Научная статья на тему 'Старение населения: социально-экономический аспект'

Старение населения: социально-экономический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3792
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗМЕР ПЕНСИИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / КОЭФФИЦИЕНТ СТАРЕНИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / OLDER PERSONS / POPULATION AGEING / RETIREMENT AGE / PENSION SIZE / POPULATION BURDEN / AGEING RATIO / POPULATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузин Сергей Иванович

Возрастная структура населения современной России имеет тенденцию увеличения доли пожилых людей в возрасте 60 лет и старше. Специалисты в области социально-экономической и демографической статистики, социологии, геронтологии утверждают, что эта тенденция обусловлена влиянием следующих факторов: улучшение условий жизни; развитие медицины; снижение уровня рождаемости; рост численности граждан, имеющих низкую экономическую активность (в возрасте 60 лет и старше). Возможным решением проблемы старения населения является увеличение пенсионного возраста. Данная мера действенна в долгосрочной перспективе, но в таком случае необходимо и в дальнейшем продлевать среднюю продолжительность жизни, укреплять здоровье граждан и создавать дополнительные институты для обеспечения работой лиц, находящихся в возрастах, близких к пенсионному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AGING OF THE POPULATION: SOCIO-ECONOMIC ASPECT

The age structure of the population of modern Russia tends to increase the proportion of elderly people aged 60 years and older. Experts in the field of socio-economic and demographic statistics, sociology, gerontology argue that this trend is due to the influence of the following factors: improvement of living conditions; development of medicine; decrease in the birth rate; increase in the number of citizens with low economic activity (aged 60 years and over). A possible solution to the problem of population ageing is the increase in the retirement age. This measure is effective in the long term, but in this case it is necessary to continue to extend the average life expectancy, to strengthen the health of citizens and to create additional institutions to provide employment to persons who are close to retirement age.

Текст научной работы на тему «Старение населения: социально-экономический аспект»

УДК 314.17

Кузин Сергей Иванович

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова», г. Москва

е-mail: skouzine@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2018-3-137-143

СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Возрастная структура населения современной России имеет тенденцию увеличения доли пожилых людей в возрасте 60 лет и старше. Специалисты в области социально-экономической и демографической статистики, социологии, геронтологии утверждают, что эта тенденция обусловлена влиянием следующих факторов: улучшение условий жизни; развитие медицины; снижение уровня рождаемости; рост численности граждан, имеющих низкую экономическую активность (в возрасте 60 лет и старше). Возможным решением проблемы старения населения является увеличение пенсионного возраста. Данная мера действенна в долгосрочной перспективе, но в таком случае необходимо и в дальнейшем продлевать среднюю продолжительность жизни, укреплять здоровье граждан и создавать дополнительные институты для обеспечения работой лиц, находящихся в возрастах, близких к пенсионному.

Ключевые слова: пожилые люди, старение населения, пенсионный возраст, размер пенсии, демографическая нагрузка, коэффициент старения, демографическая политика.

Kuzin Sergey

Candidate of Economic Sciences, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow е-mail: skouzine@mail.ru

THE AGING OF THE POPULATION: SOCIO-ECONOMIC ASPECT

Abstract. The age structure of the population of modern Russia tends to increase the proportion of elderly people aged 60 years and older. Experts in the field of socio-economic and demographic statistics, sociology, gerontology argue that this trend is due to the influence of the following factors: improvement of living conditions; development of medicine; decrease in the birth rate; increase in the number of citizens with low economic activity (aged 60 years and over). A possible solution to the problem of population ageing is the increase in the retirement age. This measure is effective in the long term, but in this case it is necessary to continue to extend the average life expectancy, to strengthen the health of citizens and to create additional institutions to provide employment to persons who are close to retirement age.

Keywords: older persons, population ageing, retirement age, pension size, population burden, ageing ratio, population policy.

Рост числа пожилых людей в общей численности населения остается одной из наиболее важных демографических проблем современного общества. Процесс старения населения затрагивает все сферы жизни и исследуется специалистами в области социально-экономической и демографической статистики, социологии, демографии, геронтологии и других наук.

