ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Экономическая политика
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОИ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: ФАКТЫ И ПРОГНОЗЫ
Владимир Александрович ТЁТУШКИН
кандидат технических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 03.08.2016 Принята в доработанном виде 07.10.2016 Одобрена 24.10.2016
УДК 338.12
JEL: Н53, Н55, 132, 138, М31
Ключевые слова: кризис, социальный анализ, экономика, пожилое население
Аннотация
Тема. Анализ социально-экономической активности пожилого населения. Цели. Объединение разрозненных фрагментов с данными, содержащимися в открытых источниках для получения объема информации, позволяющей лучше понять процессы социально-экономической активности пожилого населения в условиях кризиса в РФ и спрогнозировать дальнейшее развитие и возможные последствия для населения в сфере экономики.
Методология. С помощью статистических методов проанализированы аспекты влияния кризиса на социально-экономическую активность пожилого населения.
Результаты. Представлены аналитические и статистические данные, отражающие показатели социально-экономической активности пожилого населения в РФ, а также выявлены возможные тенденции.
Область применения. Научные исследования для студентов и преподавателей, а также в качестве рекомендаций для предприятий и организаций в сфере защиты интересов пожилого населения.
Выводы. В условиях старения населения и прогнозируемого роста численности лиц старше трудоспособного возраста, их удельного веса в населении страны, увеличения демографической нагрузки и гендерных диспропорций сохранение сложившихся подходов и стереотипов по отношению к пожилому населению сопряжено с серьезными политическими, финансовыми и социальными рисками. Потенциальные риски могут возрастать в связи с существующими проблемами и барьерами развития пожилых людей, в том числе, как показал проведенный анализ, связанные с состоянием их здоровья, уровнями и условиями обеспечения доходов, условиями получения образования и его использования, а также возможностями реализации социальной активности
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Введение
Социальные трансформации последних 20 лет в России привели к заметным изменениям социальной структуры общества, росту социального неравенства. Хотя первоосновой этого неравенства оставались отношения типа «власть - собственность», отношения между поколениями, неравенство разных возрастных групп в пространстве новых социально-экономических возможностей и перспектив также давно обратили на себя внимание. Однако это внимание в основном СМИ, которые предлагают, естественно, политизированный и популистский «угол зрения» на социальные проблемы разных поколений. Средства массовой информации способствовали оформлению социально-возрастной группы (класса) пожилых, идентифицируя их как «самое обездоленное поколение». На что сегодня может рассчитывать пожилое население России, каковы изменения в этой сфере социальной политики? Этим вопросам посвящена статья А.И. Григорьевой [1]. В работах М.И. Маллаевой
[2] и О.Л. Березняк [3] рассматриваются проблемы социального обеспечения пожилого населения в РФ, адаптивный потенциал такой специфической группы российского общества, как пожилые люди, пенсионеры. Ресурсный потенциал пожилого населения РФ представлен в статье [4]. Научно-теоретические подходы к геронтосоциальной работе, перспективные направления ее развития в российском социуме (социокультурная модель, ресурсообоснованная геронтосоциальная работа, двухуровневая подготовка специалистов по геронтологии, геронтообразование) обсуждаются в исследовании Р.И. Даниловой и Е.Ю. Голубевой [5]. В рамках статьи [6] рассмотрены основные положения государственной политики РФ в отношении пожилых людей. Варианты изменений, стратегических преобразований пенсионной системы и социальных институтов общества в глобальном аспекте проблемы старения населения раскрываются в работе [7]. В статье И.И. Елисеевой [8] рассматривается процесс старения населения России и его социальные
последствия. Вопросы регулирования взаимоотношений общества и государства с новой социально-демографической группой инициировали разработку функционального проекта социальной политики в отношении пожилого населения. Важным условием проектирования социальной политики в отношении пожилых является наличие организационной структуры в виде особых органов и учреждений [9].
Результаты исследования региональных макроэкономических факторов, которые определяют уровень экономической активности населения России в возрастных группах 50 - 59 лет и 60 - 72 года обобщены Т.В. Коссовой в работе [10]. В работе [11] выявлены социально-экономические проблемы здоровья населения пожилого и старческого возраста. В статье [12] рассматриваются негативные геронтостереотипы, существующие в общественном сознании, и их влияние на социальную активность пожилых людей. Вопросы профилактики одиночества пожилых людей через досуг в учреждениях социального обслуживания населения рассмотрены Н.С. Сажиной в статье [13]. В работе Е.Ю. Голубевой [14] обсуждаются факторы, влияющие на удовлетворенность качеством жизни (КЖ) у лиц пожилого и старческого возраста. Портрет пожилого населения России приведен М.А. Варламовой и О.В. Синявской в исследовании [15]. В статье [16] анализируются тенденции в сфере занятости пожилых граждан в развитых странах после начала мирового финансового кризиса. Комплекс социально-демографических проблем, связанных с постарением населения современной России, проанализирован Н.А. Старцевой в работе [17]. В статье [18] рассмотрены факторы и условия, влияющие на продолжение трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста населением старших возрастных групп. Исследование Э.И. Никоновой [19] основано на социологическом анализе мнения населения трудоспособного возраста о месте и роли пожилых людей в обществе.
Социально-экономический анализ демографического положения пожилого населения
Государственная политика РФ в отношении пожилого населения формируется с учетом нормы Конституции РФ, определяющей, что в РФ обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты, а также положений ряда документов, принятых в рамках Организации Объединенных Наций:
1) Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей (1991);
2) Декларация по проблемам старения Генеральной Ассамблеи ООН (1992);
3) Мадридский международный план действий по проблемам старения (2002) (далее -Мадридский план).
Реализация норм Конституции РФ, а также положений документов ООН в отношении пожилого населения осуществляется в рамках ряда стратегических и программных документов Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ.
