ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЖИЛЬЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
МВД РОССИИ
В.А. Крахмалев,
соискатель кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России, офицер управления расквартирования и строительства тыла главного командования ВВ МВД России Научная специальность: 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность).
E-mail: [email protected] научный консультант: заслуженный экономист РФ, доктор экономических наук, профессор А.Е. Суглобов,
Аннотация. Проведен анализ социальной обеспеченности военнослужащих жильем в разрезе категорий и методов решения этой задачи.
Ключевые слова: социально-экономическое обеспечение, обеспечение жильем
ANALYSIS OF THE SOCIAL-ECONOMIC MAINTENANCE WITH HOUSING FOR SERVICEMEN OF INTERNAL TROOPS OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY
V.A. Krakhmalyov,
competitor of the department offinance and economic analysis of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, control officer quartering and construction of the rear of the main command of internal troops of Russia Annotation. The analysis of social security housing for military personnel by category and methods for solving this problem is carried out.
Keywords: social and economic support, and housing support
Одним из ключевых факторов, влияющим на боевую готовность внутренних войск МВД России, является обеспеченность жильем и улучшение условий жизни и быта военнослужащих всех категорий и членов их семей. Обеспечение жилыми помещениями по-прежнему остается одним из самых приоритетных направлений служебно-боевой деятельности в войсках. Данному вопросу сегодня уделяется самое пристальное внимание со стороны Президента и Правительства Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного командования внутренних войск МВД России.
Посланием Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации в мае 2006 года, поручением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № КА-П4-6262 определены следующие сроки обеспечения жильем военнослужащих внутренних войск МВД России:
• постоянным жильем - до 1 января 2013 г.;
• служебными жилыми помещениями - до 1 января 2014 г.
Статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определены три категории военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
К первой категории (категории постоянного жилья) относятся военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования). Данным военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих ос-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
нованиях (т.е. жилые помещения для постоянного проживания).
Ко второй категории (категории условно-постоянного жилья) относятся военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в период с 1 января 1998 г. по 1 января 2005 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования). Данные военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей на весь период прохождения военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями или общежитиями.
Указанным военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения (т.е. они подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания).
К третьей категории (категории участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения) относятся военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования). Данные военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей на весь период прохождения военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями или общежитиями. При этом решить вопрос обеспечения жилыми помещениями для постоянного проживания для них представляется возможным только в рамках участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения.
Основными источниками поступления жилых помещений для постоянного проживания во внутренние войска МВД России являются капитальное строительство, осуществляемое службами заказчика с привлечением подрядных, специализированных организаций
(79,9% от общей доли поступающего жилья), долевое участие в строительстве и приобретение (покупка) жилых помещений. Помимо этого, постоянное жилье поступает за счет получения и реализации военнослужащими государственных жилищных сертификатов, за счет вторичного распределения жилой площади, за счет средств Национального благотворительного фонда при обеспечении жилыми помещениями семей погибших военнослужащих.
В результате последовательной, планомерной работы командующих региональных командований, начальников тылов региональных командований, офицеров квартирно-эксплуатационных служб региональных командований, центров заказчиков-застройщиков и отделов капитального строительства региональных командований за 2008-2011 годы достигнуты определенные результаты по обеспечению жильем военнослужащих внутренних войск МВД России (рис. 1).
За указанный период за счет собственного строительства, долевого участия в строительстве и приобретения (покупки) во внутренние войска МВД России поступило свыше 9300 жилых помещений для постоянного проживания.
4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500
0
2008 2009 2010 2011
Рис. 1. Анализ жилых помещений для постоянного проживания, поступивших за счет собственного строительства, долевого участия в строительстве и приобретения (покупки) Объем бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета на эти цели за данный период составил свыше 25 700 млн. рублей (рис. 2).
Рис. 2. Динамика объема бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета на собственное строительство, долевое участие в строительстве и приобретение (покупку) жилых помещений для постоянного проживания (в млн. рублей).
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Получение и реализация выданных государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» остается одним из путей обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями для постоянного проживания. Только в период с 2008 г. по настоящее время данным способом смогли решить свой жилищный вопрос более 2000 военнослужащих.
Объемы бюджетных ассигнований, направленных на реализацию федеральной целевой программы «Жилище», составляют за указанный период свыше 3 130 млн. рублей (рис. 3).
1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
Рис. 3. Динамика объема бюджетных ассигнований, направленные на реализацию федеральной целевой программы
«Жилище» (млн. рублей).
Указанные объемы финансирования и количество сданного в эксплуатацию жилья не могли не отразиться на динамике количества военнослужащих внутренних войск МВД России и членов их семей, нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Таким образом, проведенный анализ показал, что за последние три года прослеживается динамика по уменьшению количества военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания. По состоянию на 1 декабря 2011 г. вопрос обеспечения постоянным жильем остался не решен у 3500 семей.
Перспективным направлением деятельности по вопросам обеспечения жилыми помещениями остается работа по включению военнослужащих внутренних войск МВД России в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного на совещании в Министерстве обороны Российской Федерации 23 марта 2004 г., о переходе с 1 января 2005 г. к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих с учетом рыночных условий развития
экономики страны, Минэкономразвития России при участии Минобороны России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти был разработан и в установленном порядке принят Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Закон предоставляет возможность приобретения военнослужащим жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, не дожидаясь окончания срока службы.
Статьей 9 указанного Федерального закона установлены следующие основные критерии функционирования накопительно-ипотечной системы:
• категории военнослужащих, которые могут быть участниками накопительно-ипотечной системы;
• основания для включения военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы;
• основания для исключения военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы;
• специальные правила о передаче сведений из одного реестра участников накопительно-ипотечной системы в другой при переводе военнослужащего из одного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба;
• обязанности федерального органа исполнительной власти, в котором участник накопительно-ипотечной системы проходит военную службу, по уведомлению участника накопительно-ипотечной системы о включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы и об открытии именного накопительного счета участника или об исключении его из реестра участников и о закрытии именного накопительного счета участника.
