11. Szalai A. The Use of Time : Daily Activities of Urban and Suburban Populations in Twelve
Countries / A. Szalai. - The Hague, Netherlands : Mouton, 1972. - P. 415-427.
12. Time, Goods and Well-Being // F. Th. Juster and F. P. Stafford [cds.]. - Ann Arbor, MI,
University of Michigan Press, 1985. - P. 33-62. Поступила 28.11.11.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СЕМЬИ, В КОТОРОЙ ПРОИСХОДИТ НАСИЛИЕ
Е. М. Черняк
В статье на основании нормативных и социологических источников показано семейное насилие как глобальная проблема. Отражены типология и причины семейного насилия. Уделено внимание профилактике семейного насилия в социальной работе.
В последние десятилетия российской истории семейное насилие выделилось в самостоятельную социальную проблему, требующую оказания экстренной и долговременной помощи жертвам насилия. Насилию в России ежегодно в различных формах подвергаются до двух миллионов несовершеннолетних:
— более 500 тысяч детей каждый год убегают из семьи, интернатов, учебных заведений, спасаясь от жестоких родителей, воспитателей, сверстников;
— около 17 тысяч детей в возрасте до 18 лет ежегодно становятся жертвами преступлений, 2 тысячи — жертвами убийств;
— каждый четвертый ребенок подвергается насилию в семье;
— 60 % родителей считают применение физических наказаний при воспитании ребенка нормой;
— 74 % преступлений подростков против личности совершены детьми, которые были воспитаны в семьях, где совершается насилие;
— сексуальные посягательства в отношении детей до 15 лет составляют 90 % от общего количества преступлений этой категории;
— ежегодно 14 тысяч женщин становятся жертвами убийц [4, с. 160].
Семейное насилие существовало на протяжении всей истории человечества. Американский историк Л. де Моз в своей работе «Психоистория» писал, что история дет-
ства — это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться [2]. Чем глубже в историю, тем больше у ребенка была вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным или сексуально оскорбленным. Ллойд де Моз выделил несколько исторических форм отношения к детям в семье, самая ранняя — инфанти-цидная. Это древнейшая форма, просуществовавшая до 374 г., когда убийство детей стало рассматриваться как преступление (Римское право). С первобытных времен детоубийство не считалось нарушением принятых норм. Главным методом воспитания была жестокость. В античности за непослушание детей швыряли в реку, помойную яму, морили голодом. Родители могли приносить детей в жертву.
В средневековый период с IV по XVIII в. ребенок остается объектом семейной агрессии. Имела место* торговля детьми. Ребенок не являлся полноправным членом семьи, ему отказывали в самостоятельности, индивидуальности. Чтобы держать детей под контролем, сделать их послушными, прибегали к методу запугивания. Перед детьми держали изображения демонов, ведьм, которые, якобы, могли их украсть, съесть, разорвать на куски [3, с. 37].
В течение XIX — первой половины XX в. шел процесс эмансипации женщин и детей от внутрисемейного патриархального рабства. Ребенок становится объектом воспитания, а отношение к нему — социальной
О Е. М. Черняк, 2012
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 j.Jsfe 1
проблемой. Начинает складываться система защиты детей от насилия и жестокого обращения. Мировое сообщество вырабатывает организационные и правовые меры по защите права детей на полноценную жизнь. Первое в истории общество для предупреждения жестокого обращения с детьми было основано в Нью-Йорке в 1871 г. В 1884 г. в Англии было создано Лондонское общество по предотвращению жестокости по отношению к детям. В 1919 г. по инициативе Лиги Наций, создается Комитет детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи беспризорникам и сиротам. Эта организация выступала против использования детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних.
Основанный Э. Джебб Международный союз спасения детей, разработал Декларацию прав ребенка — первый международный документ по охране прав и интересов детей. В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 г. принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право на защиту семьи со стороны общества и государства и право детей на особую заботу и помощь. Положения декларации явились основой для разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского кодексов государств — членов ООН, включая Россию. Одновременно с развитием нормативно-правовой базы по защите детей от насилия и жестокого обращения стали возникать институты помощи детям.
В течение XX в. интенсивно развивается новая отрасль знаний — ювенология, в рамках которой современные направления получили детская педагогика и психология, раскрывающие основные закономерности развития ребенка в норме и патологии.
