ляного полотна, что, в свою очередь, помогает более достоверно оценивать надежность объекта.
На наш взгляд, методология работы [4] представляет собой элемент более общего подхода, состоящего в применении физико-химических методов к описанию характеристик грунта как подсистемы сложных техническихструктур.
Необходимо отметить, что в последние годы при исследовании грунтов все большее внимание уделяется химическим и физикохимическим методам[1]. Последовательное рассмотрение грунта как многофазной системы, а также элементов структуры и текстуры грунта создает основу для формирования новых подходов к исследованию физико-механических свойств грунта.
В [1] автор указывает на важную роль воды в методологии исследования грунта. Необходимо отметить, что выделяется несколько состояний воды в грунте в зависимости от удаления от поверхности минеральной частицы.
Такой уровень рассмотрения грунта требует адекватного описания таких его параметров, как химический и фазовый состав твердой фазы, растворимость компонентов твердой фазы в воде, химический состав жидкой фазы и др. Далее могут быть поставлены и такие вопросы, как моделирование физико-механических парамет-ровгрунтана основе егохимического и физико-химического исследования.
В результате может быть создана научная основа для изучения надежности грунтовых оснований как элементов иерархии сложных систем.
Литературы:
1. Алексеев С.И. Механика грунтов. Краткий конспект лекций: учебное пособие для студентов строительных специальностей. Санкт-Петербург: ПГУПС, 2007.
2. Ашпиз Е.С. Мониторинг эксплуатируемого земляного полотна: Теоретические основы и практические решения: диссертация ... доктора технических наук: 05.22.06. Москва, 2002. 396 с.: ил.
3. Гайдес М.А. Общая теория систем (системы и системный анализ). М.: «Глобус-Пресс», 2005.
4. Гнездилова С.А. Учёт изменений состояния грунтов при проектировании дорожных одежд (на примере Белгородской области): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. М., 2010.
5. Гольдштейн М.Н. Структурно-геологические факторы устойчивости откосов. Днепропетровск: ДИИТ, 1998.
6. ГОСТ 27.301-95. Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения. Минск, 1996.
7. Острейковский В.А. Теория надежности. М.: Высшая школа, 2003.
8. Пособие по проектированию земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий (к СНиП 2.05.07-85). М.: Стройиздат, 1988.
9. Сабитова Т.А. Анализ надежности и устойчивости откосов грунтовых насыпей автотранспортных сооружений: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Волгоград, 2007.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Алексеев А.А., к.э.н.
Обеспечение внутренней безопасности государства прямо связаны с боеспособностью и боеготовностью внутренних войск МВД России, основой которых является их кадровый состав, качество которого напрямую зависит от эффективности системы комплектования личным составом, и соответственно от социально-экономического обеспечения военнослужащих, в том числе решения жилищных проблем.
Ключевые слова: жилищное обеспечение военнослужащих, жилые помещения, государственные жилищные сертификаты, накопительно-ипотечная система.
CONTEMPORARY ISSUES CONCERNING HOUSING PROVISION FOR SERVICEMEN OF THE INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Alekseev A., Candidate of economic sciences
Provision of the state internal security is directly connected with combat effectiveness and alert status of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, whose foundation is formed by its regular personnel, the quality of which directly depends on efficiency of recruitment system and subsequently on social and economic security of servicemen, including solution of the housing provision issue.
Keywords: housing provision for servicemen, accommodation, state housing certificates, savings and mortgage system.
В настоящее время сохраняются реальные и потенциальные ких исследований, следует констатировать, что при обеспечении
угрозы национальной безопасности Российской Федерации в сфе- благоприятных социально-экономических условий прохождения
ре государственной и общественной безопасности. военной службы по контракту во внутренних войсках МВД России
Прогноз развития внутриполитической обстановки позволяет для большинства военнообязанных граждан России она может стать
утверждать, что существенное влияние на состояние националь- привлекательным и престижным видом государственной службы.
ной безопасности Российской Федерации в настоящее время и в Одним из важнейших социально-экономических условий при этом
долгосрочной перспективе будут оказывать именно внутренние выступает возможность получения жилья.
