Научная статья на тему 'Региональные инициативы по повышению уровня благополучия старшего поколения: опыт Томской области'

Региональные инициативы по повышению уровня благополучия старшего поколения: опыт Томской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
534
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / РЕКОМЕНДАЦИИ / ИНДИКАТОРЫ / OLDER GENERATION / WELFARE / SOCIAL SERVICES / ADVICE / INDICATORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барышева Г.А., Недоспасова О.П.

Предмет. В статье изложены основные направления, ключевые индикаторы и практические рекомендации, направленные на повышение уровня благополучия граждан старшего поколения на уровне региона. Предложенные инициативы основаны на требовании «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» обеспечения дифференцированного подхода к потребностям и интересам людей в зависимости от возраста.Цели. Определить основные направления, ключевые субъекты, целевые индикаторы и перечень конкретных рекомендаций по повышению уровня благополучия старшего поколения Томской области.Методология. Фактографическая база проведенного исследования основана на международных рейтингах оценки благополучия пожилых людей, данных Росстата и Пенсионного фонда РФ, Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), результатах Комплексного обследования условий жизни населения (КОУЖ). Значительная часть рекомендаций базируется на результатах научных экспертных семинаров и специального социологического исследования.Результаты. Среди мер, направленных на повышение уровня благополучия пожилых людей преимущественно первой возрастной группы (60-64 года), особое внимание уделено рекомендациям по стимулированию занятости и трудовой активности, созданию комплексной системы вовлеченности пожилых людей в производительную деятельность. Для пожилых людей второй возрастной группы (65-80 лет) акцент сделан на повышение материальной обеспеченности, улучшение состояния здоровья, развитие личностного потенциала и благоприятной окружающей среды. Для пожилых людей третьей возрастной группы (старше 80 лет) набольшее внимание уделено развитию стационарной паллиативной помощи, стационарозамещающих технологий, расширению опыта «Приемной семьи», государственно-частного партнерства «Хоспис».Выводы. Предложенные целевые индикаторы и динамика их значений позволяют оценивать эффективность региональных социальных инициатив, использования финансовых ресурсов, динамики развития государственно-частного партнерства в социальной сфере; могут использоваться как дополнительные критерии оценки деятельности губернаторов. Результаты исследования также могут быть использованы субъектами РФ для расширения, уточнения и корректировки региональной социальной политики в части повышения уровня благополучия лиц старшего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Барышева Г.А., Недоспасова О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional initiative to improve the well-being standard of the older generation: evidence from the Tomsk oblast

Importance The paper sets out the main directions, key performance indicators, and practical recommendations aimed at improving the well-being of senior citizens at the regional level. The proposed initiative is based on the requirement of the Plan of Action for Senior Citizens in the Russian Federation until 2025 to ensure a differentiated approach to the needs and interests of people, depending on age. Objectives The paper aims to identify key trends, key stakeholders, target indicators, and specific recommendations to improve the well-being standard of the older generation in the Tomsk oblast. Methods The study's factual database uses the international ranking data assessing the well-being of older people, FSSS and Pension Fund of the Russian Federation data, Unified Interdepartmental Statistical Information System (EMISS) data, and the results of Multipurpose Survey of the Living Conditions of Population. A large part of the recommendations is based on the results of scientific expert seminars and special sociological research. Results The paper presents certain broad recommendations on improvement of the well-being standard of the elderly people of various age groups. Conclusions and Relevance The proposed target indicators and the dynamics of their values make it possible to assess the effectiveness of regional social initiative, the use of financial resources, the dynamics of the development of public-private partnerships in the social sphere. They can be used as additional criteria for evaluating the activities of the governors. The results of the research can also be used by the Russian Federation subjects to extend, clarify and adjust the regional social policies in terms of improving the well-being of older persons.

Текст научной работы на тему «Региональные инициативы по повышению уровня благополучия старшего поколения: опыт Томской области»

ISSN 2311-8733 (Online) Социально-экономическая политика

ISSN 2073-1477 (Print)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ОПЫТ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ*

Галина Анзельмовна БАРЫШЕВА", Ольга Павловна НЕДОСПАСОВА"^

а доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики,

Институт социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета,

Томск, Российская Федерация

ganb@tpu.ru

ь доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики,

Институт социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета,

Томск, Российская Федерация

opnedospasova@tpu.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 31.10.2016 Принята в доработанном виде 22.11.2016 Одобрена 12.12.2016 Доступна онлайн 14.04.2017

УДК 332.146.2 JEL: 131, 138, Р46, Ю3

Ключевые слова: старшее поколение, благополучие, социальная сфера, рекомендации, индикаторы

Аннотация

Предмет. В статье изложены основные направления, ключевые индикаторы и практические рекомендации, направленные на повышение уровня благополучия граждан старшего поколения на уровне региона. Предложенные инициативы основаны на требовании «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» обеспечения дифференцированного подхода к потребностям и интересам людей в зависимости от возраста.

Цели. Определить основные направления, ключевые субъекты, целевые индикаторы и перечень конкретных рекомендаций по повышению уровня благополучия старшего поколения Томской области.

Методология. Фактографическая база проведенного исследования основана на международных рейтингах оценки благополучия пожилых людей, данных Росстата и Пенсионного фонда РФ, Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), результатах Комплексного обследования условий жизни населения (КОУЖ). Значительная часть рекомендаций базируется на результатах научных экспертных семинаров и специального социологического исследования.

Результаты. Среди мер, направленных на повышение уровня благополучия пожилых людей преимущественно первой возрастной группы (60-64 года), особое внимание уделено рекомендациям по стимулированию занятости и трудовой активности, созданию комплексной системы вовлеченности пожилых людей в производительную деятельность. Для пожилых людей второй возрастной группы (65-80 лет) акцент сделан на повышение материальной обеспеченности, улучшение состояния здоровья, развитие личностного потенциала и благоприятной окружающей среды. Для пожилых людей третьей возрастной группы (старше 80 лет) набольшее внимание уделено развитию стационарной паллиативной помощи, стационарозамещающих технологий, расширению опыта «Приемной семьи», государственно-частного партнерства «Хоспис».

Выводы. Предложенные целевые индикаторы и динамика их значений позволяют оценивать эффективность региональных социальных инициатив, использования финансовых ресурсов, динамики развития государственно-частного партнерства в социальной сфере; могут использоваться как дополнительные критерии оценки деятельности губернаторов. Результаты исследования также могут быть использованы субъектами РФ для расширения, уточнения и корректировки региональной социальной политики в части повышения уровня благополучия лиц старшего поколения.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Последние годы ознаменовались для России важным социально-экономическим достижением: продолжительность жизни населения за весь период наблюдений достигла в 2015 г. исторического максимума и составила 71,4 года,

Исследование выполнено на базе Томского политехнического университета при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках выполнения научно-исследовательских работ по направлению «Оценка и улучшение социального, экономического и эмоционального благополучия пожилых людей», договор № 14.Z50.31.0029.

