СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ зАщИщЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Е.В. Киричёк
(заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Тюменского юридического института МВД России, кандидат юридических наук,
доцент; 8 (3452) 59-85-21)
Статья посвящена проблемам социальной и правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел в современной России. В работе рассматривается круг вопросов, связанных с содержанием и проблемами реализации социальных льгот и гарантий для сотрудников органов внутренних дел. Государственная политика в сфере реализации социальных льгот и гарантий для сотрудников органов внутренних дел является важнейшей составляющей политики, проводимой любым социально ориентированным государством. Не случайно во всех развитых странах существует довольно разветвленная система преимуществ для сотрудников силовых структур, организованная в зависимости от бюджетных возможностей.
Ключевые слова: защищенность, обеспечение, реализация, социальные льготы, гарантии, органы внутренних дел.
Современная Россия переживает один из самых сложных периодов своей истории. Продолжающиеся процессы реформирования российского государства и общества обусловили коренные изменения в общественно-политической, социально-экономической, духовно-нравственной и других сферах. Эти изменения сопровождаются нарастанием кризисных тенденций, ростом коррупции и преступности, резким осложнением криминогенной ситуации в стране. Произошло резкое имущественное расслоение и поляризация российского общества, что вызывает социальное напряжение, сопряженное нередко с жестокими преступлениями против личности, рост имущественных и финансовоэкономических преступлений. Развитие России как демократического правового государства связано с реформированием системы ее правоохранительных органов, и прежде всего органов внутренних дел. По их работе можно оценить степень признания государством незыблемости прав человека, а также определить серьезность его обеспокоенности проблемой личной безопасности граждан. Государственная защита личности, ее прав и свобод гарантирована Конституцией Российской Федерации. Сотрудники правоохранительных органов государства ежедневно вступают в противодействие с криминально актив-
ной, агрессивной частью населения. К сожалению, приходится констатировать, что с каждым годом возрастает число погибших и раненых при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел. Это не может не вызывать озабоченность и говорит о необходимости особой защиты государством сотрудников органов внутренних дел.
В составе правоохранительных органов именно органы внутренних дел несут наибольшую нагрузку в борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Вызывает тревогу рост количества противоправных деяний, совершаемых в отношении сотрудников, фактов сопротивления им. В этой ситуации значительно усложняется правоохранительная деятельность органов внутренних дел, возрастают требования к организации службы, к сотрудникам, ведущим борьбу с негативными явлениями. На кадры ложится огромная физическая и моральная нагрузка, личный состав вынужден нести службу в условиях усиленного режима. Задачи, решаемые сотрудниками органов внутренних дел в мирное время, сопряжены с риском для жизни и здоровья. Специфика деятельности сотрудников органов внутренних дел заключается в том, что, обладая широким кругом полномочий в области обеспечения прав и свобод граж-
дан от преступных и иных посягательств, сотрудники этих органов нередко сами остаются незащищенными. Кроме того, служба в органах внутренних дел налагает ряд существенных ограничений на правовой статус сотрудников. Особенно важно отметить, что в условиях рыночной экономики сотрудник органов внутренних дел не имеет права заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью по извлечению доходов, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.
Анализ кадровой ситуации в органах внутренних дел свидетельствует о высокой текучести кадров. Отток наиболее квалифицированных кадров приводит к ощутимому размыванию профессионального кадрового ядра, ухудшению морально-психологического состояния кадров, снижению престижа службы в органах внутренних дел и боеготовности в целом.
Такое положение можно объяснить многими причинами, в частности, недостаточной социальной защитой личного состава, крайне неэффективной практикой реализации социальных гарантий, которая, в свою очередь, обусловлена отсутствием четкого механизма охраны и защиты данной категории граждан и несовершенством законодательства, закрепляющего гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.
О низком уровне социальной защиты свидетельствуют данные анкетирования сотрудников органов внутренних дел, проведенного автором данной статьи. География анкетирования достаточно обширна. В нем приняли участие 930 сотрудников органов внутренних дел Тюменской области (Тюменский юридический институт МВД России и ГУВД по Тюменской области), Орловской области (Орловский юридический институт МВД России и УВД по Орловской области), г. Москвы (Академия управления МВД России), г. Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургский университет МВД России), Иркутской области (ВосточноСибирский институт МВД России), г. Хабаровска (Дальневосточный юридический институт МВД России). Респондентам
было предложено ответить на 35 вопросов. Анкетирование было направлено на выявление проблем в данной области с целью разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере реализации социальных льгот и гарантий для сотрудников органов внутренних дел. Из 930 респондентов 67 % сотрудников оценили реальное состояние своей социальной защиты как неудовлетворительное,
26 % - как удовлетворительное и лишь 7 % респондентов высоко оценили состояние своей социальной защиты.