В настоящее время в нормативных правовых актах РФ используются различные термины в отношении пожилого населения:
— в Конституции РФ - «пожилые граждане»;
— распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») - «пожилое население / граждане старших возрастов / граждане пожилого возраста»;
— Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351) -«население старших возрастных групп / пожилые люди»;
— Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р) - «граждане старшего возраста»;
— Федеральной целевой программе «Старшее поколение» (1997-2004 годы) и Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р) - «граждане (люди) старшего поколения»;
— Государственной программе РФ «Социальная поддержка граждан» - «граждане пожилого возраста».
Росстат использует термины «граждане пожилого возраста / население (лица) старше трудоспособного возраста». Подобные терминологические различия носят главным образом лингвистический характер, поскольку общим признаком для данной группы населения является возрастной ценз: в РФ -возраст мужчин 60 лет и более, женщин - 55 лет и более1. Данные Росстата (табл. 1) свидетельствуют об устойчивом росте численности пожилого населения (население в возрасте старше трудоспособного) в РФ в 2006-2015 гг., опережающем темп роста всего населения страны: если общая численность жителей России за этот период увеличилась на 2%, то пожилого населения -на 20%.
Как результат, в возрастной структуре населения страны устойчиво повышается удельный вес лиц старше трудоспособного возраста. Одновременно с этим растет демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста: если в 2006 г. на 1 000 чел. трудоспособного возраста приходилось 326,2 чел. старше трудоспособного возраста, то в 2015 г. - 411,7 чел. Рост численности пожилых людей является следствием снижения смертности и увеличения продолжительности жизни лиц, относящихся к данной возрастной группе. Однако при этом смертность мужчин старше трудоспособного возраста практически по всем возрастным группам значительно превышала аналогичный показатель для женщин. В динамике этот разрыв не только не сокращается, но, наоборот, возрастает. В результате усиливаются гендерные диспропорции в структуре пожилого населения: на начало 2015 г. на 1 000 мужчин в возрасте 60 лет и старше приходилось 1 854 женщины. Помимо снижения смертности, динамика численности пожилого населения формировалась под влиянием увеличения продолжительности жизни - тенденции, характерной не только для РФ, но и для мира в целом (табл. 2).
При этом заметно сохранение отставания уровня ожидаемой продолжительности жизни лиц, достигших 60 лет, в РФ от экономически развитых стран, что является результатом действия комплекса экономических, социальных и экологических факторов. Это следует учитывать при принятии решений о повышении пенсионного возраста в стране. Согласно прогнозу Росстата, в перспективе до 2031 г. в России продолжится рост численности лиц старше трудоспособного
1 Трубин В., Николаева Н., Палеева М, Гавдифаттова С. Пожилое население России: проблемы и перспективы // Социальный бюллетень № 5. Март 2016. М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2016. 44 с.
возраста, повышение их удельного веса в структуре населения страны, увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население (табл. 3). Сохранятся и гендерные диспропорции.
Тенденции старения населения сопряжены с рядом рисков. Например, к числу таких рисков относятся:
— риски увеличения расходов бюджетной системы на финансирование социальных обязательств, включая обязательства в области пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования, социального обслуживания пожилых людей;
— риски изменения параметров занятости и безработицы, а также характеристик рабочей силы, занятой в экономике;
— риски изменения потребительского спроса и его структуры под влиянием старения населения;
— риски, связанные с недостаточно полным и точным учетом проблем пожилого населения и их отражением в стратегических и программных документах РФ.
В связи с этим проанализируем основные проблемы, соответствующие приоритетным направлениям действий в отношении пожилых людей, определенным Мадридским планом:
— обеспечение здравоохранения и благосостояния в пожилом возрасте;
— участие пожилых людей в развитии;
— обеспечение благоприятных и позитивных
~ ~ 2 условий для людей всех возрастных групп .
Социально-экономический анализ обеспечения здравоохранения и благосостояния в пожилом возрасте в РФ
Важнейшими характеристиками состояния пожилого населения являются показатели средней продолжительности жизни и смертности. Динамика этих показателей в России носит позитивный характер и может сохраниться в перспективе при условии сохранения сложившейся траектории факторов их формирования, в том числе уровней и качества жизни, социального обслуживания и медицинской помощи,
2 Трубин В., Николаева Н., Палеева М, Гавдифаттова С. Пожилое население России: проблемы и перспективы // Социальный бюллетень № 5. Март 2016. М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2016. 44 с.
предоставляемой данной группе населения. Поэтому при реализации государственной политики и практических мероприятий, направленных на улучшение положения пожилых людей, следует учитывать наличие ряда проблем, связанных с их здоровьем.
Во-первых, повышенный уровень общей заболеваемости пожилых людей. В 2013 г. он составлял 208 228,9 чел. на 100 тыс. чел. населения, что в 1,3 раза превышает аналогичный показатель по населению страны в целом (161 061,8 чел. на 100 тыс. чел. населения).
Во-вторых, наличие у пожилых людей хронических заболеваний, порождающих потребность в медицинской помощи. Судя по данным комплексного наблюдения условий жизни населения, проводимого Росстатом (КОУЖ), каждый второй респондент в возрасте старше трудоспособного указал на наличие хронического заболевания (2011 г. - 58,6%, 2014 г. - 55,3%). По этой причине 2/3 пожилых людей, имеющих хронические заболевания, находятся под диспансерным наблюдением.
Потребность в медицинской помощи в 2014 г. отмечалась у 43,8% лиц в возрасте старше трудоспособного, что в 1,6 раза выше аналогичного показателя у всех респондентов в возрасте 15 лет и старше.