а ожидаемое значение для 2016 г. - 72,06 года1. Позитивная динамика важнейшего

демографического показателя характерна для большинства российских регионов, в том числе и для Томской области (рис. 1).

Приведенные обоснованный

данные оптимизм:

вызывают благодаря

вполне росту

1 По данным Росстата. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popu lation/

продолжительности жизни следует ожидать увеличение совокупного спроса и улучшение общей экономической динамики. Однако оборотной стороной заметного роста продолжительности жизни являются новые социально-экономические вызовы, обусловленные высокими темпами старения населения [1].

Данная тенденция носит глобальный характер. Известно, что пожилые люди представляют в современном мире самую быстрорастущую возрастную группу. По оценкам ООН, каждую секунду 2 человека достигают возраста 60 лет2. В настоящее время пожилых людей больше, чем детей до 5 лет, а к 2050 г. их численность превысит количество детей и подростков в возрасте до 15 лет3.

Прогнозы Росстата в значительной степени совпадают с общемировыми: в I и II кварталах 2016 г. численность людей в возрасте выше трудоспособного составила 24% населения, к 2021 г. доля российских граждан в возрасте выше трудоспособного в общей численности населения составит 26,7% и достигнет 39,5 млн чел.4. Это означает, что РФ по мировым меркам является интенсивно стареющим сообществом5. В Томской области в данной возрастной группе уже сейчас находится каждый пятый житель, а общая численность лиц старшего возраста составляет более 230 тыс. чел.6.

Прогнозные статистические значения о темпах старения населения обусловливают высокую актуальность мер по поддержке и развитию человека на протяжении всей его жизни, созданию условий для повышения благополучия граждан старшего возраста, требуют эффективных мер социальной политики, ориентированной на особые потребности лиц старшего поколения [2].

Официальным признанием высокой социальной важности данной проблемы для России явилось принятие в феврале 2016 г. «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения

2 По данным Всемирной организации здравоохранения. World Health Statistics.

URL: http://www.who.int/gho/publications/world_health_statistics/en/

3 По данным Global AgeWatch Index. URL: http ://www.helpage .org/global- agewatch/

4 По данным Росстата. Раздел «Старшее поколение».

URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistic s/population/generation/

5 По данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx? DataSetCode=BLI

6 По данным «Доклада о социально-экономическом положении

Томской области» (январь-сентябрь 2016 г.).

URL: http://tmsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmsk/resources/581d 74804ea919288b8afb0d534aab22Zdk_09_2016.pdf

в Российской Федерации до 2025 года»7. В качестве ее ключевых целей заявлены повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их активного долголетия. Приоритетными направлениями Стратегии являются стимулирование занятости граждан пожилого возраста; повышение уровня их финансовой грамотности; обеспечение доступа граждан пожилого возраста к информационным и образовательным ресурсам; развитие современных форм социального обслуживания, совершенствование системы охраны здоровья, развитие рынка социальных услуг, защита прав граждан старшего поколения; формирование условий для организации досуга пожилых людей; применение дифференцированного подхода к определению форм социальной поддержки граждан старшего поколения. Вслед за утверждением данной Стратегии на федеральном уровне, долгосрочные программы в данном направлении стали активно разрабатываться и в российских регионах [3].

Процесс подготовки специальных рекомендаций по повышению благополучия граждан старшего поколения на уровне региона был инициирован сотрудниками Международной научно-образовательной лаборатории технологий улучшения благополучия пожилых людей в Томском политехническом университете8.

Разработка рекомендаций осуществлялась с учетом специфики социально-экономической ситуации в Томской области, в том числе значительной ограниченности финансовых возможностей местного бюджета. В связи с этим было принято решение о том, что основными субъектами, реализующими те или иные мероприятия в интересах граждан старшего возраста, будут не только местные органы власти и бюджетные организации, но и бизнес-структуры, некоммерческие организации (НКО), волонтеры. Основное ядро рекомендаций направлено на развитие как традиционных, так и новых форм взаимодействия и сотрудничества данных субъектов, в том числе основанных на государственно-частном партнерстве в социальной сфере [4].

7 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р. URL: http://government.ru/docs/21692/

8 Лаборатория создана на базе Томского политехнического университета при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках выполнения научно-исследовательских работ по направлению «Оценка и улучшение социального, экономического и эмоционального благополучия пожилых людей», договор № 14.Z50.31.0029 от 19.03.2014 Официальный сайт: http://portal.tpu.ru/departments/laboratory/lwl эрия и практика, 2017, т. 15, вып. 4, стр. 676-690

ournal/reqion/ 677

Группировка рекомендаций, направленных на повышение уровня благополучия граждан старшего поколения Томской области, выполнена по трем основным направлениям в соответствии с возрастными группами граждан старшего поколения, представленными в Стратегии:

• граждане в возрасте от 60 до 64 лет, в силу сохранения высокого уровня социально-экономической активности, желающие и способные продолжать трудовую деятельность, нуждающиеся в поддержке преимущественно для сохранения активности и социальной включенности;

• граждане в возрасте от 65 до 80 лет, в связи с прекращением трудовой деятельности и, как правило, снижением уровня доходов, нуждающиеся в расширенной социальной поддержке и значительном объеме специализированной медицинской помощи;

• граждане в возрасте старше 80 лет, нуждающиеся не только в социальном обслуживании и медицинской помощи, но и в постоянном уходе, поддержке либо со стороны семьи, либо со стороны государственных служб.

Результаты проведенного социологического исследования (анкетирования пенсионеров Томска и Томской области) дают основание утверждать, что наиболее актуальной проблемой граждан старшего поколения является медицинское обслуживание. Среди предложенных

респондентами мер по улучшению качества медицинского обслуживания лидируют

увеличение квот на бесплатное лечение, льготы для пенсионеров, повышение уровня профессиональной подготовки врачей [5].

Экспертные научные семинары, проведенные в рамках деятельности международной научно-образовательной лаборатории с участием пенсионеров, дали похожие результаты. Есть запрос на расширение доступности медицинской помощи для пожилых людей, с учетом того, что территориальная доступность учреждений оценивается как достаточная [6].

Исследования показали, что томские пенсионеры опираются преимущественно на помощь родственников, потребность в постоянной помощи органов соцзащиты в бытовых вопросах невысока, главная причина обращений - предоставление субсидий на оплату ЖКХ. Однако помощь государства в решении других важных жизненных проблем - материальных, жилищных,

со здоровьем, культурно-бытовых и психологических - оценивают как значимую не более 26% респондентов [7]. Уровень социальной активности очень низкий -в религиозных, волонтерских политических и иных общественных организациях участвуют единицы, но по итогам научно-экспертных семинаров выявлен запрос старшего поколения на участие в культурных и досуговых мероприятиях на бесплатной основе [8].