Вопросу социальной и правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел с каждым годом уделяется все большее внимание как в научной среде, так и в кругах общественности. Однако реальная ситуация свидетельствует о том, что по всем показателям мы пока находимся лишь на начальной стадии решения этой проблемы.
Актуальность рассматриваемой проблемы не вызывает сомнения. Согласно Конституции Российская Федерация является правовым, социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Несомненно, что это определяет необходимость создания надежной и эффективно действующей системы социальной и правовой защиты населения, что отражает одну из базовых функций государства.
Рассматривать данную проблему необходимо в трех аспектах:
1) социальная и правовая защищенность сотрудников органов внутренних дел в период деятельности в органах внутренних дел;
2) социальная и правовая защищенность близких родственников и членов семьи сотрудников органов внутренних дел;
3) социальная и правовая защищенность сотрудников органов внутренних дел в период после увольнения из органов внутренних дел.
1. Социальная и правовая защищенность сотрудников органов внутренних дел строится в соответствии с законодатель-
Юридическая наука и правоохранительная практика ными актами Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами, которыми предусмотрены льготы, компенсации и выплаты для сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, а также иные гарантии, связанные с прохождением службы.
Социальная защита включает в себя систему льгот, материальное обеспечение и обслуживание сотрудников и членов их семей во время службы и при выходе их на пенсию, в случае болезни, утраты трудоспособности и др.
Основными направлениями социальной защиты сотрудников являются: обеспечение денежного довольствия и пенсионного обеспечения; уровень продовольственного и вещественного обеспечения; медицинское обеспечение; адресность предоставления льгот и социальных гарантий; реализация права на образование; обязательное личное государственное страхование.
Система социальной защиты сотрудников органов внутренних дел предполагает существование определенных компенсационных мер за ограничения, связанные с выполнением профессиональных обязанностей, сложность и напряженность службы, риск для жизни и здоровья.
Одной из причин низкой функциональности современной милиции является тот факт, что в рамках реформ, предпринятых ранее, милиция была фактически проигнорирована. Все предпринимавшиеся ранее меры касались милиции незначительно и находились в русле перераспределения функций внутри силового блока.
Реформирование должно быть направлено на создание современных правоохранительных органов, отвечающих требованиям эффективности и ориентированных на социальное партнерство с гражданами, их объединениями. Это подразумевает создание условий для повышения профессионализма личного состава и развития новых навыков. Не случайно то, что первым вынесенным на общественное обсуждение законопроектом стал именно проект закона «О полиции».
В связи с этим, на наш взгляд, по аналогии с законодательством о государственной
и муниципальной службе [1; 2], сотруднику органов внутренних дел не менее одного раза в три года необходимо повышать свою квалификацию с целью пополнения как правовых знаний, так и культурно-образовательного уровня за бюджетные средства, предусмотренные в расходной части МВД России.
Министр внутренних дел Р.Г. Нургалиев особо подчеркнул, что «важным этапом является преодоление правового нигилизма. Пренебрежение нормой закона, готовность заплатить за услуги чиновника, потому что “так делают все”, равнодушие, когда на твоих глазах совершается преступление, - симптомы, не только разрушающие общество, но и дезорганизующие правоохранительную систему. России необходимо победить это опаснейшее явление - тогда коренным образом измениться вся социальная среда и будут решены многие проблемы» [3, с. 3].
Одним из наиболее актуальных направлений современного обеспечения социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел является возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел при исполнении им служебных обязанностей. Эта проблема обусловлена тем, что в последние годы в результате роста преступности сотрудники органов внутренних дел при исполнении служебного долга все чаще получают телесные повреждения, а в некоторых случаях гибнут. В связи с этим остро стоит вопрос о необходимости возмещения вреда, причиненного их здоровью или жизни.
Защита жизни сотрудников органов внутренних дел выступает важным показателем обеспечения степени их защищенности. Более актуально эта проблема воспринимается на фоне обострения криминогенной обстановки, характерной для нашей страны в последние годы, а также роста агрессивности и противодействия со стороны криминальных структур сотрудникам органов внутренних дел.