угрозы. Это обстоятельство диктует необходимость иметь в соста- Основными формами обеспечения военнослужащих внутрен-
ве военной организации Российской Федерации боеготовые, мо- них войск МВД РФ по контракту жилыми помещениями в настоя-
бильные внутренние войска МВД России, способные в пределах щее время являются:
своей компетенции гарантированно обеспечить внутреннюю безо- - предоставление постоянного жилья по договору социально-
пасность Российской Федерации. го найма (в собственность);
Возможности реагирования на угрозы национальной безопас- - предоставление единовременной денежной выплаты на при-
ности государства прямо связаны с боеспособностью и боеготов- обретение или строительство жилого помещения (выдача военнос-
ностью внутренних войск МВД России, основой которых является лужащим государственных жилищных сертификатов); их кадровый состав, качество которого напрямую зависит от эф- - участие военнослужащих в ипотечно-накопительной систе-
фективности системы комплектования личным составом, и соот- ме.
ветственно от социально-экономического обеспечения военнослу- Рассмотрим основные формы обеспечения военнослужащих
жащих. внутренних войск жилыми помещениями.
Исходя из результатов, проведенных в войсках социологичес- Предоставление постоянного жилья по договору социального
найма (в собственность). Данная форма обеспечения жильем распространяется только на военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, а на военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и заключившими контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года - по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более (при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более) [6].
Основной проблемой реализации данной формы обеспечения военнослужащих внутренних войск жилыми помещениями в настоящее время является несоответствие средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации (на 1 квартал 2012 года по городу Москве - 81400 рублей [2]) и его стоимости на рынке недвижимости. В связи с этим, внутренние войска не в состоянии закупать жилые помещения на рынке недвижимости, для дальнейшего их предоставления военнослужащим.
Следующей формой обеспечения военнослужащих внутренних войск жильем являлась Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты». Именно она с 1998 г. и до начала 2007 г. являлась основной формой, посредством которой государство пыталось выполнить свои обязательства перед военнослужащими по обеспечению жильем. Заложенные в данной программе механизм предоставления субсидий и порядок определения размера субсидии удостоверяемых сертификатами, для приобретения жилых помещений, на практике не доказали своей эффективности. В связи с чем, военнослужащими внутренних войск в течение 2011 года было получено и реализовано всего 209 государственных жилищных сертификата [3].
В настоящее время после внесения изменений в федеральный закон «О статусе военнослужащих» государственные жилищные сертификаты заменены единовременной денежной выплатой на приобретение или строительство жилого помещения. Фактически, по мнению автора, эту единовременную выплату можно рассматривать как улучшенный и усовершенствованный аналог государственного жилищного сертификата. Обусловлено это тем, что размер этой единовременной денежной выплаты сейчас определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определяемого Правительством Российской Федерации, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации, что, в свою очередь, приблизило размер единовременной денежной выплаты к рыночным ценам на жилье и сделало возможным покупку жилья с помощью одной только этой денежной выплаты, без какой-либо доплаты.
Принципиально новый подход к решению жилищных проблем военнослужащих предусматривает вступивший в силу с 1 января 2005 года Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Данный правовой акт предполагает формирование современной модели жилищного обеспечения военнослужащих. В нем предусматривается переход от накопления обязательств по предоставлению жилья к накоплению реальных финансовых средств для жилищного обеспечения военнослужащих [5].
Данным законом установлено, что с 1 января 2005 года участниками накопительно-ипотечной системы стали: выпускники военных вузов; офицеры, призванные на военную службу из запаса и заключившие первые контракты; прапорщики, заключившие контракты после 1 января 2002 года, продолжительность военной службы которых достигла трех лет. При этом военнослужащие, заключившие первые контракты до 1 января 2005 года, могут вступать в накопительно-ипотечную систему в добровольном порядке. Кроме того, ее участниками в добровольном порядке становятся военнослужащие рядового и сержантского состава, заключившие вторые контракты о прохождении военной службы после 1 января 2005 года.