Проблема старения населения существует во многих странах, например, в Европе большинство стран относят к демографически старым, так как доля людей старше 65 лет там превышает 12,0 %. С этой точки зрения наиболее демографически старыми странами Европы считаются Норвегия (21,1 %), Германия (20,6 %) и Греция (19,7 %). Только четыре европейские страны имеют удельный вес лиц старше 65 лет, меньше чем в России: Франция (12,7 %), Республика Молдова (10,0 %), Республика Македония (11,8 %) и Ирландия (11,9 %) - данные страны находятся на этапе преддверия старости.

В Европе старение населения обусловлено низким уровнем рождаемости. Если на 1 000 чел. населения в России число родившихся в 2016 г. составляло 13,3 чел., или 13,3 %, то в Португалии 8,5 % - это самый низкий общий коэффициент рождаемости в Европе. Только в Ирландии рождаемость выше, чем в России (15,7 %). Однако и число смертей на 1000 чел. в Европе меньше, чем в России. В итоге, в большинстве стран Европы (в 15 странах) наблюдается естественный прирост населения.

Процесс демографического старения в большей степени характерен для женщин: в 2016 г. численность женщин в возрасте старше 65 лет была в два раза больше численности мужчин и составляла 65 % от общей численности населения старше 65 лет [3].

Швеция Чешская Республика Финляндия Великобритания Словакия Республика Молдова Португалия Норвегия Люксембург Латвия Испания Дания Германия Болгария Беларусь Россия

17

9 11 13 15

Составлено автором по данным Росстата

Рис. 1. Доля пожилых людей старше 65 лет, %

19

21

10

9,4

3,6 3,7 3,8

0,6

1 1

1,2

1,4

1,7

2,1 2,1 2,2 2,2

0 0 0

-4

-0,2 -0,1

-1,7

-1,5

-1,3 -1,2-1,1

-3,5

-3,1

-2,6

-2,3

-4

-4,5

Составлено автором по данным Росстата

Рис. 2. Коэффициенты естественного прироста/убыли населения, %

В перспективе, масштабы старения будут увеличиваться. Так, прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 г. предполагает, что возрастная структура населения будет сдвигаться в сторону постарения, будет увеличиваться численность населения старше трудоспособного возраста, а численность населения трудоспособного возраста, наоборот, снижаться. Эти тренды приведут к существенному росту демографической нагрузки на трудоспособное население. Предполагается, что общая численность экономически активного населения сократится с 72,6 млн чел. в 2011 г. до 66,1 млн чел. в 2030 г., или на 9,0 % [8].

8

6

4

4

2

0

Такую негативную тенденцию обусловливают несколько факторов: улучшение условий жизни; развитие медицины и здравоохранения как отрасли; снижение уровня рождаемости; рост численности граждан, имеющих низкую экономическую активность (в возрасте 60 лет и более). Фактически численность экономически активного населения в 2016 г. по сравнению с 2011 г. возросла на 1,0 %. Уровень экономической активности также увеличился, при этом за счет увеличения числа занятых, а не безработных - это говорит о положительных изменениях на современном рынке труда.

Несмотря на некоторые положительные изменения, возрастная структура России согласно классификации, используемой в демографии и статистике населения, является регрессивной, так как на жителей старше 50 лет (прародители) приходится 34 % общей численности населения. Шведский статистик Г Зундберг писал, что один из всеобщих законов населения заключается в сохранении постоянного удельного веса численности родителей, а тип возрастной структуры зависит от удельного веса детей и прародителей. Для прогрессивной структуры, характерно преобладание детей, а для регрессивной -прародителей. Кроме того, нагрузка на трудоспособное население России в 2015 г. составила 427 чел. а в 2011 г. 372 чел. на 1 000 чел. трудоспособного населения.

С позиции государства необходимо изучать проблему старения населения для прогнозирования и планирования будущих расходов Пенсионного фонда РФ, корректировки политики в социальной сфере и сфере здравоохранения, определения влияния данного процесса на развитие цифровой экономики. С точки зрения обычных граждан, увеличение численности пенсионеров приводит к снижению размера пенсий, росту конкуренции на рынке работников пенсионного возраста, а также возникновению трудностей при получении социальной помощи и услуг здравоохранения.

В связи со старением населения работодателям сложно найти молодой, высококвалифицированный персонал, особенно в инновационных и прорывных отраслях. Работодатель вынужден тратить деньги на переобучение или переподготовку работников старших возрастов, ознакомление персонала с новинками техники и технологий, корректировать структуру предложений.