В третьих, наличие у пожилых людей проблем, связанных с возможностями прохождения назначенного курса лечения (обследования) в медицинских учреждениях. Согласно данным КОУЖ, причинами того, что в 2014 г. лица старше трудоспособного возраста не прошли назначенный курс лечения (обследования) в специализированных медицинских учреждениях, являются:
— ожидание очереди - 35,6%;
— предлагаемое платное лечение, на которое нет средств - 28,9%;
— отсутствие средств на покупку лекарств, медикаментов; другие причины - 27,1%;
— не определение места для продолжения лечения - 8,3%.
В-четвертых, наличие у пожилых людей проблем, сдерживающих их обращение за медицинской помощью в медицинские учреждения. Из данных КОУЖ следует, что 41,3% лиц старше трудоспособного возраста не обращались в 2014 г.
в медицинские учреждения даже при наличии потребности в медицинской помощи (табл. 4).
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время существует ряд барьеров, негативно влияющих на состояние здоровья пожилых людей, требующих устранения в рамках развития системы здравоохранения в России. Часть этих барьеров, связанных с финансированием здравоохранения, представляется возможным устранить за счет развития системы добровольного медицинского страхования, а также путем модификации подходов к формированию параметров базовой программы обязательного медицинского страхования. Последнее предполагает введение повышенных для пожилого населения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативов финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.
Кроме того, целесообразна корректировка перечня критериев качества медицинской помощи, входящих в состав программы государственных гарантий бесплатного оказания помощи гражданам путем их дифференциации по трем основным возрастным группам населения. Важным условием достижения, сохранения и повышения независимости, самостоятельности и социальной активности пожилых людей является наличие у них доходов, обеспечивающих возможность удовлетворения жизненных потребностей и развития. В настоящее время доходы пожилого населения в России формируются за счет различных источников, главным из которых являются пенсии. Доля пенсий в денежных доходах домохозяйств, состоящих из пенсионеров, превышает 50% (табл. 5).
Значимость пенсий в доходах пожилого населения предопределяется состоянием пенсионной системы в РФ, для которой характерен рост в 2005-2014 гг. числа получателей, увеличение среднего размера назначенных пенсий, достаточно устойчивый рост коэффициента замещения размера пенсии утраченного заработка, превышение среднего размера назначенных пенсий относительно величины прожиточного минимума пенсионера, рост покупательной способности (табл. 6).
Динамика среднего размера пенсий в 2005-2014 гг. в целом совпадала с изменениями индекса
потребительских цен - показателя, используемого Росстатом для характеристики инфляции, на который оказывает в известной мере влияние макроэкономическая ситуация в стране. Ощущение на протяжении современной истории России зависимости уровня собственных доходов от бюджетных возможностей государства и стремление сократить ее явилось фактором, стимулирующим пожилое население к поиску альтернативных, отличных от пенсий, источников доходов.
Поэтому все более значимым становятся доходы от трудовой деятельности, удельный вес которых в доходах пенсионеров достиг в 2014 г., согласно данным Росстата, 34,8% - благодаря росту числа работающих пенсионеров в России, темпы которого превысили увеличение общей численности пенсионеров. Так, если общая численность пенсионеров увеличилась с 38 313 тыс. чел. в 2005 г. до 41 456 тыс. чел. В 2015 г. (рост 108,2%), то численность работающих пенсионеров - с 5 370 до 8 592 тыс. чел. (рост - 160%)3.
Удельный вес работающих пенсионеров в РФ устойчиво возрастает (рис. 1).
Из результатов выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения, проведенного Росстатом в 2013 г., следует, что экономические мотивы доминируют в числе причин, побуждающих работающих пенсионеров к трудовой деятельности:
— недостаток денежных средств на текущее потребление - 74%;
— возможность общения с людьми - 26,9%;
— желание сделать сбережения на будущее -24,6%;
— стремление к финансовой самостоятельности (независимости) - 23%;
— интерес к работе - 22,1%;
— привычка - 19,9%;
— некому передать дело - 0,8%;
— другое - 2%.
3 Трубин В., Николаева Н., Палеева М., Гавдифаттова С. Пожилое население России: проблемы и перспективы // Социальный бюллетень № 5. Март 2016. М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2016. 44 с.
Вместе с тем видна значимость социальной мотивации трудовой деятельности пожилых людей, их стремление к активной жизни после наступления пенсионного возраста. Поддержка и развитие социальной мотивации трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста представляется важной с учетом старения населения страны в интересах как самих лиц старшего возраста, так и общества в целом. В связи с этим следует взвешенно и осторожно относиться к решениям, связанным с вопросами пенсионного обеспечения работающих пенсионеров, в том числе и потому, что пожилое население становится все более важным элементом рынка труда в РФ. В динамике, согласно материалам выборочного обследования населения по проблемам занятости Росстата, наблюдается устойчивый рост уровня экономической активности пожилого населения - с 24,7% в 2005 г. до 30,3% в 2014 г. Возрастала в рассматриваемом периоде также занятость пожилого населения. По информации Росстата, уровень занятости населения в возрасте старше трудоспособного увеличился с 23,9% в 2005 г. до 29,4% в 2014 г. Данная тенденция характерна не только для России, но также для стран Европейского союза и государств - членов ОЭСР (табл. 7).
При этом в сопоставимых возрастах уровень занятости пожилых в России ниже, чем в странах ЕС и ОЭСР. Так, в группе 60-64 лет он составлял в РФ, согласно данным Росстата, в 2013 г. 30%, в группе 65-72 лет - 11%. При прочих равных условиях подобные различия позволяют сделать вывод о возможности повышения экономической активности и занятости пожилых людей в РФ с учетом имеющихся у них объективных ограничений, препятствующих трудовой деятельности. Обращает на себя внимание зависимость параметров занятости пожилого населения, особенно в гендерном аспекте, от ситуации на национальном рынке труда, в том числе в связи с переживаемыми экономическими кризисами (табл. 8).