В настоящее время во внутренних войсках проводится работа по включению военнослужащих в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения (к началу 2011 года включено 17 тысяч военнослужащих внутренних войск [4]), часть из них с начала действия программы изъявили желание реализо-
вать свое право на приобретение жилых помещений за счет целевого жилищного займа и приобрели жилье.
За последние годы в сфере обеспечения военнослужащих внутренних войск жилыми помещениями была проделана значительная работа.
Необходимо отметить, что новостройки для внутренних войск МВД России были введены в эксплуатацию во всех федеральных округах России: в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Сыктывкаре, Ростове-на-Дону, Калаче-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Южно-Сахалинске и в других городах. Всего внутренние войска, например в 2010 году, получили более 6 тысяч квартир [4].
Вместе с тем, у части военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы в период с 1 января 1998 года по 1 января 2005 года, уже наступило право на обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания. Количество таких военнослужащих будет расти вплоть до 2024 года и на все время прохождения военной службы данная категория военнослужащих внутренних войск должны быть обеспечена служебными жилыми помещениями.
Военнослужащим, а также проживающим совместно с ними членам семей, не позднее трех месяцев со дня прибытия на новое место службы предоставляются служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем, практика показывает, что во многих случаях служебные жилые помещения военнослужащим не предоставляется в связи с отсутствием у воинских частей необходимого фонда служебного жилья.
Следующей проблемой в сфере обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России служебными жилыми помещениями, по мнению автора, является то, что с 2005 года при отсутствии возможности предоставить военнослужащим жилые помещения в населенных пунктах, где они проходят службу, соответствующее жилье предоставляется в других близлежащих населенных пунктах. Вместе с тем, до настоящего времени не разработан механизм принятия решений о месте расположении близлежащего населенного пункта, на каком удалении он должен находиться от пункта постоянной дислокации воинской части, в которой военнослужащий проходит службу. Что касается понятия «близлежащий населенный пункт», то здесь пока существует также полная правовая неопределенность. Следовательно, возможность поддержания необходимого уровня боевой готовности соединений и частей внутренних войск, дислоцированных в крупных городах, можно поставить под сомнение.
При невозможности обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.
С 1 января 2005 года денежная компенсация выплачивалась в размере договора найма (поднайма) жилья, но не более:
- в городах Москве и Санкт-Петербурге - 1 500 руб.;
- в других городах и районных центрах - 1 200 руб.;
- в прочих населенных пунктах - 900 руб.
В сентябре 2008 Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 653 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 852 и от 31 декабря 2004 г. № 909», данным постановлением установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем:
- в городах Москве и Санкт-Петербурге - 15000 руб.;
- в других городах и районных центрах - 3600 руб.;
- в прочих населенных пунктах - 2700 руб [5].
Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50% при условии совместного проживания с военнослужащим трех и более членов его семьи.
Исходя из сопоставления сумм компенсаций выплачиваемых военнослужащим и цен, сложившихся на рынке аренды жилья в России, можно сделать вывод, что реальные затраты военнослужащих несопоставимы с компенсируемыми средствами. Так, например, поднаем двухкомнатной квартиры в Москве обходится в 30-50
тыс. руб., Подмосковье - 15-30 тыс. руб., в Нижнем Новгороде -10-15 тыс. руб., в Чебоксарах - 8-10 тыс. рублей в месяц [7].
Таким образом, в настоящее время основными задачами в обеспечении военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями являются:
обеспечение постоянными жилыми помещениями военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;
формирование жилого фонда для обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России служебными жилыми помещениями.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2008 г. № 653 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 852 и от 31 декабря 2004 г. № 909». Собрание законодательства РФ, 08.09.2008, № 36, ст. 4125.
2. Приказ Минрегиона России от 9 декабря 2011 г. № 562 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года» // Рос. газ. 2012. 13 янв.
3. Любченко Н. Залог победы // Красная звезда. 2012. 30 июля.
4. Рогожкин Н.Е. Адекватно противостоять внутренним угрозам / Наша власть: дела и лица. № 01-02 (112) 2011. С. 8
5. Федеральный закон № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» // Сборник законодательства РФ. 2004. № 34. Ст.3532.
