Научная статья на тему '«Сеньоры» в национальной экономике и экономическое развитие'

«Сеньоры» в национальной экономике и экономическое развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРЕБРЯНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА / ПЕНСИОНЕРЫ / СЕНЬОРЫ / SILVER ECONOMY / SOCIAL ECONOMY / SOCIAL AND DEMOGRAPHIC GROUPS / LIFE QUALITY / AGE STRUCTURE / PENSIONERS / SENIORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коломиец Павел Николаевич

Автор статьи предлагает обратиться к проблематике пожилого населения с точки зрения стимулов для инновационного развития экономики России. В условиях старения населения и прогнозируемого роста численности лиц старше трудоспособного возраста, их удельного веса в населении страны, увеличения демографической нагрузки и гендерных диспропорций, сохранение сложившихся подходов и стереотипов по отношению к пожилому населению сопряжено с серьезными политическими, финансовыми и социальными рисками. Ощущение пенсионерами зависимости уровня собственных доходов от бюджетных возможностей государства и стремление государства сократить эти доходы стимулируют пожилое население к поиску альтернативных, отличных от пенсий, источников доходов. Все более значимыми по этой причине становятся доходы от трудовой деятельности, удельный вес которых в доходах сеньоров достиг в 2014 году 34,8%. В статье обращается внимание на мотивы занятости, сферы занятости, а также на уровень оплаты труда российских сеньоров. Выявляются факторы, способные деморализовать старшее поколение, в следствие чего они не принимают активное участие в жизни общества и экономике страны. В статье обращается внимание на необходимость выработки экономических стратегий и политики государства по отношению к работающим людям пожилого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Seniors in the national economy and economic development

The author of the article suggests touching upon the issue of elderly population, with the focus on the stimuli for the innovative development of the economy of Russia. The ageing of the population and the projected growth in the number of persons over working age is associated with major political, financial and social risks. They are caused by the change in proportion of elderly people in the population, increasing demographic burden, gender disproportions and the preservation of existing approaches and stereotypes concerning older population. Realizing the dependancy of their own incomes on the state budget and the state’s tendency to decrease the incomes, elderly population seeks alternative income sources, apart from retirement benefits. Given this, the fact that the relative share of the alternative incomes has reached 34,8% in 2014 is becoming more significant. The article covers the employment motives, the sectors of employment and the remuneration of Russian seniors. Also, factors that hamper seniors’ active participation in social life and the state economy are revealed. Additinally, the article tackles the necessity of economic strategies and policy on the elderly.

Текст научной работы на тему ««Сеньоры» в национальной экономике и экономическое развитие»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-1.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/46EVN117.pdf

Статья опубликована 20.02.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Коломиец П.Н. «Сеньоры» в национальной экономике и экономическое развитие // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/46EVN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 33

Коломиец Павел Николаевич1

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, Москва

Аспирант Магистр медицинских наук E-mail: [email protected]

«Сеньоры» в национальной экономике и экономическое развитие

Аннотация. Автор статьи предлагает обратиться к проблематике пожилого населения с точки зрения стимулов для инновационного развития экономики России. В условиях старения населения и прогнозируемого роста численности лиц старше трудоспособного возраста, их удельного веса в населении страны, увеличения демографической нагрузки и гендерных диспропорций, сохранение сложившихся подходов и стереотипов по отношению к пожилому населению сопряжено с серьезными политическими, финансовыми и социальными рисками. Ощущение пенсионерами зависимости уровня собственных доходов от бюджетных возможностей государства и стремление государства сократить эти доходы стимулируют пожилое население к поиску альтернативных, отличных от пенсий, источников доходов. Все более значимыми по этой причине становятся доходы от трудовой деятельности, удельный вес которых в доходах сеньоров достиг в 2014 году 34,8%. В статье обращается внимание на мотивы занятости, сферы занятости, а также на уровень оплаты труда российских сеньоров. Выявляются факторы, способные деморализовать старшее поколение, в следствие чего они не принимают активное участие в жизни общества и экономике страны. В статье обращается внимание на необходимость выработки экономических стратегий и политики государства по отношению к работающим людям пожилого возраста.