Под влиянием международного финансового кризиса и ухудшения макроэкономической ситуации в России уровень занятости пожилых (как мужчин, так и женщин) в 2008 г. сократился на 0,3-0,4 п.п. по сравнению с 2007 г., а уровень безработицы, наоборот, вырос на 0,9-1,4 п.п. Для сравнения, уровень занятости всего населения вырос в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом лишь на 0,1 п.п. (63,2 и 63,1% соответственно), а
уровень безработицы - сократился на 0,2 п.п. (6,2 и 6% соответственно). Большая подверженность показателей занятости и безработицы пожилых людей изменениям на рынке труда предполагает необходимость выработки и реализации в условиях кризисов специальных мероприятий, ориентированных на данную группу населения в рамках программ содействия занятости, демпфирующих сокращение спроса на рабочую
4
силу старших возрастов .
Необходимость подобного рода мероприятий становится особенно актуальной в условиях, когда пожилое население составляет, согласно данным Росстата, шестую часть занятых в экономике, а по отдельным профессиональным группам - 20% и более.
Высокая доля пожилых среди занятых в экономике России, особенно среди квалифицированных работников, подготовка которых требует продолжительного специального профессионального образования, с учетом прогнозируемого сокращения численности трудоспособного населения, предполагает заблаговременную подготовку и реализацию комплекса опережающих мероприятий в целях предотвращения вероятных негативных последствий. Например, к числу таких мероприятий следует отнести:
— разработку прогнозного баланса трудовых ресурсов в половозрастном и профессиональном разрезах как в целом по РФ, так и в разрезе субъектов РФ;
— формирование на его основе планов подготовки специалистов в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
— организацию активной профориентационной работы с пожилым населением на базе учреждений государственной службы занятости;
— подготовку специалистов учреждений государственной службы занятости к работе с пожилым населением и др.
Потребуется также подготовка бизнеса к предстоящим изменениям возрастного состава занятых в экономике путем адаптации технической базы, технологий, организации и условий труда, в
4 Трубин В., Николаева Н., Палеева М, Гавдифаттова С. Пожилое население России: проблемы и перспективы // Социальный бюллетень № 5. Март 2016. М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2016. 44 с.
том числе режимов труда и отдыха, условий организации заработной платы.
Рассматривая вопросы занятости пожилых людей, следует отметить отставание уровня оплаты их труда, за редким исключением, от работников всех возрастов, в том числе и в гендерном аспекте. Если средняя начисленная заработная плата работников-мужчин всех возрастов в октябре 2013 г. составляла 33 301 руб., то мужчин в возрасте 55-59 лет - 29 746 руб. (отклонение - 10,7%); в возрасте 60-64 лет - 28 532 руб. (отклонение -14,3%), в возрасте 65 лет и старше - 29 366 руб. (отклонение - 11,8%). Аналогичное отставание в уровне оплаты труда наблюдается и у женщин старших возрастов. Средняя начисленная заработная плата женщин всех возрастов в октябре 2013 г. составляла 24 721 руб., у женщин в возрасте 55-59 лет - 23 238 руб. (отклонение -6%); в возрасте 60-64 лет - 21 906 руб. (отклонение - 11,4%), в возрасте 65 лет и старше -21 712 руб. (отклонение - 12,2%). Различия расцениваются как результат дискриминирующих действий работодателей, пользующихся уязвимым положением пожилых работников на рынке труда. Эти действия противоречат рекомендациям Мадридского плана, предусматривающим заблаговременную нейтрализацию факторов, приводящих к дискриминации пожилых работников в сфере труда, и могут использоваться в качестве аргумента для критики политики России в отношении пожилых людей на площадках ООН. Более того, сохранение подобной политики оплаты труда пожилых людей в перспективе может выступать в качестве причины расширения масштабов их занятости не в реальном, а в неформальном секторе экономики.
Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод о наличии ряда проблем, снижающих эффективность экономической активности и занятости пожилых людей, необходимости их практического решения в условиях старения населения. Эти решения должны быть направлены на изменение системы взглядов в обществе на занятость пожилых людей, преодоление сложившихся в этой области стереотипов, на заблаговременную подготовку производств к использованию в больших масштабах труда работников старших возрастов как с позиций адаптации техники и технологии, так и с точки зрения разработки адекватных условий и режимов труда, а также осуществления активных мер на рынке труда, в том числе в рамках государственной и региональных программ содействия занятости.
Анализ социальной активности пожилого населения
Социальная активность, или способность вести активный, созидательный образ жизни, имеет по крайней мере два аспекта - участие в общественной жизни и/или участие в культурной жизни. Мадридский план рассматривает поощрение участия пожилых людей в гражданской и культурной жизни в качестве стратегии борьбы с социальной изоляцией и поддержки мер, направленных на расширение прав и возможностей. Данные Росстата свидетельствуют о том, что способность вести активный образ жизни отмечает лишь ограниченная часть пожилых людей. Так, в 2014 г., например, согласно данным КОУЖ, лишь 16,1% из них считают, что способны вести активный образ жизни. Основным направлением активного образа жизни в соответствующей группе пожилых в 2014 г. был активный отдых - занятия спортом, туризмом. К числу причин, по которым пожилые люди не занимались никакими видами активного отдыха, респонденты в рамках обследования КОУЖ отнесли: отсутствие желания - 34,4%; нехватка времени - 28,6%; отсутствие поблизости мест для занятий - 14,8%; высокая стоимость занятий -8,4%; другое - 13,8%.