Семейное насилие, жестокое обращение и пренебрежение нуждами детей стали острыми и актуальными проблемами глобального характера. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Международное общество по предупреждению насилия над детьми пренебрежения их нуждами ОБРСАМ) объединяют усилия специалистов и мировой общественности для создания действенной системы защиты детей от насилия и обеспечения их безопасности. Помимо гуманитарных целей защиты детства особое значение имеет теоретический анализ выявления факторов, определяющих рост внутрисемейной агрессии. Классическое исследование природы агрессии принадлежит 3. Фрейду, который считал, что
агрессивная энергия вырабатывается у индивида непрерывно и постоянно ищет выхода. Это концепция, раскрывающая сущность агрессивного поведения индивида,, обусловленного врожденными инстинктами, т. е. имеющего биологическую природу. Согласно этой теории чувство досады, враждебности, желание разрушать, причинять боль накапливается в человеке и вырывается наружу в форме агрессии. Агрессия берет начало из врожденного инстинкта борь- 1 бы за выживание, который присущ всем ! живым существам. |
В «ситуационной теории» Д. Долларда и Н. Миллера проявление агрессии связывается с явлением фрустрации. Под фрустрацией понимают переживания, неудачи, обиды, столкновения с препятствиями на пути к намеченной цели. Фрустрация выражается в готовности реагировать на трудности агрессивно.
Так называемая теория социального научения А. Бандуры выводит нарушение аг- ( рессии из искаженного процесса социализа-ции ребенка. Дети поручают знания о моделях агрессивного поведения из трех источников: семья, группа сверстников, средства массовой информации. Проходя первичную социализацию в семье, ребенок учится стилю взаимодействия с другими людьми, обучается поведению и формам отношений. Дисгармоничный характер отношений между супругами, родителями и детьми предопределяет агрессивное поведение индивида на всех этапах его жизнедеятельности.
В ряде случаев определяющую роль в формировании агрессивного поведения играет социальная среда за пределами дома. Агрессии дети обучаются при общении со сверстниками в детсадах и школах, чаще всего узнавая о преимуществах агрессивного поведения на реальных примерах. Отрицательное влияние может иметь демонстрация насилия через Интернет, телевидение, произведения искусства, литературы, кино. Как объяснить всплеск агрессивного поведения и семейного насилия у цивилизованных народов? Современные процессы модернизации общества влекут за собой нестабильность, неустойчивость социальных отношений и структур. В повседневную жизнь людей это вносит ощущение неуверенности, незащищенности, аккумуляции рисков.
Создатель теории «общества рисков» Э. Гидденс сравнил современность с не- ] управляемым грузовиком, который мчится на огромной скорости в неизвестном направлении. Объектами насилия в семье чаще всего становятся дети и женщины.
Серия 4Социологические науки»
43
Характерно, что женщины, экономически независимые, меньше сталкиваются с насилием в семье.
Основные мотивы семейного насилия: корыстные устремления, хулиганские действия, ревность, ссоры, сексуальные побуждения. Насильники, как правило, страдают заниженной самооценкой и таким способом самоутверждаются. По наблюдениям психологов, обидчики выросли в семьях, где насилие было повседневной нормой, которая была перенесена ими в свою семью. Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Длительное воздействие неблагоприятной семейной обстановки на ребенка играет ведущую роль в жизни, вызывая личностные деформации и отклонения в поведении. Наиболее распространенные из них — лживость, хитрость, лицемерие, жестокость, которые являются порочными средствами самозащиты от жестокости старших.
Жестокое обращение с детьми включает физическое, 'психическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение основными потребностями ребенка. Появились новые формы насилия с помощью Интернета и мобильных телефонов.
Зачастую насилие над детьми носит скрытый характер и выявляется только в крайних случаях. Латентный характер насилия над детьми ведет, к невозможности оказания ребенку своевременной помощи и реабилитации, что вызывает тяжелые последствия для здоровья и личности ребенка. Субъектом насилия над детьми может являться как отдельно взятый индивид, так и группа, в том числе семья.
Изучены факторы риска, связанные с семьей, вызывающие насилие:
— низкий материальный уровень, не обеспечивающий потребности членов семьи в пище, одежде, бытовом комфорте;
— неполные или конфликтные семьи;
— семьи с усыновленными детьми, особенно в случае корыстной мотивации усыновления (получение материальных дотаций);
— не налаженная кооперация труда в семье, неправильное распределение семейных ролей;
— алкоголизм одного или обоих родителей. В семьях алкоголиков дети подвергаются ежедневному физическому и психологическому насилию. Фактором насилия становится образ жизни семьи;
— умственная отсталость родителей;
— душевные заболевания: шизофрения, депрессивные заболевания;
— сниженный уровень самоконтроля родителей, стремление к доминированию, повышенный уровень раздражительности;
— завышенные требования к ребенку;
— преувеличение ценности физических наказаний как основы правильного воспитания, по мнению многих родителей;
— собственный детский опыт, связанный с насилием;
— гиперкинетический синдрОхМ, выраженный в чрезмерной подвижности, сниженной способности концентрации внимания;
— нелюбимый, нежеланный ребенок;
— физические и психические отклонения ребенка [7, с. 33.-35].