Основные направления предлагаемых инициатив, группы субъектов, вовлекаемые в процесс их реализации, и целевые индикаторы для оценивания результативности конкретных действий обобщены в табл. 1 [9, 10, 11].

В соответствии с упомянутой официальной градацией старшего поколения по возрастам и доминирующими в каждой возрастной группе потребностями выделены три группы мер, направленных на повышение уровня благополучия пожилых людей.

I. Рекомендации преимущественно в отношении пожилых людей первой возрастной группы (60-64 года)

Основной акцент в рекомендациях для данной возрастной группы граждан старшего поколения сделан на стимулирование занятости и социальной активности граждан пожилого возраста. Сделан вывод об экономической целесообразности распространения данных рекомендаций по вовлеченности в трудовые процессы на граждан более старшего возраста (до 70 лет) с учетом современных демографических тенденций.

Это обусловлено тем, что к 2020 г. доля населения трудоспособного возраста в Томской области резко снизится (с 66,5% до 55,4%)9. Спецификой областного рынка труда является высокий уровень занятости пенсионеров, что обусловлено, в частности, более ранним выходом на пенсию работников в северных районах. Однако в официальных документах признается, что пенсионеры занимают, прежде всего, низкооплачиваемые рабочие места.

При разработке рекомендаций было учтено то, что «Концепция действий на рынке труда Томской области до 2020 года» исходит из утративших к настоящему времени актуальность предпосылок о том, что с 2016 г. закончится восстановление экономики и начнется период инновационного

По данным демографического прогноза Томскстата. URL: http://tmsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmsk/ru/statistics/pop ulation/

развития. Важно и то, что целевые показатели по пожилым людям в действующей концепции предусмотрены не были10.

Увеличением численности и доли граждан в возрасте, старше трудоспособного, усложнение структуры социально-экономических групп пожилых людей Томской области потребовали специального анализа регионального рынка труда и оценки основных тенденций его развития.

В результате были предложены следующие инициативы, нацеленные на активную занятость пожилых людей на региональном рынке труда.

1. На основе грантовой, информационной, медийной поддержки органов местной власти, с привлечением сотрудников томских университетов рекомендуется создание комплексной системы трудоустройства пожилых людей. Для этого требуется:

• разработать программный продукт для прогноза потребности региональной экономики в кадрах;

• разработать программный продукт для проведения профессиональной и психологической диагностики (тестирования) лиц предпенсионного возраста, а также пожилых людей разных возрастных категорий;

• провести социологическое исследование работодателей на предмет их готовности предложить рабочие места для людей старшего возраста (по двум категориям: до 64 лет, с 65 до 75 лет);

• провести социологическое исследование людей предпенсионного и пенсионного возраста на предмет их готовности продолжать работать в рамках занимаемой должности, желания пройти профессиональную переподготовку, повысить квалификацию, уйти на другую работу с более гибким графиком или с меньшей степенью ответственности за принимаемые решения, организовать собственный бизнес и т.д. Выявить наиболее востребованные пожилыми людьми Томской области программы профессиональной подготовки и переподготовки11 (индикатор 3.1);

Концепция действий на рынке труда Томской области до 2020 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/951831496

11 По официальным данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в 2015 г. наиболее востребованными у пожилых людей были программы профессиональной подготовки

и переподготовки по профессиям: водитель транспортных средств, электросварщик, слесарь-сантехник, оператор ЭВМ, повар, лифтер,

продавец непродовольственных товаров, парикмахер. Источник

информации: http://www.rosmintrud.ru/

провести мониторинг лучших российских и международных практик (бенчмаркинг) внутрифирменного профессионального обучения и переподготовки граждан пенсионного возраста для последующего публичного представления и популяризации его результатов среди работодателей области (индикатор 3.1);

провести бенчмаркинг российского опыта наставничества, разработать комплекс мер по повышению его престижа (например, с помощью областного конкурса «Лучший наставник»). Поощрять и пропагандировать в СМИ корпоративные программы «Первое рабочее место» с привлечением в качестве наставников высококвалифицированных

работников старшего возраста)12. Разработать эффективную модель возмещения затрат на оплату труда и материальное стимулирование наставников (индикаторы 1.1, 1.2);

провести бенчмаркинг российского и международного опыта формирования «гибких» рабочих механизмов для пенсионеров, их доступа к «достойному труду», программ поощрения самозанятости и

предпринимательской активности пожилых людей (индикатор 1.1);

последовательно формировать общественное отношение к сохранению пожилыми людьми трудовой активности как к этапу лидерства и продолжения личностного роста, в том числе с помощью социальной рекламы (индикатор 3.2).

2. В адрес областного Центра населения (ЦЗН) рекомендуется:

занятости

сформировать базу данных «Старшее поколение» для трудоустройства,

переподготовки, повышения квалификации граждан старшего возраста (индикаторы 1.1,

3.1);

на официальном сайте создать рубрику «Содействие трудоустройству граждан пенсионного возраста», организовать работу специальной «горячей линии» для телефонной связи пенсионеров со специалистами центра

Например, в АО «Первоуральский новотрубный завод» (Свердловская область) за каждым молодым специалистом приказом по предприятию закрепляется наставник. Кандидаты в наставники проходят собеседование и специальное тестирование. По данным официального сайта предприятия:

http://www.chelpipe.ru/social_responsibility/. В Калужской области практически на всех крупных промышленных предприятиях действует положение о наставничестве, где, в частности, предусмотрены меры материального стимулирования. По данным официального сайта областной администрации: http://www.admoblkaluga.ru/main/progress/development/

по вопросам трудоустройства (индикаторы 1.1, 1.2, 1.3);

• размещать актуальную информацию о вакансиях для пенсионеров в областных газетах, журналах, на радио, телевидении, в общественном транспорте, на специальных информационных стендах (индикаторы 1.1, 1.2, 1.3);

• подготовить и при личном обращении пожилых людей вручать тематические информационные материалы в виде буклетов, брошюр, флаеров (индикатор 1.3);

• реализовать возможность скайп-связи соискателей из числа пожилых людей и потенциальных работодателей в специальном кабинете центра (предоставление компьютера, видеокамеры, логинов и паролей, помощи консультанта) (индикатор 1.3);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организовать проведение специальных курсов по основам предпринимательства, бизнес-планированию и финансовой грамотности для пожилых людей (совместно с университетами) (индикаторы 1.1, 1.2, 1.3).

II. Рекомендации преимущественно

в отношении пожилых людей второй

возрастной группы (65-80 лет)

1. В части обеспеченности

повышения

материальной

Актуальность рекомендаций, предлагаемых в этом разделе, обусловлена тем,

что в настоящее время средний уровень пенсий в Томской области составляет 13 242 руб., что выше прожиточного минимума пенсионера (8 318 руб.) на 59%, однако в 2,5 раза ниже среднемесячной заработной платы по области (33 368 руб.)13.

