение основными нуждами и интересами ребенка. Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как распространенная форма домашнего насилия может иметь следующие проявления: недостаточное удовлетворение потребностей в еде, физической и психологической безопасности, любви и признании; отсутствие необходимого уровня опеки и контроля; недостаточное обеспечение ребенка необходимой медицинской помощью, когда он в этом нуждается; причинение умышленного вреда ребенку; воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами, зависимым поведением родителей (например, ребенок наблюдает за актами насилия по отношению к матери, алкоголизм родителей); эксплуатация ребенка, принуждение к непосильному труду.

В практике работы со случаями домашнего насилия физическое насилие над ребенком определяется как преднамеренное

150

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | >6 1

нанесение физических повреждений и травм ребенку родителями либо лицами, их заменяющими или ответственными за его воспитание, в результате чего происходят серьезные (требующие медицинского вмешательства) нарушения физического или психического развития и здоровья ребенка или наступает летальный исход [6, с. 50]. Таким образом, физическое насилие признается таковым только в том случае, если ребенок получает достаточно серьезные травмы и повреждения.

В качестве причин физического насилия М. В. Сапоровская выделяет следующие факторы:

1) особенности личности родителей: низкий уровень контроля собственных поступков и действий; убежденность родителя в необходимости и пользе физических наказаний; воспитательная неуверенность и педагогическая некомпетентность; наличие травматического детского опыта родителей; личностные расстройства (садомазохистские наклонности, сопровождающиеся агрессивными реакциями);

2) нарушения детско-родительских отношений: нежелание иметь ребенка; вынужденное исполнение родительской роли; эмоциональное отвержение, которое проявляется в том, что потребности ребенка игнорируются родителем, ребенка лишают удовольствий, наказывают даже за незначительные нарушения поведения, избивая и истязая его [7, с. 12].

Последствиями физического насилия являются синяки, ушибы, травмы, переломы. И как следствие регресс в развитии, отказ от учебы, тревога, страхи, низкая самооценка, рост агрессивности, криминальное и зависимое поведение.

Составляющим компонентом всех форм насилия и пренебрежения в отношении детей является психологическое (эмоциональное) насилие, определяемое как однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, которое приводит к нарушению эмоционального развития ребенка, его поведения и способности к социализации [6, с. 42]. Оно может выражаться как словесным грубым обращением с ребенком, так и нелюбовью, не-расположенностью к нему, которые демонстрируются различными способами. Эмоциональным насилием является также отсутствие эмоционального контакта родителей с ребенком, когда родители не проявляют свою любовь, не поддерживают ребенка, не подбадривают или не принимают его.

Последствия психологического насилия пагубны для развития и здоровья ребенка.

В психологии существует такое понятие, как «психологическая карликовость», когда ребенок, растущий в неблагоприятных для него психологических условиях, сильно отстает в росте от сверстников и имеет задержку психического развития. У детей, подвергавшихся насилию, может развиться «комплекс неполноценности», они склонны к уединениям, фантазиям, а также к агрессии и антисоциальному поведению. При этом агрессия может быть направлена как против других, так и против себя. По мнению практикующих специалистов, полная оценка причин последствий психологического насилия у ребенка должна включать: установление происхождения нарушений, имеющихся у ребенка; идентификацию факторов риска психологического насилия со стороны семьи; определение характера необходимых изменений в семье; определение необходимости вмешательства со стороны органов опеки и попечительства, других служб, для того чтобы изъять ребенка из опасной для его здоровья ситуации или изменения ее; изучение способности семьи к изменению и готовность родителей работать со специалистами.

Еще одной опасной формой насилия над детьми является сексуальное насилие или растление. Особенностью внутрисемейного сексуального насилия (инцеста) является его латентность, зачастую дети вовлекаются в сексуальное насилие, не подозревая об этом. !

Сексуальное насилие или развращение в практике работы со случаями насилия \ определяется как вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослым (или с человеком старше его не менее, чем на три года) с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, так как ребенок: не обладает свободной волей, находясь в зависимости от взрослого; может не осознавать значения действий взрослого в силу функциональной незрелости; не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия этих действий

[6, с. 45].

Сексуальное насилие по отношению к детям может быть контактным и неконтактным. Также к сексуальному насилию детей относится сексуальная эксплуатация ребенка, вовлечение в проституцию.

Сексуальное насилие над детьми мо-

жет быть внутрисемейным и внесемейным. Приведем некоторые статистические данные. Распространенность сексуальных посягательств в отношении детей до 15 лет составляет 30 % от общего количества насилия в отношении детей [8, с. 28]. Наибольший процент насилия над детьми совершается вне дома: 20 % насильников — это родители, 20 % — близкие родственники (братья, сестры, мачехи/отчимы, дяди, тети), 45 % насильников — это хорошо знакомые ребенку люди: друзья дома, соседи, репетиторы, учителя, помощники по дому. Девочки чаще являются жертвами сексуального насилия, но мальчики нередко становятся объектом сексуального насилия. Насилие совершается над детьми любого возраста, но наиболее уязвимый для семейного сексуального насилия возраст 6 — 9 лет. В

80 % случаев насильником является мужчи-

на, но оставшиеся 20

женщина, при

этом 14

из них совершают насилие по

отношению к мальчикам, а 6 % — к девочкам [7, с. 13].