Для комплексного анализа проблемы старения населения и социально-экономических последствий, в работе сделана попытка применения SWOT-анализа (strengths - сильные стороны; weaknesses - слабые стороны; opportunities — возможности; threats — угрозы), который дает общую картину текущей ситуации и позволяет выявить возможные пути решения проблемы, а также способы использования позитивных сторон данного демографического процесса. Суть SWOT-анализа заключается в изучении сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, которые могут иметь место в обществе вследствие прогрессивного развития данного демографического процесса. В приложении к старению населения данный метод анализа заключается в выявлении возможных способов сокращения отрицательных последствий данного процесса [1].

В ходе анализа выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы старения населения (табл. 1).

Таблица 1

Матрица факторов SWOT-анализа социально-экономических аспектов старения населения

Сильные стороны Слабые стороны

- Участие в сельском хозяйстве. - Повышение мобильности молодых поколений. - Помощь в трансформации образа семьи в сторону увеличения числа детей. - Снижение нагрузки на молодое поколение связанной с ведением домашнего хозяйства - Снижение возможности свободно распоряжаться доходами домашнего хозяйства. - Рост потребности в услугах здравоохранения и социальной сферы. - Несбалансированное распределение пожилых в тендерном отношении. - Трудности в миграционной мобильности молодых поколений

Окончание таблицы 1

Возможности Угрозы

- Привлечение одиноких пожилых людей к воспитанию детей. - Создание специализированных рабочих мест. - Увеличение пенсионного возраста - Снижение объема потребительского спроса. - Сокращение валового внутреннего продукта на душу населения. - Образование дефицита в пенсионном фонде. - Ухудшение соотношения между численностью работающих и неработающих людей

Составлено автором по материалам исследования

Сильными сторонами процесса старения населения является участие пожилых людей в сфере сельскохозяйственной деятельности на личных подсобных хозяйствах и дачных участках, а молодые поколения не располагают достаточным временем для этой работы. Пожилые люди с удовольствием живут за городом и все лето ухаживают за огородом в приусадебном участке, кроме того часто с ними летом живут и их внуки. Вторая сильная сторона - повышение мобильности молодых поколений и возможности повышения их образовательного и культурного уровня. Кроме того, старшее поколение участвует в трансформации образа семьи в сторону увеличения числа детей: мотивируют молодых людей к рождению детей, например, предлагая помощь в уходе за детьми и их воспитании. Люди старшего поколения помогают молодым с ведением домашнего хозяйства, получением образования более высокого уровня (второе высшее образование, магистратура и аспирантура), берут часть нагрузки на себя, в то время как молодые люди могут больше времени уделять работе и воспитанию детей [6].

С другой стороны, домашнее хозяйство зачастую теряет возможность свободно распоряжаться своими доходами из-за необходимости материально поддерживать пожилых родителей. С ростом численности лиц пожилого возраста увеличиваются затраты государства на здравоохранение и социальную сферу. Кроме того, существует проблема несбалансированности: женщин пожилого возраста больше, чем мужчин. Еще одной проблемой является снижение мобильности молодых поколений, так как необходимо ухаживать за престарелыми родителями.

Одной из угроз роста удельного веса пожилых людей в общей численности населения является снижение объема потребительского спроса, так как, как правило, пенсии меньше заработной платы. Кроме того, при сокращении доли занятого в экономике населения сократится показатель валового регионального продукта на душу населения, это негативно отразится на международном рейтинге России. В настоящее время в государстве задумываются о повышении пенсионного возраста, это приведет к сокращению продолжительности жизни и увеличению числа инвалидов. В связи с ростом удельного веса пожилых людей Пенсионный фонд может иметь дефицит и не справиться с нагрузкой по выплате пенсий, что приведет к увеличению дефицита бюджета [7].

Существует ряд возможностей использования роста числа пожилых людей: пожилых людей можно активно привлекать к воспитанию детей, создавая государственные детские сады, совмещенные с домами престарелых, незанятых пенсионеров можно привлекать в роли няни. После школы они могут забрать ребенка и проводить его домой, дождаться вместе с ним родителей. Пожилые люди, как правило, имеют большой жизненный и профессиональный опыт, поэтому их можно привлекать для обучения молодых специалистов или создавать для них специализированные рабочие места, где они могли бы реализовать себя.