Ключевые слова: серебряная экономика; социальная экономика; социально-демографические группы; качество жизни; возрастная структура; пенсионеры; сеньоры

Начнем с того, что приведём дефиницию самого понятия - «сеньор». Данный термин в западном мире используется по отношению к людям пожилого возраста. Существует много классификационных подходов, которые применяются для оценки возраста отдельных людей и общества в целом. За основу берётся возрастная периодизация Всемирной Организации

1 127015, г. Москва, ул. Бутырская 79, кв. 3 Страница 1 из 7

Здравоохранения (ВОЗ) и Организации Объединённых Наций (ООН)2: молодой возраст 18-44 года, средний возраст 45-59 лет, пожилой возраст 60-74 года, старческий возраст 75-90 лет, долголетие старше 90 лет. В дальнейшем мы будем придерживаться именно этой хронологии человеческого возраста. Итак, сеньор - это демографическое понятие, характеризующее человека достигшего возраста в 60 лет. [1, 4, 5]

За последнее двадцатипятилетние резко ухудшилась демографическая ситуация: уменьшилась численность россиян, снизились рождаемость и продолжительность жизни, сократилось число трудоспособного населения, в том числе молодежи и, напротив, увеличилось количество сеньоров. Численность населения, находящегося на пенсионном обеспечении по старости, на 1 января 2016 года составила 35,6 млн человек, что является 24,2 % от всего населения России3. По прогнозам Аналитического центра, при Правительстве Российской Федерации, к 2030 году в России будет проживать 42 млн человек в возрасте старше 60 лет, что будет составлять 28,4% от общего населения4. В условиях старения населения и прогнозируемого роста численности лиц старше трудоспособного возраста, их удельного веса в населении страны, увеличения демографической нагрузки и гендерных диспропорций сохранение сложившихся подходов и стереотипов по отношению к пожилому населению сопряжено с серьезными политическими, финансовыми и социальными рисками. [2, 4, 5]

Так, за период 2005 - 2015 гг. доля пенсионеров от общего числа прибывших в РФ составила 12%. В основном это бывшие граждане стран СНГ и Прибалтики. По своему количеству эта группа может сравниться только с иммигрантами 25-29 лет и 40-49 лет (10,5% от общего числа прибывших в РФ). Причем процент приехавших женщин значительно выше, нежели мужчин (соответственно 16,5% и 7,1% от общего числа приехавших). Так, если общая численность пенсионеров увеличилась с 38 313 тыс. человек в 2005 году до 41 456 тыс. человек в 2015 году (рост 108,2%), то численность работающих пенсионеров - с 5370 тыс. человек до 8592 тыс. человек (рост - 160%). [2]

Переход к рыночной экономике изменил общество: трансформировалась его структура, изменились экономическое положение и образ жизни всех социально-демографических групп, в том числе сеньоров.

Лишь единичные исследования позволяют получить реальную картину оценок российских пенсионеров, к числу их инициаторов относятся Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ), РСГС. [2]

Так за 2015 год 54,8% российских пенсионеров оценили экономическое состояние экономики страны как «плохое». Мониторинговые исследования ВЦИОМа за 2010 г. приводят аналогичные данные: 40,0% опрошенных пенсионеров оценивают экономическое положение в России как «плохое». Объективность оценки пенсионерами экономики России подтверждается тем фактом, что финансовое состояние большинства российских пенсионеров является крайне

2 World Health Organization. Health statistics and information systems. URL: http://www.who.int/healthinfo/survey/ageingdefnolder/en/ (дата обращения 30.01.2017).

3 Федеральная Служба Государственной Статистики. Возрастно-половая пирамида. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/apps/6ca5fc804a47df3aa95cabf75a2eeced (дата обращения 30.01.2017).

4 Федеральная Служба Государственной Статистики. Численность пенсионеров и средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/urov/urov p2.htm (дата обращения 30.01.2017).

низким. По данным на 2015 г. 74% всех расходов пенсионеров приходится на питание, что свидетельствует о крайне низком наполнении пенсии. [2]

Тяжелое положение российских сеньоров усугубляется тем фактом, что социальная политика государства несовершенна, ее заменяет адресная социальная защита, поэтому сеньоры остаются социально незащищенной группой российского общества. [3]

Беря во внимание результаты исследований российских ученых и агентств за последние десятилетия, мы приходим к выводу, что российские сеньоры являются беднейшими гражданами России, особенно тяжелое материальное положение у пенсионеров по инвалидности и по возрасту, в то время как 26% пенсионеров по выслуге лет считают, что размер их пенсий является достаточно высоким. В результате социальной трансформации общества произошла социальная и экономическая стратификация населения, т.е. расслоение населения по уровню доходов или вертикально ранжированное распределение семей по материальному положению. [2, 3]

Совокупность действия объективных и субъективных факторов на положение сеньоров в обществе отражается в том, что изменилась социальная защищенность статуса российских пенсионеров. Это проявляется:

1. в низкой материальной обеспеченности российских пенсионеров, особенно старших возрастных групп, резком снижении качества жизни;

2. в не востребованности на рынке труда;

3. в отсутствии механизмов для адекватной адаптации пенсионеров к условиям рыночной экономики. [3]

Ощущение зависимости уровня собственных доходов от бюджетных возможностей государства и стремление его сократить являются факторами, стимулирующими пожилое население к поиску альтернативных, отличных от пенсий, источников доходов. Все более значимыми по этой причине становятся доходы от трудовой деятельности, удельный вес которых в доходах сеньоров достиг в 2014 году - 34,8%. [2]

Вместе с тем, видна значимость социальной мотивации трудовой деятельности пожилых людей, их стремление к активной жизни после наступления пенсионного возраста. Поддержка и развитие социальной мотивации трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста представляется важной с учетом старения населения страны - в интересах как самих лиц старшего возраста, так и общества в целом.