В последнее время участились факты преступных посягательств на их жизнь и здоровье, оказания им сопротивления, унижения чести и достоинства. Вызвано это в первую очередь недостаточным уровнем подготовки
личного состава к вооруженному столкновению с преступниками, а также устаревшими нормативными стандартами по применению огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы. В большей степени они рассчитаны на идеальные, но не на экстремальные ситуации. В связи с этим в ряде случаев сотрудники органов внутренних дел боятся применять оружие, но при этом сами становятся жертвами вооруженных нападений. Многие сотрудники, особенно участковые уполномоченные милиции, отказываются получать табельное оружие при работе на участке, опасаясь его «неправомерного» применения и неблагоприятных для себя последствий. При этом сравнительный анализ показывает, что в конце 90-х гг в среднем количество убитых полицейских в год составило: в США - 89, в Италии - 16, во Франции
- 7, в ФРГ и Канаде - по 4, в Великобритании и Бельгии - по 1 человеку. В Швеции и Дании за два-три года совершалось, как правило, лишь одно убийство полицейского [4, с. 163].
Важнейшей проблемой социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел является обеспечение их жильем. С огромным сожалением следует констатировать, что право сотрудников органов внутренних дел на обеспечение жильем практически не реализуется. В г. Орле и Орловской области на учете в качестве нуждающихся в получении жилья состоят более 200 сотрудников органов внутренних дел, из них более 50 сотрудников, имеющих безусловное преимущественное право на получение жилья, - это участковые уполномоченные милиции, инвалиды и участники боевых действий в регионах Северного Кавказа, заслуженные работники МВД России. В Орловской области 85 % сотрудников считают свои жилищные условия неудовлетворительными и лишь 15 % опрошенных удовлетворены (и то частично) своими жилищными условиями. В среднем же эта цифра несколько иная: из 930 опрошенных 65 % сотрудников считают свои жилищные условия неудовлетворительными и 35 % - удовлетворительными. Данная ситуация объясняется обстоятельствами не только правового, но, в первую очередь, экономического характера.
Дело в том, что ранее принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников и членов их семей производилось соответствующей комиссией органа исполнительной власти с учетом всех имеющихся в пользовании у сотрудников и членов их семей жилых помещений, в т.ч. принадлежащих им на праве собственности. Вместе с тем 1 марта 2005 г вступил в силу Жилищный кодекс РФ [5], который не дает полномочий органам исполнительной власти по учету нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такие полномочия предоставлены только органам местного самоуправления.
Кроме того, согласно Жилищному кодексу РФ, нуждающейся в улучшении жилищных условий является только одна категория граждан - малоимущие. Причем критерии отнесения граждан к данной категории на законодательном уровне еще не определены.
Учитывая, что Жилищный кодекс предоставляет право на получение жилья только гражданам, состоящим в очереди на улучшение жилищных условий до его вступления в силу, фактически жилищная комиссия органа исполнительной власти не осуществляет постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников, госслужащих и работников, обратившихся после 1 марта 2005 года, за неимением такого права.
Жилищная проблема всегда была острой для населения нашей страны, и особенно значимой стала с переходом к рыночной экономике, способствовавшей появлению новых для России общественных отношений.
Основными правовыми актами, закрепляющими льготы сотрудников органов внутренних дел в жилищной сфере, являются: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (ред. от 22 июля 2010 г.) «О милиции» [6], постановление Верховного Совета РФ «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» [7].
Закон РФ «О милиции» устанавливает, что милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок и положение о предоставлении служебных жилых помещений уста-
Юридическая наука и правоохранительная практика новлены постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 897 (ред. от 1 октября 2004 г) «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации» [8].
В соответствии с данным постановлением под служебным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, предназначенных для проживания сотрудников и работников органов внутренних дел, которые в связи с характером исполнения ими служебных обязанностей должны проживать по месту службы или в непосредственной близости от него.
Служебный жилищный фонд закрепляется на праве оперативного управления за подразделениями органов внутренних дел. Получение служебного жилого помещения не является основанием для исключения сотрудника (военнослужащего) из списков очередников на улучшение жилищных условий. То есть признанная в установленном законом порядке нуждаемость сотрудника в улучшении жилищных условий не прекращается после предоставления ему служебного жилого помещения.
Служебное жилое помещение не подлежит приватизации, бронированию, обмену, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке.