Возможность повышения пенсионного возраста весьма спорная и требует особого рассмотрения. Так в 2015 г. средняя заработная плата в РФ составляла 31 325 руб. при отчислениях работодателя в пенсионный фонд - 22 % от зарплаты. Если учитывать, что в 2015 г. на каждого пожилого жителя приходилось 2 человека в трудоспособном возрасте, то сделав необходимой расчет, получим, что средняя пенсия составит 13 783 руб.

При увеличении пенсионного возраста на 5 лет на одного пенсионера будет приходиться уже 3 человека трудоспособного возраста, что увеличит возможную пенсию до 20 674 руб. В итоге Пенсионный фонд дополучит 147,319 млрд руб. - это позволит увеличить объем выплачиваемых пенсий.

С другой стороны, все больше пенсионеров выходят на пенсию раньше установленного законодательством срока в связи с получением профессиональных заболеваний и, в дальнейшем, инвалидности. В 2011 г. их доля

составила 21,9 %, а в 2014 г. — 47,8 %. Из этого следует, что уже сейчас многие люди не могут работать после наступления пенсионного возраста в силу проблем со здоровьем. Если увеличить возраст выхода на пенсию, то количество людей, получающих пенсии по инвалидности, тоже возрастет, в итоге расходы Пенсионного фонда не сократятся. В 2015 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин составила 65,3 лет, а у женщин 76,5 лет, и если повысить пенсионный возраст на 5 лет, то у мужчин он сравняется с ожидаемой продолжительностью жизни. Поэтому повышать пенсионный возраст не имеет смысла, так как многим людям придется выплачивать пенсию по инвалидности, к тому же резко сократится процент населения достигнувшего пенсионного возраста.

Таким образом, по итогам SWOT-анализа можно выявить возможности и препятствия использования некоторых аспектов старения населения для улучшения социально-экономической ситуации в стране.

Наиболее перспективным направлением привлечения пенсионеров в экономику является создание специализированных рабочих мест с учетом особенностей вида деятельности человека, в которую он был вовлечен до выхода на пенсию. В России люди пенсионного возраста играют огромную роль в воспитании последующих более молодых поколений, поэтому создаваемые рабочие места могут быть связаны, например, с воспитательной деятельностью. Привлечение пожилых людей к воспитанию детей сглаживает проблему несбалансированности в гендерном отношении, в 2015 г. пожилых женщин было больше, чем мужчин на 22 %.

Создание специализированных рабочих мест для пенсионеров высвобождает доходы домашних хозяйств и повышает мобильность молодых поколений, так как пожилые люди остаются активными в социальном плане и способны обеспечить себя всем необходимым. Почти половина домохозяйств с детьми пользуются услугами частных лиц - родственников, близких, знакомых в любом случае - лиц, для которых уход за детьми не является профессией. Тогда как институциональными услугами (т. е. услугами, предоставляемыми организациями и учреждениями) пользуется лишь треть домохозяйств с детьми [2].

Цена помощи пенсионера - занятость молодых трудоспособных членов семьм (почти половины всех городских домохозяйств с детьми или 8 % всех российских домохозяйств), причем часто максимальная, когда оба родителя (или один родитель в случае проживания без супруга) работают на полную ставку и выше. В противном случае в условиях старения населения и неблагоприятной возрастной структуры трудоспособного населения экономическая активность молодежи была бы ниже, как и уровень жизни семей с детьми, и во многих случаях родители отложили бы на неопределенное время рождение детей [5].

В настоящий момент в условиях высокой смертности населения необходимо менять отношение граждан к своему здоровью. В поликлиниках вводят диспансеризацию, которую может пройти любой желающий, это поможет решить проблему увеличения расходов на здравоохранение, так как тяжелые и хронические заболевания будут выявляться на ранних стадиях, и лечение будет более эффективным и результативным.

Старение населения приводит к изменению структуры потребительского спроса, поэтому производители должны подстраиваться под увеличивающуюся прослойку пожилых людей. Ориентироваться на их нужды, которые, прежде всего, связаны со сферой здравоохранения. Трудности в миграционной мобильности молодых поколений могут привести к снижению их доходов, что влияет на доходы Пенсионного фонда. Кроме того, с увеличением численности пенсионеров сокращается численность экономически активного населения, а в результате — поступления в Пенсионный фонд. В итоге возможен дефицит фонда. Увеличение пенсионного возраста вызовет рост расходов на здравоохранение и усугубит несбалансированность распределения пожилых людей в гендерном отношении.

