Научная статья на тему 'Выполнение государственных обязательств в области жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел'

Выполнение государственных обязательств в области жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СЕРТИФИКАТ / ИПОТЕКА / СУБСИДИЯ / УЧАСТНИК / LAW-ENFORCEMENT BODIES / THE CERTIFICATE / THE MORTGAGE / THE GRANT / THE PARTICIPANT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Владимир Викторович

В статье рассматриваются актуальные вопросы жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Государственные обязательства в данной области выполняются и дополняются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Performance of the state obligations in the field of housing maintenance of employees of law-enforcement bodies

In clause pressing questions of housing maintenance of employees of law-enforcement bodies are considered. The state obligations in the given area are carried out and supplemented.

Текст научной работы на тему «Выполнение государственных обязательств в области жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел»

ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Новиков Владимир Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры

Академия управления МВД России

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Государственные обязательства в данной области выполняются и дополняются.

Ключевые слова: Органы внутренних дел, сертификат, ипотека, субсидия, участник

Контакты автора: vvnovikov@list.ru

PERFORMANCE OF THE STATE OBLIGATIONS IN THE FIELD OF HOUSING MAINTENANCE OF EMPLOYEES OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

Novikov Vladimir Viktorovich, сапЬ. Econ. Sci., the senior lecturer of faculty of Academy of management

Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In clause pressing questions of housing maintenance of employees of law-enforcement bodies are considered. The state obligations in the given area are carried out and supplemented.

Key words: Law-enforcement bodies, the certificate, the mortgage, the grant, the participant

В соответствии с поручением Президента РФ от 2 ноября 1997 года № Пр-1777 Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству была разработана Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», которая направлена на реализацию социальных гарантий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (в том числе подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков), а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в ходе проведения военной реформы, и членов их семей. Главной целью Программы являлось скорейшее решение проблемы обеспечения жильем семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Рос-

сийской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, уволенных или увольняемых со службы, путем создания системы государственной поддержки приобретения ими жилых помещений на рынке, в том числе с использованием кредитных механизмов, а также финансирования строительства жилья. Здесь следуют отметить, что нерешенность жилищной проблемы сказывается на кадровой политике.1

Указанной Программой устанавливался основной механизм обеспечения жильем определенной категории граждан и определены основные источники ее финансирования, включая государственные средства, собственные средства граждан и кредитные ресурсы банков.

В период с 1997 года по настоящее время Программа «Государственные жилищные сертификаты» претерпела неоднократные изменения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года № 865, внесшим изменения в Федеральную целевую программу «Жилище», реализуется подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Основной задачей подпрограммы является финансовая поддержка граждан путем предоставления им субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Предоставление субсидий гражданам, имеющим право на получение субсидии и принявшим решение участвовать в подпрограмме, осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Граждане-участники подпрограммы могут реализовать свое право на улучшение жилищных условий с использованием средств субсидии, удостоверяемой сертификатом, только один раз. Расчет размера субсидии производится исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации.

Размер субсидии рассчитывается органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификата, указывается в сертификате и является неизменным в течение всего срока его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи сертификата, указанную в бланке сертификата.

Граждане-участники подпрограммы имеют право приобрести на рынке жилья у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких) жилые помещения, в том числе индивидуальные жилые

1 Новиков С.С. О механизме ипотечного кредитования сотрудников органов внутренних дел // Экономический вестник

МВД России. 2005. № 8. С.26.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

2’ 2009

дома (часть дома), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям и благоустроенные применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, как за счет субсидии, так и с дополнительным привлечением собственных или заемных (кредитных) средств. После приобретения жилья с помощью субсидии граждане-участники подпрограммы исключаются из списков очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.

В случае если владелец сертификата по каким-либо причинам не воспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сохраняет за собой право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме.

В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153(2), в системе МВД России право на получение субсидии с помощью сертификатов имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) военнослужащие внутренних войск МВД России, сотрудники органов внутренних дел, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, подлежащие увольнению со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, а также граждане, уволенные со службы по указанным основаниям и отвечающие перечисленным требованиям. При этом в общую продолжительность службы включается суммарная продолжительность службы по контракту, призыву, в органах внутренних дел, в ГПС МЧС России и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета (т.е. не менее 10 лет на соответствующих должностях). С 1 января 2007 года право на получение сертификатов имеют также граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие в указанных органах на жилищном учете и принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения.

Из числа граждан указанных категорий в первую очередь сертификаты выдаются гражданам, при-

2 О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы: Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 // Российская газета. 2006. 5 апреля.

знанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан, не имеющими жилых помещений для постоянного проживания, являются:

а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Правилами предусмотрено, что формирование списков получателей сертификатов и организация работы по реализации названной подпрограммы осуществляется теми органами исполнительной власти, в которых граждане, имеющие право на получение сертификатов, состоят на учете по улучшению жилищных условий (получении жилых помещений).

МВД России выдачу сертификатов осуществляет вышеуказанным категориям сотрудников, состоящим в подразделениях органов внутренних дел на учете нуждающихся в жилых помещениях, поставленных на учет до 1 марта 2005 года, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Принятие граждан на жилищный учет по месту их работы настоящим Кодексом не предусмотрено.

В целом анализ хода реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, показал эффективность применения механизма предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий, удостоверяемых сертификатами, при реализации прав граждан на приобретение жилья и действенность установленных принципов. Оценка бюджетных назначений МВД России характеризует социальную направленность бюджета Министерства.3

Принцип добровольного участия граждан в подпрограмме позволил им выбирать наиболее подходящий способ решения жилищной проблемы. Принцип целевого адресного предоставления суб-

3 Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение социальной защищенности личного состава в системе МВД России // Экономический вестник МВД России. 2008. № 3. С.7.

сидий на приобретение жилья доказал свою эффективность, поскольку обеспечил:

- реализацию гражданами права выбора местоположения и качественных характеристик жилья на рынке;

- направление средств федерального бюджета непосредственно гражданам-участникам подпрограммы только на цели приобретения жилья;

- отказ от замораживания средств федерального бюджета в объектах незавершенного строительства.4

Несколько слов о возможности применения практики ипотечного кредитования для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»5 участие в накопительно-ипотечной системе предусмотрено только для военнослужащих, которыми в системе МВД России являются военнослужащие внутренних войск. Основой для создания накопительноипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих являются специфика и долгосрочный характер военной службы, а также предусмотренные в федеральном бюджете целевые ассигнования для накопления средств на именных счетах военнослужащих с последующим приобретением ими жилья. В связи с этим МВД России в настоящее время в соответствии с поручением Правительства РФ от 18 августа 2007 года № СИ-П4-4093 совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляется подготовка концепции и проекта технического задания на разработку законопроекта об ипотечном кредитовании сотрудников правоохранительных органов. С этой целью при МВД России созданы экспертная и межведомственная рабочие группы, которыми рассматриваются возможные варианты механизма и формы разрабатываемых документов, определяются цель и задачи программы, методика расчета финансовых средств и уточняются категории участников будущего проекта.

Следует отметить, что принятие данного законопроекта - это долгосрочная перспектива, а резервы в жилищном обеспечении необходимо находить сегодня.

Можно обратить внимание на неудовлетворительную работу жилищно-бытовых комиссий МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации по разъяснению требований действующего законодательства в части регулирования вопросов обеспе-

4 Ващенков С.А. Управление строительным комплексом в системе МВД России: Дис. ... кан. экон. наук. - М.: Академия управления МВД России, 2003. С.113.

О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст.3532.

чения жильем сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск МВД России, а также членов их семей. Не всеми подразделениями выполняются требования приказов МВД России в части ознакомления личного состава со списками очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также списками очередников, желающих получить государственные жилищные сертификаты.

Все это приводит к тому, что сотрудники и граждане вынуждены обращаться в вышестоящие инстанции с целью разъяснения им их законных прав.

Таким образом, в области жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних намечаются серьезные изменения и дополнения, в том числе по развитию накопительно-ипотечной системы. Данные изменения должны иметь комплексный и целенаправленный характер.

Литература:

1) О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст.3532.

2) О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 20022010 годы: Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 // Российская газета. 2006. 5 апреля.

3) Ващенков С.А. Управление строительным комплексом в системе МВД России: Дис. ... кан. экон. наук. - М., 2003.

4) Новиков С.С. О механизме ипотечного кредитования сотрудников органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. 2005. № 8.

5) Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение социальной защищенности личного состава в системе МВД России // Экономический вестник МВД России. 2008. № 3.

Рецензия

Актуальность статьи В.В. Новикова не вызывает сомнения. Обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны выполняться и постоянно дополняться. Для МВД России основной задачей является финансовая поддержка сотрудников путем предоставления им субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Автор правильно акцентирует внимание на развитии накопительно-ипотечной системы для сотрудников органов внутренних дел, которой пока нет, а также указывает на необходимость разъяснительной работы по действующему законодательству в области обеспечения жильем сотрудников.

Вывод: статья В.В. Новикова может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе».

Научный консультант - заместитель начальника Академии управления МВД России доктор экономических наук, профессор А.А. Крылов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.