Субъектом насилия над детьми может быть как отдельно взятый человек, так и группа, например, семья. Ученые условно выделяют четыре группы факторов риска, связанные с семьей:

1. Факторы риска, связанные с особенностями семьи в целом. К ним относятся: семьи с низким материальным уровнем жизни; неполные или конфликтные семьи; семьи, где есть усыновленные дети.

2. Факторы риска, связанные со здоровьем родителей: алкоголизм одного или обоих родителей; умственная отсталость родителей; душевные заболевания.

3. Факторы риска, связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками: раздражительность родителей. Их агрессивность; нереалистично высокий уровень ожиданий по отношению к ребенку; неоправданные ожидания родителей (физические, интеллектуальные возможности и способности ребенка могут увеличивать риск применения наказаний); искаженное восприятие ребенка; преувеличение ценности физических наказаний; собственный детский опыт, связанный с насилием.

4. Факторы риска, связанные с особенностями ребенка: гиперкинетический синдром (чрезмерная подвижность, сниженная способность к концентрации внимания); нелюбимый или нежеланный ребенок; физические и психические отклонения у ребенка [4, с. 17].

Проявления жестокости в жизни ребенка приводят к тому, что, став взрослыми и создав свою семью, дети часто повторяют эти действия, но уже по отношению к собственным детям. Замечено, что многие жертвы семейного насилия часто воспроизводят полученный опыт во взаимодействии с другими людьми [2, с. 274]. Также отмечается тенденция проявления насилия в отношении своих уже состарившихся родителей.

Для предотвращения глобальных последствий влияния насильственного поведения в семье на развитие личности как субъекта межпоколенных взаимодействий необходимо своевременное проведение профилактических мероприятий с семьями «группы риска», к числу которых также относится и семья, где применяется (применялось) насилие. Так, например, согласно статье 73 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условно осужденные за совершение преступления, сопряженного с насилием в семье, обязаны пройти курс социальной реабилитации, который осуществляют специалисты социальной сферы [10].

Проявление насилия в семье является одной из причин побега ребенка из дома. Убежавшие дети пополняют ряды беспризорников, и об этом говорит статистика. В

2002 г. в России более 1 млн беспризорников прошли через руки сотрудников милиции и были возвращены родителям, помещены в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, медицинские и социальные учреждения. С начала 2003 г. в органы внутренних дел были доставлены около 62 тыс. безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних. Из них почти 50 тыс. переданы родителям, более 4,6 тыс. отправлены в социально-реабилитационные центры и социальные приюты, еще

1,5 тыс. — в детские дома и школы-интернаты [3, с. 158].

Так, наряду с правоохранительными органами непосредственно работают и специалисты по социальной работе, и психологи. Увы, но не всех детей удается вернуть в семью, некоторых родителей лишают родительских прав, некоторые дети никогда не имели родителей, поэтому они возвращаются в социальные учреждения, где ими занимаются специалисты социальной сферы.

На основе рекомендаций Международной федерации социальных работников в

2003 г. был разработан Кодекс этики социального педагога и социального работника, представляющий собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и

152

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 |;№ 1

ценности социальной и социально-педагогической работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Согласно Кодексу социальная работа понимается как совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу или сообщество

[5, с. 5].

Особое внимание уделяется методике социальной работы с конфликтной, проблемной семьей и семьями, где применялось насилие. Дети из таких семей бегут из дома, попадают на улицу и под влияние более сильных и опять оказываются в тисках «насилия». Но опасения вызывает тот факт, что они успешно адаптируются в условиях улицы, не желают возвращаться домой, и это объяснимо, но все более проявляют агрессивное поведение к слабым «обитателям улиц» (избиение с целью избиения, даже приводящее к летальным исходам). В этом ракурсе необходимо проводить мероприятия по выявлению «детей улицы», их социальную реабилитацию и адаптацию.

Одно из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей из семьи «группы риска» — центр социальной реабилитации несовершеннолетних. Анализ социального статуса детей, находящихся в социально-реабилитационных центрах, показывает,

что большинство из них попадают в учреждения из-за семейных проблем. Профилактическая и коррекционная работа в таких центрах строится на принципе своевременности, гуманизма, индивидуального подхода, стимулирования семьи к самопомощи и принципе комплексного подхода.

Попадая в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, ребенок в первую очередь проходит этап диагностики, которую проводят специалисты различного профиля: социальные педагоги и детские психологи, и логопеды, медицинские работники. Социальный педагог определяет уровень социальной дезадаптации ребенка, степень педагогической запущенности. Психологи же при работе с детьми уточняют отклонения в психическом развитии, изучают психологические особенности личности ребенка, особенности семейных отношений.