Сильные стороны носят больше социальный, чем экономический характер, а угрозы, наоборот, то есть экономические угрозы не могут быть скомпенсированы социальными преимуществами. Преодоление угроз связанно с изменением политики государства в отношении пожилых людей. Необходимо изменять структуру предложений на рынке товаров и услуг в соответствии с растущей доли пожилых людей, создавать специальные рабочие места для них. Увеличение пенсионного возраста приведет к ослаблению сильных сторон, поэтому этот шаг преждевременен, так как в целом ожидаемая продолжительность жизни населения России по сравнению со странами Европы и развитыми государствами мира имеет невысокие значения.

Данный подход к решению проблемы старения приводит к негативным экономическим последствиям, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах. В обозримом будущем это снижает предложение труда,

а также ослабляет экономику. В долгосрочной перспективе это может грозить общеэкономическим кризисом: продолжительность жизни вырастет, и из-за этого в будущем в бюджете возникнет дефицит средств.

Другим вариантом является создание государством более гибких способов формирования пенсионных обязательств перед пенсионерами. Следует отметить, что такой путь не является успешным в долгосрочной перспективе из-за возможности возникновения распределительного конфликта между поколениями. В рамках пенсионной системы, построенной на принципе «солидарности поколений», каждое поколение сначала передает трансферт предыдущему (в виде пенсионных взносов), а затем получает трансферт от следующего. Если продолжительность жизни пенсионеров увеличится, то они столкнутся с относительным (по сравнению с зарплатой) снижением уровня пенсий. Это приведет к недовольству и требованиям повысить пенсии. Так как в России пенсионеры активно принимают участие в голосовании, и их доля увеличивается, то правительству придется принимать меры к увеличению пенсий.

Еще одним способом является улучшение соотношения числа пенсионеров и работников. Это можно осуществить несколькими способами:

- повысить минимальный рабочий стаж, необходимый для получения права на трудовую пенсию. В настоящее время он составляет 5 лет по сравнению с типичным для стран Организации экономического сотрудничества и развития требованием 25-30 лет трудового стажа для получения полной пенсии по возрасту;

- создать стимулы для модернизации работодателями рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, определяющими возможность досрочного выхода на пенсию;

- перейти к адресной политики предоставления пенсий, то есть платить пенсии только тем, чьи доходы ниже минимально установленного пенсионного дохода;

- отсрочка выплаты пенсий работающим пенсионерам.

Все перечисленные меры дают краткосрочный эффект, но в долгосрочной перспективе необходимо повышать пенсионный возраст. В настоящий момент эта мера не является наилучшим вариантом, однако, в будущем на смену поколению нынешних пенсионеров, условия жизни которых в молодости были не всегда удовлетворительными, придут пенсионеры, здоровье которых в силу объективных обстоятельств будет лучше. Это позволит постепенно увеличивать пенсионный возраст.

Повышение пенсионного возраста должно рассматриваться в совокупности с увеличением средней продолжительности жизни, улучшением условий труда и медицины. Кроме того, необходимо развивать институты здорового образа жизни, своевременного выявления и предупреждения заболеваний, это позволит продлить полноценную и здоровую жизнь человека. Проблема старения населения Российской Федерации является одной из первостепенных. В России наблюдается снижение доли экономически активного населения, что в долгосрочной перспективе приведет к экономическому кризису и кризису пенсионной системы. Государство не сможет обеспечить достойные пенсии, если пенсионеров будет больше, чем число занятых в экономике [4].

Возможные решения данной проблемы освещаются различными специалистами в данной сфере. Однако большинство государственных мер, направленных на регулирование сложившейся ситуации, являются неэффективными. Все они имеют невысокий краткосрочный эффект, но в долгосрочной перспективе либо не изменяют ситуацию, либо усугубляют проблемы бюджетного дефицита. Единственным возможным решение проблемы старения населения является увеличение пенсионного возраста. Данная мера будет действенна в долгосрочной перспективе, но в таком случае необходимо сначала увеличить продолжительность жизни, укрепить здоровье граждан и создать дополнительные институты для обеспечения работой лиц, находящихся в предпенсионном возрасте. Следует эффективнее использовать возможности по привлечению нетрудоспособного населения к социально-ориентированной деятельности, создавать рабочие места для желающих продолжить трудовую деятельность. Привлекать пенсионеров к посильным для них видам деятельности, вовлекать их в формирование института семьи.

