Научная статья на тему 'Семейное насилие над детьми: теоретические и практические аспекты социальной работы'

Семейное насилие над детьми: теоретические и практические аспекты социальной работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1443
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лазарева Злата Николаевна, Малоземова Наталья Викторовна

В данной статье освещается проблема семейного насилия над детьми, его виды, причины, последствия; рассматриваются теоретические и практические аспекты социальной работы с детьми — жертвами семейного насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейное насилие над детьми: теоретические и практические аспекты социальной работы»

СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

3. Н. Лазарева, Н. В. Малоземова

В данной статье освещается проблема семейного насилия над детьми, его виды, причины, последствия; рассматриваются теоретические и практические аспекты социальной работы с детьми — жертвами семейного насилия.

Проблема семейного насилия в современной России распространена довольно широко. СМИ все чаще сообщают о преступлениях над детьми в семье.

Традиции семейного насилия над детьми имеют глубокие корни в истории. Буквально до конца XIX в. преобладающей оставалась позиция, согласно которой ребенок является собственностью, «имуществом» родителей и заменяющих их лиц (владельцев). Последние обладали абсолютным контролем над его жизнью и смертью, а также правом произвольного выбора наказаний, не связанных с тем или иным проступком, но вполне соответствующих наклонностям тех, кто их выбирает [2, с. 43]. Так, согласно исследованию, проведенному в 2010 г. Институтом социологии РАН по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, больше половины россиян признались, что применение физических наказаний к детям в воспитательных целях допустимо [3].

По данным статистики Республики Мордовия, 16 % детей подвергаются систематическому насилию в семье с учетом общей численности детей 140,2 тыс. чел. В 2010 г. социальную реабилитацию прошли 886 несовершеннолетних, подвергшихся насилию в семье со стороны родителей. В

2010 г. ОВД РМ расследованы 16 уголовных дел по ст. 156 УК РФ по фактам неисполнения родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их воспитанию, к тому же сочетающиеся с жестоким обращением [1].

Само понятие «семейное насилие над детьми» имеет неоднозначное значение. Оно также не имеет официального истолкования ни в официальной науке, ни в законодательстве Российской Федерации. Каждый исследователь, занимающийся изучением проблемы насилия над детьми, расшифровывает его со своей точки зрения. Про-

Серия «Социологические науки»

анализировав наиболее лаконичные определения данного понятия, мы предлагаем свою трактовку.

Насилие над детьми о семье — это систематическое, умышленное применение \ физических, психологических и иных видов наказания к ребенку со стороны родителей и других членов семьи с целью запугивания, оскорбления, нанесения различного рода травм, унижения человеческого достоинства, в результате которых нарушается его здоровье и социальное благополучие, создаются условия, мешающие оптимальному физическому и психическому развитию, ущемляются права и свободы ребенка.

На современном этапе развития науки выделяют 5 видов семейного насилия над детьми. Таковыми являются: физическое, психологическое, сексуальное, экономическое насилие, пренебрежение нуждами и потребностями ребенка.

В результате многочисленных исследований по проблемам семейного насилия над детьми было установлено, что суще- | ствует множество причин и факторов, про- [ воцирующих насилие по отношению к детям в семье. При выявлении причин семейного насилия над детьми чаще всего используют следующие подходы: социологический, социально-психологический, психо- I логический, педагогический, социально-экономический, медицинский, комплексный, социально-культурный, гендерно-ориентированный.

Каждый из вышеперечисленных подходов в своей основе заключает определенные показатели развития семьи и личности самого субъекта и объекта насилия. К тако- \ вым относятся: (

— структура семьи и модель общения в семье;

— низкий уровень социальных навыков (

членной семьи, в частности родителей; |

— патологические изменения в психике 1 родителей;

© 3. Н. Лазарева, Н. В. Малоземова, 2012

— алкоголизация, наркомания родителей, детей;

— психопатологические отклонения в здоровье родителей;

— депрессивность, невротичность родителей и детей;

— индивидуальные психологические особенности детей;

— стиль воспитания в семье;

— низкий уровень доходов;

— одиночество или распавшийся брак;

— серьезные жилищные трудности;

— физическое или психическое переутомление родителей;

— толерантность общества к родительской жестокости;

— влияние СМИ;

— гендерный аспект и др.

Любой вид насилия над ребенком вне зависимости от факторов его породивших оказывает негативное влияние на здоровье, психическое и социальное развитие ребенка. В науке принято классифицировать последствия пережитой насильственной травмы в следующем порядке: отдаленные (задержка психического развития, трудности в процессе социализации) и ближайшие последствия (травмы, фобии, чувство недоверия взрослым, потеря интереса к учебе). И в зависимости от возникающих проблем в определенной области от перенесенной травмы: физиологические (медицинские) (различные травмы, заболевания), социальные (трудности в процессе социализации и адаптации), психологические (фобии, чувство недоверия к окружающим), педагогические (проблемы в процессе обучения).

Одной из наиболее острых проблем в случае семейного насилия над детьми является отсутствие четко разработанной нормативно-правовой базы, регламентирующей последствия применения насилия к детям, т. е. меры наказания субъектов насилия. Наиболее часто субъектами семейного насилия над детьми являются родители, реже — другие близкие родственники.