Понятна причина нехватки времени у значительной части пожилых на активный отдых, поскольку, как отмечалось ранее, значительная их часть продолжает трудовую деятельность. Нехватка времени и средств связана также с тем, что значительная часть пожилых (19,7%) ежедневно занята уходом за детьми, а также другими лицами, нуждающимися в посторонней помощи (7,4%) без оплаты. Представляется целесообразным проведение более углубленного изучения причин отказа пожилых от активного отдыха и выработку на его основе мероприятий, направленных на их преодоление или смягчение их действия в интересах повышения социальной активности данной возрастной группы5.
Вторым направлением проявления социальной активности пожилых людей является их участие в деятельности различных организаций (движений). Данные КОУЖ не позволяют оценить уровень участия, но дают представление о его направлениях (табл. 9).
5 Трубин В., Николаева Н., Палеева М, Гавдифаттова С. Пожилое население России: проблемы и перспективы // Социальный бюллетень № 5. Март 2016. М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2016. 44 с.
Перечень направлений социальной активности пожилых людей, как следует из данных Росстата, достаточно разнообразен, а их структура стабильна, что может рассматриваться как свидетельство устойчивости соответствующих целевых установок данной группы населения. Вместе с тем в целях стимулирования социальной активности пожилых людей в данном направлении возможна постановка вопроса о выработке иных форм, учитывающих индивидуальные интересы людей (занятия ремеслом, хобби и пр.).
Изложенное свидетельствует о наличии ряда проблем в области повышения социальной активности пожилых людей, в том числе обусловленных сохраняющимися экономическими (финансовыми) и материальными барьерами. Учитывая, что Мадридский план предусматривает в том числе реализацию мер, направленных на обеспечение возможностей, осуществление программ и оказание поддержки, необходимых для того, чтобы пожилые люди могли принять участие или могли продолжать принимать участие в культурной, политической и социальной жизни, целесообразно углубленное изучение существующих проблем и выработку на их основе мероприятий по преодолению барьеров на пути повышения социальной активности пожилых людей.
Предложения для повышения качества жизни пожилого населения в РФ
В области укрепления здоровья пожилого населения:
— развитие системы добровольного медицинского страхования, а также модификация подходов к формированию параметров базовой программы обязательного медицинского страхования (введение повышенных для пожилого населения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативов финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо);
— корректировка перечня критериев качества медицинской помощи, входящих в состав программы государственных гарантий бесплатного оказания помощи гражданам путем их дифференциации по трем основным возрастным группам населения (население моложе трудоспособного возраста, трудоспособного возраста, старше трудоспособного возраста).
В области доходов, экономической активности и занятости пожилых людей:
— выработка и реализация специальных мероприятий, ориентированных на пожилое население, в рамках программ содействия занятости, демпфирующих сокращение спроса на рабочую силу старших возрастов в условиях экономических кризисов;
— заблаговременная подготовка и реализация комплекса опережающих мероприятий в целях предотвращения вероятных негативных последствий старения населения, в том числе разработка прогнозного баланса трудовых ресурсов в половозрастном и профессиональном разрезах, как в целом по РФ, так и в разрезе субъектов РФ, формирование на его основе планов подготовки специалистов в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
— организация активной профориентационной работы с пожилым населением на базе учреждений государственной службы занятости, подготовка спе циалистов учре жде ний государственной службы занятости к работе с пожилым населением и др.;
— подготовка бизнеса к предстоящим изменениям возрастного состава занятых в экономике путем адаптации технической базы, технологий, организации и условий труда, в том числе режимов труда и отдыха, условий организации заработной платы.
Заключение
Долгое время правовому регулированию прав пожилых людей не уделялось должного внимания ни на национальном, ни на международном
уровне. В настоящее время представляется возможным констатировать возрастание внимания к этой уязвимой категории населения. Международные механизмы в области защиты прав человека рассматривают положение пожилых людей как одной из наиболее уязвимых групп населения. В статье оценивается необходимость конкретных подходов обеспечения прав пожилых людей, рассматривается проблематика прав пожилых людей в рамках такого явления, как фрагментация прав человека [20]. Проблема старения населения становится все более актуальной для России. Увеличение доли пожилых людей и сокращение удельного веса трудоспособного населения ведет к серьезным последствиям, связанным с нарушением баланса трудовой структуры населения, увеличением нагрузки на социальную инфраструктуру и проблемами в финансовом обеспечении пенсионных систем. Все это вынуждает государство искать выход из сложившейся ситуации, и самой широко обсуждаемой из предлагаемых мер является повышение пенсионного возраста [21]. Со второй половины 1990-х гг. в России, в соответствии с положениями Конституции РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, а также с учетом международных документов, в том числе документов ООН, проводится работа, направленная на повышение уровня и качества жизни пожилого населения. Однако проведенный анализ показал, что эта работа не носит системного, комплексного и систематического характера. Одним из существенных недостатков в формировании и реализации государственной политики в отношении пожилых людей является преимущественная ориентация не на стимулирование развития и использования собственного потенциала лиц старших возрастов, а на их социальную защиту посредством различных механизмов, в том числе путем организации социального обслуживания.
Таблица 1
Численность населения в возрасте старше трудоспособного в 2007-2015 гг. (на 1 января соответствующего года)
Table 1
The number of population over the working age, 2007-2015, as of 1 January of the respective year
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Численность населения в 29 732 30 161 30 541 31 714 31 809 32 433 33 100 33 788 35 163
возрасте старше трудоспособного, тыс. чел.
Удельный вес населения 20,8 21,1 21,4 22,2 22,3 22,7 23,1 23,5 24
в возрасте старше трудоспособного в общей численности населения, %
Численность населения в 330,1 336,1 341,8 360,5 362,1 372,6 384,3 396,7 411,7
возрасте старше трудоспособного на 1 000 чел. в трудоспособном возрасте, чел.