Сотрудник органов внутренних дел, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма, за исключением:
- сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет;
- членов семьи сотрудника, погибшего (умершего) при исполнении служебных
обязанностей, которому было предоставлено служебное жилое помещение;
- иных категорий сотрудников и членов их семей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими их статус и устанавливающими социальные гарантии сотрудников.
Эти категории сотрудников не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
Следует также отметить, что, несмотря на многие проблемы, сегодня сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более: 15 000 рублей - в городах Москве и Санкт-Петербурге; 3 600 рублей - в других городах и районных центрах; 2 700 рублей
- в прочих населенных пунктах. При условии совместного проживания с сотрудником трех и более членов семьи размер денежной компенсации повышается на 50 процентов [9].
Сегодня обеспечение сотрудников жильем - одна из важнейших социальных задач строительного комплекса МВД России, решение которой организуется по пяти основным направлениям [10, с. 13]:
1) обеспечение сотрудников жилыми помещениями по договорам социального найма. В подразделениях органов внутренних дел на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма состоит 88 746 очередников, принятых на учет до 1 марта 2005 года. Среди них 16 036 пенсионеров и 79 семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей.
За последние пять лет было построено 139 жилых домов, более 9 тысяч очередников получили квартиры;
2) обеспечение сотрудников жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, то есть служебным жильем.
Сейчас в пользовании МВД России находится 1 154 служебные квартиры общей площадью 66,5 тысяч квадратных метров;
3) выдача государственных жилищных сертификатов. В рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» МВД России принимает участие в реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
За период действия программы увольняемым со службы сотрудникам и гражданам, уволенным со службы, выдано более
9,5 тысяч сертификатов.
Однако срок реализации подпрограммы ограничен 2010 годом. Кроме того, негативным фактором, влияющим на обеспечение жильем сотрудников и пенсионеров с помощью ГЖС, является недостаточный объем финансирования. Так, заявка министерства в 2007-2008 годах удовлетворена на 18 процентов, а в 2009 году - лишь на 13;
4) использование схемы накопительно-ипотечного кредитования. К сожалению, до настоящего времени не согласован вопрос о наборе гарантий жилищного обеспечения служащих правоохранительной службы в рамках проекта федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации».
МВД России обратилось к Правительству Российской Федерации с инициативой по совершенствованию законодательства в части разработки и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение сотрудников правоохранительных органов жилыми помещениями. В Правительство РФ направлен проект технического задания на разработку федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» и финансово-экономическое обоснование с необходимыми расчетами, предусматрива-
ющие комплексное решение проблемы жилищного обеспечения сотрудников правоохранительных органов. Опыт подобного рода у нашего законодателя имеется. Так, например, в 2004 году принят федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военно-служащих»[11];
5) участие в региональных социальных программах в части обеспечения жилыми помещениями, в том числе на базе ипотечных кредитов сотрудникам органов внутренних дел.
В рамках национального проекта «Доступное комфортное жилье - гражданам России» субъектами Российской Федерации реализуются программы ипотечного кредитования населения, направленные на обеспечение жилыми помещениями лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Проведенный Департаментом тыла мониторинг реализации указанных программ в субъектах Федерации свидетельствует, что льготные условия для участия в них сотрудников органов внутренних дел действуют пока только в десяти регионах России. Среди них - Кемеровская, Липецкая, Магаданская, Нижегородская области, республики Саха (Якутия), Татарстан, Мордовия, Чувашия, Кабардино-Балкария, Ханты-Мансийский автономный округ.
Рассматривая проблему социальной и правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел, важно подчеркнуть, что в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 927 [12], МВД России разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных гражданских служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и ФМС России, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законода-
Юридическая наука и правоохранительная практика тельства Российской Федерации возложено на МВД России.
Медучреждения системы МВД проводят научные исследования по проблеме охраны здоровья личного состава с учетом имеющейся специфики службы в системе правоохранительных органов в современных условиях.
С 2002 года осуществляется выпуск ведомственного научно-практического издания «Медицинский вестник МВД», включенного ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации в перечень ведущих научных журналов и изданий Российской Федерации.
Вопросы оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей достаточно обстоятельно урегулированы Законом РФ «О милиции» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г № 911 [13].
Сегодня сотруднику органа внутренних дел при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудника медицинских учреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Члены семей сотрудников милиции имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.