Из результатов выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения, проведенного в 2013 году, следует, что экономические мотивы доминируют в числе причин, побуждающих работающих пенсионеров продолжать трудовую деятельность:

• недостаток денежных средств на текущее потребление - 74,0%;

• возможность общения с людьми - 26,9%;

• желание сделать сбережения на будущее - 24,6%;

• стремление к финансовой независимости - 23,0%;

• интерес к работе - 22,1%;

• привычка - 19,9%;

• некому передать дело - 0,8%;

• другое - 2,0%. [2]

Рассматривая вопросы занятости сеньоров, следует отметить отставание уровня оплаты их труда от работников всех возрастов, в том числе - в гендерном аспекте. Если средняя начисленная заработная плата работников-мужчин всех возрастов в октябре 2013 г. составляла 33 301 руб., то мужчин в возрасте 55-59 лет - 29 746 руб. (отклонение - 10,7%), в возрасте 6064 лет - 28 532 руб. (отклонение -14,3%), в возрасте 65 лет и старше - 29 366 руб. (отклонение -11,8%). Аналогичное отставание в уровне оплаты труда наблюдается и у женщин старших возрастов. Средняя начисленная заработная плата женщин всех возрастов в октябре 2013 г. составляла 24 721 руб., у женщин в возрасте 55-59 лет - 23 238 руб. (отклонение - 6,0%); в возрасте 60-64 лет - 21 906 руб. (отклонение - 11,4%), в возрасте 65 лет и старше - 21 712 руб. (отклонение - 12,2%). [2]

Подобные различия расцениваются как результат дискриминирующих действий работодателей, пользующихся уязвимым положением пожилых работников на рынке труда. Эти действия противоречат рекомендациям Мадридского плана действий по проблемам старения 2002 года5, предусматривающим заблаговременную нейтрализацию «факторов, приводящих к дискриминации пожилых работников в сфере труда», и могут использоваться в качестве аргумента для критики политики России в отношении пожилых людей на площадках ООН. [2]

Из отчетов и рекомендаций по вопросам «Серебряной экономики» эксперта Девида Итока (David Eatock) из Европейской Комиссии, следует что, правительство должно содействовать продвижению и закреплению всего спектра профилактических методов организации и управления при работе с сеньорами. Государственным институтам соответствующей направленности следует всячески поощрять инициативу и подчеркивать роль сеньоров на рынке труда. Отдельно упоминалось о важности материального и морального поощрения работников в сочетании с гибкими методами поведения работодателей в процессе рабочего общения. [6]

Естественно, что за счет увеличения продолжительности жизни процент пожилых людей в спектре возрастных категорий России заметно возрастет, а значит и их влияние на социальные, политические и экономические процессы также повысится.

Основной проблемой, с точки зрения государства, является дальнейший рост государственных расходов на «старость» (пенсии, здравоохранение и долгосрочный уход). Несмотря на то, что подобное положение вещей рассматривается однозначно как вызов, затрагивающий финансовую политику государства и философию стандартов по уходу за пожилыми людьми, можно говорить и о появлении для правительств и компаний новых стимулов:

• по организации и проведению инновационных действий в финансовом секторе с целью минимизации расходов;

• по разработке новых технологий и расширению спектра коммерческих инициатив для оптимизации принципов и правил делового поведения государства, что призвано в конечном счете стимулировать экономику России в целом. [6, 7]

5 ООН. Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/dedarations/ageing program.shtml (дата обращения 30.01.2017).

В связи с этим обязательно возрастут возможности пожилых людей в плане более оптимальной адаптации к бытовой и деловой среде российского общества6. Сеньоры наверняка воспользуются возможностями продлить свое трудовое долголетие, тем более, если их инициатива реально будет поддержана уже задекларированными федеральными программами:

• программа, регулирующая варианты выхода на пенсию;

• программа адаптации рабочих мест под особенности менталитета и физического самочувствия пожилых работников;

• программа непрерывного обучения;

• социальная программа снижения уровня дискриминации по возрасту. [6, 7]

Правительство должно обратить внимание на ресурс пожилых людей и стимулировать их к практической реализации трудовых возможностей и профессиональных навыков. Компании должны понимать выгоду и развивать новые рынки сбыта для товаров и услуг, которые отвечают потребностям клиентов в возрасте. Первым шагом в этом направлении являются действия по стимулированию компаний и других субъектов экономики проводить работу по включению «полезного феномена старения» в свои планы по формированию инновационных стратегий7. Вышесказанное касается, прежде всего, субъектов рынка, которые действуют в таких направлениях, как:

• информационные и коммуникационные технологии;

• финансовые услуги;

• транспорт;

• туризм;

• сервисные услуги на местах, в том числе услуги по организации долгосрочного ухода за нуждающимися. [6]

Заключение

Подобное положение вещей рассматривается однозначно как вызов, затрагивающий финансовую политику государства и философию стандартов по работе и уходу за сеньорами, можно говорить и о появлении для правительства и компаний новых стимулов:

• по организации и проведению инновационных действий в финансовом секторе с целью минимизации расходов;

• по созданию условий ведения здорового, активного и независимого образа жизни для граждан независимо от возраста, но с учетом поведенческих особенностей возрастных групп;

6 Anne Sonnet, Anne Saint-Martin. Ageing and Employment Policies. The Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD). URL: http://www.oecd.org/employment/ageingandemploymentpolicies.htm (дата обращения 30.01.2017).

7 Anne Sonnet, Anne Saint-Martin. Ageing and Employment Policies. The Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD). URL: http://www.oecd.org/employment/ageingandemploymentpolicies.htm (дата обращения 30.01.2017).

• по повышению конкурентоспособности на рынках инновационных продуктов и услуг в аспекте реагирования на проблемы старения населения на глобальном уровне;

• по разработке новых технологий и расширению спектра коммерческих инициатив для оптимизации принципов и правил делового поведения государства, что призвано в конечном счете стимулировать экономику России в целом. [8, 9, 10, 11]

ЛИТЕРАТУРА

1. Freund A.M.; Smith J. Self-definition in old age. Zeitschrift fur Sozialpsychologie, 1997. 28(1-2). 44-59 стр.

2. Владимир Трубин, Наталья Николаева, Мария Палеева, Софья Гавдифаттова. Аналитический центр при Правительстве Российской федерации. «Пожилое население России: проблемы и перспективы». Социальный бюллетень, 2016. 332 с.

3. Силина Н.И., Пенсионеры как социально-демографическая группа российского общества и их электоральное поведение: Дис. канд. экон. наук / Финансовая академия при Правительстве РФ. - М., 2003, 4-6 стр.

4. Gorman M. Development and the rights of older people. The ageing and development report: poverty, independence and the world's older people. London, Earthscan Publications Ltd.,1999. 3-21 стр.

5. Thane P. The muddled history of retiring at 60 and 65. New Society. 1978. 45(826). 234-236 стр.

6. David Eatock. The silver economy: Opportunities from ageing. European Parlament, 2015. 1-8 стр.

7. European Commission. GROWING THE EUROPEAN SILVER ECONOMY. BACKGROUND PAPER, 2015. 1-30 стр.

8. K. Kidholm, A.G. Ekeland, L.K. Jensen, J. Rasmussen, C.D. Pedersen, A. Bowes, S.A. Flottorp and M. Bech. A model for assessment of telemedicine applications: MAST. International Journal of Technology Assessment in Health Care. 28(1), 2012. 44-51 стр.

9. R. Simmons, J. Brown, and M. Diaz. Facilitating large-scale transitions to quality of care: An idea whose time has come. Studies in Family Planning, 2002. 33(1). 61-75 стр.

10. Ian Goldin. FUTURE OPPORTUNITIES, FUTURE SHOCKS. Global Perspectives & Solutions. Oxford, 2014. 21-30 стр.

11. M. Zsagoczky. The New Hope for the EU - Silver Economy. Enyedi Gyorgy Doctoral School of Regional Sciences. Abstract of PhD research. Budapesht, 2013. 2-9 стр.

Kolomijecs Pavels Nikolaevich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow

E-mail: [email protected]

Seniors in the national economy and economic development

Abstract. The author of the article suggests touching upon the issue of elderly population, with the focus on the stimuli for the innovative development of the economy of Russia. The ageing of the population and the projected growth in the number of persons over working age is associated with major political, financial and social risks. They are caused by the change in proportion of elderly people in the population, increasing demographic burden, gender disproportions and the preservation of existing approaches and stereotypes concerning older population. Realizing the dependancy of their own incomes on the state budget and the state's tendency to decrease the incomes, elderly population seeks alternative income sources, apart from retirement benefits. Given this, the fact that the relative share of the alternative incomes has reached 34,8% in 2014 is becoming more significant. The article covers the employment motives, the sectors of employment and the remuneration of Russian seniors. Also, factors that hamper seniors' active participation in social life and the state economy are revealed. Additinally, the article tackles the necessity of economic strategies and policy on the elderly.

Keywords: silver economy; social economy; social and demographic groups; life quality; age structure; pensioners; seniors

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.