Источник: Росстат
Source: Rosstat Таблица 2
Продолжительность жизни лиц, достигших 60 лет (оба пола), лет Table 2
Life expectancy of people over 60 years (both male and female)
Континент / страна 2005-2010 гг. 2011-2015 гг.
Африка 16,26 16,73
Европа 21,06 21,93
В том числе:
— Россия 17,26 18,35
— Норвегия 23,42 23,88
— Швеция 23,6 24,27
— Великобритания 23,93 23,52
— Италия 24,08 25,09
— Франция 24,46 25,18
— Германия 22,9 23,51
— Швейцария 24,51 25,03
Азия 18,97 19,38
В том числе:
— Китай 19,18 19,43
— Япония 25,44 25,84
Латинская Америка и страны 21,17 21,79
Карибского бассейна
Северная Америка 22,88 23,47
В том числе:
— США 23,88 24,71
— Канада 22,77 23,33
В среднем в мире 19,66 20,16
Источник: World Mortality Report 2015. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2015) Source: World Mortality Report 2015. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2015)
Таблица 3
Численность населения старше трудоспособного возраста в 2016-2031 гг. (на начало года) - средний вариант прогноза
Table 3
Population over the working age in 2016-2031 (as of the beginning of the year), the median variant of the forecast
Год Численность населения в возрасте старше трудоспособного, тыс. чел. Удельный вес населения в возрасте старше трудоспособного в общей численности населения, % Численность населения в возрасте старше трудоспособного на 1 000 чел. населения в трудоспособном возрасте, чел.
2016 36 144,5 24,6 428,8
2017 36 928,2 25,1 443,1
2018 37 661,4 25,6 457
2019 38 337,4 26 469,6
2020 38 915,1 26,3 480,5
2021 39 517,2 26,7 491,8
2022 39 966,1 27 500,5
2023 40 311,7 27,2 507,4
2024 40 617,6 27,4 512,7
2025 40 855,9 27,5 516,3
2026 41 155,7 27,8 520,9
2027 41 364,1 27,9 524
2028 41 572,7 28,1 526,3
2029 41 773,1 28,2 527,8
2030 41 994,6 27,4 529,8
2031 42 324,2 28,7 533,8
Источник: Росстат, Аналитический центр при Правительстве РФ
Source: Rosstat, Rosstat, Analytical Center of the Government of the Russian Federation
Таблица 4
Структура причин отказа пожилых людей от обращения в медицинские учреждения в 2011 и 2014 гг., %
Table 4
The elderly people's reasons for denying their visit to health care institutions in 2011 and 2014, percentage
Показатель 2011 2014
Всего 100 100
Из них указали причины необращения:
- лечились самостоятельно 73,1 49,6
- не удовлетворяет работа медучреждения 21,3 30,7
- не рассчитывают на эффективное лечение 14,6 24,7
- необходимое лечение можно получить только 5,9 12,5
на платной основе
- не могут добраться до медицинского учреждения без 5,3 10,3
посторонней помощи
- было тяжело добраться до медицинского учреждения 7,9 9,7
- не располагали информацией о том, где можно 0,4 1,4
получить необходимую медицинскую помощь
- не было времени 4,4 7,8
- другие причины 2,6 7
Источник: Росстат
Source: Rosstat
Таблица 5
Уровень и структура денежных доходов и расходов домохозяйств, состоящих только из пенсионеров, в 2014 г. Table 5
The level and structure of monetary income and expenses in households consisting of retired people only, 2014
Показатель Значение
Денежный доход в среднем на члена домохозяйства в месяц, всего, руб. 24 477,3
Социальные выплаты, всего, % 62,2
В том числе:
- пенсии 51,9
- пособия, компенсации и другие социальные выплаты 10,3
Доход от трудовой деятельности, всего, % 34,8
В том числе:
- оплата труда 31,2
- доход от самостоятельной занятости 3,2
- доход от другой регулярной трудовой деятельности 0,4
Доход от собственности, всего, % 0,9
Из него доход от сдачи в аренду недвижимости и другого имущества 0,5
Денежные поступления от частных лиц и организаций, помимо органов социальной 2,1
защиты населения, всего, %
Трансферты переданные, всего, % 4,8
В том числе:
- подоходный налог на сумму заработной платы и налоги с доходов от 4,2
предпринимательской деятельности - налог на имущество, сборы и другие обязательные платежи 0,2
- страховые взносы по страхованию имущества 0,4
Источник: Росстат
Source: Rosstat Таблица 6
Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации в 2005-2014 гг.