В ходе проведенных научных экспертных семинаров представители старшего поколения высказались за необходимость повышения среднего уровня пенсий до 75% от среднего уровня зарплаты в регионе, в то время как государство на данном этапе берет на себя по доведению коэффициента

14

обязательства замещения утраченного заработка только до 40%

пожилых людей) различными социальными выплатами. Это требует проведения комплексной инвентаризации всего спектра социальных выплат и льгот по трем возрастным категориям с целью дополнительной оценки их социальной значимости и эффективности, выявления возможной раздробленности льгот и необходимости их укрупнения, повышения простоты и понятности их предоставления для населения (индикаторы 1.1, 1.2).

Актуальной задачей остается повышение адресности и эффективности предоставляемых мер социальной поддержки, что предусмотрено Государственной программой социальной поддержки населения Томской области15.

Как показала региональная практика, категориальный подход к оказанию социальной поддержки (особенно выплат на оплату проезда в общественном транспорте) приводит к распылению значительных ресурсов (до 300 млн руб.) и несущественно сказывается на благополучии отдельного пенсионера.

В Томской области с 2015 г. осуществляется поэтапный переход к адресному оказанию мер социальной помощи. Так, бесплатный проезд в городском транспорте предусмотрен только для тех граждан, чья пенсия ниже полуторного прожиточного минимума, и при условии, что они не пользуются мерами социальной поддержки по какой-либо другой льготной категории (например, не являются ветеранами труда или инвалидами, для которых сохранены категориальные денежные выплаты)16.

С точки зрения роста ожидаемой продолжительности жизни и доли пожилых людей в структуре населения области весьма ожидаемым является решение вопроса о повышении возрастных границ отнесения граждан к категории «Ветеран труда Томской области»17.

Дополнительно в качестве адресной (заявительной) меры поддержки пожилых людей в настоящее время предусмотрено оказание разовой материальной помощи18. Ее верхняя

Соответственно, сохраняется потребность в дополнении пенсионных выплат (как основного механизма гарантирования уровня дохода

13 По данным Томскстата. URL: http://tmsk.gks.rU/wps/wcm/connect/r osstat_ts/tmsk/ru/statistics/population/

14 «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» от 05.02.2016 № 164-р. URL: http ://government.ru/docs/21692/

«Государственная программа Томской области «Социальная поддержка населения Томской области на 2015-2020 годы». Источник: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «ГАРАНТ». URL: http://docs.cntd.ru/document/467917379

16 Закон «О ветеранах труда Томской области» от 07.08.2008 в редакции от 11.03.2015 № 19-ОЗ.

17 В настоящее время - 35 лет трудового стажа для женщин и 40 лет - для мужчин.

18 Закон Томской области от 11.08.2005 № 130-03 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

граница (с учетом конкретной жизненной ситуации заявителя) на уровне региона предусмотрена в настоящее время в размере трех прожиточных минимумов. Важным и перспективным направлением адресной социальной помощи пожилым людям является заключение с трудоспособными членами их семей социального контракта. Со стороны семьи социальный контракт предполагает обязательства по трудоустройству, ведению приусадебного хозяйства, содержанию на личном подворье крупнорогатого скота (приобретенного на средства материальной помощи) и пр. Эффективность данной меры уже подтверждена на практике. В данном направлении рекомендуется совершенствование нормативной базы и расширение сферы применения социального контракта. Кроме повышения материальной обеспеченности пожилых людей, это важно для преодоления социального иждивенчества и укрепления горизонтальных связей между разными поколениями (индикаторы 1.1, 1.2, 4.2, 4.3).

Важным аспектом повышения уровня благополучия пожилых людей является достижение баланса интересов пожилых людей, работников учреждений социальной защиты и бизнес-субъектов в части тарифов на социальные услуги, предоставляемые на дому (индикаторы 2.2, 4.2, 4.4)19. Для практической реализации данной рекомендации требуется изучение и адаптация

к местным условиям успешного опыта других

" 20 российских регионов в данном направлении20.

Рекомендуется развитие системы комплексного обслуживания пожилых людей на дому с помощью мобильных бригад центров социального обслуживания населения, в составе которых работают врач, психолог и социальный работник. Расширение участия в комплексном обслуживании пожилых людей на дому НКО, вошедших в специальный реестр и осуществляющих свою уставную деятельность на грантовой основе (индикаторы 2.4, 4.2)21.

19 Тарифы рассчитываются по специальной методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 15.10.2015 № 725

«Об утверждении Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания» и применяются на основании Закона Томской области от 08.10.2014 № 127-ОЗ «Об организации социального обслуживания граждан в Томской области» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.09.2014 № 2240) (вместе с «Перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг»).

20 В Пермском крае, например, тарифы на ряд социальных услуг, предоставляемых на дому, кратно выше, чем в Томской области. Источник: Приказ Министерства социального развития Пермского края от 17.10.2014 № СЭД-33-01-03-517 «Об установлении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания».

21 Такой деятельностью в отношении инвалидов в Томске

в настоящее время занимается НКО «Незабудка». Сайт организации: http ://nezabudkatomsk.narod.ru/

ГА. Барышева и др. / Региональная экономика: п

http://fin-izdat.

Важным направлением повышения материальной обеспеченности пожилых людей является помощь по реализации продукции ЛПХ и ремесленных изделий. В данном направлении рекомендуется ввести обязательства власти для обеспечения административных мер по организации специальных оборудованных торговых точек, предоставлению стоек по продаже продукции, производимой пенсионерами. В том числе мониторинга таких мест и продвижение ремесленных изделий под брендами «Сделано в Томске», «Томская продукция» и др., гарантии бесплатного участия пожилых людей с их продуктами и изделиями на специальных ярмарках и фестивалях городского и областного значения (индикаторы 1.1, 1.2, 3.3).

2. В части улучшения состояния здоровья

Рекомендации в этом направлении актуальны для всех пожилых людей, однако они представлены в разделе, ориентированном преимущественно на потребности пожилых людей в возрасте 65-80 лет. Это связано с тем, что по официальным данным Министерства труда и социальной защиты РФ, затраты на медицинскую помощь пациенту данной возрастной группы в 7 раз превышают стоимость лечения граждан в возрасте от 16 до 64 лет22.

2.1. Развитие системы специализированных гериатрических отделений в государственных учреждениях здравоохранения, в том числе на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). В данном направлении рекомендуется проведение бенчмаркинга мировой практики и опыта регионов РФ для разработки модели реализации ГЧП «Хоспис» в Томской области23. Привлечение крупных компаний в качестве инвесторов, открывающих на базе помещений, принадлежащих городу или области, хосписы и обеспечивающих содержание и уход за пожилыми людьми на возмездной основе с выделением квоты бесплатных мест для пациентов, направляемых в хосписы по медицинским показаниям. Данная мера позволяет сохранить качество жизни как семье пожилого человека, так и предоставить квалифицированный уход самому пожилому человеку (индикаторы 2.5, 4.2).