Сегодня действующим законодательством определены 14 категорий военнослужащих, которые имеют право участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, при этом им выделяются денежные средства
1398,2
861,5
650,1
224,9
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если военнослужащий - участник накопительно-ипотечной системы не приобретает жилье в период прохождения военной службы или по ее окончании, он имеет право при возникновении права на использование накоплений, учтенных на его именном накопительном счете, получить накопленные средства и использовать их по своему усмотрению как на приобретение жилья, так и на иные цели.
Размеры ежегодных начислений на именные накопительные счета участников накопительно-ипотечной системы не зависят от количества членов семьи военнослужащего, его должности, воинского звания и региона прохождения военной службы, наличия ученой степени и других факторов (рис. 4).
200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 4. Динамика ежегодных начислений на именные накопительные счета (без учета доходов от инвестирования)
(тыс. рублей)
Накопления для жилищного обеспечения законодательно попадают под определение одного из видов довольствия военнослужащего наряду с денежным, вещевым и продовольственным, при расчете которых не учитывается состав семьи (рис. 5).
10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
2009 2010 2011
Рис. 5. Динамика включения военнослужащих внутренних войск МВД России в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.
По состоянию на 1 ноября 2011 г. общее количество участников накопительно-ипотечной системы во внутренних войсках МВД России составляет 23 293 человека, из них 2342 человека изъявили же-
лание реализовать свое право на приобретение жилых помещений за счет целевого жилищного займа, а 558 человек уже приобрели жилые помещения в различных субъектах Российской Федерации.
В настоящее время не менее остро стоит вопрос обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России и членов их семей служебными жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В случае отсутствия служебных жилых помещений воинские части по желанию военнослужащих -граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей». Так, в частности, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем:
• в г. Москве и г. Санкт-Петербурге - 15 000 рублей;
• в других городах и районных центрах - 3600 рублей;
• в прочих населенных пунктах - 2700 рублей.
Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50% при условии совместного проживания с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, трех и более членов семьи.
Основными источниками поступления служебных жилых помещений во внутренние войска МВД
175,6
168
82,8
40,6
37
8799
6056
4142
2155
1098
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
России также являются капитальное строительство, осуществляемое службами заказчика с привлечением подрядных, специализированных организаций, долевое участие в строительстве и приобретение (покупка) жилых помещений. Помимо этого, служебное жилье поступает за счет охраняемых важных государственных объектов, в интересах которых военнослужащие внутренних войск МВД России выполняют служебно-боевые задачи по их охране и перевозке специальных грузов.
За период 2008-2011 г.г. за счет собственного строительства, долевого участия в строительстве и приобретения (покупки) во внутренние войска МВД России поступило свыше 13 500 служебных жилых помещений (рис. 6).
587
2008 2009 2010 2011
Рис. 6. Количество служебных жилых помещений, поступивших за счет собственного строительства, долевого участия в строительстве и приобретения (покупки).
Объем бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета на эти цели за данный период составил свыше 29 000 млн. рублей.
Проведенный анализ показал, что при условии доведения заявленных лимитов бюджетных ассигнований на период 2012-2013 г.г. задача по обеспечению военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями для постоянного проживания в 2013 г. и служебными жилыми помещениями в 2014 г., поставленная Президентом и Правительством Российской Федерации, будет выполнена (рис. 7).
1557
2008 2009 2010 2011
Рис. 7. Динамика объема бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета на собственное строительство, долевое участие в строительстве и приобретение (покупку) служебных жилых помещений (млн. рублей). К 2018 г качество и эффективность деятельности организаций социальной сферы Вооруженных Сил
должно достигнуть уровня, превышающего соответствующие параметры функционирования организаций социальной сферы гражданского сектора, а уровень удовлетворенности военнослужащих доступностью и качеством услуг социальной сферы повыситься до 70% и более.
К 2020 г. должно произойти повышение качества и эффективности деятельности организаций социальной сферы Вооруженных Сил до уровня лучших мировых стандартов, а повышение удовлетворенности военнослужащих доступностью и качеством услуг в военно-социальной сфере достичь уровня 90% и более.
Должны быть разработаны и внедрены в деятельность силовых структур современные механизмы управления военно-социальной сферой, организовано соответствующее обучение персонала службы социальной защиты военнослужащих.
Необходимо создать автоматизированную информационную систему управления социальным развитием в Вооруженных Силах, обеспечить информационное сопровождение реализации Стратегии их социально-экономического развития.
Литература
1. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». // Российская газета от 02.04.1998 № 63-64.
4. Приказ МВД России от 12 февраля 2010 г. № 75 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России».
5. Анализ социально-экономических проблем Вооруженных сил РФ. Сб. М: Воениздат. Военно-социальная работа. Вып. 1. М., 2008.
6. Суглобов А.Е. Социальное развитие села в условиях перехода к рыночным отношениям. диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балашиха, 1999.
7. Суглобов А.Е. Аудит деятельности бюджетных организаций в социальной сфере // Аудиторские ведомости. 2006. № 11. С. 12.
8. Суглобов А.Е. Перспективы социального развития сельских регионов и использование результатов экономического анализа для принятия управленческих решений // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 11. С. 35-39.
9. Суглобов А.Е. Использование аудита в борьбе с коррупцией в социальной сфере // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 15. С. 12-16.
10. Таганов Ю.Н. Обеспечение соблюдения воинской дисциплины военнослужащими, проходящими военную службу по контракту // Военно-юридический журнал, № 1. 2006.
9678
2128
1158
0
19200
5087
3515
0