Члены семей сотрудников милиции (супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с сотрудниками, имеют право на медицинскую помощь в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Фе-
дерации. При амбулаторном лечении лекарства им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.
В целом следует отметить, что по-прежнему сохраняется значительное число сотрудников органов внутренних дел, не удовлетворенных в той или иной степени медицинским обслуживанием. Качеством медицинского обеспечения удовлетворены полностью 17 % респондентов, частично - 31 %, не удовлетворены - 39 % респондентов. Основными причинами, препятствующими получению полноценного лечения, являются недостаток, зачастую высокая стоимость медикаментов, а также отсутствие квалифицированных специалистов в профильных медицинских учреждениях системы МВД России. Низка возможность и отдыха сотрудников органов внутренних дел в санаториях. На вопрос о санаторно-курортном обеспечении сотрудников и членов их семей получены следующие ответы: полностью удовлетворены 20 % респондентов, полностью не удовлетворены - 69 % респондентов. Такой результат объясняется отсутствием возможности у большинства сотрудников в приобретении путевок из-за мизерного из количества. На самом деле, большинство опрошенных (93 %) заявило, что если удается приобрести путевку на лечение и отдых, качество полностью удовлетворяет. Но, к сожалению, обеспечение путевками крайне недостаточное, а компенсация за санаторно-курортное лечение крайне мала, поэтому возможностью полноценного отдыха обладают лишь 16 % опрошенных.
2. Члены семей сотрудников органов внутренних дел испытывают те же морально-психологические перегрузки, что и сами сотрудники. Они часто обладают «закрытой» информацией, «участвуют» в тревогах, подъемах, дежурствах и т.д. Они находятся под давлением понимания, что являются субъектами возможной мести сотруднику органов внутренних дел со стороны криминальных структур за добросовестное исполнение им своих обязанностей. Все это подтверждают результаты проведенного исследования. На
вопрос: «Как близкие родственники относятся к Вашей службе в органах внутренних дел?» - 65 % сотрудников ответили, что положительно, 19,5 % - отрицательно;
15,5 % - безразлично.
В связи с этим государство должно больше внимания уделять семьям сотрудников органов внутренних дел. Здесь можно предложить следующее:
а) членов семьи сотрудника обеспечить минимально необходимой неприкосновенностью, а также ужесточить наказание за посягательства на их жизнь, здоровье и имущество со стороны других лиц;
б) неработающим супругам либо лицам, находящимся на иждивении сотрудника органа внутренних дел, должны выплачиваться дополнительные пособия, а при рождении ребенка - выплачиваться пособие, установленное законодательством, превышающее пособие, выплачиваемое гражданским лицам;
в) детям сотрудников МВД России предоставлять возможность получения образования, в т.ч. профессионального, на бюджетной основе.
Должен проводиться принцип: сотрудник обществу - обеспечение правопорядка с риском для жизни или потерей здоровья, общество сотруднику - социальные гарантии.
3. Очень серьезным этапом в жизни сотрудников органов внутренних дел является увольнение. А увольнение, как известно, происходит в 40-45 лет. И вот здесь получается парадокс. Здоровые, грамотные, опытные, способные люди в расцвете творческих сил оказываются ненужными ни государству, ни обществу, поэтому зачастую бывшие работники ОВД идут либо в охранники, либо в сторожа, а то и на службу в криминальные структуры, используя накопленный опыт.
Так, на вопрос, касающийся пенсионного обеспечения, большинство респондентов (63 %) затруднились ответить, аргументировав тем, что сами не являются пенсионерами. Однако из 37 % ответивших на этот вопрос 13 % полностью удовлетворены, 24 % полностью не удовлетворены.
Нам представляется, что при выслуге сотрудника, составляющей не менее 15-ти
лет, ему кадровой службой Министерства внутренних дел России должно быть сделано предложение по овладению гражданской специальностью путем обучения в вузах, других учебных заведениях либо на специальных курсах. Региональным управлениям внутренних дел совместно со службой занятости населения необходимо иметь собственную «биржу труда» для увольняющихся сотрудников органов внутренних дел с целью их трудоустройства и использования накопленного потенциала сотрудников для развития экономики государства. Это особенно важно в современных условиях, когда происходит массовое сокращение сотрудников органов внутренних дел.
Заботой государства должно стать обеспечение нормальной адаптации сотрудника к условиям жизни после ухода в отставку и его уверенности в завтрашнем дне.