По мнению психологов и социальных педагогов, одним из факторов семейного насилия является отсутствие привязанности между членами семьи. Привязанность — это нежная, теплая связь между супругами, родителями и детьми, а также родственниками. Привязанность имеет глубокую эмоциональную основу, определяющую семейное счастье, являясь несомненной высокой семейной ценностью. Привязанность создает у всех членов семьи чувство интеллектуальной, эмоциональной, физической, социальной безопасности [1, с. 26].
Жизнедеятельность любой семьи связана с повседневностью, которая может вызывать «стрессы обыденной жизни». Повторяющиеся, утомительные, привычные события способны вызывать адаптацию чувств; скуку, привыкание, возрастание раздражительности. Рутинизация семейных отношений в ситуации низкой культуры с*емейного общения может сама по себе провоцировать насильственное поведение.
В конечном счете цель насилия — добиться неограниченной власти над человеком помимо контроля -над его поведением, мыслями, чувствами. Способы насилия разнообразны: унижение, оскорбление, угрозы, запугивание, манипуляции, шантаж, угрозы физического воздействия, чрезмерные ограничения.
Все члены семьи, подвергающиеся насилию, независимо от возраста, пола, социального статуса переживают состояние отверженности, вызывающее замкнутость, нежелание общаться. Для них характерен высокий уровень тревожности, неопределенное беспокойство, нарушение сна, тяжелые сновидения. У людей, испытывающих постоянное семейное насилие, происходит нарушение эмоциональной сферы, частые депрессии, чувство отчаяния, уменьшение активности, пессимизм, страхи.
44
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | N° 1
Самым страшным видом физического семейного насилия является сексуальное насилие. Особенность внутрисемейного сексуального насилия заключается в его скрытом характере. Часто жертвы такого насилия не могут оказать сопротивление своим насильникам в силу возрастных, физических, психологических причин, а также из-за сильной экономической, эмоциональной, психологической зависимости. Латентный характер носит изнасилование в браке, которое является преступным деянием.
Внутрисемейное сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, но наиболее уязвимый возраст 6 — 9 лет. Согласно статистике 20 % насильников над детьми — это родители, при этом в 80 % случаев насилие совершают мужчины и, соответственно, 20 % — женщины; 14 % случаев насилия со стороны женщины совершается в отношении мальчиков, 6 % — к девочкам; 20 % насильников — близкие родственники (братья, сестры, мачехи/отчимы, дяди, тети); 45 % — это хорошо знакомые ребенку люди: друзья дома, соседи, репетиторы, помощники по дому [6, с. 13].
Особое место в сексуальном насилии занимают инцест и эбьюз. Инцест — сексуальное насилие со стороны кровных родственников: отца, матери, брата, сестры. Эбьюз — использование родителями в качестве сексуального объекта своего несовершеннолетнего ребенка. Сексуальное насилие неизбежно приводит к серьезным изменениям личности. Существует определенная связь между пережитым сексуальным насилием в детстве и возможной гомосексуальностью, проституцией, педофилией в последующей жизни взрослого человека.
Семейное насилие осуществляется во многих семьях. В научной литературе причины, вызывающие семейное неблагополучие, сводятся к следующим:
1. Причины макросоциального характера, т. е. кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее потенциал.
2. Причины психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.
3. Причины биологического характера. Физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность, наличие в семье инвалидов [5, с. 28].
Типология неблагополучных семей [5, с. 32]:
— конфликтная семья составляет около 60 % неблагополучных семей. С преобладанием конфронтационного стиля отношений;
— аморальная семья — пренебрежение к моральным и этическим нормам (пьянство, драки, сквернословие). В конфликтной и аморальной семьях, как правило, существует внутрисемейное насилие;
— педагогически несос?поятельная семья. Это семья с низким уровнем общей культуры и отсутствием психолого-педагогических знаний и навыков;
— асоциальная семья, для которой характерно противоправное поведение.