2.2. Развитие института сиделок. По данному направлению рекомендуется расширение практики

22 По данным Минтруда России. URL: http://www.rosmintrud.ru/opendata

23 Согласно актуальной информации Минздрава России большинство субъектов РФ уже проводят мероприятия по развитию ГЧП в здравоохранении, в том числе по программам, ориентированным на особые запросы пожилых людей. Источник данных: http://www.rosmintrud.ru/opendata

эрия и практика, 2017, т. 15, вып. 4, стр. 676-690

ournal/region/ 681

предоставления услуг сиделок на основе сотрудничества Сибирского Государственного медицинского университета (СибГМУ), центров социального обслуживания населения

(для которых эти услуги являются дополнительными, платными и предоставляемыми только в рабочие дни) с НКО, входящими в специальный реестр поставщиков социальных услуг, отделом по социальному служению и благотворительности Томской епархии, представителями иных религиозных конфессий (индикаторы 2.3, 2.4). Организация профессиональной подготовки сиделок будет скорректирована после ожидаемого принятия специального профессионального стандарта.

2.3. Подготовка и профессиональная переподготовка врачей-гериатров. Необходимость и актуальность подготовки врачей-гериатров и предоставление пожилым людям медицинских услуг по профилю «Гериатрия» отмечены в Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации (индикаторы 2.2, 2.3). Однако на практике в Томской области спрос на специалистов данного профиля незначителен, поскольку на данный момент более актуальной задачей является преодоление острой нехватки врачей-терапевтов и врачей общей практики. В рамках системы непрерывного медицинского образования по данному направлению рекомендуется организация курсов тематического усовершенствования (в пределах 72 часов) для врачей-терапевтов и врачей общей практики, поскольку доля пациентов пожилого возраста в общем количестве пациентов имеет устойчивую тенденцию к росту (индикаторы 2.2, 2.3, 2.4).

2.4. Совершенствование качества амбулаторного обслуживания пожилых людей по месту жительства. В данном направлении рекомендуется расширение положительного опыта СибГМУ по разделению записи к терапевтам и узким специалистам между «саП-центром» и сотрудниками поликлиники, ведущими запись в порядке живой очереди. Применение системы «обратного звонка» пожилым людям, уже посетившим врача с целью оценки степени их удовлетворенности качеством медицинского обслуживания в поликлинике (индикаторы 2.2, 2.3).

3.1. Организация НКО для лиц старшего поколения. В данном направлении рекомендуется расширение помощи специалистов центров занятости населения, комплексных центров социального обслуживания населения, волонтеров в регистрации и организации работы НКО24, ориентированных на продвижение специальных проектов для пенсионеров и (или) в которых пенсионеры участвуют лично. За счет средств грантовой поддержки возможна оплата работы специалиста (специально обученного руководителя проектов, в том числе из числа пенсионеров, придерживающихся активной жизненной позиции). Специалист готовит конкурсные заявки на гранты под специальные проекты по благополучию пожилых людей, (например, клубов социальной адаптации для людей старшего поколения, завершивших трудовую деятельность), ведет учет пенсионеров на территории и на основе базы данных отдела социального обеспечения, выделяет пул пенсионеров с различными потребностями в активной деятельности, способствует формированию групп по интересам, оказывает помощь в организации социально значимых мероприятий, организует пенсионеров во взаимном обслуживании, координирует организацию мастер-классов силами самих пенсионеров, помогает в привлечении благотворителей (в т.ч. из тех предприятий и организаций, на которых раньше трудились пенсионеры) (индикатор 4.4).

3.2. Проведение региональных конкурсов социального предпринимательства, создание условий по привлечению предпринимателей и пенсионеров в социальные проекты [12].

4. В части формирования благоприятной окружающей среды

Органам власти рекомендуется:

4.1. Организовать проведение ежегодной специализированной тематической выставки социальной, медицинской, благотворительной помощи, товаров и услуг для пожилых людей «Золотая осень», приуроченной

к Международному дню пожилого человека (1 октября). В ее работе целесообразно участие не только социально-ориентированного бизнеса, НКО и волонтеров, но и специалистов службы

2.5. Развитие программ обучения членов семьи навыкам ухода и особенностям общения с пожилым человеком (индикатор 2.3).

Действующих в соответствии с законом Томской области «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти Томской области». Источник: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «ГАРАНТ». URL: http://docs.cntd.ru/document/467927153 ГА. Барышева и др. / Региональная экономика: теория и практика, 2017, т. 15, вып. 4, стр. 676-690

http://fin-izdat.ru/journal/region/

3. В части развития личностного потенциала

занятости, социальной защиты, юристов, представителей организаций культуры,

медицинских, спортивных учреждений и т.д. (индикаторы 3.2, 4.1, 4.4).

4.2. Оценить перспективы внесения изменений в нормативную базу при утверждении плана застройки новых микрорайонов, выделения на первом этаже одного из домов специальных помещений для организации общения, проведения мероприятий, мастер-классов и т.д. для пожилых людей и (или) с их участием (индикаторы 3.2, 4.1).

4.3. Создать условия (с учетом нормативной базы) для квотирования в рамках нового строительства и капитального ремонта квартир, максимально приспособленных для особых нужд пожилых людей (отсутствие порогов, широкие дверные проемы, оснащение датчиками движения, кнопками экстренного вызова и пр.)25 (индикатор 4.1).

III. Рекомендации преимущественно в отношении пожилых людей третьей возрастной группы (80 лет и старше)

1. Развитие стационарной паллиативной помощи (в соответствии с социальными нормативами ее предоставления пожилым людям) (индикаторы 2.3,

2.4. 2.5).

2. Развитие стационарозамещающих технологий, в том числе через внедрение практики социальной франшизы, концессии, аренды с инвестиционными обязательствами, социального аутсорсинга для учреждений, оказывающих медицинскую помощь и социальную поддержку пожилым людям [13, 14] (индикаторы 2.3, 2.4, 2.5).

Развитие предлагаемых направлений хорошо согласуется с общей идеей, заложенной в Государственной программе Томской области «Социальная поддержка населения Томской области на 2015-2020 годы»26, где на стр. 14 сказано, что «...перспективным направлением в сфере социального обслуживания населения в Томской области до 2020 г. наряду со стационарными учреждениями социального обслуживания пожилых людей станет развитие надомных и полустационарных форм предоставления социальных услуг

(стационарозамещающих технологий) как социально и экономически более эффективных. Там же отмечено, что «.планируется развивать

сотрудничество с социально ориентированными некоммерческими организациями и волонтерами для оказания помощи пожилым гражданам на дому, расширения сферы применения мобильных бригад социального обслуживания и др.».