Для успешной реабилитации ребенка семьи «группы риска» в условиях социально-реабилитационных центров необходима работа не только с самим ребенком, но и с его семьей. Последовательная работа специалистов социально-реабилитационных центров во взаимодействии с различными государственными и общественными структурами позволит ослабить социальное неблагополучие семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и избежать нарушений в развитии ребенка как полноценной личности и активного субъекта межпоколенных взаимодействий. Поэтому важно обратить внимание на то, что учреждения социальной помощи семье и детям должны осуществлять свою деятельность в тесном сотрудничестве и, по возможности, обмениваться опытом своей работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Гар-

1. Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия / И. А. Алексеева, П. Н. Гордеев, Е. Г. Жилин [и др.] ; СПб. Фонд кризис, психол. помощи детям и подросткам. — СПб. : Новые шаги, 2002. — 144 с.

2. Дмитриев А. В. Социальный конфликт : Общее и особенное / А. В. Дмитриев. — М. :

дарики, 2002. — 525 с.

3. Зайналабидов А. С. Преступность в пореформенной России : анализ тенденций и характеристик / А. С. Зайналабидов. — М. : Юристъ, 2003. — 218 с.

4. Защита детей от жестокого обращения / авт. колл.: Е. Н. Волкова, Т. Н. Балашова,

В. В. Волков [и др.]. — СПб. : Питер, 2007. — 254 с.

5. Кодекс этики социального педагога и социального работника. — М. : ССПиСР, 2003. — 58 с.

6. Превенция домашнего насилия. Практические рекомендации для специалистов учреждений и ведомств, работающих со случаями домашнего насилия / под ред. Е. А. Золотиловой. — Ростов н/Д :

Феникс, 2008. — 168 с.

7. Предотвращение насилия в семье (опыт регионов) / под ред. Ж. А. Захаровой, М. Н. Бородатой. — М. : 0ргсервис-2000, 2005. — 128 с.

8. Социально-педагогическая помощь детям — жертвам семейного насилия : сб. науч.-метод, материалов / М. Н. Бородатая, И. И. Осипова, М. В. Злоказова [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Ершовой. — М. : Полиграф сервис, 2005. — 124 с.

9. Степанова О. В. Жестокое обращение с детьми в семье и его социальные последствия / О. В. Степанова // Тезисы первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология : новые реалии и новые идеи». — СПб., 2000. — С. 261—264.

10. Уголовный кодекс РФ. Ст. 73. Условное осуждение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.ukгu.ni>0глaвлeниe>03/73/index.htш. — Загл. с экрана.

Поступила 28.11.11.

ПРОБЛЕМЫ НЕПОЛНЫХ ОТЦОВСКИХ СЕМЕЙ и ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Е. А. Тулина

В статье дана характеристика понятия «неполная отцовская семья», проанализированы проблемы, с которыми сталкивается данная категория семей, разработаны рекомендации по совершенствованию социальной работы с отцами-одиночками.

Полной семьей принято считать семью с супружеской парой независимо от того, есть у них дети или нет. Хотя, например, А. И. Антонов полагает, что бездетную пару не следует считать в строгом смысле семьей, поскольку она не соответствует двум из трех видов родственных связей между членами семьи (супружество, родительство и родство), которые он включает в свое определение семьи [1, с. 66].

Понятие неполной семьи нередко отождествляется с понятием семьи одинокой матери, что не совсем верно. Неполная отцовская семья характеризуется наличием главы семьи (отца) и ребенка либо нескольких детей. В некоторых случаях имеют место расширенные неполные отцовские семьи, они, как правило, отличаются совместным проживанием или ведением совместного хозяйства с близкими родственниками: бабушками, дедушками, тетями, дядями [10, с. 121].

В России в настоящее время насчитываются более ста тысяч отцов-одиночек. Больше всего мужчин-одиночек проживают в Алтайском крае. Только в Барнауле их насчитывается более 700 чел. [2]. Самый многодетный отец-одиночка Мордовии живет в Кадошкине. 53-летний Александр Ломакин в одиночку поднимает на ноги 7 детей [7, с. 6].

Вне зависимости от причины формирования неполные семьи, безусловно, сталкиваются с рядом проблем. При этом проблемы одиноких отцов, воспитывающих ребенка до 3 лет, существенно отличаются от трудностей тех, чьи дети находятся в подростковом возрасте. Проблемы отцовской неполной семьи специфичны:

— проблема в материальном обеспечении семьи. Большинство неполных семей, и в том числе отцовских, имеют один источник дохода и в связи даже с временной нетрудоспособностью отца финансовое благополучие семьи подвергается угрозе. Одинокие отцы к тому же лишены возможности пользоваться теми социальными гарантиями, которые есть у одиноких матерей, исключение составляют только выплаты по потере родителя, объем которых мало что меняет в позитивную сторону.

Как отмечает социолог И. Е. Калабихи-на, преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» (в которых доход на одного члена ниже стоимости потребительской корзины) и «зависимых от пособий» (семьи, где социальные пособия составляют более 25 % семейного бюджета). В среднем по регионам России среди неполных семей доля «бедных» составляет 60,9 %, а доля «зависимых от пособий» — 18,9 % от их числа [6, с. 95];

© Е. А. Тулина, 2012

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | Me 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.