Table 6
Key indices of retirement benefits in the Russian Federation in 2005-2014
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Численность пенсионеров, всего, тыс. чел. К предыдущему году, % 38 313 100,3 38 325 100 38 467 100,4 38 598 100,3 39 090 101,3 39 706 101,6 40 162 101,1 40 573 101 41 019 101,1 41 456 101,1
Средний размер назначенных пенсий, в среднем за год, руб. К предыдущему году, % 2 364 2 726,1 115,3 3 115,5 114,3 4 198,6 134,8 7 476,3 178,1 7 476,3 100 8 202,9 109,7 9 040,5 110,2 9 917,5 109,7 10 786 108,8
Соотношение среднего размера назначенных пенсий, %: - с величиной прожиточного минимума пенсионера - со средним размером начисленной заработной платы 99,8 25,6 101,6 22,9 115,2 24,3 99,8 25,6 165,4 35,7 165,4 35,7 163 35,1 176,5 33,9 165,4 33,3 163 33,2
Реальный размер назначенных пенсий к предыдущему году, % 105,1 104,8 118,1 105,1 134,8 134,8 101,2 104,9 102,8 100,9
Источник: Росстат, Аналитический центр при Правительстве РФ Source: Rosstat, Analytical Center of the Government of the Russian Federation
Таблица 7
Уровень занятости пожилого населения в странах Европейского союза и ОЭСР по возрастам в 2004-2014 гг., %
Table 7
Employment rate among the elderly people in the EU and OECD countries, by age, 2004-2014, percentage
Возрастная категория Страны Европейского союза Страны ОЭСР
2004 2007 2014 2004 2007 2014
60 - 64 26 28,9 35,3 34,5 37,7 43,6
65 - 69 9 10,3 11,7 15,7 17,2 20,2
Источник: ОЭСР Source: OECD
Таблица 8
Динамика показателей занятости и безработицы пожилого населения по половой принадлежности в 2005-2014 гг., %
Table 8
Trends in employment/unemployment indicators among the elderly people, by gender, 2005-2014, percentage
Год Уровень занятости Уровень безработицы
Мужчины Женщины Мужчины Женщины
2005 22,6 24,4 3,5 3,6
2006 22,3 25,3 2,9 3,3
2007 24,4 27,3 2,7 2,5
2008 24 27 4,1 3,4
2009 24,1 27,1 4,6 4,7
2010 24,8 27 4,2 4
2011 26,3 28,7 3,8 3,6
2012 26,8 29,5 3,1 2,6
2013 27 30 3,3 3
2014 26,9 30,5 3,4 2,7
Источник: Росстат
Source: Rosstat Таблица 9
Структура направлений участия лиц старше трудоспособного возраста в деятельности каких-либо организаций (движений) в РФ в 2011 и 2014 гг., %
Table 9
Areas for people over the working age to participate in activities of some organizations (movements) in the Russian Federation, 2011 and 2014, percentage
Принимают участие в деятельности 2011 2014
Советов ветеранов 41,3 43,4
Общественных организаций, движений 40,8 25,6
Религиозных общин 11,8 14
Советов и организационных комитетов по подготовке каких-либо мероприятий 7,3 10,6
Советов, добровольных союзов по делам семьи, детей и молодежи 2,9 2,2
Движений в защиту животных 0 1,5
Других общественных, добровольных или благотворительных организаций 14,8 15,3
Источник: Росстат
Source: Rosstat
Рисунок 1
Удельный вес работающих пенсионеров к численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда РФ, в 2005-2014 гг., %
Figure 1
Specific weight of working retired people against those retired people who are registered with the Pension Fund of the Russian Federation in 2005-2014, percentage
Источник: Росстат Source: Rosstat
Список литературы
1. Григорьева И.А. Социальная политика и пожилое население в современной России: вызовы и возможности // Мир России: Социология, этнология. 2006. Т. 15. № 1. С. 29-49.
2. Маллаева М.И. Проблемы социального обеспечения пожилого населения в России // Труд и социальные отношения. 2009. № 3. С. 94-100.
3. Березняк О.Л. Адаптивный потенциал пожилого населения в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Социология. Политология. 2009. Т. 9. № 3. С. 25-27.
4. Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 55-61.
5. Данилова Р.И., Голубева Е.Ю. Социокультурная модель геронтосоциальной работы по повышению качества жизни пожилого населения // Успехи геронтологии. 2007. Т. 20. № 4. С. 123-127.
6. Комлева Е.Б. Проблемы социального обслуживания пожилого населения: социологический аспект // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 5. С. 122-124.
7. Роик В.Д. Старение населения и необходимость формирования новой парадигмы жизнедеятельности в пожилом возрасте // Уровень жизни населения регионов России. 2009. № 8-9. С. 62-73.
8. Елисеева И.И. Старение населения и организация жизни пожилых людей: случай России // Петербургская социология сегодня. 2011. Т. 1. С. 11-35.
9. Мосина О.А. Социальная политика в отношении пожилого населения: методология проектирования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 990. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11756
10. Коссова Т.В., Шелунцова М.А. Региональные факторы экономической активности пожилого населения России // Вопросы статистики. 2014. № 4. С. 41-47.
11. Гаенко О.Н. Социально-экономические проблемы здоровья пожилого и старческого возраста // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко. 2004. № 1. С. 27-31.
12. Габрук В.В., Шлычкова М.В. Негативные геронтостереотипы населения и проблема социальной активизации пожилых людей // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 5. С. 4. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/520144/pdf_646. doi: 10.12731/2218-7405-2014-5-4
13. Сажина Н.С. Профилактика одиночества пожилых людей через досуг в учреждениях социального обслуживания // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 6-3. С. 110-112.
14. Голубева Е.Ю. Системный анализ факторов, влияющих на качество жизни пожилого населения при использовании разных форм социального обслуживания // Успехи геронтологии. 2016. Т. 29. № 2.
15. Варламова М.А., Синявская О.В. Портрет пожилого населения России // Демоскоп Weekly. 2015. № 627-628. С. 1-8.
16. Владимиров Д.Г. Пожилые граждане на рынке труда: зарубежный опыт // Социологические исследования. 2013. № 6. С. 57-61.
17. Старцева Н.А. Пожилые люди: социально-демографический аспект // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 3. С. 36-37.
18. Никонова Э.И. Занятость населения старших возрастных групп в современном российском обществе: проблемы и перспективы // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. № 5-2. С. 61-71.
19. Никонова Э.И. Место и роль пожилых людей в современном российском обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2007. № 3. С. 76-81.
20. Солнцев А.М., Кебурия К.О. К вопросу о создании международного договора о правах пожилых людей // Социальное и пенсионное право. 2013. № 2. С. 45-53.
21. Барсуков В.Н. К вопросу о повышении пенсионного возраста в России // Проблемы развития территории. 2015. № 5. С. 111-124.
С. 347-352.