3. Расширение успешного опыта «Приемной семьи» (социальный работник принимает к себе своего подопечного) и взаимной помощи пожилых

27

людей друг другу , что дает возможность пожилым людям вести привычный образ жизни и быть при этом социально защищенными, решать проблемы одиночества, психологического дискомфорта, ощущения ненужности, с которыми сталкиваются многие одинокие люди старшего возраста [15, 16] (индикаторы 2.4, 4.2, 4.3).

4. Проведение бенчмаркинга регионального опыта организации деятельности «Детских садов для пожилых людей» (Москвы, Санкт-Петербурга, Магнитогорска, Южноуральска, Кемеровской области), в том числе, с целью обеспечения доступности таких услуг для пожилых людей и их семей (в Томске стоимость одного дня пребывания в аналогичных учреждениях составляет 667 руб.). Распространение опыта применения модели «Детский сад для пожилых людей», имеющегося в КЦСОН Томска (дневное пребывание с питанием, медицинским и культурным обслуживанием)28 (индикаторы 3.2, 4.1, 4.4).

5. Проведение социологического исследования о готовности домашних хозяйств к широкой реализации в регионе модели «Приемная семья» для пожилых людей.

6. Формирование социально-ответственного отношения детей к родителям на всех уровнях системы образования и в медийном пространстве

[17].

В дополнение к рекомендациям, сгруппированным по возрастным группам лиц старшего возраста, значимыми являются рекомендации, нацеленные на внесение изменений в отдельные пункты Федерального законодательства. Согласно проведенному исследованию, наиболее важными из них представляются следующие.

1. Устранение в нормативных документах «геронтологического эйджизма», понимаемого в международной практике как

пренебрежительное отношение и унижающие человеческое достоинство практики, основанные

Интересный опыт в этом направлении есть, например, у немецкой компании CIBEK, занимающейся разработкой программных продуктов «PAUL» для поддержки пожилых людей в их повседневной жизни и быту. Сайт компании: http://www.cibek.de/ 26 Ссылка 19

К настоящему времени имеется опыт семи таких приемных

семей в селах Зырянского, Бакчарского и Парабельского районов

Томской области.

28 В 2015 г. в такой форме стационарозамещающих технологий в Томске участвовали 32 человека.

на негативной возрастной стереотипизации, а также сами негативные возрастные стереотипы в отношении людей старших возрастных групп [18]. В частности, рекомендуется замена официального термина «пенсия по старости» на «пенсия по возрасту» или «пенсия по трудовому стажу». Отказ от термина «возраст дожития», использование вместо него недискриминирующего выражения

«продолжительность полноценной жизни», «период жизненной активности» и др. Поддержка инициативы ООН по отмене в качестве официально используемого термина «пенсионный возраст» как признание того, что люди должны работать столько, сколько они хотят и могут [19].

2. Изменение принятого в «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» официального подхода к градации лиц старшего возраста на три возрастные группы. Его недостатки отмечены в разделах I и II предлагаемых рекомендаций.

3. Расширение диапазона показателей, характеризующих качество жизни в регионах за счет введения и использования Российского индекса благополучия населения по возрастным группам, позволяющего оценить объективные и субъективные потребности граждан (в том числе пожилых людей). Российский индекс благополучия населения по возрастным группам

может выступать инструментом оценки, мониторинга и формирования рейтинга благополучия старшего поколения в регионах29.

Комплекс рекомендаций по повышению уровня благополучия старшего поколения,

представленный в данной статье, одобрен Советом Законодательной Думы Томской области.

Международная научно-образовательная

лаборатория технологий улучшения благополучия пожилых людей НИ ТПУ совместно с Администрацией Томской области уже приступила к разработке региональной Концепции действий в интересах старшего поколения.

Ожидается, что описанные в статье результаты исследования могут быть использованы субъектами РФ для расширения, уточнения и оперативной корректировки конкретных мер региональной социальной политики,

ориентированной на повышение уровня благополучия старшего поколения [20].

Предложенные целевые индикаторы и динамика их значений могут быть использованы при оценивании результативности соответствующих региональных мероприятий, эффективности использования финансовых ресурсов, динамики развития государственно-частного партнерства в социальной сфере, а также как дополнительные критерии эффективности деятельности

губернаторов.

29 Дизайн данного индекса разработан сотрудниками Лаборатории и в настоящее время осуществляется его тестирование на уровне региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Основные направления, субъекты и целевые индикаторы рекомендаций по повышению благополучия пожилых людей на уровне конкретного региона

Table 1

Main directions, actors, and target indicators of recommendations to enhance the well-being of older persons at the level of a specific region

Показатель Повышение уровня благополучия пожилых людей в Томской области

Основные направления 1. Повышение материальной обеспеченности. 2. Улучшение состояния здоровья. 3. Развитие личностного потенциала. 4. Благоприятная окружающая среда

Основные субъекты Местные органы власти, бюджетные организации, бизнес-структуры, НКО, волонтеры, включая как традиционные, так и новые формы их взаимодействия и сотрудничества (в том числе экономического)

Целевые индикаторы 1.1 Отношение размера пенсии к среднему уровню заработной платы по региону; 1.2 Доля затрат на обязательные платежи пенсионера (коммунальные, транспортные, лекарства, медицинские услуги и др.) в пенсии; 1.3 Доля пожилых людей в общей численности граждан, занятых на рынке труда; 1.4 Количество внутрифирменных программ, ориентированных на профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации граждан пожилого возраста; 2.1 Количество социальных проектов и проектов в сфере охраны здоровья пожилых людей, реализуемых на основе государственно-частного партнерства (ГЧП)*; 2.2. Количество дней ожидания приема у специалистов (в том числе узких); 2.3 Доля пожилых людей, фактически получающих медицинскую помощь (в том числе высокотехнологичную); 2.4 Доля пожилых людей, нуждающихся в длительном уходе к численности находящихся в стационарах; 2.5 Количество гериатрических и паллиативных отделений (коек в расчете на 1 000 чел.) в учреждениях здравоохранения; 3.1 Доля пожилых людей, участвующих в различных формах образовательной деятельности и видах образовательных программ**; 3.2 Доля пожилых людей, активно участвующих в социально-культурных и политических мероприятиях; 3.3 Количество районных и областных объектов социального, культурного, образовательного, спортивного назначения, отвечающих особым запросам пожилых людей; 4.1 Доля пожилых людей и инвалидов, положительно оценивающих доступность объектов инфраструктуры; 4.2 Доля пожилых людей, оказавшихся без поддержки родных и близких; 4.3 Доля пожилых людей, получивших помощь в трудных жизненных ситуациях (стихийные бедствия, пожары, одиночество, потеря близких и др.) от количества обратившихся; 4.4 Количество НКО и волонтеров, участвующих в проектах и мероприятиях, нацеленных на повышение благополучия пожилых людей

Этапы и сроки реализации В соответствии со сроками действия Стратегии (до 2025 г.) с последующей пролонгацией. В перспективе рекомендуется разработка и принятие приоритетного регионального проекта «Благополучие пожилых людей Томской области»***

Ожидаемые результаты Повышение уровня удовлетворенности пожилых людей социальной политикой и рост социальной интеграции общества в целом

* Опыт такого рода хорошо известен в мире (в странах G7 на ГЧП приходится до 30% от общего количества всех социальных проектов и проектов по здравоохранению, широкое распространение ГЧП для решения аналогичных задач получило в Швеции, Канаде, Индии) [9]. Успешный опыт ГЧП в социальной сфере есть и в российских регионах, например, в Кемеровской области [10].

** Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» впервые нормативно закреплено понятие непрерывного образования, возможность реализации права граждан на образование в течение всей жизни, определены условия, позволяющие гибко и оперативно обеспечивать соответствие квалификации человека меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

*** Приоритетные региональные проекты реализуются во многих регионах России (Вологодская, Свердловская, Кемеровская, Хабаровская области, Пермский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.) [11].

Источник: составлено авторами

Source: Authoring

Рисунок 1

Продолжительность жизни населения Томской области (2001-2015 гг.), лет Figure 1

Life expectancy of population of the Tomsk oblast 2001-2015, years

Источник: составлено авторами по данным Томскстата.

URL: http://tmsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmsk/ru/statistics/population

Source: Authoring, based on the Tomskstat data. Available at:

http://tmsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmsk/ru/statistics/population

Список литературы

1. Кудрин А.Л., Гурвич Е.Т. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. 2012. № 3. С. 52-79.

2. Григорьева И.А., Видясова Л.А., Дмитриева А.В., Сергеева О.В. Пожилые в современной России: между занятостью, образованием и здоровьем: монография. СПб.: Алетейя, 2015. 336 с.

3. Вишневский А. Время демографических перемен. Авторский сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 320 c.

4. Недоспасова О.П., Барышева Г.А., Таран Е.А. Многосубъектный подход к обеспечению благополучия: взгляд с позиций теории человеческого капитала: монография. Томск: ИД Томского Государственного университета, 2015. 290 с.

5. Фролова Е.А., Рыжкова М.В., Кашапова Э.Р. Социальное и экономическое благополучие современного информационного общества // Информационное общество: научно-аналитический журнал. 2015. № 5. С. 4-12.

6. Маланина В.А. Равновесный подход к анализу благополучия / Общество и непрерывное благополучие человека: сборник научных трудов Международного научного симпозиума студентов и молодых ученых, Томск, 27-30 марта 2014 г. Томск: Изд-во ТПУ, 2014. С. 230-234.

7. Baryshev A.A., Barysheva G.A. Social Entrepreneurship: Metaphysics of Entrepreneurship in Practice. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 2016, vol. 7: Lifelong Wellbeing in the World (WELLSO 2015): Proc. 2nd Int. Sci. Symposium, 18-22 May 2015, Tomsk, Russian Federation, pp. 352-365. URL: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/33328.

8. Аникина Е.А., Иванкина Л.И., Таран Е.А. Благополучие пожилых людей: экономическая составляющая // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1436-1440.

9. Prettner K., Canning D. Increasing Life Expectancy and Optimal Retirement: Does Population Aging Necessarily Undermine Economic Prosperity? Program on the Global Demography of Aging. Working Paper, no. 91, 2012. doi: 10.1007/s00199-013-0776-9

020202020202020202020202023202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202480202020202020202020202

10. Шабунова А.А., Барсуков В.Н., Калачикова О.Н., Морев М.В. Пожилые люди в современном российском обществе / Препринт. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. 111 с.

11. Ляшок В.Ю., Назаров В.С., Дормидонтова Ю.А. Анализ факторов, влияющих на принятие решения о выходе на пенсию // Журнал Новой экономической ассоциации. 2014. № 4. С. 66-86.

12. Burstein D. Fast Future: How the Millennial Generation is Shaping Our World. Boston, MA, Beacon Press, 2013, 206 р.

13. Kroll C. Measuring Progress and Well-Being: Achievements and Challenges of a New Global Movement. Germany, Friedrich Ebert Foundation, 2011, 136 р.

14. Winkelmann R. Unemployment, Social Capital, and Subjective Well-Being. Springer Science+Business Media B.V., 2008, 49 р.

15. Pavlova I.A., Gumennikov I. V., Monastyrny E.A. Composite Indices as International Approaches to Elderly Population Well-Being Evaluation: Evidence from Russia. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 2016, vol. 7: Lifelong Wellbeing in the World (WELLSO 2015): Proc. 2nd Int. Sci. Symposium, 18-22 May 2015, Tomsk, Russian Federation, pp. 259-269. URL: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/33317. doi: 10.15405/epsbs.2016.02.35

16. Deaton A. Income, Health and Wellbeing Around the World: Evidence from the Gallup World Poll. The

Journal of Economic Perspectives, 2008, vol. 22, iss. 2, pp. 53-72.

17. Hoban M., James V., Beresford P., Fleming J. Involving Older Age: The Route to Twenty-First Century Well-Being: Final Report. Royal Voluntary Service Cardiff, 2013. URL: http://www.royalvoluntaryservice.org.uk/Uploads/Documents/SoA_Closingprojectreport_final_web_ v2.pdf.

18. Колпина Л.В. Геронтологический эйджизм в практиках медицинского и социального обслуживания населения // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 72-77.

19. Erickson T.J. The Leaders We Need Now: Generation X Will Produce Executives Who Bring a Distinctive Sense of Realism to the Modern Corporation. Harvard Business Review, 2010, May, pp. 13-49.

20. Ляшок В.Ю., Рощин С.Ю. Молодые и пожилые работники на российском рынке труда: субституты или нет? / Препринт WP15/2016/04. Серия WP15. Научные труды Лаборатории исследований рынка труда. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 46 c.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-8733 (Online) Socioeconomic Policy

ISSN 2073-1477 (Print)

REGIONAL INITIATIVE TO IMPROVE THE WELL-BEING STANDARD OF THE OLDER GENERATION: EVIDENCE FROM THE TOMSK OBLAST

Galina A. BARYSHEVAa, Ol'ga P. NEDOSPASOVAM

a National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation ganb@tpu.ru

b National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation opnedospasova@tpu.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 31 October 2016 Received in revised form 22 November 2016 Accepted 12 December 2016 Available online 14 April 2017

JEL classification: I31, I38, P46, R13

Keywords: older generation, welfare, social services, advice, indicators

Abstract

Importance The paper sets out the main directions, key performance indicators, and practical recommendations aimed at improving the well-being of senior citizens at the regional level. The proposed initiative is based on the requirement of the Plan of Action for Senior Citizens in the Russian Federation until 2025 to ensure a differentiated approach to the needs and interests of people, depending on age.