6. Федеральный закон РФ от 6 февраля 1997 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ, № 22. ст. 2331.
7. Аренда квартир.//Из рук в руки. http://freerealty.ru- Приводится по состоянию на 1.11.2012.
ИНДИКАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РОССИИ
Никитская Е.Ф., к.э.н., профессор АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», докторант кафедры общего менеджмента и предпринимательства Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
В статье рассмотрены особенности индикативного управления инновационным потенциалом России в условиях инновационной стагнации. Обоснована возможность сочетания рейтингования и бенчмаркинга в целях развития инновационного потенциала на региональном уровне.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, индикаторы инновационного развития, инновационные барьеры, рейтингование, бенчмаркинг.
INDICATIVE MANAGEMENT INNOVATION IN RUSSIA
Nikitskaya E., candidate of economic sciences, Professor ANOO VPO «Odintsovskiy Gumanitarniy Institut», A person working for doctor’s degree of the General Management and Entrepreneurship Department of the Moscow State University of Economics, Statistics, and
Informatics (MESI)
Features of the indicative management in innovative capacity of Russia in the conditions of innovative stagnation are considered in the article. Justified the opportunity of a combination of rating and benchmarking in order to develop the innovative capacity at the regional level.
Keywords: innovation, innovation capacity, indicators of innovation development, innovation barriers, rating, benchmarking.
1. Современный подход к индикативной системе управления.
Индикативное управление в современных условиях становится основным методом и главной формой достижения стратегических и тактических целей на всех уровнях экономики. В этой связи Анисимов А.Н. и др., в частности, отмечают: «Основным объектом регулировочных воздействий в процессе управления ее (экономикой - прим. авт.) функционированием являются рынки и параметры, характеризующие производство и потребление ВВП, а не непосредственно хозяйствующие субъекты» [3, с.20]. Таким образом, превращение экономических параметров и индикаторов в объект управления рассматривается как признак «рыночности» экономики.
Индикативное управление тесно связано с концепцией планомерности развития национальной экономики. Как указывает Анд-рюшкевич О.А., после второй мировой войны данная концепция стала использоваться практически во всех государствах независимо от их политико-экономической ориентации [2]. Всеобщий характер индикативного управления и планирования проявляется в том, что широко используется вплоть до настоящего времени как в развитых, так и в развивающихся странах.
Однозначного варианта понимания сущности индикативного управления не выработано, поэтому его следует рассматривать как концептуальный подход к управлению экономическими системами и процессами. В самых общих чертах содержательная часть индикативного управления состоит в выстраивании управленческих воздействий, которые меняют результаты экономической деятельности в соответствии с заранее заданными параметрами, положительная динамика которых означает повышение эффективности хозяйственных процессов. Как справедливо отмечается в [2], использование системы индикативного планирования в общем смысле решается по принципу: рынок - насколько возможно, план - насколько необходимо.
Индикативное управление обладает свойствами субъективности и объективности одновременно. Субъективность возникает на этапе постановки целей и при выборе системы показателей, поскольку результаты этой процедуры полностью зависят от видения путей развития объекта управления со стороны субъектов управления, а также от их организационно-управленческой, технологической, правовой, финансово-экономической компетентности. Управленческие решения и процедуры приобретают черты объективности только в рамках научно обоснованной системы индикативного управления, ориентированной на фиксированные параметры, имеющие определенные пороговые значения. Для формирования индикаторов, наиболее точно отвечающих целям управления, очевидна необходимость создания экспертной системы, объединяющей профессионалов, обладающих глубокими знаниями и опытом по соответствующим проблемам.
Применение принципов индикативного управления к инновационным процессам в российской экономике сопряжено со сложностями, связанными, прежде всего, с формированием адекватной системы показателей. Необходимо учитывать тот факт, что имеет смысл управлять только теми процессами, которые в принципе могут трансформироваться в результате управленческих воздействий. А возможно ли, например, реализовать инновационные реформы, если для этого не созданы необходимые общеэкономические условия? Ответом на этот вопрос является позиция, сформулированная в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия), в которой указано: «Общий экономический рост и темпы инновационного развития ... будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики . С дру-