В результате многих социологических исследований и собственных социологических исследований по следующим темам: «Проблема учета в социальной работе гендерных особенностей жестокого обращения родителей с детьми в семье», «Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия в ГУ СО „Ельни-ковский СРЦН“», проведенных в 2010 и

2011 гг., нами было установлено, что частота применения отдельных видов насилия зависит от гендерных и половозрастных различий как объектов, так и субъектов

семейного насилия. Например, было выявлено, что мальчики чаще подвергаются физическому насилию, чем девочки. При этом девочки чаще подвергаются сексуальному и психологическому насилию в более раннем возрасте. Также было установлено, что матери чаще применяют физическое насилие по отношению к мальчикам, чем к девочкам.

Кроме того исследования показывают, при применении насилия к детям повышенного риска относятся: девочки; младшие школьники; дети без родителей; дети, чьи взаимоотношения с родителями неудовлетворительные; дети, родители которых конфликтуют между собой; дети, проживающие с отчимом. Девочки в большей степени, чем мальчики, испытывают насилие внутри семьи, мальчики — вне семьи. Что же касается отдельных видов насилия, то исследователи заметили некоторые печальные закономерности. Сексуальному насилию подвер-

гаются 10 % мальчиков и 20 — 30 % девочек

в возрасте до 14 лет. Мальчики чаще, чем девочки, подвергаются сексуальному насилию в более раннем возрасте. Хотя в общей сложности сексуальное насилие над мальчиками встречается в 3 — 4 раза реже, чем над девочками. При этом в 40 % случаев насильником является близкий родственник, в 30 % более дальний родственник. В 90 % случаев субъектом насилия являются мужчины. При этом дети более раннего возраста страдают в большинстве случаев от наказаний со стороны матери, а в подростковом — со стороны отца. Согласно отчету о результатах социологического опроса о половой жизни молодежи, который был проведен в 2004 г. в России, 4 % молодых женщин в возрасте от 15 до 24 лет однажды подвергались сексуальному насилию [4].

Анализируя возрастной критерий, было доказано, что наиболее часто насилие по отношению к детям применяют молодые родители в возрасте до 30 лет. Средний возраст женщин, являющихся субъектами семейного насилия над детьми, по мнению исследователей, составляет 26 лет, мужчин — 30 лет. Родители же более пожилого возраста редко применяют физические наказания. Вероятно, это связано, с тем, что молодые родители не всегда психологически готовы к воспитанию детей и не всегда проявляют терпение и чувство такта в процессе воспитания.

В результате исследований также было выявлено, что уровень образования и степень материальной обеспеченности родителей влияют на частоту применения жестоких

136

ВЕСТНИК Мордовского университета ) 2012 | >й 1

мер наказания детей. Причем исследователи склоняются к тому, что чем выше образование родителей, тем чаще они применяют методы эмоционального наказания детей, которое включает в себя эмоциональное отвержение ребенка. Родители с более низким уровнем образования чаще практикуют физические наказания. Родители с достаточно высокими материальными доходами реже применяют физические наказания, чем родители с недостаточным материальным положением.

В процессе практической социальной работы с детьми — жертвами семейного насилия в разных субъектах Российской Федерации был выработан определенный алгоритм межведомственного взаимодействия служб в ситуации насилия над ребенком. Основными субъектами помощи в данной ситуации выступают: социальные службы (социально-реабилитационные центры, социальные приюты и гостиницы), органы образования и здравоохранения, учреждения культуры и дополнительного образования детей, правоохранительные органы,

комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства в лице органов местного самоуправления, благотворительные и добровольческие организации. К сожалению, в нашей стране не разработан четкий алгоритм действий в случае насилия над детьми каждого из субъектов помощи. Основная работа по выявлению проводится органами местного самоуправления, а процесс реабилитации пострадавших детей возложен, в лучшем случае, только на социальные учреждения.

Мы считаем, что для того, чтобы семейное насилие над детьми как социальное явление постепенно исчезло из повседневной жизни, необходим комплексный и системный подход в организации социальной работы с детьми — жертвами семейного насилия, которая должна осуществляться множеством организаций и служб, прежде всего, по месту жительства. Наиболее перспективным направлением социальной работы при этом является развитие сети социальных служб по профилактике насилия в семье.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авдонина Т. В. Статистические данные по выявлению фактов жестокого обращения с детьми в РМ / Т. В. Авдонина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mvdl3.ru/ home/607-2011-03-05-07-30-31 .html: — Загл. с экрана.

2. Алексеева Л. С. Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия : науч.-метод, пособие / Л. С. Алексеева. — М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. — 160 с.

3. Бессонова Л. И. Мир без жестокости : Всероссийская акция «10 000 детских поцелуев» / Л. И. Бессонова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ya-roditel.ru/national-campaign/calendar/?event_id=16964. — Загл. с экрана.

4. Руководство по социальной педиатрии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.medlinks.ru/sections.php9op. — Загл. с экрана.

Поступила 28.11.11.

Серия * Социологические науки»

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.