Нам представляется, необходимо создать условия привлекательности службы в органах внутренних дел. Это повысит конкурс и создаст наполняемость служб высококвалифицированными кадрами. Сотрудник будет гордиться своей работой, работать с отдачей изо всех сил и получать моральное удовлетворение.
Подводя общий итог рассмотрению проблемы, следует отметить, что деятельность по организации социальной и правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел должна быть направлена, во-первых, на повышение уровня защищенности жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудников и членов их семей посредством создания организационных и правовых основ системы реализации прав сотрудников органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей, а также возмещения ущерба им и членам их семей в случае гибели сотрудника, получения повреждений и увечий при исполнении служебных обязанностей, а во-вторых, на обеспечение условий труда, отдыха и быта сотрудников органов внутренних дел. В данном случае защищенность сотрудников органов внутренних дел может быть достигнута за счет определения их статуса как государственных служащих: с нормированными условиями труда, усовершенствованной системой оказания медицинских ус-
луг, а также обеспеченной реализацией прав и льгот, предоставленных сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей.
Следует признать, что в ныне действующем законодательстве не существует нормы, раздела в каком-либо законе, а тем более отдельного законодательного акта, в котором бы формулировалось понятие государственной защиты сотрудников органов внутренних дел, комплексно раскрывалось содержание государственной защиты этой категории. Кроме того, в нормативных актах по-разному формулируется обязанность государства по защите сотрудников органов внутренних дел.
Мы вынуждены констатировать, что действующее российское законодательство о социальной и правовой защите личного состава органов внутренних дел бессистемно. Одновременно действуют акты разного уровня: законы и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств по различным вопросам, охватывающим прохождение службы, быт и социальные стороны жизни сотрудников и членов их семей.
К сожалению, до сих пор не принят федеральный закон, который закрепил бы основные направления государственной политики в сфере службы в органах внутренних дел и социальной защиты сотрудников.
Как нам представляется, назрела острая необходимость разработки и утверждения Концепции социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, в которой нашли бы отражение основные направления совершенствования и развития системы социальной защиты сотрудников, ее нормативно-правовое, кадровое, финансовое, научно-методическое, информационное и статистическое обеспечение; были бы решены вопросы совершенствования денежного довольствия, охраны оперативно-служебной деятельности, развития медицинского и санаторно-курортного обслуживания, системы страхования сотрудников, решения жилищной проблемы в органах внутренних дел. Возможно, что многие эти и другие проблемы будут решены после реформирования системы МВД
России и вступления в силу Федерального закона «О полиции».
1. О системе государственной службы в Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ: ред. от 1 дек. 2007 г // Собр. законодательства Рос. Федерации.
2003. № 22. Ст. 2063; 2007. № 49. Ст. 6070.
2. О муниципальной службе: федер. закон от № 25-ФЗ: ред. от 17 июля 2009 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации.
2007. № 10. Ст. 1152; 2009. № 29. Ст. 3597.
3. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев - об обсуждении законопроекта // Милиция. 2010. сент. С. 3.
4. Губанов А.В. Полиция зарубежных
стран: организационно-правовые осно-
вы, стратегия и тактика деятельности. М., 1999.
5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 188-ФЗ: ред. от 27 июля 2010 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст. 14; 2010. № 31. Ст. 4206.
6. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР 1991. № 16. Ст. 503; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 30. Ст. 3988.
7. Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: постановление Верховного Совета РФ от 23 дек.1992 г. № 4202-1: ред. от 22 июля 2010 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 70; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 30. Ст. 3990.
8. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 51. Ст. 5087; 2004. № 41. Ст. 4044.
9. О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации: постановление Правительства РФ от
27 дек. 2004 г. № 852: ред. от 3 сент. 2008 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации.
2004. № 52 (Ч. 2). Ст. 5516; 2008. № 31. Ст. 4125.
10. Гололобов А. Жилищные перспективы // Милиция. 2009. №. 11. С. 13.
11. О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: федер. закон от 20 авг. 2004 г.: ред. от 25 нояб. 2009 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 34. Ст. 3532;
2009. № 48. Ст. 5731.
12. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927: ред. 14 мая 2010 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 30. Ст. 3149;
2010. № 20. Ст. 2435.
13. О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат
некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей (вместе с Правилами оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции): постановление Правительства РФ от 31 дек. 2004 г. № 911: ред. от 26 апреля 2008 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 2. Ст. 166;
2008. № 18. Ст. 2050.