Негативные последствия семейного неблагополучия часто связаны с ростом агрессии и насилия в обществе. В результате страдает не только семья и вступающие в жизнь поколения, но и все общество в целом. Личностная внутрисемейная проблема трансформируется в проблему социальную, усиливая общественные риски. Россия сегодня считается специфическим образцом общества риска. Семейное неблагополучие, жестокость, насилие усугубляют общественную рискогенность. Серьезным социальным риском является традиция семейного насилия. Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения к другому. Строгие наказания, избиения обычно не считаются насилием, а рассматриваются как правильное воспитание. Для многих детей из таких семей характерна задержка психического развития. Дети нередко ведут «челночный образ жизни»: бегут из дома, а через некоторое время возвращаются. Семейное насилие — один из основных источников социального сиротства. Дети бегут из семей, где родители запойно пьют, бьют детей, дерутся друг с другом, пропивают детские пособия, ведут паразитический образ жизни и считают главным воспитательным методом физическую расправу. Дети живут в нестерильной обстановке пьяных дебошей, сексуальных оргий, лишены элементарного надзора, ухода, запущены, физически слабы.
Общество не может относиться равнодушно к такой социальной беде, как домашнее насилие. Конституция Российской Федерации провозглашает право всех граждан на жизнь без насилия, никто не должен подвергаться пыткам, насилию или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 19, п. 3, ст. 21, п. 2) [9 — 10]. Семейное насилие нарушает конституционно закрепленные основные права и свободы граждан. Парадоксальный факт — в России не существует специального закона о предотвращении насилия в семье. Попытки его принять предпринимаются уже много лет. В Уголовном кодексе
Серия «Социологические науки»
45
РФ отсутствуют специальные статьи, предусматривающие ответственность за совершение насильственных действий в семье лицами, находящимися в родственных отношениях. Защита семейных прав согласно ст. 8 Семейного кодекса РФ осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, — государственными органами или органами опеки и попечительства. Большинство действий домашнего насилия подпадают под действие ст. 113, 115 и 116 УК РФ [11].
Известными формами социальной работы со случаями насилия являются кризисные центры, убежища (приюты), «телефоны доверия» («горячая линия»), пансионаты для престарелых, учреждения социального обслуживания семьи и детей, пси-
холого-медико-социальные центры, а также временные или постоянные приемные семьи [12, с. 553]. Благополучие общества и индивида невозможно без упрочнения семьи.
Если социальная работа направлена на оказание социальной помощи и социальных услуг семье, то социальная педагогика призвана укрепить воспитательный потенциал семьи и обеспечить практическое воплощение принципов ответственного родительства в семейную жизнедеятельность. Чрезвычайное значение имеет совершенствование правовой основы жизни семьи для юридического закрепления взаимоотношений семьи и государства и для создания законодательных основ федеральной и региональной политики в области брачно-семейных отноше-
и
НИИ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
• ♦
1. В помощь детскому психологу : сб. ст. / под ред. И. Осиповой. — Владивосток : Данко, 2001. - 164 с.
2. де Моз Л. Психоистория / Л. де Моз. — М. : Феникс. — 512 с.
3. Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. — СПб. : Санкт-Петербург, фонд кризисной психол. помощи детям и подросткам «Новые шаги», 2002. — 148 с.
4. Защита детей от жестокого обращения / авт. колл.: Е. Н. Волкова, Т. Н. Балашова, В. В. Волков [и др.]. — СПб. : Питер, 2007. — 254 с.
5. Осипова И. И. Технологии работы с проблемными, кризисными и асоциальными семьями : сб. ст. : метод, пособие / И. И. Осипова. — Владивосток : Данко, 2002. — 251 с.
6. Предотвращение насилия в семье (опыт регионов) / под ред. Ж. А. Захаровой, М. Н. Бородатой. — М. : Оргсервис, 2005. — 128 с.
7. Социально-педагогическая помощь детям — жертвам семейного насилия : сб. науч.-метод, материалов / М. Н. Бородатая, И. И. Осипова, М. В. Злоказова [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Ершовой. — М. : Полиграф сервис, 2005. — 124 с.
8. Статья 8 СК РФ. Защита семейных прав [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ЬКр^/шхуху-гакоп^Лп^^СК РФ>Защита семейных прав. — Загл. с экрана.
9. Статья 19 // Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kadis.гu>Koдeкcы>?kodeks=0&papeг=19. — Загл. с экрана.
10. Статья 21 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьир://\у\у>у.тат-1а\\'.ги>5121. — Загл. с экрана.
11. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) : Глава 16 : Статьи 105 — 125 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rfuk.ru> head_16.html. — Загл. с экрана.
12. Холостова Е. И. Социальная работа : учеб. пособие. — М. : Дашков и К0, 2009. — 668 с.
Поступила 28.11.11.
46
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | 1