ISSN 2311-8768 (Online) Economic Policy
ISSN 2073-4484 (Print)
ANALYZING THE SOCIO-ECONOMIC ACTIVITIES OF ELDERLY PEOPLE DURING THE CRISIS: FACTS AND FORECAST
Vladimir A. TETUSHKIN
Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation [email protected]
Article history: Abstract
Received 3 August 2016 Importance The research analyzes the socio-economic activities of elderly population.
Received in revised form Objectives The research combines fragmented data in public sources for a better understanding of
7 October 2016 the socio-economic activities of elderly population during the crisis in the Russian Federation and
Accepted 24 October 2016 forecast further development and possible economic consequences for the population.
Methods Using statistical methods, I analyzed certain aspects of the effect the crisis had on the JEL classification: H53, H55, socio-economic activities of elderly population.
I32, I38, M31 Results I presented analytical and statistical data reflecting the socio-economic activities of elderly
population in the Russian Federation, and identified possible trends.
Conclusions and Relevance Considering the population aging and projected growth in people above the working age, their specific weight within the national population, increasing demographic burden and gender disparity, the use of the existing approaches and stereotypes in relation to the elderly Keywords: crisis, social analysis, population is exposed to significant political, financial and social risks. Probable risks may increase economy, elderly population due to the existing problems and barriers for the elderly people.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Grigor'eva I.A. [Social policy and the elderly population in contemporary Russia: challenges and opportunities]. Mir Rossii: Sotsiologiya, etnologiya = Universe of Russia, 2006, vol. 15, no. 1, pp. 29-49. (In Russ.)
2. Mallaeva M.I. [Issues of social security of the elderly population in Russia]. Trud i sotsial'nye otnosheniya = Labor and Social Relations, 2009, no. 3, pp. 94-100. (In Russ.)
3. Bereznyak O.L. [Adaptive capabilities of the elderly population in contemporary Russia]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser. Sotsiologiya. Politologiya = Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Sotsiology. Politology, 2009, vol. 9, no. 3, pp. 25-27. (In Russ.)
4. Dobrokhleb V.G. [Available resources of the elderly population in Russia]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2008, no. 8, pp. 55-61. (In Russ.)
5. Danilova R.I., Golubeva E.Yu. [Socio-cultural model for gerontological and social activities to increase the quality of living for the elderly population]. Uspekhi gerontologii = Advances in Gerontology, 2007, vol. 20, no. 4, pp. 123-127. (In Russ.)
6. Komleva E.B. [Issues of social services for the elderly population: sociological perspectives]. Vestnik Universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniya = Bulletin of the Russian Academy of Education, 2010, no. 5, pp. 122-124. (In Russ.)
7. Roik V.D. [Aging of the population and the need to form a new paradigm of life in the elder age]. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii = Standard of Living of the Population in the Regions of Russia, 2009, no. 8-9, pp. 62-73. (In Russ.)
8. Eliseeva I.I. [Population aging and living arrangements of the elderly people: evidence from Russia].
Peterburgskaya sotsiologiya segodnya = Petersburg Sociology Today, 2011, vol. 1, pp. 11-35. (In Russ.)
9. Mosina O.A. [Social policy for the elderly people: the methodology to outline it]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, no. 6, p. 990. (In Russ.) Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11756.
10. Kossova T.V., Sheluntsova M.A. [Regional factors of economic activities of the elderly people in Russia]. Voprosy Statistiki, 2014, no. 4, pp. 41-47. (In Russ.)
11. Gaenko O.N. [Socio-economic health issues of elderly and old age]. Byulleten' Natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko = Bulletin of National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko, 2004, no. 1, pp. 27-31. (In Russ.)
12. Gabruk V.V., Shlychkova M.V. [Negative gerontologic stereotypes of the population and the issue of making the elderly people more socially active]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2014, no. 5, p. 4. (In Russ.) Available at: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/520144/pdf_646. doi: 10.12731/2218-7405-2014-5-4
13. Sazhina N.S. [Prevention of the elderly people's loneliness through leisure activities in institutions of social service]. Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya = New Science: Current Status and Development Paths, 2016, no. 6-3, pp. 110-112. (In Russ.)
14. Golubeva E.Yu. [Systems analysis of factors influencing the quality of the elderly people's life when using various formats of social service]. Uspekhi gerontologii = Advances in Gerontology, 2016, vol. 29, no. 2, pp. 347-352. (In Russ.)
15. Varlamova M.A., Sinyavskaya O.V. [The portrait of the elderly population in Russia]. Demoskop Weekly = Demoscope Weekly, 2015, no. 627-628, pp. 1-8. (In Russ.)
16. Vladimirov D.G. [Elderly citizens in the labor market: foreign experience]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2013, no. 6, pp. 57-61. (In Russ.)
17. Startseva N.A. [The elderly people: social and demographic considerations]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa = Professional Education. Capital, 2015, no. 3, pp. 36-37. (In Russ.)
18. Nikonova E.I. [Employment of the elder population in the contemporary Russian society: issues and prospects]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki = Proceedings of Kazan University. Humanities Series, 2009, vol. 151, no. 5-2, pp. 61-71. (In Russ.)
19. Nikonova E.I. [The place and role of the elderly people in the modern Russian society]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Ser. Sotsial'nye nauki = Vestnik of Lobachevsky University of Nizhny Novgorod, 2007, no. 3, pp. 76-81. (In Russ.)
20. Solntsev A.M., Keburiya K.O. [On the conclusion of the international treaty on the elderly people's rights]. Sotsial'noe i pensionnoe pravo = Social and Pension Law, 2013, no. 2, pp. 45-53. (In Russ.)
21. Barsukov V.N. [On raising of the retirement age in Russia]. Problemy razvitiya territorii = Problems of Territory's Development, 2015, no. 5, pp. 111-124. (In Russ.)