Библиографический список

1. Гольдштейн, Г. Я. // SWOT-анализ / Г. Я. Гольдштейн, А. В. Катаев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

socioline.ru/files/swot.pdf (дата обращения: 27.02.2018).

2. Ибрагимова, Д. Х. Сколько «стоит» российская бабушка? // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе /

Под науч. ред. Т. М. Малевой, О. В. Синявской - М.: НИСП, 2007. - С. 636-637.

3. Константинова А. Г. Демографический потенциал: сущность и проблемы определения. В сб. Россия: тенденции перспективы развития / А. Г. Константинова, С. И. Кузин. - Издательство: ИНИАН РАН РФ. Отв. редактор В. И. Герасимов. - М.: 2017. - С. 665-671.

4. Кузин, С. И. Статистика социально-демографических групп населения. Учебное пособие / М. В. Карманов, А. А. Романов. - М.: МЭСИ, 1989. - C. 36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кучмаева, О. В. и др. Роль семьи в формировании человеческого капитала в инновационной экономике / Кол. монография / О. В. Кучмаева, Е. А. Марыганова, О. Л. Петрякова, С. О. Ларина, Н. А. Дмитриевская, О. В. Шулаева. - М.: МЭСИ, 2013. - С. 98-115.

6. Петропавловская, А.В. Становление и развитие системы непрерывного образования в России. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 11 (65). - С. 33-37.

7. Роик, В. Д. Пенсионная реформа: нужна концепция социального контракта поколений россиян для XXI века / В. Д. Роик // Журнал «ЭКО». - 2012. - № 2 - С. 58-71.

8. КонсультантПлюс «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Разработан Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons doc LAW 144190/ (дата обращения: 27.02.2018).

Reference

1. Goldstein G. Y., Kataev V. A. // SWOT-analiz [SWOT-analysis]. Available at: http://socioline.ru/files/swot.pdf (accessed 27.02.2018).

2. Ibragimova D. H. Skol'ko «stoit» rossiyskaya babushka? [How much "worth" Russian grandma?] // Roditeli i deti, muzhchiny i zhenshchiny v sem'e i obshchestve [Parents and children, men and women in the family and society]. / Under nauchn. edited by T. M. Maleva, O. V. Sinyavskaya, M.: NISP, 2007, pp. 636-637.

3. Konstantinova A. G., Kuzin S. I. Demograficheskiy potentsial: sushchnost' i problemy opredeleniya [Demographicpotential: the nature and problems of definition]. V sb. Rossiya: tendentsii perspektivy razvitiya [Russia: trends and prospects for development. Publisher: INION the Russian Academy of Sciences]. OTV. Editor Gerasimov, V. I. Moscow, 2017, pp. 665-671.

4. Kuzin S. I., Karmanov M. V., Romanov A. A. Statistika sotsial'no-demograficheskikh grupp naseleniya. Uchebnoe posobie [Statistics of socio-demographic groups of the population. Textbook], Moscow, MESI, 1989. P. 36.

5. Kuchmaeva O. V, Maryganova E. A. Petryakova O. L., Larin S. A., Dmitrievskaya N. A. , Shulaeva O. V Rol' sem'i v formirovanii chelovecheskogo kapitala v innovatsionnoy ekonomike [The role of the family in the formation of human capital in innovative economy] / Kollektivnaya monografiya [Collective monograph]. - M.: MESI, 2013, pp. 98-115.

6. Petropavlovskaya A. V. Stanovlenie i razvitie sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v Rossii [The Formation and development of system of continuous education in Russia]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.VPlekhanova [Bulletin of the Russian economic University named after G. V Plekhanov]. 2013, I. 11 (65), pp. 33-37.

7. Roik V. D. Pensionnaya reforma: nuzhna kontseptsiya sotsial'nogo kontrakta pokoleniy rossiyan dlya XXI veka [Pension reform: we need the concept of the social contract of the generations of Russians for the XXI century] Zhurnal «EKO» [The journal «ECO»]. 2012, I. 2, pp. 58-71.

8. Konsul'tantPlyus «Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda» [ConsultantPlus «Forecast of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period up to 2030»] / Razrabotan Minekonomrazvitiya Rossii [Developed by the Ministry of economic development of the Russian Federation]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ (accessed 27.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.