Objectives The paper aims to identify key trends, key stakeholders, target indicators, and specific recommendations to improve the well-being standard of the older generation in the Tomsk oblast. Methods The study's factual database uses the international ranking data assessing the well-being of older people, FSSS and Pension Fund of the Russian Federation data, Unified Interdepartmental Statistical Information System (EMISS) data, and the results of Multipurpose Survey of the Living Conditions of Population. A large part of the recommendations is based on the results of scientific expert seminars and special sociological research.

Results The paper presents certain broad recommendations on improvement of the well-being standard of the elderly people of various age groups.

Conclusions and Relevance The proposed target indicators and the dynamics of their values make it possible to assess the effectiveness of regional social initiative, the use of financial resources, the dynamics of the development of public-private partnerships in the social sphere. They can be used as additional criteria for evaluating the activities of the governors. The results of the research can also be used by the Russian Federation subjects to extend, clarify and adjust the regional social policies in terms of improving the well-being of older persons.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

The study was supported by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation and performed

using the facilities of the Tomsk Polytechnic University, within the research framework in Assessment

and Improvement of the Social, Economic and Emotional Well-Being of Older People,

Contract No. 14.Z50.31.0029.

References

1. Kudrin A.L., Gurvich E.T. [Aging of population and the threat of a fiscal crisis]. Voprosy Ekonomiki, 2012, no. 3, pp. 52-79. (In Russ.)

2. Grigor'eva I.A., Vidyasova L.A., Dmitrieva A.V., Sergeeva O.V. Pozhilye v sovremennoi Rossii: mezhdu zanyatost'yu, obrazovaniem i zdorov'em. Monografiya [The elderly in modern Russia: between employment, education and health: a monograph]. St. Petersburg, Aleteiya Publ., 2015, 336 p.

3. Vishnevskii A. Vremya demograficheskikh peremen. Avtorskii sbornik [Time of demographic change. Author's collection of works]. Moscow, HSE Publ., 2015, 320 p.

4. Nedospasova O.P., Barysheva G.A., Taran E.A. Mnogosub"ektnyi podkhod k obespecheniyu blagopoluchiya: vzglyad s pozitsii teorii chelovecheskogo kapitala. Monografiya [A multi-stakeholder approach to well-being: a view from the perspective of the theory of human capital: a monograph]. Tomsk, ID TSU Publ., 2015, 290 p.

5. Frolova E.A., Ryzhkova M.V., Kashapova E.R. [The social and economic well-being of the modern information society]. Informatsionnoe obshchestvo = Information Society, 2015, no. 5, pp. 4-12. (In Russ.)

6. Malanina VA. [An equilibrium approach to the analysis of well-being]. Obshchestvo i nepreryvnoe blagopoluchie cheloveka: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma studentov i molodykh uchenykh, Tomsk, 27-30 marta 2014 [Proc. Int. Sci. Symposium of students and young scientists Society and Continuous Human Well-Being; Tomsk, March 27-30, 2014]. Tomsk, Izd-vo TPU Publ., 2014, pp.230-234.

7. Baryshev A.A., Barysheva G.A. Social Entrepreneurship: Metaphysics of Entrepreneurship in Practice. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 2016, vol. 7: Lifelong Wellbeing in the World (WELLSO 2015): Proc. 2nd Int. Sci. Symposium, 18-22 May 2015, Tomsk, Russian Federation, pp. 352-365. Available at: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/33328.

8. Anikina E.A., Ivankina L.I., Taran E.A. [The welfare of the elderly: the economic component].

Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 2-7, pp. 1436-1440. (In Russ.)

9. Prettner K., Canning D. Increasing Life Expectancy and Optimal Retirement: Does Population Aging Necessarily Undermine Economic Prosperity? Program on the Global Demography of Aging. Working Paper, no. 91, 2012. doi: 10.1007/s00199-013-0776-9

10. Shabunova A.A., Barsukov V.N., Kalachikova O.N., Morev M.V. Pozhilye lyudi v sovremennom rossiiskom obshchestve. Preprint [Elderly people in the contemporary Russian society: a preprint]. Vologda, ISEDT RAS Publ., 2015, 111 p.

11. Lyashok V.Yu., Nazarov V.S., Dormidontova Yu.A. [Analysis of the factors influencing the decision on retirement]. Zhurnal Novoi ekonomicheskoi assotsiatsii = Journal of the New Economic Association, 2014, no. 4, pp. 66-86. (In Russ.)

12. Burstein D. Fast Future: How the Millennial Generation is Shaping Our World. Boston, MA, Beacon Press, 2013, 206 p.

13. Kroll C. Measuring Progress and Well-Being: Achievements and Challenges of a New Global Movement. Germany, Friedrich Ebert Foundation, 2011, 136 p.

14. Winkelmann R. Unemployment, Social Capital, and Subjective Well-Being. Springer Science+Business Media B.V., 2008, 49 p.

15. Pavlova I.A., Gumennikov I.V., Monastyrny E.A. Composite Indices as International Approaches to Elderly Population Well-Being Evaluation: Evidence from Russia. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 2016, vol. 7: Lifelong Wellbeing in the World (WELLSO 2015): Proc. 2nd Int. Sci. Symposium, 18-22 May 2015, Tomsk, Russian Federation, pp. 259-269. Available at: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/33317. doi: 10.15405/epsbs.2016.02.35

16. Deaton A. Income, Health and Wellbeing Around the World: Evidence from the Gallup World Poll. The

Journal of Economic Perspectives, 2008, vol. 22, iss. 2, pp. 53-72.

17. Hoban M., James V., Beresford P., Fleming J. Involving Older Age: The Route to Twenty-First Century Well-Being: Final Report. Royal Voluntary Service Cardiff, 2013. Available at: http://www.royalvoluntaryservice.org .uk/Uploads/Documents/SoA_Closingproj ectreport_final_web_v2.pdf

18. Kolpina L.V. [Gerontological ageism in health practices and social services]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2015, no. 5, pp. 72-77. (In Russ.)

19. Erickson T.J. The Leaders We Need Now: Generation X Will Produce Executives Who Bring a Distinctive Sense of Realism to the Modern Corporation. Harvard Business Review, 2010, May, pp. 13-49.

20. Lyashok V.Yu., Roshchin S.Yu. Molodye ipozhilye rabotniki na rossiiskom rynke truda: substituty ili net? Preprint WP15/2016/04. Seriya WP15. Nauchnye trudy Laboratorii issledovanii rynka truda [Young and older workers in the Russian labor market: substitutes or not? A preprint. WP15/2016/04. Series WP15. Scientific works of Laboratory of Studies of the Labor Market]. Moscow, HSE Publ., 2016, 46 p.

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.